Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1288
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОГНИТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЗАДАЧИ / ТЕОРИЯ / МЕТОД / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашурова Дилярам Умаровна

Статья освещает основные проблемы когнитивной лингвистики, ее цели, объект и предмет исследования, теоретические и методологические принципы на основе анализа научных работ известных ученых, которые внесли весомый вклад в развитие когнитивно-ориентированных наук. Теоретико-методологическая база когнитивной лингвистики составляет такие значимые лингвистические теории как фреймовая семантика, концептуальная семантика, прототипическая семантика, теория релевантности / выделенности, теория когнитивных моделей и когнитивной метафоры, теория ментальных пространств. Основными принципами когнитивной лингвистики являются антропоцентричность, междисциплинарность и признание когнитивной и коммуникативной функций языка как основных. Основными проблемами когнитивных исследований языка являются проблемы репрезентации структур знания в системе языка и дискурса, вербализации концептов и их типологии, когнитивно-дискурсивный подход к анализу языковых единиц и текста, метод когнитивного моделирования и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF COGNITIVE LINGUISTICS

The article highlights the main problems of cognitive linguistics, its goals, object and subject of research, theoretical and methodological principles, based on the analysis of scientific works of famous scientists who have made a significant contribution to the development of cognitive science. The theoretical and methodological basis of cognitive linguistics is based on such influential theories as frame semantics, conceptual semantics, prototype theory, the theory of relevance, the theory of cognitive models and cognitive metaphor, the theory of mental spaces. The main principles of cognitive linguistics are anthropocentrism, interdisciplinarity and recognition of the cognitive and communicative functions of the language as the main ones. The main problems of cognitive linguistics are the problems of knowledge structures’ representation, the verbalization of concepts and their typology, the cognitive-discursive approach to the analysis of language units and text, the method of cognitive modeling, etc.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ/PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 81-13 https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/39

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

©Ашурова Д. У., ORCID: 0000-0002-1415-9667, д-р филол. наук, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Узбекистан, d.ashurova@uzswlu.uz

THE MAIN PROBLEMS OF COGNITIVE LINGUISTICS

©Ashurova D., ORCID: 0000-0002-1415-9667, Dr. habil., Uzbekistan State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan, d.ashurova@uzswlu.uz

Аннотация. Статья освещает основные проблемы когнитивной лингвистики, ее цели, объект и предмет исследования, теоретические и методологические принципы на основе анализа научных работ известных ученых, которые внесли весомый вклад в развитие когнитивно-ориентированных наук. Теоретико-методологическая база когнитивной лингвистики составляет такие значимые лингвистические теории как фреймовая семантика, концептуальная семантика, прототипическая семантика, теория

релевантности / выделенности, теория когнитивных моделей и когнитивной метафоры, теория ментальных пространств. Основными принципами когнитивной лингвистики являются антропоцентричность, междисциплинарность и признание когнитивной и коммуникативной функций языка как основных. Основными проблемами когнитивных исследований языка являются проблемы репрезентации структур знания в системе языка и дискурса, вербализации концептов и их типологии, когнитивно-дискурсивный подход к анализу языковых единиц и текста, метод когнитивного моделирования и др.

Abstract. The article highlights the main problems of cognitive linguistics, its goals, object and subject of research, theoretical and methodological principles, based on the analysis of scientific works of famous scientists who have made a significant contribution to the development of cognitive science. The theoretical and methodological basis of cognitive linguistics is based on such influential theories as frame semantics, conceptual semantics, prototype theory, the theory of relevance, the theory of cognitive models and cognitive metaphor, the theory of mental spaces. The main principles of cognitive linguistics are anthropocentrism, interdisciplinarity and recognition of the cognitive and communicative functions of the language as the main ones. The main problems of cognitive linguistics are the problems of knowledge structures' representation, the verbalization of concepts and their typology, the cognitive-discursive approach to the analysis of language units and text, the method of cognitive modeling, etc.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когнитивные принципы, задачи, теория, метод, методология.

Keywords: cognitive linguistics, cognitive principles, tasks, theory, method, methodology.

