ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Николай Николаевич МИНАЕВ", Алексей Алексеевич СЕЛИВЕРСТОВь*, Николай Ромальдович ШАДЕЙКОС, Кристина Эдуардовна ФИЛЮШИНАЙ, Юлия Александровна МЕРКУЛЬЕВАе
2 доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природных ресурсов, Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация nnminaev@mail.ru
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация seliverstov@live.ru
с кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация shnr@inbox.ru
d кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация kri1617@yandex.ru
6 студентка факультета экономики и управления городским хозяйством,
Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация uliy94j@mail.ru
* Ответственный автор
Аннотация
Предмет. Статья посвящена проблемам построения и развития региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Цели. Выявить основные проблемы, препятствующие развитию региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов, произвести классификацию выявленных проблем, а также проанализировать причины их возникновения и пути преодоления. Методология. Использованы методы системного анализа и статистических сопоставлений, а также экспертные оценки.
Результаты. Изучены состояние жилищного фонда России, принятых нормативно-правовых актов и мероприятия по восстановлению многоквартирного жилищного фонда. Выделены и проанализированы проблемы развития системы капитального ремонта многоквартирных домов. Выявлен ряд факторов методологического и методического характера, препятствующих развитию региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на данном этапе.
Выделены основные проблемы, препятствующие развитию системы капитального ремонта (отсутствие сбалансированной системы мониторинга, обоснованности самой региональной программы капитального ремонта, механизмов повышения энергоэффективности многоквартирных домов в процессе реализации региональной программы капитального ремонта, взаимодействия участников процесса развития региональной системы капитального ремонта на различных уровнях власти, а также кадрового сопровождения и организации обучения и переподготовки кадров). Доказано, что преодоление указанных проблем позволит субъектам сформировать наиболее эффективную систему капитального ремонта. Выводы. Сделан вывод о том, что скорейшее преодоление указанных проблем позволит субъектам РФ сформировать наиболее эффективную систему капитального ремонта, которая в свою очередь может дать толчок для экономического роста и создания условий для развития регионов России.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Обеспечение комфортных и безопасных условий соответствии с действующими стандартами качества, проживания, сохранности жилищного фонда и а также повышение качества жизни населения путем доступности жилищно-коммунальных услуг в улучшения жилищных условий - это важнейшие
История статьи:
Принята 22.05.2015 Одобрена 26.05.2015
УДК 332.832.5
JEL: E22, H76, 020, R10, R50
Ключевые слова: жилищное хозяйство, капитальный ремонт, многоквартирные дома, энергоэффективность, энергосервисный контракт
Рисунок 1
Состояние жилищного фонда РФ с 2000 по 2012 г., млн м2
20 -
0 -.-.-.-
2000 2005 2010 2011 2012
□ Ветхий жилищный фонд □ Аварийный жилищный фонд
Источник: Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/ IssWWW.exe/Stg/2-03.doc.
цели функционирования системы жилищного хозяйства. Реализация этих целей в настоящее время сдерживается неудовлетворительным состоянием жилищного фонда.
Проблемы функционирования жилищного хозяйства освещены многими российскими и зарубежными учеными (В.И. Магась1, А.С. Пузанов, С.Б. Сиваев2, В.Н. Субботин3, Т.К. Руткаускас, Edward Murphy, Najib B. Hourani, R. Allen Hays, Natasha Pichler-Milanovich и др.) [1-6].
Однако ряд исследований в силу быстро меняющейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации и кардинальных реформ в некоторой степени потеряли актуальность. Таким образом, высокая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловливают актуальность дальнейшего исследования данного вопроса.
1 Магась В.И. Справочник для руководителей и членов товарищества собственников жилья. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 285 с.
2 Институциональные проблемы повышения энергоэффективности жилищного и бюджетного секторов. М.: Институт экономики города, 2010. 98 с.; Практика реформы жилищно-коммунального комплекса. М.: Институт экономики города, 2004. 189 с.
3 Эффективное управление жилым домом. М.: Эксмо, 2008.
220 с.
По данным Росстата4, общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране выросла по сравнению с 2000 г. почти в полтора раза и достигла 100 млн м2 (рис. 1).
