Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3307
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / КНДР / МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ / REPUBLIC OF KOREA / DPRK / INTER-KOREAN RELATIONS / UNIFICATION / PROBLEMS OF UNIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дедова Вероника Олеговна

На современном этапе межкорейских отношений вопрос объединения оказывает значительное влияние на политическую обстановку в регионе, в значительной мере это проявляется в активизации КНДР в вопросах своей внешней политики и попытках наладить отношения с Республикой Корея и США. Несмотря на значительные положительные тенденции в корейском вопросе, проблема объединения все еще остается актуальной. В статье рассматривается вопрос объединения КНДР и Республики Корея. Целью работы является выявление основных проблем, препятствующих объединению двух стран. Для достижения поставленной цели был проведен анализ этапа разделения страны на Северную Корею и Южную, принятых политических курсов и попыток укрепления контактов между правительствами, экономического состояния КНДР. В результате были выявлен ряд препятствий на пути к воссоединению Кореи, среди которых различие идеологий, которое наблюдается с начального периода разделения страны, разные планы объединения, двойственное поведение со стороны КНДР, экономическая отсталость Северной Кореи, нежелание северокорейской элиты идти на риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF KOREAN UNIFICATION

At the present stage of inter-Korean relations, the issue of unification has a significant impact on the political situation in the region, to a large extent the reason for this is North Korea’s active foreign policy in the resent years and its attempts to build good relations with the Republic of Korea and the United States. Despite significant positive trends in Korean unification, the problem of the Korean peninsula is still urgent. The article covers the issue of unification of the DPRK and the Republic of Korea. The aim of this work is to identify the main problems preventing the unification of Korea. To achieve this goal, the division of the country into North and South, adopted policies, attempts to strengthen contacts between governments and the economic situation in the DPRK were analyzed. As a result, a number of obstacles were identified, among which the difference in ideologies that has been observed since the beginning of separation, difference in unification plans, unacceptable behavior of the DPRK, the economic backwardness of North Korea, and the reluctance of the North Korean elite to take risks.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕИ»

Основные проблемы объединения Кореи The Main Problems of Korean Unification

Дедова Вероника Олеговна

Студент 4 курса

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики "

РФ, г. Москва e-mail: veronica. dedova@gmail.com

Dedova Veronika

Student 4 term

Faculty of World Economy and International Affairs National Research University Higher School of Economics

Russia, Moscow e-mail: veronica. dedova@gmail.com

Аннотация.

На современном этапе межкорейских отношений вопрос объединения оказывает значительное влияние на политическую обстановку в регионе, в значительной мере это проявляется в активизации КНДР в вопросах своей внешней политики и попытках наладить отношения с Республикой Корея и США. Несмотря на значительные положительные тенденции в корейском вопросе, проблема объединения все еще остается актуальной. В статье рассматривается вопрос объединения КНДР и Республики Корея. Целью работы является выявление основных проблем, препятствующих объединению двух стран. Для достижения поставленной цели был проведен анализ этапа разделения страны на Северную Корею и Южную, принятых политических курсов и попыток укрепления контактов между правительствами, экономического состояния КНДР. В результате были выявлен ряд препятствий на пути к воссоединению Кореи, среди которых различие идеологий, которое наблюдается с начального периода разделения страны, разные планы объединения, двойственное поведение со стороны КНДР, экономическая отсталость Северной Кореи, нежелание северокорейской элиты идти на риски.

Annotation.

At the present stage of inter-Korean relations, the issue of unification has a significant impact on the political situation in the region, to a large extent the reason for this is North Korea's active foreign policy in the resent years and its attempts to build good relations with the Republic of Korea and the United States. Despite significant positive trends in Korean unification, the problem of the Korean peninsula is still urgent. The article covers the issue of unification of the DPRK and the Republic of Korea. The aim of this work is to identify the main problems preventing the unification of Korea. To achieve this goal, the division of the country into North and South, adopted policies, attempts to strengthen contacts between governments and the economic situation in the DPRK were analyzed. As a result, a number of obstacles were identified, among which the difference in ideologies that has been observed since the beginning of separation, difference in unification plans, unacceptable behavior of the DPRK, the economic backwardness of North Korea, and the reluctance of the North Korean elite to take risks.