Сегодня, когнитивная лингвистика, рассматривающая язык как когнитивный механизм, участвующий в репрезентации и трансформировании информации о мире, интенсивно развивается и характеризуется широким спектром изучаемых проблем, различных подходов и школ. В зарубежной лингвистике когнитивное направление развивается в основном в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83

области грамматики, в странах СНГ внимание сконцентрировано на когнитивной семантике. Существует точка зрения, что можно выделить и другие направления: когнитивную фонетику и фонологию, словообразование, лексикологию, стилистику [1]. С теоретической точки зрения это вполне оправдано. Однако, для того, чтобы говорить о становлении этих направлений недостаточно одних теоретических предположений, необходимо накопить большой объём эмпирического материала. В этом плане можно отметить когнитивное словообразование и когнитивную стилистику, которые, хотя и не сформировались окончательно, тем не менее, твёрдо стоят на путях своего становления.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что когнитивная лингвистика сравнительно молодая наука, её идеи были заложены в трудах многих известных российских и зарубежных классиков языкознания. Достаточно упомянуть имена В. Гумбольдта и его известное изречение «Язык — это дух народа» [4], А. Потебню и его концепцию ближайшего и дальнейшего значения [16], И. А. де Куртене и его предсказания о том, что, языкознание будет объединяться с другими науками (психологией, антропологией, социологией, биологией) [13], Л. Ельмслева, рассматривавшего язык как неотъемлемую часть человеческого разума [7], Э. Сепира и Б. Уорфа и теорию лингвистической относительности, затрагивающую проблему соотношения языка и мышления, языка и общества [17, 20], И. И. Мещанинова и его учение о понятийных категориях [15], Р. Якобсона и его концепцию о знаковом характере языка и связи лингвистики с другими науками [23].

В становлении когнитивной лингвистики было много трудностей. Состояние лингвистики в 70-е - 80-е гг. называют когнитивной революцией, что означает смену одной научной парадигмы на другую, отказ от прежних представлений о языке только как о системе в пределах языковых уровней, поиск новых подходов и методов и провозглашения языка как когнитивного механизма обработки и переработки информации. Когнитивная революция, начатая около 4-х десятилетий назад, продолжается и в настоящее время, что проявляется в большом разнообразии точек зрения и подходов, дискуссионность многих теоретических проблем, методов и процедур анализа. Более того, в понимании термина «когнитивный», как отмечает Е. С. Кубрякова, нет единства мнений [11].

Статус когнитивной лингвистики как самостоятельного лингвистического направления также ставится под сомнение [8]. Это абсолютно ошибочная точка зрения, но она, по крайней мере, высказана прямо и открыто и с ней можно спорить. Гораздо больший вред когнитивной лингвистике наносят те исследования, в которых эксплуатируется термин «когнитивный» в качестве модного, но ничего не значащего брэнда. Бездумное использование термина «когнитивный» в работах, не имеющих ничего общего с когнитивным подходом, приводит к «девальвации» самого термина и наносит большой ущерб развитию когнитивной лингвистики. Как известно, для того, чтобы обосновать статус любого лингвистического направления, необходимо определить его предмет, цели и задачи, его теоретико-методологическую базу, обозначить круг изучаемых проблем и методов исследования, специфицировать понятийно-терминологический аппарат и его метаязык описания. Всё это уже разработано в когнитивной лингвистике, а многообразие точек зрения, подходов, направлений обеспечивает, как справедливо отмечает Н. Н. Болдырев, её дальнейшее развитие и движение вперед [3].

Цель настоящей статьи — коротко обобщить накопленный в когнитивной лингвистике опыт и ещё раз подтвердить её статус самостоятельного научного направления. Предметом когнитивной лингвистики является изучение когнитивной функции языка, его содержательных параметров и глубинной семантики. Цель — изучение взаимодействия

языковых и ментальных структур и отражения в языке систем знаний о мире. Теоретико-методологическую базу когнитивной лингвистики составляют:

- фреймовая семантика, в основе которой концепция Ч. Филлмора [21, 25] о системе категорий, структурированных в соответствии с мотивирующим контекстом. Фрейм рассматривается как структурированная единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия или ситуации и вербализованная набором взаимосвязанных языковых средств. Привлечение фреймовых структур к анализу языковых явлений помогает, как отмечает Н. Н. Болдырев [3], объяснить способы формирования различных смыслов на функциональном уровне, способствует выявлению новых эксплицитно не выраженных смыслов;

- концептуальная семантика, в основе которой гипотеза о том, что информация, полученная в результате зрительного, слухового, тактильного и т.д. восприятия совместно с её языковым освоением формирует определённую концептуальную систему в сознании человека, его концептуальную картину мира [26]. Концептуальная система рассматривается в терминах ментальных репрезентаций, которые, с одной стороны, отражают неязыковой мир, с другой — языковой, вербальный;

- прототипическая семантика, разработанная Э. Рош и концентрирующая внимание на процессах категоризации. Понятие прототипа как наиболее характерного случая, наилучшего примера, образца способствует более полному отражению сущности и свойств единиц, относящихся к определённой категории, т. к. содержит информацию, применимую к большинству единиц той или иной категории [29];

