Научная статья на тему 'Основные проблемы организации позаказного производства в автомобилестроении и возможные пути их решения'

Основные проблемы организации позаказного производства в автомобилестроении и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1350
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ СБЫТА / ВЫТЯГИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОЗАКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОСОБЕННОСТИ ПОЗАКАЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА / МОДУЛЬНОСТЬ / COMPETITION / SALE PROBLEMS / EXPANDING PRODUCTION / JOB ORDER PRODUCTION / FEATURES OF JOB ORDER PRODUCTION / MODULARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Сергей Викторович, Сорокин Сергей Владимирович

в статье проанализирована проблема перехода к позаказной сборке в производстве автомобилей. Предложены пути решения на основе применения принципа модульности и современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснов Сергей Викторович, Сорокин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article analyzes the problems of the transfer to job order assembly in motor industry. We proposed the solutions based on the application of the principle of modularity and advanced information technologies.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы организации позаказного производства в автомобилестроении и возможные пути их решения»

С.В. Краснов, С.В. Сорокин

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗАКАЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

S.V. Krasnov, S.V Sorokin BASIC PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF JOB ORDER PRODUCTION IN MOTOR INDUSTRY AND ITS POSSIBLE SOLUTIONS

Ключевые слова: конкуренция, проблемы сбыта, вытягивающее производство, позаказное производство, особенности позаказного производства, модульность.

Keywords: competition, sale problems, expanding production, job order production, features of job order production, modularity.

Аннотация: в статье проанализирована проблема перехода к позаказной сборке в производстве автомобилей. Предложены пути решения на основе применения принципа модульности и современных информационных технологий.

Abstract: the article analyzes the problems of the transfer to job order assembly in motor industry. We proposed the solutions based on the application of the principle of modularity and advanced information technologies.

Большинство мировых автопроизводителей после кризиса стали агрессивно выводить на российский рынок новинки и обновлять модельный ряд, видимо, в расчете на реализацию отложенного спроса. Рынок легковых автомобилей оживился. По сравнению с 2007 и 2008 годами, когда наблюдался ажиотажный спрос, и продажи вышли на уровень 3 млн. автомобилей в год, мы видим много изменений. Мировые автопроизводители открывают локальное производство в России. 166-ой приказ, обязывающий обеспечить локализацию производства до 60% на территории РФ, помог прийти на российский рынок многим компаниям. Все автопроизводители активно расширяют свои производственные линейки.

В сложившейся ситуации очень остро встают вопросы конкуренции между отечественными автопроизводителями и их зарубежными конкурентами. Несомненным же лидером и по объёмам производства, и по доле от отечественного рынка легковых автомобилей является ОАО «АвтоВАЗ». Не секрет, что то благополучие, которое мы видим сейчас, обусловлено исключительно поддержкой, которую оказывает правительство России автомобильному рынку. Прежде всего, это программа утилизации, которая была предназаначена главным образом для АвтоВАЗа и позволила ему без прямых инвестиций выживать и закончить 2010 год с прибылью. Но такая искусственная ситуация не может и не будет сохранятся долго, поддержка государства закончится, а конкуренция на рынке продолжит расти. И в таких условиях у АвтоВАЗа и других отечественных автопроизводителей нет никакого другого пути, кроме как проводить глубокую модернизацию технологий и производства, за счёт чего предоставить потребителю отвечающий современным техническим требованиям автомобиль и что не маловажно, отвечающий его ожиданиям и потребностям.

К одному из основных путей решения проблем на АвтоВАЗе можно отнести перевод производства новых моделей автомобилей на так называемый «вытягивающий» принцип, который по отношению к конечному потребителю будет является «позаказным». В соответствии с этим принципом предприятие производит некоторую часть своей продукции по предварительному заказу потребителя, а не навязывает ему продукцию, которую оно выпускает в соответствии со своими, мало учитывающими тенденции рынка и запросы потребителя, планами. Продолжение же реализации «толкающей» системы производства приведёт к дальнейшей стагнации производства и спроса на выпускаемые АвтоВАЗом автомобили и, как следствие, дальнейшему снижению доли рынка, контролируемой

предприятием.