С 2008 по 2012 г. объемы ремонтируемого жилья сократились в два раза. Вместе с тем в настоящее время в жилищном фонде России насчитывается более 60% зданий старше 30 лет5 (табл. 1).
Частично решение данной проблемы осуществлялось в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд реформирования ЖКХ) улучшила ситуацию, но не решила проблему так называемого недоремонта. По состоянию на 01.01.2014 за весь период деятельности Фонда реформирования ЖКХ проведен капитальный ремонт 141 414 многоквартирных домов, где проживают около 18,3 млн чел. Это значительные достижения, но
4 Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2013: стат. сборник. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_62/Main.htm.
5 Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/Main. htm.
Таблица 1
Распределение жилых домов (индивидуально определенных зданий), многоквартирных жилых домов по годам постройки на 01.01.2012
_ Годы постройки
I I VI1 Iiь '11
___До 1920 г. 1921-1945 гг. 1946-1970 гг. 1971-1995 гг. После 1995 г.
Число жшгых домов (индивидуально 809 9Ш 1 6^ 678 7 175 449 4 605 528 2 493 144 определенных зданий)
Число многоквартирных жилых домов 133 316 229 432 1 169 408 1 410 795 247 008 ~
Общая площадь жилых помещений, тыс. м2 82 326,1 147 499,3 974 376,3 1 404 552,4 737 736,2 ~
Источник: Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/ Main.htm.
не достаточные. При сохранении существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет около 300-400 млн м2 жилья в России придет в состояние, непригодное для проживания людей6.
Учитывая постоянное увеличение объемов невыполненного капитального ремонта жилищного фонда, в настоящее время как никогда существенно увеличивается опасность возникновения многочисленных аварийных ситуаций, несущих в свою очередь опасность для проживания граждан в многоквартирных домах.
Исследованию воспроизводственного процесса в жилищном хозяйстве, проблем развития и повышения эффективности реконструкции, ремонта и эксплуатации жилищного фонда посвящено достаточно большое количество работ, среди которых следует выделить работы В.В. Бузырева [7, 8], И.В. Генцлер [9, 10], А.М. Платонова [11], А.С. Пузанова [12], David Drakakis-Smith [13] и др.
При этом старение жилищного фонда, как известно, процесс постоянный и непрерывный. И только системный подход к предотвращению ухудшения состояния жилищного фонда за счет своевременного ремонта многоквартирных домов позволит снизить накопленный в предыдущие годы износ и преодолеть накопившиеся в последние годы проблемы в отрасли.
Жилищным кодексом РФ7 c 2005 г. бремя несения затрат на капитальный ремонт общего имущества возложено на собственников. Однако порядок исполнения собственником этой обязанности отсутствовал.
Капитальный ремонт общего имущества финансировался преимущественно государством
6 Капитальный ремонт в многоквартирных домах и тарифы на коммунальные услуги: вопросы и ответы. М.: Библиотечка РГ, 2014. 160 с.
7 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
в рамках отдельных программ, в том числе с минимальным софинансированием со стороны собственников или по добровольному решению собственников помещений. Темпы такого капитального ремонта с учетом накопившегося «недоремонта» жилищного фонда не позволяли восстановить эксплуатационные характеристики жилых домов.
С целью скорейшего разрешения сложившейся ситуации в 2012 г. были приняты изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, которые стали ключевым шагом к созданию принципиально новой системы капитального ремонта многоквартирных домов. Внедрена новая модель финансирования, при которой значительная доля ответственности за состояние жилищного фонда возлагается на регионы. Определены полномочия всех уровней власти в организации финансирования капитального ремонта, найден механизм непосредственного участия собственников в принятии решений по содержанию домов. В частности, установлен порядок взносов в фонд капитального ремонта, при котором собственники многоквартирных домов в обязательном порядке должны перечислять средства для их аккумулирования и дальнейшего направления на капитальный ремонт жилья.
Большие полномочия предоставлены органам власти субъектов РФ, которые самостоятельно принимают решения по минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, созданию регионального оператора, условий предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта, порядку подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта и другим вопросам.