- теория релевантности / выделенности, суть которой заключается в том, что в каждом конкретном случае общения выделяется наиболее существенная (релевантная) информация [30]. Теория релевантности оказывается тесно взаимосвязанной с принципом выдвижения как когнитивной процедурой отбора и привлечения внимания к наиболее значимой информации [21, 25] и теорией гештальтов, предполагающий перцептуальное различие «фигуры-фона»;

- теория когнитивных моделей и когнитивной метафоры, рассматриваемых как модель понимания текста, как характеристика процессов концептуализации и категоризации информации. Дж. Лакофф выделяет четыре типа когнитивных моделей: пропозициональные, схематические, метафорические, метонимические. В связи с этим возникает большой интерес к метафоре как механизму объяснения, в основе которого лежит принцип аналогии, являющийся одним из основных принципов познания;

- теория ментальных пространств [24], концептуальных доменов [28], постулирующая необходимость обращения к когнитивному контексту в понимании семантики языковых единиц. Когнитивный контекст, предполагающий привлечение экстралингвистических знаний энциклопедического характера является обязательным условием осмысления языковых значений.

Таким образом, основы когнитивной лингвистики зарождались в зарубежном языкознании. Формирование когнитивной парадигмы в России происходило намного позже, однако вклад российских учёных в развитие когнитивной науки представляется весьма существенным. Идеи когнитивной лингвистики были заложены в недрах ономасиологии и теории номинации Е. С. Кубряковой и ее последователей, в концепции лингвокреативной деятельности, концептуальной картины мира и роли человеческого фактора в языке [18]. На сегодняшний день уже сложилась российская школа лингвистов-когнитологов, ведущими специалистами которой являются Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, В. З. Демьянков, Н. Д. Арутюнова, Ю. С. Степанов, Р. М. Фрумкина, и др. [2, 3, 5, 12, 19, 22].

Основополагающими принципами когнитивной лингвистики являются:

- признание в качестве основных двух функций языка — коммуникативной и когнитивной. Как отмечает Е. С. Кубрякова «при описании каждого языкового явления равно учитываются те две функции, которые они неизбежно выполняют: когнитивная (по их участию в процессах познания) и коммуникативная (по их участию в актах речевого общения). Соответственно, каждое языковое явление может считаться адекватно описанным и разъясненным только в тех случаях, если оно рассмотрено на перекрёстке когниции и коммуникации» [12, с. 11];

- программным в когнитивной лингвистике является принцип антропоцентризма. Это означает, что человеку и его знаниям, его мыслительной и познавательной деятельности отводится приоритетная роль в процессе функционирования языка, в порождении речевых произведений, что язык рассматривается во всех его многообразных связях с человеком, его мышлением, знаниями, интеллектом и разумом [12, с. 476];

- одним из важнейших принципов когнитивной парадигмы является ее междисциплинарный характер, что означает необходимость выхода за пределы языковой системы в области психологии, социологии, философии, культуры и т. д. Принцип междисциплинарности тесно связан с принципом синергии, характерным для функционирования сложных систем. Синергетический подход провозглашает необходимость развития интегральной концепции языка, построенной на глубинном изоморфизме языка и человека, человека и общества, языка и общества, языка и культуры;

- еще одним принципом когнитивной лингвистики является установка на объяснение (Р. М. Фрумкина) [22].

Как образно замечено А. Е. Кибрик, лингвистика прошла путь от «что — лингвистика» (структурная лингвистика), «как — лингвистика» (функциональная лингвистика) к «почему — лингвистика» (когнитивная лингвистика), тем самым подчеркивая ценность объяснения, которая заложена в процессах концептуализации и категоризации [9, 10].

В этом плане когнитивная лингвистика рассматривается как разновидность интерпретирующего подхода [5]. Важнейшими областями исследования в российской когнитивной лингвистике, как показал анализ лингвистической литературы являются:

- структуры знаний и их объективизация в языковых формах. Проблема структур знаний исследуется в разных направлениях, основными из которых являются вопросы, связанные с выделением типов знания, механизмами получения и репрезентации знаний, корреляций между структурами языка и структурами знаний;

- проблема концептов и их типологии, способов концептуализации как процесса осмысления информации, выделения минимальных единиц человеческого опыта, порождения и трансформации смыслов, и категоризации направленной на членение и систематизацию объектов, и их объединения в общие разряды. Категоризация осуществляется различными способами: 1) по соответствию всех объектов определённому набору характеризующих признаков; 2) по близости объектов к прототипу (лучшему образцу категории); 3) в силу «семейного сходства».

