Научная статья на тему 'Основные проблемы новейшей истории сирийско-российских военно-политических двусторонних отношений (2000-2014)'

Основные проблемы новейшей истории сирийско-российских военно-политических двусторонних отношений (2000-2014) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / РОССИЯ / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SYRIA / RUSSIA / BILATERAL RELATIONS / THE FIGHT AGAINST TERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кретинин С. В., Хамида И.

Актуальность. Авторы анализируют основные векторы российско-сирийских отношений в 2000-2014 годах. Проблематика, анализируемая в статье, является актуальной, потому что сирийский конфликт не завершен, а Россия стала одним из его вынужденных участников. Целью статьи является изучение современного этапа в актуальной истории отношений между Сирией и Россией в военной и политической сферах. Источники. Статья базируется на анализе арабских, сирийских и турецких источников. Методы. Авторы используют методы исторической науки, чтобы показать динамику развития политического сотрудничества между Россией и Сирией. Результаты. Анализируя отношения между странами, авторы приходят к нескольким выводам. Во-первых, предполагается, что Россия стала основным и важнейшим политическим союзником Сирии. В статье показано, что российская политика в отношении САР была составной частью ее ближневосточной стратегии в целом. Во-вторых, Россия сыграла ведущую роль в стабилизации ситуации в Сирии. Кроме этого предполагается, что отношения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой имеют равноправный характер. В-третьих, авторы анализируют, как Россия и Сирия развивают военные и политические отношения. Отмечено, что роль РФ как фактора политического единства и независимости Сирии в урегулировании внутриполитической ситуации в Арабской Республике будет возрастать. Выводы. В целом в статье показано, что 2000 -2014 гг. стали важным этапом в истории двусторонних отношений между САР и РФ в политическом и военном сотрудничестве. Авторы полагают, что эти отношения можно анализировать как элемент международной борьбы против исламского терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of recent history of the Syrian-Russian military-political bilateral relations (2000-2014)

Relevance. Authors analyze the main vectors of Russian-Syrian relations in 2000 2014. The problems, analyzed in the article, are relevant, because the Syrian conflict is not settled, and Russia has become one of its forced participants. Purpose. The purpose of the article is to study the actual stage in the current history of relations between Syria and Russia in the military and political spheres. Sources. The article is based on an analysis of Arab, Syrian and Turkish sources. Methods. The authors used the methods of historical science to show the dynamics of the development of political cooperation between Russia and Syria. Results . Analyzing relations between countries, the authors come to several conclusions. Firstly, it is assumed that Russia has become Syria’s main and most important political ally. The article shows that Russian policy towards the SAR was an integral part of its Middle East strategy in general. Secondly, Russia played a leading role in stabilizing the situation in Syria. In addition, it is assumed that relations between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic are of an equal nature. Thirdly, the authors analyze how Russia and Syria are developping military and political relations. It is also shown that the role of the Russian Federation as a factor in the political unity and independence of Syria in stabilization of domestic political situation in the Arab Republic will increase. Conclusions. In general, the article shows that the period from 2000 to 2014 became an important stage in the history of bilateral relations between the SAR and the Russian Federation in political and military cooperation. The authors believe that these relations can be analyzed as an element of the international struggle against Islamic terrorism.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы новейшей истории сирийско-российских военно-политических двусторонних отношений (2000-2014)»

УДК 327.5607.00.02

DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-350-355

Основные проблемы новейшей истории сирийско-российских военно-политических двусторонних отношений (2000-2014)

