Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1245
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНОГАБАРИТНЫЕ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ГРУЗЫ (КТГ) / ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОЗКИ КТГ / СПЕЦИФИКА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ КТГ / ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ КТГ / ПРОЕКТНЫЕ ГРУЗЫ / ТРАНСПОРТИРОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадрина А.Р.

В статье рассматриваются проблемы и сложности, связанные с организацией перевозки крупногабаритные и тяжеловесных грузов (КТГ), и их решения. Транспортировка крупногабаритных грузов на сегодняшний день весьма востребована ввиду необходимости перевозок разного рода специальной и строительной техники, промышленного оборудования и других негабаритных тяжеловесных грузов. Специфика негабаритных перевозок, помимо необходимости выбора вида транспорта и подходящего транспортного средства, заключается во многих моментах, без учета которых своевременная и безопасная доставка негабарита к месту назначения невозможна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE ORGANIZATION OF BULKY AND HEAVY CARGO

The article discusses the problems and difficulties associated with the organization of transportation of bulky and heavy cargo. Transportation of bulky goods is very much in demand today due to the need for transportation of various kinds of special and construction equipment, industrial equipment and other oversized heavy loads. The specifics of oversized transportation, in addition to the need to choose a type of transport and a suitable vehicle, consists in many points, without which timely and safe delivery of oversized to the destination is impossible.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

А.Р. Шадрина, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-174-177

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и сложности, связанные с организацией перевозки крупногабаритные и тяжеловесных грузов (КТГ), и их решения. Транспортировка крупногабаритных грузов на сегодняшний день весьма востребована ввиду необходимости перевозок разного рода специальной и строительной техники, промышленного оборудования и других негабаритных тяжеловесных грузов. Специфика негабаритных перевозок, помимо необходимости выбора вида транспорта и подходящего транспортного средства, заключается во многих моментах, без учета которых своевременная и безопасная доставка негабарита к месту назначения невозможна.

Ключевые слова: крупногабаритные и тяжеловесные грузы (КТГ), проблемы перевозки КТГ, специфика при перевозке КТГ, основные задачи при перевозке КТГ, проектные грузы, транспортировка.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов (далее КТГ) является одним из перспективных направлений и одновременно непростой задачей, с которой сталкиваются подрядчики транспортно-экспедиторских компаний. Очень важно, чтобы процесс работы на разных этапах был организован таким образом, чтобы специализированная техника или оборудование доставлялись на место назначения своевременно и без каких-либо повреждений.

Поскольку негабаритных грузов очень много, они делятся, в свою очередь, на несколько видов:

1. Тяжеловесный груз - это груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе подвижного состава или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

2. Крупногабаритный груз - это груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам подвижного состава, определенных в нормативных документах.

3. Длинномерный груз - это груз, который, будучи погружен в транспортное

средство, выступает за задний борт боле чем на 2 метра.

Исходя из всего вышеперечисленного, негабаритными, тяжеловесными, крупногабаритными считаются грузы, масса и размеры которых вместе с транспортным средством превышают следующие параметры:

- превышение 4 -х метров по высоте;

- 20 метров в длину;

- 2,55 м в ширину;

- груз выступает сзади за габариты ТС более, чем на 2 метра.[1]

Результаты исследования

Наиболее сложные комплексные задачи, которые необходимо решать при организации доставки проектных и негабаритных грузов.[2]

1. Сбор достоверных данных о грузе. Одна из наиболее распространенных проблем - неточность указания заказчиком фактического объема и весогабаритных параметров груза, отсутствие габаритов мест, конкретной спецификации. В связи с недостатком информации, почти невозможно заранее рассчитать индикативную стоимость перевозки и начать подготовительный этап проекта. Поскольку транспортировка специфических видов груза, как правило, сопровождается подготовкой

документов, получением специальных разрешений на проезд по определенным маршрутам, то без конкретных характеристик груза есть риск не успеть собрать необходимый пакет документов в срок. Некоторые специальные разрешения или чертежи готовятся от 2 до 4 недель и более. Характеристики груза, указанные в технической документации, могут не соответствовать действительности, особенно, если техника или оборудование уже были в эксплуатации, могли быть изменены или «модернизированы». Груз должен быть измерен с учетом всех навесов, козырьков и прочих деталей.[2]