- когнитивно-дискурсивный подход к анализу языковых явлений. В этом плане наработан достаточно большой опыт в исследовании лексических, словообразовательных единиц и грамматических форм. Когнитивно-дискурсивный подход предполагающий изучение когнитивных оснований взаимозависимости лексических и синтаксических признаков, вносит существенные коррективы в их семантическое и синтаксическое толкование. Другими словами, языковые единицы во взаимодействии их семантических и синтаксических характеристик рассматриваются сквозь призму ментальных процессов и познавательной деятельности человека. Языковая единица, таким образом, предстаёт в совокупности её

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83

лексических, грамматических, прагматических и когнитивных характеристик, образующих кластерный пучок разноуровневых признаков;

- текст в когнитивной парадигме. Основным тезисом данного направления является признание необходимости анализа этих сложных лингвистических образований в тесной связи с внеязыковыми явлениями. Большое внимание уделяется проблеме рассмотрения отличительных признаков текста, таких как языковая сущность текста, его многоаспектный и многоуровневый характер, прототипичность текстов, их информативность и интенциональность. С когнитивной точки зрения текст рассматривается как «информационно самодостаточное речевое сообщение» [12], что связывает его с познавательной деятельностью человека. Основными вопросами анализа текста с этих позиций является рассмотрение различных типов информации в тексте, когнитивные принципы распределения информации в тексте, распределение новой и старой информации в тексте, принцип иконичности, принцип выделенности / релевантности (принцип выдвижения, фигуры-фона) [6].

- методы когнитивного моделирования. Большое внимание в российской когнитивной лингвистике уделяется вопросам методов и процедур исследования. Основным методом признан концептуальный анализ, направленный на выявление специфичных для каждой конкретной языковой единицы когнитивных оснований, установление её концептуальной структуры, состоящей из определённого набора концептуальных признаков и отношений между ними. В отличие от семантического анализа, предполагающего изучение парадигматических и синтагматических связей языковой единицы, концептуальный анализ проводится в рамках когнитивного контекста, т. е. выхода за пределы собственно языковой системы и обращение к различным структурам знаний о мире. Концептуальный анализ охватывает различные приёмы многочисленных способов осмысления (концептуализации) мира, включая как традиционные (дефиниционный анализ, компонентный анализ, этимологический анализ, анализ парадигматических и синтагматических связей, контекстуальный анализ), так и новые методы: фреймовый анализ, прототипический анализ, построение когнитивной карты, метафорический анализ и др.

В заключении следует подчеркнуть, что когнитивная лингвистика — это интенсивно развивающееся приоритетное направление, которое, несмотря на большое разнообразие точек зрения, подходов и направлений, представляет единую систему научных взглядов, теоретических и методологических принципов.

Список литературы:

1. Абдуазизов А. А. О составных частях когнитивной лингвистики // Хорижий филология. 2007. №3. С. 5-6.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 896 с.

3. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. №1

4. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. 398 с.

5. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4

6. Джусупов Н. М. Когнитивная стилистика: теория и практика стратегии выдвижения в художественном тексте. Ташкент, VneshInvestProm, 2019. 464 с.

7. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. М.: КомКнига, 2006. 248 с.

8. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. СПб. 1998.

9. Кибрик А. Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.

10. Кибрик А. Е. Современная лингвистика: откуда и куда // Вестник Московского ун-та, Сер. 9. Филология. 1995. №5. С. 84-92.

11. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. 245 с.

12. Кубрякова Е. С. Язык и знание. М., 2004.

13. Куртенэ Б. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. 384 с.

14. Лакофф Д. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23.

15. Мещанинов И. И. Понятийные категории в языке. М., 1945. №1.

16. Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Директ-Медиа, 2012. 395 с.

17. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.: Прогресс, 1993.

18. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. М., 1988.

19. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.

20. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М.: Изд-во иностр. литературы, 1960. №1. С. 135-168.

21. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 12.

22. Фрумкина Р. М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58. №4. С. 28-38.

23. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.

24. Fauconnier G. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge University Press, 1994.

25. Fillmore C. J. Frame semantics // Cognitive linguistics: Basic readings. 2006. V. 34. P. 373400.

26. Jackendoff R. Semantics and cognition. Cambridge (MA): MIT Press. 1983.

27. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. University of Chicago press, 2008. https://doi.org/10.1515/9783110199901

28. Stanford Langacker R. W. Foundations of Cognitive Grammar, Vol. II, Descriptive Application. 1991.

29. Rosch E. Cognitive representations of semantic categories // Journal of experimental psychology: General. 1975. V. 104. №3. P. 192. https://doi.org/10.1037/0096-3445.104.3.192

30. Wilson D., Sperber D. Relevance theory. 2002.

References:

1. Abduazizov, A. A. (2007). O sostavnykh chastyakh kognitivnoi lingvistiki. Khorizhii filologiya, (3), 5-6. (in Russian).