Для реализации капитального ремонта многоквартирных домов предполагается
функционирование на территории России двух моделей накопления финансовых средств (рис. 2):
децентрализованной модели, которая предполагает накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного многоквартирного дома;
- централизованной модели (так называемый котловой способ), которая предусматривает перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Безусловно, принятые изменения в нормативно-правовой базе и внедряемые в соответствии с ними механизмы являются чрезвычайно актуальными, своевременными и важными, однако в настоящее время новая система капитального ремонта сталкивается с рядом сложностей методологического и методического характера, препятствующих ее развитию на данном этапе.
1. Отсутствие сбалансированной и обоснованной системы мониторинга и, как следствие, отсутствие обоснованности самой региональной программы капитального ремонта. Необходимым условием и одним из наиболее важных инструментов системы капитального ремонта многоквартирных домов является систематический мониторинг жилищного фонда в сочетании с анализом социально-
экономического развития муниципальных образований.
Согласно законодательству в региональную программу капитальных ремонтов должны быть включены все многоквартирные дома и определены сроки их капитальных ремонтов.
Однако в настоящее время практически отсутствует достоверная информация о состоянии домов, их технических характеристиках, износе, проведенных ремонтах. В ряде случаев отсутствует техническая документация многоквартирных домов. Информация, предоставляемая муниципальными образованиями и лицами, ответственными за содержание общего имущества, зачастую носит субъективный характер.
Такая ситуация ведет к формированию региональных программ, содержащих необъективную информацию, на основании которой строится очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В подобных стартовых условиях очень сложно спрогнозировать объем средств, которые необходимо израсходовать на финансирование работ по капитальному ремонту жилищного фонда, а также социально-экономическую ситуацию в течение длительного времени и, следовательно, составить обоснованный и эффективный план реализации
Рисунок 2
Модели накопления финансовых средств на капитальный ремонт:
а - децентрализованная модель; б - централизованная модель
Источник: авторская разработка.
региональной системы капитального ремонта, который учитывал бы состояние как жилищного фонда, так и социально-экономического развития муниципальных образований.
При наличии вероятностных событий и динамически развивающихся процессов экономического, социально-политического, экологического характера, а также сдвигов в научно-техническом процессе, целесообразным представляется разработка методики проведения систематического мониторинга состояния жилищного фонда, включающего в себя систему показателей, имеющих как технические, так и социально значимые критерии для определения домов, включаемых в региональную программу капитального ремонта.
2. Отсутствие механизмов повышения энергоэффективности многоквартирных домов в процессе реализации региональной программы капитального ремонта. Требование законодательства обязательного ремонта всех домов на практике влечет за собой проведение выборочных ремонтных работ без значительного улучшения качества жилья и применения механизмов повышения энергоэффективности зданий. Безусловно, ремонт и восстановление многоквартирных домов являются важнейшими задачами. Наряду с этим решение проблемы энергоэффективности является одним из важнейших приоритетов национальной политики России.
Проблемы внедрения механизмов энергоэффективности в жилищном фонде нашли широкое отражение в работах отечественных [1-3, 7, 8] и зарубежных ученых [14-19].
При этом, являясь вторым по величине конечным потребителем энергии в России, жилищный фонд имеет наибольший потенциал энергосбережения. По данным ряда экспертов8, за счет модернизации и ремонта имеющегося жилого фонда энергоэффективность можно повысить почти в два раза. Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах в среднем равен или превышает: 40% тепловой энергии, 37% электроэнергии, 30% природного газа, 25% воды.
8 Анализ затрати результатов реализации моделей финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов. URL: http://www.ebrd.com/russian/ downloads/sector/sei/russ4.pdf; Энергоэффективность в России: скрытый резерв: отчет, подготовленный экспертами Всемирного банка. Международная финансовая корпорация и Центр по эффективному использованию энергии, 2008. 162 с.
Повышение энергоэффективности домов позволит частично окупить затраты на капитальный ремонт и уменьшить размер платежей за коммунальные услуги, в первую очередь за тепло и горячую воду.
В этих условиях проведение капитального ремонта многоквартирных домов и механизмы повышения их энергоэффективности должны быть тесно взаимосвязаны. Сочетание капитального ремонта многоквартирных домов с одновременным проведением энергоэффективной модернизации может дать наибольший положительный эффект при реализации региональных программ капитального ремонта.