При организации транспортировки проектных грузов основная сложность на начальном этапе выбрать вид транспортного средства в зависимости от габаритов, веса груза, его специфических свойств, а также установить точное количество требуемых транспортных средств. Следует провести детальный расчет и определить, какую часть оборудования можно перевезти в стандартных фурах, сколько нужно тралов или прицепов для транспортировки КТГ. На практике случается так, что первичная оценка необходимого для транспортировки перечня транспортных средств может впоследствии скорректироваться и стоимость перевозки возрасте в несколько раз. Например, если изначально присылает ориентировочные объемы груза, площадь, занимаемая оборудованием в разобранном состоянии и общий вес, но нет итоговой спецификации. Стоит отметить, что ставки на перевозку негабаритных позиций значительно выше, чем на обычные габаритные, которые можно перевести в классической фуре. Таким образом, невозможно произвести детальный расчет перевозки, выбрать вид транспортного средства, посчитать необходимое количества авто и специальной техники, которая может понадобится в ходе транспортировки. В последствии этого возникает следующая проблема - уложиться в сроки реализации проекта и заранее подготовиться к работам.

Для специалиста по организации перевозки сложность здесь заключается в том, что в большинстве случаев у него нет воз-

можности на начальном этапе лично проконтролировать точность указания всех фактических параметров груза. И каждый решает эту проблему в соответствии со своим опытом и наработанной практикой.

2. Ограниченные сроки на подготовку проектной документации и реализацию. Поскольку на первом этапе проработки проекта не хватает данных о грузе и его особенностях, достаточно трудно не только рассчитать стоимость оказываемых услуг по перевозке, но также и собрать необходимую документацию. Перевозка тяжеловесных негабаритных грузов имеет ряд ограничений и правил организации. Речь идет о различных специальных разрешениях, чертежах оборудования, его крепления на транспорте. На получение дополнительных технических заданий и документов уходит много времени, от 2 до 4 недель. В связи с этим есть риски - не начать проведение работ в установленные заказчиком сроки.

3. Выбор оптимального маршрута следования. В отличие от стандартных перевозок, где контейнер следует по стандартной схеме и без трудностей перегружается с одного транспортного средства на другое, в перевозке проектных и КТГ грузов практически не бывает простых задач: каждый груз - уникальный, требующий детальной предварительной проработки схемы доставки с учетом его технических характеристик.

В перевозке негабаритных грузов намного больше организационных составляющих, требующих четкого согласования между собой: проработка маршрута с учетом его пропускных возможностей, перегрузка груза с одного транспортного средства на другое и его крепление по индивидуально разработанной схеме, получение разрешений на транспортировку груза по выбранному маршруту, оптимизация стоимости доставки.

Чем нестандартнее груз, тем меньше: портов, которые его могут принять и перегрузить; транспортных средств, которые его могут перевезти; дорог, по которым он может проехать; мостов, эстакад и прочих дорожных конструкций, которые его могут пропустить; тем сложнее: согласование

маршрута с дорожными автоинспекциями стран следования; организация работ по перегрузке груза с одного транспортного средства на другое, разработка схем крепления.

Чтобы доставить груз в целости и сохранности, необходимо провести ряд работ: промер препятствий на пути следования в виде линий передач, мостов, различных сооружений. Это лучше отдать на аутсорсинг специализированным компаниям. Чем более протяжённый маршрут, тем больше времени займет его исследование, это может быть время от 1 дня до месяца [3].

4. Согласование работы разных видов транспорта - одна из особо значимых проблем, т.к. перевозки КТГ зачастую транспортируются с помощью нескольких видов транспорта. Приоритетным видом транспорта при перевозке КТГ является морской и речной транспорт. Различные морские судна практически не имеют ограничений по габаритам и весу, что, несомненно, является большим преимуществом. Более того, этот вид транспортировки перемещает груз на большие расстояния по относительно дешевой цене. Но, стоит отметить, что на сегодняшний день, в разгар пандемии Соу1ё19, цена на морской фрахт взлетела в несколько раз. Причинами тому послужили: сбитый график перевозок, ограничения, связанные с пандемией, дефицит контейнеров, из-за чего сформировался повышенный спрос на перевозки.