В современных экономических условиях спрос на автомобили в России хотя и растёт, но не достигает рекордных показателей 2008 года в 3125,5 тыс. шт. и удерживается в пределах 1500 - 2000 тыс.шт., что вынуждает отечественных и иностранных автомобилестроителей в буквальном смысле бороться за каждого платежеспособного покупателя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. В текущих неблагоприятных экономических условиях один из возможных путей выживания для отечественных автопроизводителей заключается в отказе от традиционного серийного производства автомобилей и переходе к позаказному промышленному производству, которое позволяет обеспечить в значительной мере гарантированный сбыт произведенной продукции.

Безусловно, серийное производство, по сравнению с позаказным, имеет ряд преимуществ, главным образом, для производителя. Однако даже при благоприятной ситуации на рынке производители серийных автомобилей вынуждены нести ощутимые издержки, связанные с необходимостью «замораживания» значительной доли капитала в виде запаса материалов и комплектующих, немалых затрат на транспорт и содержание обширных складских площадей для материалов, полуфабрикатов (деталей) и готовой продукции. И, конечно же, наиболее серьезный недостаток серийного производства - ограниченность предлагаемых вариантов комплектаций автомобилей. В условиях рыночной экономики перечисленные факторы часто могут являются определяющими при принятии решения о переходе к позаказному производству автомобилей.

Приемлемым способом перехода к позаказному производству для предприятий, осуществляющих традиционный серийный выпуск автомобилей, является реализация следующей двухступенчатой схемы. Вначале осуществляется техническое перевооружение предприятия с целью организации на нем гибкого автомобильного производства, ориентированного на выпуск серийной продукции. Затем, после накопления определенного опыта и необходимых финансовых ресурсов, выполняется реинжиниринг бизнес-процессов и модернизация информационной инфраструктуры предприятия, чтобы привести ее в соответствие с требованиями позаказного промышленного производства.

Однако при очевидной выгоде перехода на позаказное производство нельзя не отметить основные проблемы, которые придётся решить предприятию при переходе на новый тип производства. А именно, решить основное противоречие позаказного и массового производства, т.е. каким образом изготовить продукт так, чтобы он одновременно и учитывал потребности конкретного клиента, т.е. был индивидуальным, и сохранил бы определённый уровень себестоимости, как в случае с массовым производством.

Классифицируя производственные системы с точки зрения выполнения заказа, можно выделить следующие основные типы:

1. Изготовление на склад. Означает, что конечная продукция изготавливается полностью и поступает на склад в ожидании заказов, т.е. производство осуществляется впрок, под будущий заказ (спрос) клиентов, как правило, основываясь на данныхпрошлых периодов с поправкой на экспертные оценки менеджеров по продажам.Распространённый на сегодняшний день тип производства в России, приводящий к образованию больших запасов невостребованной продукции.

2. Сборка на заказ. Означает, что все компоненты изделий вплоть до сборочных единиц высокого уровня изготавливаются заранее и поступают на склад. В основе планирования производства компонент — прогнозируемый спрос на конечную продукцию или непосредственно на эти компоненты. При поступлении заказа на изделие определенной конфигурации выполняется окончательная сборка. Исходными моментами для производства являются прогнозируемый спрос и заказы.

3. Изготовление на заказ. Означает, что выполнена техническая подготовка производства, создан определенный запас материалов. Указанные действия могут быть выполнены полностью или частично, но в той степени, которая позволяет в случае необходимости завершить их, не нарушая установленных сроков выполнения заказов. При

изготовлении на заказ часть работ выполняется на основе прогнозируемого спроса, а часть — после получения заказа.

4. Конструирование на заказ. Означает, что техническая подготовка производства начинается только после получения заказа. В ряде случаев для предприятий со сложной продукцией данную классификацию дополняют еще одним типом — проектирование на заказ.