При этом российские [20] и зарубежные [15 -17] эксперты отмечают, что проведение одного комплексного ремонта с обеспечением повышения энергоэффективности дома гораздо целесообразнее, чем проведение нескольких выборочных ремонтов.
В то же время это в свою очередь влечет за собой следующую проблему.
3. Проблема эффективной финансовой политики региональной программы капитального ремонта с применением энергоэффективной модернизации многоквартирного дома. Жилищным кодексом РФ определен перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание или выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. В этот перечень входят:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома9.
Субъект РФ может своим нормативным правовым актом дополнить этот перечень работ другими видами услуг (работ) по капитальному ремонту.
9 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
По Жилищному кодексу РФ нормативным правовым актом субъекта РФ должен быть определен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не включенных в перечень, устанавливаемый субъектом Российской Федерации, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера.
В связи с этим стоимость работ, включающих меры по повышению энергоэффективности многоквартирного дома, будет превышать установленные параметры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту.
Таким образом, на первый план выходит проблема привлечения дополнительных финансовых источников для энергоэффективной модернизации жилищного фонда, в том числе за счет бюджетов разного уровня, внебюджетных источников, кредитных источников, частных инвесторов.
Однако крупные инвесторы не заинтересованы в участии в таких затратоемких и высокорискованных проектах, где достижение экономического эффекта возможно лишь в отдаленном времени, а величина рентабельности невысока по сравнению с инвестициями в финансовый или ресурсодобывающие сектора экономики.
Наряду с этим собственники помещений в многоквартирном доме сталкиваются с проблемой неразвитости кредитной системы на цели капитального ремонта вследствие отсутствия понимания об обеспечении кредита, о заемщике, а также ограничения перечня банков, имеющих право создавать специальные счета, т.е. потенциальных банков-кредиторов и т.п.
В этих условиях в качестве эффективных механизмов могут рассматриваться государственно-частное партнерство и развитие системы энергосервисных контрактов (данный вид контракта, который также известен как «перформанс-контракт», широко применяется в международной практике энергосбережения) [21, 22].
Наиболее оптимальной схемой стимулирования
комплексного ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов представляется софинансирование процессов энергосбережения со стороны государства в виде поддержки внедрения энергосервисных контрактов. Здесь заложен большой потенциал, связанный с проведением централизованной политики энергосбережения, где схемам энергосервисных контрактов должно уделяться центральное внимание.
4. Проблема финансовой устойчивости регионального фонда как института региональной системы капитального ремонта и, как следствие, гарантий проведения капитального ремонта многоквартирного дома. В настоящее время все еще недостаточно проработаны вопросы, связанные с финансовой устойчивостью регионального фонда. Поправки в Жилищный кодекс РФ не предусматривают достаточных механизмов обеспечения сохранности денежных средств собственников жилья, отчисляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, защиты их от ежегодной инфляции и требований со стороны кредиторов. В частности, невозможно полностью исключить риск непредвиденной инфляции в связи с длительностью сроков накопления необходимой суммы в фонде капитального ремонта.
Более того, отсутствует понимание о финансовой устойчивости региональной программы капитального ремонта при доминировании одной из моделей накопления финансовых средств на капитальный ремонт. Следствием этого является отсутствие четкого понимания источников финансирования капитального ремонта многоквартирных домов на начальном этапе запуска региональной программы, когда еще не накоплено достаточно средств, и на последующих этапах, когда возникнет разница между объемом накопленных средств и объемом, необходимым для капитального ремонта. Кроме этого, существуют трудности прогнозирования изменения объема средств, которые могут быть израсходованы на финансирование региональной программы капитального ремонта.
Все это приводит к отсутствию гарантий того, что капитальный ремонт будет проведен независимо от способа формирования фонда капитального ремонта и что при накоплении средств на счете регионального оператора таких средств хватит на проведение капитального ремонта всех многоквартирных домов.