Ключевые слова: Республика Корея, КНДР, межкорейские отношения, объединение, проблемы объединения.

Key words: Republic of Korea, DPRK, inter-Korean relations, unification, problems of unification.

ХХ в. в истории Кореи является важным периодом, определяющим всю дальнейшую судьбу развития Корейского полуострова. Так, в середине ХХ в. Корея была освобождена от японской аннексии, которая длилась более тридцати лет (1910-1945). После заключения «Общего военного и военно-морского приказа №1» 2 сентября 1945 г. правительствами таких стран, как Великобритания, США и СССР, 38 параллель была объявлена пограничной зоной принятия капитуляции японских войск. С юга от данной линии капитуляцию принимали союзные сил ООН и США, с севера - СССР. Это стало переломным моментом в истории Кореи. Полуостров разделился на два самостоятельных государства с совершенно разными политическими и идеологическими режимами. 15 августа 1948 г. на южной части полуострова объявлено установление Республики Корея, а 9 сентября 1948 г. на северной части провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика.

Разделение Кореи стало еще более острой проблемой в 1950-х г. Война на Корейском полуострове, длившаяся с 1950 по 1953 гг., не привела ни к каким существенным результатам, кроме усиления взаимного недоверия правительств Ким Ир Сена (1912-1994) и Ли Сын Мана (1875-1965). «<...> Корейская война закончилась ничьей как международный военный конфликт, но отнюдь не как компромисс между силами Севера и Юга.[3]»

Несмотря на то, что обе страны выражали и выражают желание объединиться. Разногласия в политической, экономической и идеологической сферах мешают правительствам двух стран на пути к этому.

Истоки проблемы объединения

Проблема объединения Кореи является одной из самых значимых для КНДР и РК. Так, в четвертой статье конституции Республики Корея указано, что страна стремиться к мирному объединению [12]. Равно как 9 статья конституции КНДР содержит информацию о том, что государство борется за объединение Родины на основе самостоятельности, мира и народной консолидации [13]. Однако, несмотря на закрепленную на законодательном уровне политику объединения, обе страны столкнулись с рядом трудностей, которые не удается преодолеть и по сей день.

Одним из главных первоначальных факторов усложнения межкорейских взаимоотношений стало вмешательство таких сверхдержав как СССР и США. Восстановление Кореи после японской аннексии происходило на фоне идеологической вражды социалистического и капиталистического блоков. Каждый из которых старался осуществить свои интересы в Северо-Восточном регионе. Корейский полуостров стал одним из ярчайших примеров политической площадки, на которой формировалась биполярная система международной политики. КНДР получила поддержку от социалистического блока, в частности от СССР и КНР, РК, в свою очередь, стала частью трехсторонней системы США-Япония-Республика Корея. Несмотря на то, что обе Кореи получали материальную, политическую и экономическую помощь, сверхдержавы в разные периоды времени проявляли разную степень заинтересованности к Корее и региону в целом.

В 1950-х г. социалистических блок ощущал значительные трудности в Северо-Восточном регионе Азии. Одной из причин их возникновения стало неучастие СССР в Корейской войне (1950-1953), кроме того смерть Сталина (1878-1953) и последовавший за этим доклад «О культе личности и его последствиях», представленный С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС (1956), выявили кризис политических интересов СССР, КНР и КНДР. Если дружественные отношения между СССР и КНР еще сохранялись до 1960 г., то Международное совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1957 г. показало несостоятельность отношений между СССР и КНДР. Данные разногласия стали причиной сближения Северной Кореи с Китаем. КНДР стал всё более опираться на КНР, поддерживая ее на мировой политической арене. КНР, со своей стороны, оказывал значительную экономическую помощь Северной Корее. В период с 1945 по 1970 гг. было выделено 541 млн. долларов на восстановление инфраструктуры КНДР [4]. С 1962-1965 гг. Северная Корея была полностью солидарна с позицией Китая по всем важнейшим вопросам [4]. Несмотря на то, что в социалистическом блоке не было сплоченности, Северная Корея по-прежнему во многом зависела от поддержки братских стран.