В условиях автомобилестроения организацию позаказного производства можно представить следующим образом. На основании предпочтений потребителей и основываясь на технологии сборки автомобилей, автомобиль можно разложить на несколько основных составляющих, куда можно отнести те комплектующие, которые представляют наибольший интерес для потребителя при принятии им решения о покупке конкретного автомобиля, конкретного производителя. К таковым можно отнести:

• тип кузова (седан, хэтчбек, универсал);

• цвет кузова и обивки салона;

• двигатель (объём, тип: дизельный, бензиновый, гибридный);

• трансмиссия (механическая, автоматическая, роботизированная);

• системы безопасности (подушки безопасности, АБС, системы стабилизации, курсовой устойчивости и др.).

Так же можно выделить целую группу комплектующих, относящихся к категории комфорта, удобства и внешнего вида, например: предустановленная аудиосистема, обогрев сидений, противотуманные фары, омыватели фар, электростеклоподъёмники, климатическая система.

На основании приведённой выше классификации комплектующих автомобиля, можно с уверенностью сказать, что в текущих условиях массового производства не возможно организовать сборку автомобиля, удовлетворяющего потребности клиента в чёткие сроки, сохранив стоимость такого автомобиля, близкую к стоимости типового. Для решения данной проблемы необходимо проводить перестройку производства, делая его более гибким. Например, сохранив производство на основе прогнозируемого спроса, т.е. массовое, но предусмотреть возможности изготовления автомобиля по конкретному заказу клиента, для чего необходимо во время сборки автомобиля создать условия и возможности по установке на него дополнительных, не типовых, а заказанных клиентом комплектующих.

Позаказное промышленное производство автомобилей позволяет если не ликвидировать, то существенно смягчить это противоречие, предлагая потребителям широкий выбор возможностей по комплектации автомобилей и установке на них дополнительных аксессуаров.

В отличие от традиционного серийного и массового выпуска автомобилей, позаказное производство имеет ряд особенностей, описанных ниже.

Очевидно, что в условиях достаточно насыщенного рынка и крайне высокой конкуренции для успешной реализации сбытовой программы промышленное предприятие должно выпускать продукцию, которая, как минимум, имеет одно из следующих конкурентных преимуществ:

• более высокое качество, чем продукция конкурентов (при одинаковом уровне цен на нее);

• более низкую цену, чем продукция конкурентов (при одинаковом уровне качества);

• более широкую номенклатуру, чем продукция конкурентов (при одинаковых уровнях цены и качества);

• возможность планировать производство, за счёт поступления предварительных заказов;

• гарантируемый сбыт произведённой продукции;

• сокращение логистических издержек;

• расширение рынка сбыта;

• увеличение прибыли.

Кроме того, важным преимуществом является наличие у предприятия возможностей для изготовления и поставки продукции потребителям в более короткие сроки, чем это могут сделать конкуренты.

При позаказном производстве автомобилей перечисленные выше условия имеют следующие специфические особенности:

• повышенные требования к качеству продукции, поскольку у каждого заказа имеется конкретный «адресат» - заказчик, или клиент, который любые ошибки проектирования и производственные дефекты часто воспринимает как «личное неуважение»;

• жесткие временные ограничения на сроки изготовления автомобиля (по той же причине, что и указанные в предыдущем пункте требования к качеству продукции);

• высокая финансовая ответственность исполнителя заказа за выполнение требований, отраженных в первом и втором пунктах, приведенных выше;

• формирование «цепочки ответственности» отдельных производственных подразделений исполнителя, вовлечённых в процесс производства;

• сложность реорганизации технологических процессов при переходе на новый тип производства.

Как известно, существует определенное противоречие между автопроизводителями и конкретными потребителями их продукции. Оно состоит в том, что производители автомобилей стремятся выпускать унифицированную продукцию, эффективно используя имеющиеся у них определенные технологии, т.е. условия, способы и средства производства, а почти каждый потребитель желает получить автомобиль в устраивающей и удобной для него комплектации.