С. В. Кретинин, И. Хамида

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Актуальность. Авторы анализируют основные векторы российско-сирийских отношений в 2000-2014 годах. Проблематика, анализируемая в статье, является актуальной, потому что сирийский конфликт не завершен, а Россия стала одним из его вынужденных участников. Целью статьи является изучение современного этапа в актуальной истории отношений между Сирией и Россией в военной и политической сферах. Источники. Статья базируется на анализе арабских, сирийских и турецких источников. Методы. Авторы используют методы исторической науки, чтобы показать динамику развития политического сотрудничества между Россией и Сирией. Результаты. Анализируя отношения между странами, авторы приходят к нескольким выводам. Во-первых, предполагается, что Россия стала основным и важнейшим политическим союзником Сирии. В статье показано, что российская политика в отношении САР была составной частью ее ближневосточной стратегии в целом. Во-вторых, Россия сыграла ведущую роль в стабилизации ситуации в Сирии. Кроме этого предполагается, что отношения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой имеют равноправный характер. В-третьих, авторы анализируют, как Россия и Сирия развивают военные и политические отношения. Отмечено, что роль РФ как фактора политического единства и независимости Сирии в урегулировании внутриполитической ситуации в Арабской Республике будет возрастать. Выводы. В целом в статье показано, что 2000 -2014 гг. стали важным этапом в истории двусторонних отношений между САР и РФ в политическом и военном сотрудничестве. Авторы полагают, что эти отношения можно анализировать как элемент международной борьбы против исламского терроризма.

Ключевые слова: Сирия, Россия, двусторонние отношения, борьба с терроризмом, международное сотрудничество.

The main problems of recent history of the Syrian-Russian

military-political bilateral relations (2000-2014) S. V. Kretinin, E. Khamida

Voronezh State University, Voronezh

Relevance. Authors analyze the main vectors of Russian-Syrian relations in 2000 - 2014. The problems, analyzed in the article, are relevant, because the Syrian conflict is not settled, and Russia has become one of its forced participants. Purpose. The purpose of the article is to study the actual stage in the current history of relations between Syria and Russia in the military and political spheres. Sources. The article is based on an analysis of Arab, Syrian and Turkish sources. Methods. The authors used the methods of historical science to show the dynamics of the development of political cooperation between Russia and Syria. Results. Analyzing relations between countries, the authors come to several conclusions. Firstly, it is assumed that Russia has become Syria's main and most important political ally. The article shows that Russian policy towards the SAR was an integral part of its Middle East strategy in general. Secondly, Russia played a leading role in stabilizing the situation in Syria. In addition, it is assumed that relations between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic are of an equal nature. Thirdly, the authors analyze how Russia and Syria are developping military and political relations. It is also shown that the role of the Russian Federation as a factor in the political unity and independence of Syria in stabilization of domestic political situation in the Arab Republic will increase. Conclusions. In general, the article shows that the period from 2000 to 2014 became an important stage in the history of bilateral relations between the SAR and the Russian Federation in political and military cooperation. The authors believe that these relations can be analyzed as an element of the international struggle against Islamic terrorism.

Keywords: Syria, Russia, bilateral relations, the fight against terrorism, international cooperation.

© Кретинин С. В, Хамида И., 2019

Постановка проблемы

Новейшая история международных отношений в регионе Ближнего Востока связана с многочисленными региональными военными, политическими, этническими и религиозными противоречиями как между странами региона и населяющими его народами, так и внешними факторами, связанными с вмешательством региональных держав, включая Турцию и Израиль. Кроме этого, важными факторами истории региона на протяжении 2000-2014 годов стали внешние силы, включая ЕС, РФ и США, поэтому регион может восприниматься как сфера столкновения политических и экономических интересов России и Соединенных Штатов. Новейшая и актуальная история региона обеспечивает его исследователей многочисленными примерами и проявлениями подобных конфронтацией.

Актуальность

Авторы полагают, что тематика и проблематика данной статьи является актуальной в силу ряда причин. Во-первых, большинство текстов, сфокусированных на ситуации в современной Сирии, могут быть условно отнесены к числу политологических. Во-вторых, современная российская историография сталкивается с явным дефицитом исследований, посвященных новейшей актуальной современной истории этой арабской страны в контекстах двусторонних российско-сирийских отношений.

