Научная статья на тему 'Основные проблемы и пути развития отдельных сегментов информационного рынка Республики Беларусь'

Основные проблемы и пути развития отдельных сегментов информационного рынка Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петровичева Людмила Ивановна, Якушенко К.В.

Статья посвящена проблемам функционирования и путям усовершенствования рынка непериодических изданий и печатных СМИ в Республике Беларусь. Приведен анализ тенденций развития отдельных сегментов мирового информационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и пути развития отдельных сегментов информационного рынка Республики Беларусь»

УДК 655:338(100)

Петровичева Л. И., доцент БГТУ; Якушенко К. В., аспирант БГУ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

The article is devoted to problems of functioning and ways of improvement of the markets of unperiodical editions and printed mass-media in Republic of Belarus. The analysis of tendencies development of separate segments of the world information market is resulted.

Введение. В последние годы XX века многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни современного общества. Одним из основных понятий современной рыночной экономики является информационный рынок, функционирование которого оказывает существенное влияние на развитие производства и предпринимательства.

Проблемами эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры занимались В. Л. Тамбовцев, С. М. Гуревич, Н. Н. Сёмкина, И. А. Стрелкова, Г. Б. Домнен-ко, А. А. Боканов, М. Кастельс, С. Майерс и др.

Однако зарубежные исследователи не могли учитывать специфику развития Республики Беларусь: переходный характер экономики, значительное государственное влияние на информационный сектор, особенности формирования и функционирования рынков СМИ и непериодической печати. Белорусские исследователи (Т. В. Садовская, И. А. Толстик, В. М. Руден-ков, И. П. Воробьев, И. П. Якубук, В. В. Поче-кина) внесли значительный вклад в изучение этой проблемы.

Тем не менее, теоретические и практические вопросы развития рынка непериодических изданий и печатных СМИ в Республике Беларусь, и особенно внешнеэкономическая деятельность белорусских организаций, работающих на информационном рынке, требуют дальнейшего изучения.

Основная часть. В настоящее время существует много определений как понятию «информационный рынок», так и понятию «структура информационного рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории [1, с. 88]. Однако, на наш взгляд, трактовка понятия информационный рынок — система регулирующих и организационно-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления, распределения и защиты информации в товар-

ной форме [1, с. 88], является наиболее корректной.

Одна из частей информационного рынка (сфера) — пространство, где продукция превращается в товар и где идут процессы обмена, т.е. его продажи и покупки. Это - собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара. К этой среде относятся 1) рынок периодических изданий; 2) рынок непериодических изданий; 3) рынок распространителей, способствующих продаже нового информационного товара; 4) рынок покупателей новой информации.

Рассмотрим некоторые аспекты развития и функционирования отдельных сегментов информационного рынка в Республике Беларусь: рынка прессы и непериодической печати.

На рынке периодической печати (прессы) нами были выявлены следующие тенденции развития.

Так, в течение 2005-2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Если использовать данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, то можно сказать, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильно-развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста - 2,3 % в 2006 г., следовательно, рост глобальных продаж газетных тиражей за пять последних лет произошел на 9,48 % [2, с. 231]. Во многих странах тиражи платных ежедневных газет сохранили свою стабильность. Нами было выяснено, что в пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно [2, с. 233].

На рынке непериодической печати наблюдаются следующие тенденции:

1. Стремление к дигитализации (оцифровке) и глобализации книжного рынка. Преимуществами этих тенденций являются облегчение по-

иска, систематизация и хранение больших объемов информации. Многие исследователи и издатели выявляют определенные типы книг, непригодных для оцифровки — монографии, художественная литература [3];

2. Диверсификация книгоиздания, то есть дифференциация и целевая ориентация на разные группы потребителей [4];

3. Увеличение числа названий книг при падении их тиражей [5, с. 20];

4. На постсоветском пространстве уменьшение тиражей при высоком качестве полиграфической продукции (в этой отрасли лидирует Российская Федерация) [5, с. 20];