5. Проблема взаимодействия участников процесса развития региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на различных уровнях власти. С целью обеспечения возможности реализации различных вариантов организации систем капитального ремонта в регионах в зависимости от местных условий Жилищный кодекс Российской Федерации наделил субъекты Российской Федерации полномочиями в части установления порядка организации и функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Развивая нормы Жилищного кодекса РФ, региональные законы о капитальном ремонте конкретизируют полномочия органов местного самоуправления в сфере организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Каждое муниципальное образование имеет свои специфику и особенности развития (разные климатические районы, различия по численности населения, уровню развития социальной инфраструктуры и состоянию экономики), носящие как объективный, так и субъективный характер.
В этой связи целесообразно возложить на муниципальные образования обязанности участвовать в подготовке региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом адаптации основных ее направлений к местным условиям и возникающим в ходе ее проведения проблемным ситуациям. В настоящее время разработке методического обеспечения региональной системы капитального ремонта на муниципальном уровне уделяется недостаточно внимания.
Более того, необходимо учитывать специфику и особенности муниципальных образований при расчете минимального размера взноса за капитальный ремонт при проведении региональной программы. Очень важно подготовить обоснованные расчеты этой суммы как по каждому региону, так и в разрезе муниципальных образований, входящих в него.
6. Кадровое сопровождение и организация обучения и переподготовки кадров. Учитывая, что внедрение региональной системы капитального ремонта -это относительно новый этап развития реформы жилищно-коммунального комплекса, на первый план выходит важность последствий его проведения прежде всего для населения в части обеспечения надежности и безопасности проживания в жилых домах.
Для этого крайне необходимо привлечение и закрепление в отрасли квалифицированных кадров, обладающих актуальными и современными знаниями и навыками, необходимыми для обслуживания процесса капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов.
Преодоление указанных проблем позволит субъектам сформировать наиболее эффективную систему капитального ремонта. Для этого необходимы более глубокое и детальное научное исследование и разработка механизмов преодоления проблем в отрасли.
В конечном итоге решение указанных проблем является необходимым условием для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности, экономии собственных и заемных средств региона, создания условий для развития территории.
Список литературы
1. Пузанов А.С. Жилищная политика в России - мифы, заблуждения и реальность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 10. С. 68-74.
2. Руткаускас Т.К., Сироткин В.А. Система индикаторов в оценке возможных состояний жилищного фонда муниципальных образований. Использование индексов при оценке рисков в недвижимости // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 7-8. С. 99-111.
3. Сироткин В.А., Руткаускас Т.К. Механизм исследования проблем воспроизводства жилищного фонда и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 395-399.
4. The Housing Question. Tensions, Continuities, and Contingencies in the Modern City. Ed. by Edward Murphy and Najib B. Hourani. Ashgate, 2014. 322 p.
5. Hays R. Allen. Federal Government and Urban Housing. State University of New York Press, 2012. 349 p.
6. Natasha Pichler-Milanovich. Urban housing markets in Central and Eastern Europe: convergence, divergence or policy 'collapse' // International Journal of Housing Policy. 2001. Vol. 1. № 2. P. 145-187. doi: 10.1080 /14616710110083416
7. Бузырев В.В., Дубровская И.В. Реализация жилищной политики в России: перспективы и риски // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. С. 238-240.
8. Бузырев В.В. Реновация жилых домов как важный фактор увеличения жизненного цикла жилищного фонда в регионе // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 285-288.
9. ГенцлерИ.В. Модель финансирования капитального ремонта многоквартирного дома // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 8. С. 27-38.
10. Генцлер И.В. Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов: проблема подходов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. № 11. С. 10-17.
11. Платонов А.М., Степанова Н.Р. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства: монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 115 с.
12. Пузанов А. С., Косарева Н.Б., Полиди Т.Д., Туманов А.А. Анализ изменений жилищной обеспеченности и возможностей улучшения жилищных условий в период перехода к рыночной экономике // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 1. С. 29-41.
13. DavidDrakakis-Smith. Urbanisation, Housing and the Development Process. Routledge Library Editions: Development, 2011. 254 p.
14. Energy Policies and Issues. Ed. Edgar R. Thompson. Nova Science Publishers, Inc., 2011. 196 p.
15. AlicjaSiuta-OlchaandTomaszCholewa. Energy Saving and Storage in Residential Buildings. Nova Science Publishers, Inc., 2012. 129 p.