Цель статьи

В центре внимания авторов в настоящей статье - проблемы сирийско-российских отношений на новейшем этапе истории в период между 2000 и 2014 годами. Целью является анализ основных моментов и направлений в истории военно-политических отношений между Сирией и РФ в период между 2000 и 2014 годами.

Особенности источникового корпуса. Статья базируется на анализе сирийских источников на арабском языке, а также турецких источников по сирийской проблематике. Используемый корпус источников отличатся несколькими особенностями, а именно: его основу составляют новостные сводки, данные международных информационных агентств, тексты публицистического и неакадемического характера, которые отражают актуальные проблемы истории сирийского конфликта на современном этапе, поэтому большинство из этих источников не только не

переведено на русский или английский языки, но и не опубликовано в специализированных изданиях, что делает их доступным только в электронном формате. В этом отношении данная статья может рассматриваться как попытка их ввода в научный оборот.

Сирийско-российские отношения - одна из проблем новейшей истории. Москва никогда не скрывала своей военно-технической поддержки Дамаска, а большинство исследователей признают важность и принципиальное значение отношений между САР и Россией [1; 2; 3]. Как неоднократно подчеркивали российские власти, это делается в соответствии с нормами международного права и практически полностью в рамках подписанных соглашений1. В 1999 году, когда Владимир Путин стал премьер-министром России, Хафез Асад совершил свой последний визит в Москву. В ходе визита была решена проблема задолженности в размере 13,4 миллиарда долларов и замороженные вопросы сотрудничества, после чего администрация Москвы стала более мягко относиться к Сирии. РФ решила активизировать сотрудничество с САР по трем причинам: во-первых, Москва считала, что она может убедить Сирию достичь мирного соглашения с Израилем; во-вторых, военно-морская база Тартус была единственной базой России в Средиземном море; в-третьих, Дамаск заявил, что готов погасить часть долга Советского Союза в размере 13,4 млрд долларов2.

На протяжении 2000-х годов внешняя политика РФ в отношении Сирии строилась на соблюдении нескольких принципов, которые включали: уважительное отношение к Сирии как суверенному государству; отказ от вмешательства во внутренние дела Сирии; непризнание политики, направленной на смену политического режима и пересмотр государственной границы САР.

Развивая отношения с САР, Россия, с одной стороны, принимала во внимание интересы соседних с ней государств. Например, Москва не поставляла Дамаску оружие, которое могло бы вызвать серьезные проблемы в отношениях с соседями. Когда Россия стала планировать поставлять зенитные системы S-300 в Сирию, она была

1 Rusya Suriye'de tam olarak ne yapiyor? URL: http://www.ydh. com.tr/HD14159_rusya-suiiyede-tam-olarak-ne-yapiyor-.html

2 Rusya-Suriye Ili^kileri ve Ortadogu Krizlerine Etkisi URL: https://insamer.com/tr/rusya-suriye-iliskileri-ve-ortadogu-krizlerine-etkisi 273.html

вынуждена от этих планов отказаться потому что Израиль решительно возражал против соглашения, утверждая, что почти вся израильская территория находится в пределах досягаемости этих систем1.

C другой стороны, Российская Федерация на протяжении 2000-х и начала 2010-х годов была последовательна в развитии своих двусторонних отношений с САР, исходя именно из этих принципов, хотя активизация сотрудничества с Сирией вызывала непонимание и недовольство ее региональных соседей, которые успели привыкнуть к тому, что РФ как сила отсутствовала в регионе [4; 5; 6]. Российская политика в отношении САР была составной частью ее ближневосточной политики в целом2. Политический кризис в Сирии, активизация антиправительственного оппозиционного движения, рост как политического ислама, так и радикального исламизма, вынудили российские политические элиты внести некоторые коррективы в свою политику относительно САР, активизировав сотрудничество с сирийскими политическими элитами, хотя некоторые эксперты в Сирии все же опасаются, что РФ может в перспективе отказаться от поддержки сирийского режима, как минимум - в активной форме3.