С другой стороны, политический блок США-Япония- Республика Корея с каждым годом только крепчал. В период с 1950 по 1960 гг. США проводила активную политику в Восточной Азии, заключив ряд договоров, среди которых договор о гарантии безопасности между США и Японией (1951), договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией (1960), договор о взаимной обороне между США и Республикой Корея (1953). 22 июня 1965 г. был заключен важный для японо-южнокорейских отношений договор о нормализации двухсторонних отношений и взаимодействием между двумя странами. Все заключенные

договоры способствовали консолидации капиталистического блока Восточной Азии.

Таким образом, как Северная Корея, так и Южная после разделения единой страны и безрезультатной попытки объединения во время Корейской войны (1950-1953), стали отдаляться друг от друга всё больше. КНДР и РК приняли совершенно разные идеологические системы. Северная Корея взяла за основу марксизм-ленинизм, позднее переработав данную систему под корейские реалии. В итоге в 1955 г. Ким Ир Сен принял идеологию чучхе в качестве политической опоры, заявив об этом в докладе «Об исключении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении Чучхе». Южная Корея пошла по американскому капиталистическому пути. Возможно, именно наличие противоположных политических систем, сложившихся на ранних этапах установления государственности, является причиной безуспешности попыток объединения.

Возможные причины проблем объединения

На протяжении всей истории существования КНДР и РК обе стороны делали усилия для объединения, проводили переговоры на высшем уровне и заключали взаимовыгодные договора. Однако, никаких серьезных и видимый результатов это не принесло. На ранних этапах развития государств, несмотря на готовность Северной Кореи проводить объединение, Южная Корея придерживалась политики «объединение после строительства» [4], это означало, что вопрос объединения будет рассмотрен только после развития РК хотя бы до уровня Северной Кореи. В связи с этим Южной Кореей был предпринят ряд мер по экономическому строительству, среди которых пятилетние планы (1962-1966, 1967-1971, 1972-1976, 1977-1981, 1982-1986, 1987-1991).

Кроме того, одной из главных причин возникновения трудностей является несоответствие представлений об объединении. В «Трех принципах объединении Родины» (1972) Ким Ир Сен пишет, что объединение должно проходить, основываясь на идеях самостоятельности, консолидации и мирных начал [2]. Под самостоятельностью подразумевается опора на силы нации, без вмешательства других государств, поскольку они не имеют искренней заинтересованности в деятельности других стран. Данное заявление подразумевает отказ от американских вооруженных сил. Однако, Южная Корея не согласна предпринимать данные меры.

Второй причиной может послужить двойственное поведение со стороны Северной Кореи. Так, в 1972 г. была подписана Совместная декларация Севера и Юга, которая утверждала необходимость ослабления уровня недоверия и недопонимания между двумя странами, возобновления двухстороннего обмена, проведения телефонных переговоров между правительствами и обязательства следовать данному договору на благо нации [8]. Кроме того, в 1977 г. пост президента США занял Джимми Картер, который в предвыборной программе заявил, что намерен вывести американские войска из Южной Кореи [1]. Однако, в 1976 г. в районе Пханмунчжома были убиты двое американских солдат [4], что еще больше обострило отношения между странами. Таким образом, непоследовательные действия КНДР и нарушение договоров, отрицательно повлияли на межкорейские отношения.