Второй не менее значимый вид транспорта - железнодорожный транспорт, преимущество которого заключается в высокой грузоподъемности.

Конечно, не стоит забывать и про автомобильные перевозки, т.к. они универсальны и способствуют организации перевозки «от двери до двери», поскольку в любом случае, в какой бы порт не прибыл груз, его необходимо доставить на склад временного хранения, производство по запросу заказчика. Эту задачу не выполнить без автомобильного транспорта.

Чтобы организовать смешанную перевозку на протяжении всего проекта от инициации до реализации, перевозчику

необходимо обеспечить четкий контроль и согласовать работу всех участников перевозки. Для это необходимы знания и богатый опыт.

5. Подготовка документации - серьезная задача, с которой порой сложно справиться даже квалифицированному специалисту.

При формировании пакета документов, который необходим для успешного прохождения всех этапов доставки проектных и КТГ грузов, специалиста следует быть бдительными. В дополнении к опыту здесь очень полезно иметь еще и хорошую эрудицию. Например, при транспортировке какого-либо сложного оборудования, двигателей и тому подобных агрегатов КТГ груз может быть еще идентифицирован и как «опасный», так как при его эксплуатации использовалось горючее или какие-либо технологические жидкости, которые могли в нем частично остаться. Не имея опыта перевозки подобных грузов очень легко оставить без внимания такие важные моменты. Не стоит забывать о таких ситуациях, когда груз может быть квалифицирован как товар «двойного назначения», что вызывает дополнительные сложности при прохождении границы и таможенном оформлении.

6. Обеспечение сохранности груза -задача, требующая детальной проработки на каждом этапе транспортировки. В процессе мультимодальной перевозки, проектный груз несколько раз может перегружаться с одного транспортного средства на другое, каждый раз возникают риски, связанные с креплением груза, по-грузочно-разгрузочными работами. Все эти операции необходимо проработать заранее, чтобы исключить повреждения не только самого груза, ну и специальной техники, с помощью которой осуществляется перевозка. Разработкой схем размещения и крепления занимаются соответствующие сертифицированные специалисты [4].

Но даже при тщательной проработке маршрута со всеми нюансами всегда остается вероятность порчи или потери груза по непредвиденным обстоятельствам. И здесь крайне важно, чтобы заказчик пони-

мал, что полис страхования ответственности перевозчика перед клиентами не гарантирует компенсации во всех случаях потери или порчи груза. Если, например, груз утонул в результате шторма, или пропал в результате кражи, т.е. вина перевозчика отсутствует - все убытки ложатся на грузовладельца. Полностью защищает заказчика от материальных потерь только страхования груза (причем, в хорошей страховой компании с высоким рейтингом надежности).

Библиографический список

1. Амиров Т.К. Перевозка крупногабаритных тяжеловесных грузов. - М.: Экспоресс -информация ЦБНТИ Минавтотранса РФ, 2018. - 85 с

2. Воробьев В.В. Проблемы перевозки негабаритных грузов на автомобильном транспорте //Академическая публицистика. - 2018. - №12. - С. 29-32.

3. Троицкая Н.А. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 2019. - 185 с.

4. Степанов А.П. Эксплуатация и безопасность движения автопоездовтяжеловозов. -М.: Транспорт, 2018. - 185 с.

THE MAIN PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE ORGANIZATION OF

BULKY AND HEAVY CARGO

A.R. Shadrina, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the problems and difficulties associated with the organization of transportation of bulky and heavy cargo. Transportation of bulky goods is very much in demand today due to the need for transportation of various kinds of special and construction equipment, industrial equipment and other oversized heavy loads. The specifics of oversized transportation, in addition to the need to choose a type of transport and a suitable vehicle, consists in many points, without which timely and safe delivery of oversized to the destination is impossible.

Keywords: bulky and heavy loads, problems of transportation, specifics of transportation, main tasks during bulky and heavy loads transportation, project cargo.

Заключение

В статье автором были рассмотрены основные проблемы организации перевозки КТГ грузов, специфика работы с проектными грузами. Можно сделать вывод, что транспортировка КТГ грузов является одной из самых сложных, необходимо учесть все детали в ходе разработки и реализации проекта на всех этапах. Поскольку цена ошибки очень велика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.