5. Падение интереса к чтению у молодой аудитории, что характерно для большинства стран Евросоюза, однако в США и на рынках Азии такого явления не наблюдается [6];

6. Низкие темпы роста продаж книжной продукции на фоне достаточно динамичного роста других областей индустрии развлечений и медиа в мире. Так, например, мировая индустрия звукозаписи в 2004 г. выросла, по оценкам PricewaterhouseCoopers, на 5,7 % относительно показателя 2003 г. до 38 млрд долл., а мировые продажи книг в 2004 г. выросли всего на 1,5% по сравнению с предыдущим годом и составили 107 млрд долл. [6];

7. На книжный сектор, по сравнению с другими отраслями информационного рынка, менее всего влияют новые технологии, тем не менее предполагается, что сегмент электронных книг продемонстрирует высокие темпы роста [6];

8. В развитых западных обществах наметилась тенденция к тому, что люди под влиянием рекламных кампаний, направленных на «раскручивание» литературных произведений для массового читателя, перестают интересоваться классической литературой, довольствуясь интерпретированным контентом [6];

9. Ориентация на суженный («урезанный») репертуар произведений известных писателей и жанров (издание и переиздание избранных, отдельных произведений) [7];

10. Деформация структуры репертуара по возрасту (перекос репертуара книгоиздания для детей и юношества в сторону издания книг для дошкольного и младшего школьного возраста) [7];

11. Деформация структуры репертуара по жанрово-тематическим предпочтениям («перекос» в жанрово-тематическом репертуаре в сторону издания литературы «легких», развлекательных жанров);

12. Уменьшение переводов актуальной «социально-критической» современной литературы;

13. В странах Европейского Союза происходит кризис перепроизводства, однако в США

и на рынках Азии такого явления не наблюдается.

Рассмотрев важнейшие сегменты мирового информационного рынка, можно привести некоторые статистические данные и по Республике Беларусь. Так, информационный рынок страны по состоянию на 1 августа 2007 г. представляют 1244 печатных периодических издания, 9 информационных агентств, 60 программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств.

В связи с рассмотренными показателями и статистическими данными можно выделить некоторые проблемы: правовые, экономические, организационные, выявленные автором.

Правовые проблемы в данной сфере состоят в следующем:

1. Не соответствие действующего Закона о печати изменившимся реалиям общественно-политической и социально-экономической жизни государства и общества, а также новому гражданскому законодательству [8];

2. Наличие нерешенных вопросов, связанных с выработкой законодательной практики отнесения тех или иных информационных ресурсов, расположенных в сети Интернет, к сетевым СМИ [9, с. 160];

3. Неприсоединение Республики Беларусь к государствам, подписавшим Флорентийское соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера на льготных условиях, что тормозит развитие выхода книжной продукции на внешние рынки [10, с. 170].

Также существуют и экономические проблемы в данной сфере:

1. Постоянный рост цен на сырье, материалы, услуги в стране (так, в течение 2006 г. стоимость 1 т бумаги выросла с 1,5 до 1,9 млн. рублей, или в среднем на 22 %, полиграфических услуг — в среднем на 10 %, почтовые тарифы на II полугодие 2006 г. по сравнению с 1 полугодием — на 10 %) [11, с. 17];

2. Несовершенная система налогообложения издательств (фактически не работает механизм возврата НДС экспортерам и формируется двойное налогообложение). Так, в России экспорт в Беларусь поставлен в более худшие условия, чем экспорт в другие страны. Согласно общим правилам факт экспорта продукции необходимо подтвердить в течение 180 дней с даты оформления ГТД, а при экспорте в Беларусь — в течение 90 дней. Ранее белорусские предприятия брали книжную продукцию у партнеров на чистую консигнацию, но при ограниченном сроке подтверждения экспорта использование этой самой удобной схемы крайне затруднено. Сложностей добавляет и разница в размере НДС на книги: в РФ — 10 %, в РБ —

18 %. Данная ситуация приводит к росту издержек у издательских компаний, уменьшению прибыли, вынужденному занижению фактических тиражей [11, с. 17].