16. Energy Efficiency: Methods, Limitations and Challenges. Editors: Emmanuel F. Santos Cavalcanti, Marcos Ribeiro Barbosa. Nova Science Publishers, Inc., 2012. 251 p.
17. Matthew Hall. Materials for Energy Efficiency and Thermal Comfort in Buildings. Woodhead Publishing, 2010. 760 p.
18. RichardB. Howarth, Bo Andersson. Market barriers to energy efficiency // Energy Economics. 1993. Vol. 15. № 4. P. 262-272. doi:10.1016/0140-9883(93)90016-K
19. Juan D. Gomez, Afamia Elnakat, Martha Wright, Jourdaine Keener. Analysis of the energy index as a benchmarking indicator of potential energy savings in the San Antonio, Texas single-family residential sector // Energy Efficiency. 2015. Vol. 8. № 3. P. 577-593. doi: 10.1007/s12053-014-9310-6
20. Блех Е.М., Павленков Ю.В. Альтернативная модель управления капитальным ремонтом многоквартирных домов // Экономика строительства. 2013. № 2. С. 54-62.
21. Marianne Aasen, Hege Westskog, Kristine Korneliussen. Energy performance contracts in the municipal sector in Norway: overcoming barriers to energy savings? // Energy Efficiency. 2015. June. doi: 10.1007/ s12053-015-9356-0
22. Jesper Ole Jensen, Susanne Balslev Nielsen, Jesper Rohr Hansen. Greening Public Buildings: ESCO-Contracting in Danish Municipalities // Energies. 2013. Vol. 6. № 5. P. 2407-2427. doi:10.3390/ en6052407
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
THE MAIN PROBLEMS AND OBSTACLES TO THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL SYSTEM FOR OVERHAUL OF APARTMENT HOUSES AT THE PRESENT STAGE
Nikolai N. MINAEV, Aleksei A. SELIVERSTOVb\ Nikolai R SHADEIKOc, Kristina E. FILYUSHINAd, Yuliya A. MERKUL'EVAe
a National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Tomsk Oblast, Russian Federation nnminaev@mail.ru
b Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Tomsk Oblast, Russian Federation seliverstov@live.ru
c Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Tomsk Oblast, Russian Federation shnr@inbox.ru
d Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Tomsk Oblast, Russian Federation kri1617@yandex.ru
e Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Tomsk Oblast, Russian Federation uliy94j@mail.ru
* Corresponding author
Article history: Abstract
Received 22 May 2015 Importance The article deals with the problems of developing regional systems for multi-family
Accepted 26 May 2015 homes overhaul.
Objectives The paper aims to identify the main obstacles to the development of a regional system for major repairs of dwelling houses, categorize the identified problems, and to analyze their causes and ways to overcome. Methods We used system analysis methods and statistical comparisons, and expert assessments as well.
Results We identified the main obstacles to the development of an overhaul system. Relevance We prove that overcoming these problems would allow subjects to form the most Keywords: housing, fund, capital effective overhaul system.
JEL classification: E22, H76, 020 R10, R50
repairs, apartment buildings, energy service contracts
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Puzanov A.S. Zhilishchnaya politika v Rossii - mify, zabluzhdeniya i real'nost' [Housing policy in Russia: myths, delusions, and reality]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation, 2006, no. 10, pp. 68-74.
2. Rutkauskas T.K., Sirotkin V.A. Sistema indikatorov v otsenke vozmozhnykh sostoyanii zhilishchnogo fonda munitsipal'nykh obrazovanii. Ispol'zovanie indeksov pri otsenke riskov v nedvizhimosti [A system of indicators in the assessment of possible states of the municipal housing stock. The use of indexes in estimation of risks in real estate]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today, and Tomorrow, 2012, no. 7-8, pp. 99-111.
3. Sirotkin V.A., Rutkauskas T.K. Mekhanizm issledovaniya problem vosproizvodstva zhilishchnogo fonda i puti ikh resheniya [A mechanism to research the problems of reproduction of housing fund and ways to solve them]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2013, no. 10, pp. 395-399.
4. The Housing Question. Tensions, Continuities, and Contingencies in the Modern City. Edward Murphy and Najib B. Hourani (Eds.). Ashgate, 2014, 322 p.