Активизация российской политики в Сирии и начало нового этапа в истории сирийско-российских отношений стали очевидны в начале 2000-х годов4 в контексте растущей конфликто-генности в регионе [7], а также начала «арабской весны» [8], которая гипотетически могла устранить режимы, союзные России. Дмитрий Тренин, российский эксперт Фонда Карнеги, комментируя внешнюю политику РФ в отношении Сирии в первой половине 2010-х годов, полагал, что российская сторона при выработке и проведении сирийской политики исходила из нескольких принципов, которые включали: во-первых, Россия

1 Rusya Suriye'de tam olarak ne yapiyor? URL: http:// www.ydh. com.tr/HD 1415 9_rusya-suriyede-tam-olarak-ne-yapiyor-.html

2 Laghazu aldawr alruwsiu fi alshrq al'awsat (Тайна роли России на Ближнем Востоке). URL: https://www.noonpost. com/content/1050 (на арабском языке)

3 Rusia satatakhalaa ean bashshar (Россия откажется от Баша-ра). URL: https://www.noonpost.com/ (на арабском языке)

4 Suriye'de Rusya: Hibrit Siyasi Sava§. URL: http://

csis.org/publication/russiasyria-hybrid-political-warfare; Putin ve Rusya'nin Orta Dogu Politikasi. URL: http:// www.rubmcenter.org/meria/articles/2006/june/putm-and-russias-middle-eastern-policy.pdf (дата обращения: 18.11. 2019).

заняла четкую позицию, не опасаясь вступать в разногласия с США и ЕС; во-вторых, Российская Федерация не пошла на использование своего влияния на президента Асада, полагая, что события в САР являлись внутренним делом Сирии; в-третьих, российская позиция по Сирии определяется ее представлениями о миропорядке, согласно которым применение силы должно осуществляться под контролем ООН - поэтому вмешательства во внутренние дела и смена режимов недопустимы; в-четвертых, российские политические эксперты и аналитики, связанные с формированием официальной точки зрения, практически с самого начала политической нестабильности в арабском мире воспринимали «арабскую весну» не как политическую и демократическую, но как преимущественно исламистскую революцию5.

Несмотря на следование именно этим принципам, политика РФ до середины 2010-х годов не принесла значительных результатов, но содействовала ухудшению отношений между Россией и Западом. Тем не менее в первой половине 2010-х годов некоторые российские эксперты полагали, что ухудшение отношений между РФ и США носит ситуативный и исключительно временный характер, не исключая их улучшения и нормализации в случае достижения компромисса и выработки российскими элитами «нового подхода в сирийском вопросе». Дмитрий Тренин полагает, что этот новый подход должен был включать несколько принципов, а именно: во-первых, России и США следовало изменить свою политику в Сирии, отказавшись, с одной стороны, от отстраненной позиции невмешательства в политические события в Сирии и, с другой, сосредоточив свои усилия на политическом урегулировании конфликта, а не на свержении режима Асада; во-вторых, России и США было необходимо совместно выработать практический механизм для осуществления передачи власти в Сирии, то есть стать фактически внешними гарантами процесса политического транзита от авторитаризма к демократии; в-третьих, США и России следовало бы найти элементы, которые были наиболее склонны к диалогу, предложив для них стимулы, оказав давление на радикальные и экстремистские группы в Сирии, которые

5 Тренин Дм. Россия и кризис в Сирии. М. : Пресс Клуб Сервис, 2013. С. 4.

не стремились вести политический диалог для их дальнейшей изоляции и применения к ним режима санкций. Кроме этого, США и Россия должны были тесно сотрудничать со всеми участниками политического конфликта в Сирии, включая арабские государства, Государство Израиль, Турцию, ИРИ1.