3. Невысокая экономическая возможность государственных издательств и редакций печатных СМИ по выезду за пределы стран СНГ для участия в международных выставках и ярмарках из-за отсутствия высоких и стабильных доходов для маркетингового продвижения информационных товаров на внешние рынки;

4. Недостаточная прозрачность информационного рынка — нет открытых данных по оборотам негосударственных компаний (наличие серого бизнеса, когда идет сокрытие прибыли от количества реализованной продукции, неучет допечатки тиражей). При такой ситуации отсутствует официальная статистика продаж негосударственных компаний и организаций, невозможно точно подсчитать объем и потенциальную емкость информационного рынка, что свидетельствует о высоких рисках для потенциальных инвесторов.

5. Недостаточно техническая и технологическая развитость информационного рынка по сравнению с мировыми показателями, рассмотренными ранее.

Существуют институциональные и организационные проблемы, а именно:

1. Недостаточное развитие и дальнейшая модернизация товаропроводящих организаций информационного рынка за рубежом (наибольшее взаимодействие белорусский информационный рынок имеет со странами СНГ — Россией, Украиной, Казахстаном (в 2006 г. объем экспорта белорусской продукции в Российскую Федерацию через субъекты товаропроводящей сети составил 122,2 тыс. долл. США, за первое полугодие 2007 г. — 98,6 тыс. долл. США.), в меньшей степени со странами Европы — Польшей, Германией (объем поставок книжной продукции на рынок Федеративной Республики Германии в 2006 г. составил 4,3 тыс. евро, в первом полугодии 2007 г. — 821 евро.) [12, с. 25];

2. Падение интереса к чтению у белорусов, особенно у молодой части читательской аудитории (по опросам, проводимым исследовательским центром Белорусского государственного университета, выявлено, что на вопрос «Как часто вы читаете книги?» получены ответы «Один или несколько раз в неделю» — 21,5 %, «Не читаю вообще» — 15,4 % респондентов, на вопрос «В литературе какой тематики Вы нуждаетесь?» получен ответ «Не нуждаюсь» — 68 %, а на вопрос «Какие современные белорусские издательства Вы знаете?» — ответ «Не знаю белорусских издательств» — 69,4 % опрошенных) [13]. Эту мысль подтвердил и Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашен-

ко на встрече с работниками газеты «СБ», отметив, что согласно опросам общественного мнения последние два года интерес читателей к печатным СМИ хоть немного, да снижается. У нас появляются новые конкуренты — интернет-ресурсы [5, с. 2];

3. Дефицит квалифицированных кадров по продажам информационного продукта на внутреннем и внешнем рынках. Об этом свидетельствует недостаточное применение маркетинговой стратегии по выходу продуктов информационного рынка за рубеж;

4. Недостаточное количество реально действующих организаций (ассоциаций) по взаимодействию белорусского информационного рынка с другими странами (например, по сведениям Ассоциации книгораспространителей независимых государств созданная Белорусская ассоциация книгоиздателей и книгораспростра-нителей фактически не функционирует, так как не имеется информации даже о количестве ее членов).

5. Отсутствие компаний, способных стать достойными конкурентами на глобальном информационном рынке.

В связи с выявленными тенденциями и существующими недостатками на белорусском информационном рынке, далее можно привести отдельные пути совершенствования информационного рынка страны:

— повышение конкурентоспособности редакций и издательств на внешних рынках путем совершенствования содержательного наполнения, улучшения дизайна и верстки изданий и программ, улучшение качества менеджмента редакций и издательств;

— разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами — более детальное изучение потребительских предпочтений, повышение уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка;

— развитие интернет-торговли книгами, появление книжных интернет-магазинов — привлечение более молодой части аудитории, появление дополнительного канала сбыта;

— принятие в законопроектах механизмов правового регулирования СМИ;

— создание на базе одного или нескольких издательств или редакций СМИ издательского дома;

— создание одинаковых условий для хозяйствующих субъектов издательской отрасли Беларуси и России;