Позднее были заключены и другие декларации относительно укрепления отношений между Северной и Южной Кореей: «Соглашение о примирении, взаимном ненападении, сотрудничестве и обмене между двумя Кореями» (1991) [9], «Совместная декларация о денуклеаризации на Корейском полуострове» (1992) [14], «Межкорейская совместная декларация» (2000) [10], «Декларация о развитии межкорейских отношений» (2007), «Декларация о мире и объединении Корейского полуострова» [6] (2018). Целью всех вышеперечисленных деклараций является установление мира, взаимообмена, укрепления взаимодоверия, продолжения диалога на всех уровнях. Однако, все вышеперечисленные меры направлены в основном на улучшение политической обстановки между двумя странами, нежели какому-либо вида объединения.

Из этого следует, что несмотря на многократные попытки сближения двух стран, а также выказанное желание объединиться, существует ряд проблем, препятствующих этому.

Актуальные проблемы объединения

Основные трудности, связанные с объединением, можно разделить на два направления: экономические и политические.

В экономическом направлении главную сложность представляет восстановление северокорейской экономики и инфраструктуры. Современная северокорейская экономическая система практически неработоспособна. Около 50% населения заняты в «черной» или «серой» коммерческой деятельности [5]. Большинство предприятий либо используют устаревшую технику и оборудование, либо закрыты. Страна слабо электрифицирована, на большей части территории отсутствуют машинные магистрали и железные дороги. Кроме того, необходимо провести перевод военных предприятий на производство гражданской техники, создать современный банковский сектор и ликвидировать убыточные предприятия. Северокорейские долги перед другими странами также станут проблемой объединенной страны. Всё это потребует больших денежных затрат со стороны Южной Кореи. Кроме того, согласно книге Ланькова Андрея Николаевича «Tigers and bears. Saying the unthinkable about unification» слабый уровень образования северокорейских работников также станет проблемой, которую необходимо будет решить за счет средств Южной Кореи [7].

Политический аспект в первую очередь связан с правящей элитой из Северной Кореи. Многие из них могут негативно воспринять объединение, поскольку это может стать угрозой и привести к потере авторитета и влияния в стране. Так, в случае объединения и возможности свободно передвигаться по территории двух стран, жители Северной Кореи смогут наблюдать картину более свободной и богатой жизни южан, что, возможно, приведет к полному свержению северокорейского правительства. Кроме того, возможна ситуация ухудшения отношений с Китаем, который является важным экономическим партнером Кореи.

Актуальные проблемы в вопросе объединения требуют более детального анализа рисков и преимуществ. Существующие на данный момент трудности являются непреодолимым препятствием на пути к объединению.

Заключение

Проблема объединения КНДР и РК возникла, в первую очередь, из-за вмешательства внешних сил в развитие государства. США и СССР укрепляли свое влияние в Северо-Восточной Азии. Взяв под опеку государства Корейского полуострова, сверхдержавы направляли их по желанному пути развития с целью укрепления своего влияния на новой территории. Однако, это повлияло не только на регион и международные отношения в целом, но и на взаимоотношения стран, которые когда-то были едины. Принятые идеологии и политическое устройство двух стран и по сей день являются главным фактором осложнения межкорейского взаимодействия и угрозой региональной стабильности. Правительства обеих стран периодически предпринимают меры по интеграции и кооперации, взаимообмену и разряжению обстановки, однако большинство из принятых мер либо не использовались в полном объеме, как, например, предложение проводить частые встречи на высшем уровне [11], или нарушались, как это произошло с декларацией о денуклеаризации на Корейском полуострове (1992) [14].

На современном этапе появляются все новые трудности. Экономический прорыв Южной Кореи и сильная экономическая отсталость Северной вызывают сомнения у южнокорейских научных и политических деятелей в целесообразности объединения. Кроме того, сильная узурпация власти северокорейской элитой и страх потерять привилегированное положение являются, несомненно, большой преградой на пути к единению. Однако, сильные санкции со стороны США и ООН, а также более открытое отношение Ким Чен Ына к проведению саммитов и обсуждению способов решения экономических и политических проблем, может

повлиять на дальнейшее позитивное развитие вопроса объединения.