Д. Тренин признает, что компромисс подобного плана был фактически невозможен в силу того, что стороны заняли взаимоисключающие позиции, полагая, что внешняя политика Российской Федерации в отношении Сирии к середине 2010-х годов допустила несколько серьезных ошибок, последствия которых будут сохраняться и на протяжении следующего десятилетия, а именно: Российская Федерация, несмотря на наличие стратегических интересов на территории Сирии, фактически оказалась в положении заложника Башара Асада, будучи связанной с ним более ранними контрактными обязательствами, включая поставки вооружений и печать новых сирийских банкнот; политическая стратегия РФ в САР, основанная на отказе от вмешательства во внутренние дела Сирии и на вере в то, что Москва может повлиять на Башара Аса-да, оказалась неверной уже в силу того, что Ба-шар Асад и его приближенные преследовали свои собственные цели и использовали РФ исключительно для сохранения власти; фактически РФ оказалась втянутой в гражданскую войну в Сирии, будучи вынужденной вооружать правительственные силы как одну из сторон2.

Сирийско-российские отношения в начале 2000-х годов не могут быть определены как особые или очень близкие в течение большей части пребывания у власти В. Путина. Напротив, российско-израильские отношения были более близки, особенно с точки зрения Путина и премьер-министра Ариэля Шарона, несмотря на советский опыт развитых отношений с Сирией. Ситуация начала меняться в середине 2000-х годов. После того как президент Сирии Башар Асад встретился с президентом России Владимиром Путиным в январе 2005 года в Москве, российско-сирийские отношения заметно улучшились. Например, Россия согласилась продавать передовые ракетные комплексы ПВО, не-

1 Тренин Дм. Россия и кризис в Сирии. М. : Пресс Клуб Сервис, 2013. С. 5.

2 Тренин Дм. Россия и кризис в Сирии. С. 28-30.

смотря на противодействие США и Израиля. Путин, однако, избежал какого-либо серьезного ухудшения российско-израильских отношений и стремился поддерживать тесные связи как с Израилем, так и с Сирией. Более того, современная РФ преуспевает в достижении этого тонкого баланса в региональных многосторонних отношениях в регионе Ближнего Востока3. Как оказалось, внезапное улучшение российско-сирийских отношений в начале 2005 года не угрожало отношениям с Израилем.

Убеждение В. В. Путина в том, что возвращение России на международную арену требует прежде всего самостоятельности, а не экономической помощи со стороны Вашингтона или других семи промышленно-развитых стран, было правильным. Российская экономика начала развиваться и в сравнении с 2000 годом: в 2003 году выросла на 6,9 процентов. Это улучшение было обусловлено объявлением России о том, что она обязуется выплатить свой непогашенный внешний долг за 2002 год в размере 17,3 миллиарда долларов. Президент РФ В. В. Путин включил внутреннюю экономическую и политическую стабильность в свою программу приоритетов и стремился использовать внешнюю политику для обслуживания экономических реформ, что привело к преобладанию интересов, особенно экономических, в отношении приоритетов российской политики .

В апреле 2005 года В. Путин посетил Египет, но не Сирию, в ходе визита он выразил озабоченность по поводу безопасности Израиля, подчеркнув силу российско-израильских отношений, несмотря на продажу российских ракет в Сирию. Фактически в середине 2000-х годов встал вопрос о характере российско-сирийских отношений: в чем выгода этих отношений для Дамаска или Москвы? До недавнего времени у Сирии не было стимулов для развития отношений с Москвой, но военная интервенция США в Ираке и более чем давление США и Европы на Сирию усилили чувство незащищенности Дамаска, усилив его желание укрепить свои отношения с Москвой. Именно в такой ситуации российские элиты хотят видеть Сирию. Россия к середине

3 Tahaluf rusy - suri? (Российской-сирийский альянс?) URL: https://www.voltairenet.org/article127550.html (на араб. яз.)

4 Alealaqat alsuwriat alruwsiat fi mizan almasalih almushtaraka (Сирийско-российские отношения в балансе общих интересов). URL: https://al-akhbar.com/0pinion/203263 (на араб. яз.).