— признание книги как «товара первой необходимости» и внесения ее в потребительскую корзину;

— усиление государственной поддержки по выходу продуктов, созданных на белорусском информационном рынке, за рубеж;

- реанимирование ассоциаций издателей и книгораспространителей;

- необходимость создания национальной программы по пропаганде и поддержке чтения;

- присоединение Республики Беларусь к мировым соглашениям в сфере книгоиздания, электронных и печатных СМИ (в первую очередь в рамках СНГ);

- создание единого информационного пространства СНГ, результатом которого может стать решение таких кардинальных вопросов как двойное налогообложение и высокие таможенные пошлины, улучшение культурных связей;

- необходимость создания межгосударственной программы по пропаганде и поддержке чтения;

- разработка межгосударственных (в первую очередь со странами СНГ) льготных тарифов на почтовые услуги, авиа и железнодорожные перевозки продуктов информационного рынка;

- инициировать открытие в каждой столице стран Содружества книжного магазина «Дружба» с площадью в зависимости от численности — от 5 до 20 тыс. кв. м., где реально можно будет представить все книги, издаваемые на постсоветском пространстве.

Выводы. Таким образом, все приведенные доказательства говорят о необходимости дальнейшего изучения отдельных сегментов информационного рынка. В связи с этим приведенные пути совершенствования данных сегментов позволяют выявить мероприятия, которые возможно выполнить для дальнейшего выхода печатных СМИ и книгоиздания на иностранные рынки.

5. Министерство информации Республики Беларусь подвело итоги развития книгоиздания в стране// Рэспублика. - № 11 (4434). — 19 янв. 2008. — 26 с.

6. На Западе перестают читать книги // РосБизнесКонсалтинг. — М., 2007. — 360 с.

7. Чудинова, В. П. Социодинамика и «кризис» детского чтения / В. П. Чудинова // Русская ассоциация читателей [Электронный ресурс]. — Москва, 2006. -Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issu-es/c2006/00_chudinova.htm. - Дата доступа: 12.02.2006.

8. Материалы Коллегии Министерства информации Республики Беларусь, 2006 год / Министерство информации Республики Беларусь - информация с грифом «для ограниченного пользования».

9. Дрыганов, В.Н. Цифровой век и право: на пути к информационному обществу / В.Н. Дрыганов С.С., С.С. Лосев. — Минск: Тонпик, 2005. — 304 с.

10. Ничипорович С.А. Развитие издательско-полиграфического комплекса Беларуси в условиях становления рыночных отношений / С. А. Ничипорович. — Минск: Харвест, 2001. — 176 с.

11. Макаров, Д. Источник знаний в тенетах проблем / Д. Макаров // Директор. - № 7. — 2007. — С. 17.

12. Внешняя торговля товарами Республики Беларусь за январь-октябрь 2006 г. — Минск, 2006. — 90 с.

13. Анкетирование респондентов Республики Беларусь в сфере книгоиздания, 2007 год / Министерство информации Республики Беларусь - информация с грифом «для ограниченного пользования».

Литература

1. Якушенко, К.В. Современные организационно-экономические тенденции развития мирового изда-тельско-полиграфического комплекса / К.В. Яку-шенко // Журнал международного права и международных экономических отношений. — 2006.- № 4 (39). -С. 86-91.

2. Семак, Е.А. Глобализация и интернационализация экономики: курс лекций: в 2 ч. Ч.1 / Е. А. Семак. - Минск: Изд-во БГУ, 2004. — 103 с.

3. Основные тенденции мирового книгоиздания // Единое окно: лента новостей [Электронный ресурс]. — Москва, 2007. - Режим доступа: http://win-dow.edu.ru/window/news?p_news_id=14249. - Дата доступа: 10.12.2007.

4. Чудинова, В. П. Информационный потенциал личности: чем он обусловлен / В. П. Чудинова // Li-brary.ru [Электронный ресурс]. — Москва, 2007. -Режим доступа: http://www.Иbrary.ru/1/socюlog/text-/artide.php?a_шd=284. - Дата доступа: 03.02.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.