5. Allen Hays R. The Federal Government and Urban Housing. State University of New York Press, 2012, 349 p.
6. Pichler-Milanovich N. Urban Housing Markets in Central and Eastern Europe: Convergence, Divergence or Policy 'Collapse'. International Journal of Housing Policy, 2001, vol. 1, no. 2, pp. 145-187. doi: 10.10 80/14616710110083416
7. Buzyrev V.V., Dubrovskaya I.V. Realizatsiya zhilishchnoi politiki v Rossii: perspektivy i riski [Implementation of the housing policy in Russia: perspectives and risks]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2014, no. 3, pp. 238-240.
8. Buzyrev V.V. Renovatsiya zhilykh domov kak vazhnyi faktor uvelicheniya zhiznennogo tsikla zhilishchnogo fonda v regione [Renovation of residential housing in the regions as an important factor increasing its life cycle]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 4, pp. 285-288.
9. Gentsler I.V. Model' finansirovaniya kapital'nogo remonta mnogokvartirnogo doma [A model of funding the capital repairs of a multi-family apartment building]. Imushchestvennye otnosheniya v RossiiskoiFederatsii = Property Relations in the Russian Federation, 2012, no. 8, pp. 27-38.
10. Gentsler I.V. Finansirovanie kapital'nogo remonta mnogokvartirnykh domov: problema podkhodov [Financing of capital repairs of apartment houses: the problem of approaches]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation, 2007, no. 11, pp. 10-17.
11. Platonov A.M., Stepanova N.R. Problemy reformirovaniya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva: monografiya [Problems of reforming of housing and communal services: a monograph]. Yekaterinburg, Ural State Technical University Publ., 2008, 115 p.
12. Puzanov A.S., Kosareva N.B., Polidi T.D., Tumanov A.A. Analiz izmenenii zhilishchnoi obespechennosti i vozmozhnostei uluchsheniya zhilishchnykh uslovii v period perekhoda k rynochnoi ekonomike [An analysis of changes of housing security and opportunities of improvement of the living conditions during transition to market economy]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Level ofLife ofPopulation of Regions of Russia, 2012, no. 1, pp. 29-41.
13. Drakakis-Smith D.W. Urbanization, Housing and the Development Process. Routledge Library Editions: Development, 2011, 254 p.
14. Energy Policies and Issues. Edgar R. Thompson (Ed.). Nova Science Publishers, Inc., 2011, 196 p.
15. Siuta-Olcha A., Cholewa T. Energy Saving and Storage in Residential Buildings. Nova Science Publishers, Inc., 2012, 129 p.
16. Energy Efficiency: Methods, Limitations and Challenges. Santos Cavalcanti E.F., Barbosa M.R. (Eds.). Nova Science Publishers, Inc., 2012, 251 p.
17. Hall M. Materials for Energy Efficiency and Thermal Comfort in Buildings. Woodhead Publishing, 2010, 760 p.
18. Howarth R.B., Andersson B. Market Barriers to Energy Efficiency. Energy Economics, 1993, vol. 15, no. 4, pp. 262-272. doi: 10.1016/0140-9883(93)90016-K
19. Gomez J.D., Elnakat A., Wright M., Keener J. Analysis of the Energy Index as a Benchmarking Indicator of Potential Energy Savings in the San Antonio, Texas Single-Family Residential Sector. Energy Efficiency, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 577-593. doi: 10.1007/s12053-014-9310-6
20. Blekh E.M., Pavlenkov Yu.V. Al'ternativnaya model' upravleniya kapital'nym remontom mnogokvartirnykh domov [An alternative model of management of capital repairs of apartment houses]. Ekonomika stroitel 'stva = Construction Economy, 2013, no. 2, pp. 54-62.
21. Aasen M., Westskog H., Korneliussen K. Energy Performance Contracts in the Municipal Sector in Norway: Overcoming Barriers to Energy Savings? Energy Efficiency, 2015, June. doi: 10.1007/s12053-015-9356-0
22. Jensen J.O., Nielsen S.B., Hansen J.R. Greening Public Buildings: ESCO-Contracting in Danish Municipalities. Energies, 2013, vol. 6, no. 5, pp. 2407-2427. doi: 10.3390/en6052407