2000-х годов еще не была в состоянии защитить Сирию, но чувство потери безопасности и отчуждение Сирии от западного мира дали российскому оружию и российским нефтяным компаниям уступки для проникновения на сирийский рынок.

Москва на протяжении 2000-х годов не хотела, чтобы Сирия улучшила отношения с Западом или заключила мир с Израилем, потому что в этом случае российским компаниям придется конкурировать с Западом в сирийской экономике, а это для них было невыгодно и поэтому нежелательно. С другой стороны, Россия не хочет, чтобы враждебный суннитский режим пришел к власти в Дамаске, потому что в этом случае Россия, безусловно, потеряет любые контракты, инвестиции или другие уступки, которые она получила от нынешнего алавитского режима1, если возникнут угрозы доминированию алави-тов [9] в стране.

Предварительные выводы

Таким образом, ситуация 2000-х годов в Сирии является более подходящей для политических элит Российской Федерации, чтобы сохранить там основанные на торговле интересы России. При этом Москва на протяжении 2000-х годов знала и понимала, что США и Израиль не склонны доверять режиму Башара Асада, но боятся, что в случае его свержения его заменят исламистские

Литература

фундаменталисты. Это стало стимулом для РФ поддерживать режим в Сирии. В свою очередь, среди политических кругов Сирии постепенно росло понимание и осознание необходимости углубления политического и военного сотрудничества с Россией, поэтому в условиях политического и экономического кризиса, который охватил арабскую республику в 2000-е годы и привел к росту исламизма, восстанию сторонников радикального ислама и спровоцировал начало гражданской войны, углубление сотрудничества двух стран фактически стало неизбежным, что и проявилось в военной операции РФ против международного терроризма. Военные действия России в Сирии привели к решению большей части тех целей и задач, которые ставили сирийские и российские правящие политические круги, а результаты операции отвечают как интересам сирийского народа, так и РФ, которая не заинтересована в распространении идей радикального исламизма и исламского терроризма. В целом 2000-2014 гг. стали важным этапом в истории двусторонних отношений между САР и РФ в сфере политического и военного сотрудничества, что придает дополнительную актуальность дальнейшему изучению современного состояния сирийско-российских отношений в сфере борьбы против международного терроризма.

1. Телятник Т.Е. Анализ ситуации в Сирии: геополитическая игра или угроза безопасности мира // V Столыпинские чтения. Публичная политика и социальные науки / отв. ред. В.М. Юрченко. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2016. С. 509-514.

2. Хаддад М. Российско-сирийское сотрудничество как инструмент восстановления политических позиций Сирии на Ближнем Востоке // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 62-71.

3. Быковский Е.П., Разумный В.В. Развитие российско-сирийских отношений в XX - начале XXI вв. // Журнал исторических, политологических и международных исследований. 2017. № 3 (62). С. 83-88.

4. Ari T. Orta Dogu: Siyaset, Sava§ ve Diplomasi. Bursa: MKM Yayincilik, 2012. 560 p.

5. Ari T. Uluslararasi ili^kiler ve Di§ Politika. Bursa: MKM Yayincilik, 2013. 260 p.

6. Ari T. Yukselen Gu?: Turkiye-ABD ili^kileri ve Orta Dogu. Bursa: MKM Yayinlari, 2010. 380 p.

7. Dag A. Ortadogu Qati^malari. Istanbul: 1HH Insani ve Sosyal Ara^tirmalari Merkezi, 2015. 410 p.

8. Doster B. Arap Bahari Ozelinde Rusya'nin Suriye Politikasi // Arap Bahari ve Suriye / ed. Bari§ Adibelli. Istanbul: IQ Kultur Sanat Yayincilik, 2012. P. 47-51.

9. Landis J.M. Islamic Education in Syria: Undoing Secularism. Prepared for "Constructs of Inclusion and Exclusion: Religion and Identity Formation in Middle Eastern School Curricula" Watson Institute for International Studies, Brown University, Nove mber 2003. URL: http://joshualandis.oucreate.com7/Islamic%20Education%20in%20Syria.htm (дата обращения: 25.10.2019).