2. Arutyunova, N. D. (1998). Yazyk i mir cheloveka. Moscow. (in Russian).

3. Boldyrev, N. N. (2004). Kontseptual'noe prostranstvo kognitivnoi lingvistiki. Voprosy kognitivnoi lingvistiki, (1). (in Russian).

4. Gumboldt, V. (2000). Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. Moscow. (in Russian).

5. Demyankov, V. Z. (1994). Kognitivnaya lingvistika kak raznovidnost' interpretiruyushchego podkhoda. Voprosyyazykoznaniya, (4). (in Russian).

6. Dzhusupov, N. M. (2019). Kognitivnaya stilistika: teoriya i praktika strategii vydvizheniya v khudozhestvennom tekste. Tashkent.

7. Elmslev, L. (2006). Prolegomeny k teorii yazyka. Moscow. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83

8. Kasevich, V. B. (1998). O kognitivnoi lingvistike. In Obshchee yazykoznanie i teoriya grammatiki, St. Petersburg. (in Russian).

9. Kibrik, A. E. (1987). Lingvisticheskie predposylki modelirovaniya yazykovoi deyatel'nosti. In Modelirovanie yazykovoi deyatel'nosti v intellektual'nykh sistemakh, Moscow. (in Russian).

10. Kibrik, A. E. (1995). Sovremennaya lingvistika: otkuda i kuda. VestnikMoskovskogo un-ta, Ser. 9. Filologiya, (5), 84-92. (in Russian).

11. Kubryakova, E. S. (1996). Kratkii slovar' kognitivnykh terminov. Moscow. (in Russian).

12. Kubryakova, E. S. (2004).Yazyk i znanie. Moscow. (in Russian).

13. Kurtene, B. (1963). Izbrannye trudy po obshchemu yazykoznaniyu. Moscow. (in Russian).

14. Lakoff, D. (1988). Myshlenie v zerkale klassifikatorov. In Novoe v zarubezhnoi lingvistike, Moscow. 23. (in Russian).

15. Meshchaninov, I. I. (1945). Ponyatinye kategorii v yazyke. Moscow. (in Russian).

16. Potebnya, A. A. (2012). Mysl' i yazyk. Moscow. (in Russian).

17. Sepir, E. (1993). Izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologi. Moscow. (in Russian).

18. Serebrennikov, B. A. (1988). Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke: yazyk i myshlenie. Moscow. (in Russian).

19. Stepanov, Yu. S. (2004). Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury. Moscow. (in Russian).

20. Uorf, B. L. (1960). Otnoshenie norm povedeniya i myshleniya k yazyku. In Novoe v lingvistike, Moscow, (1), 135-168. (in Russian).

21. Fillmor, Ch. (1983). Osnovnye problemy leksicheskoi semantiki. In Novoe v zarubezhnoi lingvistike, Moscow, 12. (in Russian).

22. Frumkina, R. M. (1999). Samosoznanie lingvistiki - vchera i zavtra. Izvestiya RAN. Ser. lit. i yaz, 58(4), 28-38. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Yakobson, R. O. (1987). Raboty po poetike. Moscow. (in Russian).

24. Fauconnier, G. (1994). Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge University Press.

25. Fillmore, C. J. (2006). Frame semantics. Cognitive linguistics: Basic readings, 34, 373-400.

26. Jackendoff, R. (1983). Semantics and cognition. Cambridge (MA): MIT Press. 283 p.

27. Lakoff, G., & Johnson, M. (2008). Metaphors we live by. University of Chicago press. https://doi.org/10.1515/9783110199901

28. Stanford Langacker, R. W. (1991). Foundations of Cognitive Grammar, Vol. II, Descriptive Application.

29. Rosch, E. (1975). Cognitive representations of semantic categories. Journal of experimental psychology: General, 104(3), 192. https://doi.org/10.1037/0096-3445.104.3.192

30. Wilson, D., & Sperber, D. (2002). Relevance theory.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 18.09.2022 г. 23.09.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Ашурова Д. У Основные проблемы когнитивной лингвистики // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №10. С. 279-285. https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/39

Cite as (APA):

Ashurova, D. (2022). The Main Problems of Cognitive Linguistics. Bulletin of Science and Practice, 8(10), 279-285. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.