Список используемой литературы:

1. Ермольцев Д. Джеймс Картер и советские диссиденты. // Архив национальной безопасности. [Электронный ресурс] URL: http://www.freedominfo.org/documents/RusPro/Carter.html (дата обращения: 11.05.2019)

2. Ким Ир Сен. О трех принципах объединения родины. Май, ноябрь 1972 г. Корея, Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках. 1986.

3. Корея: уроки истории и вызовы современности. М.: ИДВ РАН, 2013.

4. Ланко Д.А., Ланцова И.С. Внутренние и международные факторы отношений между двумя корейскими государствами в 50 - 80-е годы ХХ века. Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://cvberleninka.ru/article/v/vnutrennie-i-mezhdunarodnve-faktorv-otnosheniv-mezhdu-dvumva-korevskimi-gosudarstvami-v-50-80-e-godv-xx-veka (дата обращения: 12.05.2019)

5. Михеева В., Федоровский А. Объединение Кореи: возможные вызовы и «ловушки» М.: ИМЭМО РАН. 2016.

6. Южная Корея и КНДР прекращают любые враждебные действия в отношении друг друга. // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnava-panorama/5163598 (дата обращения: 12.05.2019)

7. Lankov Andrei. Tigers and Bears: Saving the Unthinkable about Unification, NK News, 2016

8. У^- o^ 091 (Совместная декларация Севера и Юга 1972 г.) [Электронный ресурс] URL: https://ko.wikisource.org/wiki/7%C2%B74 %EB%82%A8%EB%B6%81 %EA%B3%B5%EB%8F%99 %EC%84% B 1%EB%AA%85%EC%84%9C (дата обращения: 30.05.20)

9. У^А|-0|°| ^ ^ &01, 1991.12.10 (Соглашение о примирении, взаимном ненападении, сотрудничестве и обмене между двумя Кореями. 10.12.1991) [Электронный ресурс] URL:

https://ko.wikisource.org/wiki/%EB%82%A8%EB%B6%81%EC%82%AC%EC%9D%B4%EC%9D%98 %ED%99% 94%ED%95%B4%EC%99%80 %EB%B6%88%EA%B0%80%EC%B9%A8 %EB%B0%8F %EA%B5%90%EB%A 5%98%C2%B7%ED%98%91%EB%A0%A5%EC%97%90 %EA%B4%80%ED%95%9C %ED%95%A9%EC%9D %98%EC%84%9C (дата обращения: 30.05.20)

10. 6.15 У^- ^^ (Совместная декларация Севера и Юга) [Электронный ресурс] URL: https://ko.wikisource.org/wiki/2000 %EB%82%A8%EB%B6%81%EC%A0%95%EC%83%81%ED%9A%8C%EB% 8B%B4 %ED%95%A9%EC%9D%98%EC%84%9C (дата обращения: 30.05.20).

11. ^^^^^ ° ^^ (Декларация по развитию отношений и поддержанию мира между Севером и Югом) [Электронный ресурс] URL: https://m.pressian.com/m/pages/articles/85786?no=85786 (дата обращения: 30.05.20).

12. СШ^^^ы (Конституция Республики Корея) // (Государственный законодательный информационный центр). 1987. [Электронный ресурс] URL:

http://www.law.go.kr/lsEftnfoP.do?lsiSeq=61603# (дата обращения: 12.05.2019)

13. Ы (Конституция КНДР) // NYTimes - 2008. [Электронный ресурс] URL:

http://graphics8.nvtimes.com/packages/pdf/world/NorKo (дата обращения: 10.05.2019)

14. ^^ 1992.02.18 (Совместная декларация о денуклеаризации на

Корейском полуострове. 18.02.1992) [Электронный ресурс] URL:https://ko.wikisource.org/wiki/^^ (дата обращения: 10.05.19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.