Интересы субъектов и соответствующие этим интересам свойства производств представленны в таблице 1.

Таблица 1 - Участники автомобильного рынка, их интересы и свойства производств,

соответствующие этим инте Субъект ресам Интересы Свойства

Производитель Серийное производство - низкая себестоимость; ограниченность вариантов.

Потребитель Индивидуальное производство - высокая себестоимость; неограниченные варианты комплектации.

Анализ свойств показывает, что решение проблемы возможно только путем интеграции положительных сторон серийного и индивидуального производства, а именно:

• большой спектр вариантов комплектации;

• низкая себестоимость.

На первый взгляд это взаимоисключающие свойства, однако более детальный анализ показывает, что и производитель, и потребитель рассматривают автомобиль не как объект, состоящий из огромного числа деталей, а как объект, состоящий из ограниченного числа (1020) модулей, именно модульность является основой для компромисса, а следовательно и для интеграции.

Действительно, производители, развивая серийное производство, перешли к тому, что сборочные заводы, по сути, только собирают автомобиль из модулей, которые поставляются поставщиками, а потребители, исходя из практического опыта, пришли к выводу, что их требования сводятся к спецификации ограниченного набора модулей.

Таким образом, для того, чтобы организовать позаказное производство, необходимо:

• применять принцип модульности;

• максимально интегрировать потребительские и производственные модули;

• производителям использовать конвейрно - сменные модули;

• применять современные информационные технологии на всех стадиях жизненного цикла автомобиля.

Под последним понимается подробная компьютерная симуляция и визуализация реальных процессов производства, его виртуальное представление. С позиции автоматизации, технология цифрового производства являет собой программное решение, которое связывает все сферы производства изделия, включая:

• разработку производственного процесса;

• моделирование (имитацию) производственного процесса и технологическую подготовку производства;

• управление производством.

Одна из ключевых целей концепции цифрового производства - свести воедино существующую информацию об изделии, процессах, ресурсах и производственном оборудовании и на основе этого сделать производство более эффективным.

В качестве конкретного инструмента реализации концепции цифрового производства можно рассмотреть систему Tecnomatix компании PLMSoftware.

Система Tecnomatix представляет собой комплекс гибких программных средств, которые позволяют еще до начала выпуска изделия выполнить имитационное моделирование производственных систем и процессов, проанализировать и обеспечить их максимальную эффективность. Технологи получают возможность видеть заранее, как будет выполняться план производства, что способствует экономии ресурсов и позволяет избежать проблем в реальном производстве.

Внедрение Tecnomatix на предприятии:

• обеспечивает быструю реакцию на изменения в проекте изделия;

• позволяет изучить воздействие принимаемых решений на виртуальной модели еще до того, как будут затрачены материальные ресурсы для претворения этих решений в жизнь;

• дает возможность убедиться, что выбранные бизнес-процессы позволяют добиться ожидаемых коммерческих результатов.

Tecnomatix позволяет убедиться, что процесс производства построен с максимально возможной эффективностью. Функционал пакета позволяет в имитационном режиме осуществлять следующие действия:

• задавать и проверять последовательность сборки изделия;

• создавать схемы расположения сборочных конвейеров;

• моделировать определенные операции и потоки материалов для оптимизации

производственных процессов;

• задавать время, необходимое для выполнения каждой операции;

• проверять производительность линий и ритмичность производственного процесса;

• планировать производственную программу на основе имеющихся у предприятия данных;

• последовательно управлять процессом производства;

• вести и отслеживать исполнение заказов, поступление необходимых для этого материалов и выполнение соответствующих производственных процессов;

• получать в режиме реального времени информацию о выполнении производственных процессов и отклонениях от плана.

Библиографический список

1. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И. и другие. Автоматизация управления предриятием. - М.: Инфра-М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.