Научная статья на тему 'Основные проблемы и трудности поведения дошкольников'

Основные проблемы и трудности поведения дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4018
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПОВЕДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысова Оксана Александровна

В статье приведены классификации наиболее часто встречающихся видов нарушенного поведения детей дошкольного возраста. Самые распространенные поведенческие трудности и психологические мотивы: Нарочитое непослушание. Ерничанье. Я хочу быть в центре внимания. Эгоистические проявления. Все на свете начинается с меня. Проказы. Я жду эмоциональных проявлений. Упрямство. Негативизм. Я требую независимости. Капризы. Я устал от избытка наказаний, обязанностей. Истерики. Я хочу, что б все было по-моему. Замкнутость. Не оставляйте меня одного. Агрессия. Я ищу способ самозащиты. Робость. Я не уверен, что я хороший, что у меня все получится. Неусидчивость. В мире столько всего интересного. Я даю выход энергии. Обидчивость. Сигнал нелюбви ко мне. Жалобы. Я хочу справедливости. Лень. Я скучаю, когда мне неинтересно. Невнимательность. Я обращаю внимание лишь на значимое и близкое мне. Скука. Я ожидаю новых эмоций. Отсутствие мотивации. Я привык, что меня редко наказывают, а чаще поощряют. Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают как себя вести. Причины такого поведения различны и индивидуальны: неуверенность в собственных силах, желание добиться внимания со стороны родителей, копирование поведения, трудности с адаптацией, разлад в семье или развод родителей. Если взрослые не придают значения этим изменениям, отказываются вникать в ситуацию, возникает риск утратить контакт с ребенком. В большинстве случаях проблема не пройдет сама. Приобретет новую форму: либо семья подстроится под ребенка, либо ребенок просто научится жить с таким «характером», обуславливая его под внешние обстоятельства. Диагностируя, психолог в первую очередь обращает внимание на то, в каких условиях живет ребенок. Именно родители дают основное воспитание, а социальная среда является только дополнительным источником развития. Очень удобная родительская позиция «виноваты все, кроме меня» даёт стимул малышу действовать дальше, рождая новые проблемы, которые как снежный ком превратятся в огромную конфликтную ситуацию. Психологическая поддержка один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. Чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов, показать, что вы довольны его поведением, уметь проявлять любовь и уважение к нему, проводить больше времени, внести юмор в отношения, знать обо всех начинаниях, уметь взаимодействовать, позволить ребенку самому решать свои детские проблемы, принимать индивидуальность, проявлять веру, демонстрировать оптимизм. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый всегда акцентировал внимание на позитивных поступках ребенка. Стоит рассмотреть принципы общения с ребенком, при возможности изменить стиль поведения самих родителей по отношению к «трудному» малышу: соблюдать режим дня, быть последовательным в воспитании, поощрениях и наказаниях, придерживаться общей системы воспитания, не забывать, что ссоры и выяснения отношений в присутствии детей категорически противопоказаны. Если ребенок не проявляет значительных нарушений поведения, то такое поведение можно назвать осознанным, мотивированным, самостоятельным, то есть саморегулирующим. Такое поведение необходимо для адаптации к условиям жизни в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лысова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и трудности поведения дошкольников»

Основные проблемы и трудности поведения дошкольников

Лысова Оксана Александровна ГБОУ ШКОЛА 904, г. Москва

Ключевые слова:

Проблемы, поведение, дошкольник, психологическая поддержка, мотивы.

В статье приведены классификации наиболее часто встречающихся видов нарушенного поведения детей дошкольного возраста. Самые распространенные поведенческие трудности и психологические мотивы: Нарочитое непослушание. Ерничанье. - Я хочу быть в центре внимания. Эгоистические проявления. - Все на свете начинается с меня. Проказы. - Я жду эмоциональных проявлений. Упрямство. Негативизм. - Я требую независимости. Капризы. - Я устал от избытка наказаний, обязанностей. Истерики. - Я хочу, что б все было по-моему. Замкнутость. - Не оставляйте меня одного. Агрессия. - Я ищу способ самозащиты. Робость. - Я не уверен, что я хороший, что у меня все получится. Неусидчивость. - В мире столько всего интересного. Я даю выход энергии. Обидчивость. - Сигнал нелюбви ко мне. Жалобы. - Я хочу справедливости. Лень. - Я скучаю, когда мне неинтересно. Невнимательность. - Я обращаю внимание лишь на значимое и близкое мне. Скука. - Я ожидаю новых эмоций. Отсутствие мотивации. - Я привык, что меня редко наказывают, а чаще поощряют. Подрастая, дети сталкиваются с новыми для себя ситуациями и обстоятельствами, в которых просто не знают как себя вести. Причины такого поведения различны и индивидуальны: неуверенность в собственных силах, желание добиться внимания со стороны родителей, копирование поведения, трудности с адаптацией, разлад в семье или развод родителей. Если взрослые не придают значения этим изменениям, отказываются вникать в ситуацию, возникает риск утратить контакт с ребенком. В большинстве случаях проблема не пройдет сама. Приобретет новую форму: либо семья подстроится под ребенка, либо ребенок просто научится жить с таким «характером», обуславливая его под внешние обстоятельства. Диагностируя, психолог в первую очередь обращает внимание на то, в каких условиях живет ребенок. Именно родители дают основное воспитание, а социальная среда - является только дополнительным источником развития. Очень удобная родительская позиция «виноваты все, кроме меня» даёт стимул малышу действовать дальше, рождая новые проблемы, которые как снежный ком превратятся в огромную конфликтную ситуацию. Психологическая поддержка - один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. Чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов, показать, что вы довольны его поведением, уметь проявлять любовь и уважение к нему, проводить больше времени, внести юмор в отношения, знать обо всех начинаниях, уметь взаимодействовать, позволить ребенку самому решать свои детские проблемы, принимать индивидуальность, проявлять веру, демонстрировать оптимизм. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый всегда акцентировал внимание на позитивных поступках ребенка. Стоит рассмотреть принципы общения с ребенком, при возможности изменить стиль поведения самих родителей по отношению к «трудному» малышу: соблюдать режим дня, быть последовательным в воспитании, поощрениях и наказаниях, придерживаться общей системы воспитания, не забывать, что ссоры и выяснения отношений в присутствии детей категорически противопоказаны. Если ребенок не проявляет значительных нарушений поведения, то такое поведение можно назвать осознанным, мотивированным, самостоятельным, то есть саморегулирующим. Такое поведение необходимо для адаптации к условиям жизни в обществе.

Список литературы:

1. Венгер, Л.А. 1988. Психология [текст] // Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / Л.А. Венгер, В.С.Мухина. Москва. 325 с.

2. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. 2003. Психология [текст] // Предупреждение и коррекция

поведенческих расстройств у детей. / Соколова Е.В. Новосибирск. 211 с.

3. Аралова М.А. 2007. Психология [текст] // Справочник психолога ДОУ. / С.Г. Чернецов. Смоленск. 272 с.

4. Наревская И. Н., Сабирова Н.Г. 2009. Психология [текст] // Профилактика нарушений в поведении дошкольников. / И.Н. Наревская. М. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.