1 Tahaluf rusy - sun? (Российской-сирийский альянс. URL: https://www.voltairenet.org/article127550.html (на араб. яз.).

References

1. Telyatnik T.E. Analiz situatsii v Sirii: geopoliticheskaya igra ili ugroza bezopasnosti mira [Analysis of the situation in Syria: a geopolitical game or a threat to world security]. VStolypinskie chteniya. Publichnayapolitika i sotsial'nye nauki = V Stolypin readings. Public Policy and Social Sciences, resp. ed. V.M. Yurchenko, Krasnodar, Kuban State University, 2016, pp. 509-514. (In Russ.).

2. Khaddad M. Rossiisko-siriiskoe sotrudnichestvo kak instrument vosstanovleniya politicheskikh pozitsii Sirii na Blizhnem Vostoke [Russian-Syrian cooperation as a tool to restore the political positions of Syria in the Middle East]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tula State University. Humanitarian Sciences, 2019, no. 3, pp. 62-71. (In Russ.).

3. Bykovskii E.P., Razumnyi V.V. Razvitie rossiisko-siriiskikh otnoshenii v XX - nachale XXI vv. [The development of Russian -Syrian relations in the XX - early XXI centuries]. Zhurnal istoricheskikh, politologicheskikh i mezhdunarodnykh issledovaniy = Journal of Historical, Political Science and International Studies, 2017, no. 3 (62), pp. 83-88. (In Russ.).

4. An T. Orta Dogu: Siyaset, Sava§ ve Diplomasi. Bursa, MKM Yayincilik, 2012, 560 p.

5. Ari T. Uluslararasi Iliçkiler ve Di§ Politika. Bursa, MKM Yayincilik, 2013, 260 p.

6. Ari T. Yukselen Guç: Turkiye-ABD Îliçkileri ve Orta Dogu. Bursa, MKM Yayinlari, 2010, 380 p.

7. Dag A. Ortadogu Çati^malari. Istanbul, 1HH Insani ve Sosyal Araçtirmalari Merkezi, 2015, 410 p.

8. Doster B. Arap Bahari Ozelinde Rusya'nin Suriye Politikasi. Arap Bahari ve Suriye, ed. by Bari§ Adibelli, Istanbul, IQ Kultur Sanat Yayincilik, 2012, pp. 47-51.

9. Landis J.M. Islamic Education in Syria: Undoing Secularism. Prepared for "Constructs of Inclusion and Exclusion: Religion and Identity Formation in Middle Eastern School Curricula" Watson Institute for International Studies, Brown University, November 2003. Available at: http://joshualandis.oucreate.com7/Islamic%20Education%20in%20Syiia.htm (accessed 25.10.2019).

Статья поступила в редакцию 09.11.2019 г.; принята к публикации 18.12.2019 г.

Submitted 09.11.2019; revised 18.12.2019. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Кретинин С.В., Хамида И. Основные проблемы новейшей истории сирийско-российских военно-политических двусторонних отношений (2000-2014) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 350-355. Б01: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-350-355

Kretinin S. V., Khamida E. The main problems of recent history of the Syrian-Russian military-political bilateral relations (2000-2014). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 350-355. DOI: 10.30914/24113522-2019-5-4-350-355 (In Russ.).

Об авторах

Кретинин Сергей Владимирович

About the authors

Sergei V. Kretinin

Dr. Sci. (History), Professor of the Department of Contemporary Russian History and Historiography, Voronezh State University, Voronezh, kre-sv@yandex. ru

доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории и историографии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, kre-sv@yandex.ru

аспирант, кафедра новейшей отечественной истории и историографии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж,

ismail. hameda@yandex. т

Исмаил Хамида

Esmail Khamida

Postgraduate Student, Department of Contemporary Russian History and Historiography, Voronezh State University, Voronezh, ismail.hameda@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.