Научная статья на тему 'Основные проблемы и перспективы введения налога на недвижимость в России'

Основные проблемы и перспективы введения налога на недвижимость в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НЕДВИЖИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кущ Елена Николаевна, Кобылатова Марина Фёдоровна

В статье рассмотрена экономическая сущность налогообложения недвижимости, а также основные преимущества и недостатки введения налога на недвижимость в условиях современного развития налоговой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROPERTY TAX INTRODUCTION IN RUSSIA

This article examines the economic essence of real estate taxation, as well as the main advantages and disadvantages of the introduction of the real estate duty in the modern conditions of the Russian Federation tax system development.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и перспективы введения налога на недвижимость в России»

УДК 657

Е.Н. Кущ

М.Ф. Кобылатова

Elena Kusch

Marina Kobylatova

Одной из актуальных проблем современной экономической политики России является формирование эффективной налоговой системы, которая идеально сочетала бы интересы государства и налогоплательщиков. В соответствии с этим важную роль в совершенствовании данной системы играет один из ее неотъемлемых элементов - имущественное налогообложение и, в частности, процесс введения налога на недвижимость, который в перспективе заменит существующие налог на имущество физических лиц и земельный налог. Вследствие введения нового налога предполагается принципиальное изменение - переход на кадастровую оценку недвижимости для целей налогообложения физических лиц. Данный вопрос поднимался еще в 2004 г. при разработке и первом чтении законопроекта о налоге на недвижимость. На тот момент занимавший должность министра финансов РФ А. Курдин предположил, что это нововведение «позволит уйти от "двойной бухгалтерии" - БТИ (бюро технической инвентаризации. - Прим. ред.) и реальной рыночной цены». Также в докладе он подчеркнул, что реформирование этого налога не повлечет роста налоговой нагрузки на граждан, а главной задачей выступит переход к определению нормативной налогооблагаемой базы. Это, по его мнению, должно повысить доходную часть региональных и местных бюджетов.

Таким образом, процесс предполагается рассматривать как комплекс мер теоретического и практического характера. В теории особое внимание уделяется проработке эффективных способов, методов и приемов имущественного налогообложения на современном этапе развития государства, а также разработке и унификации соответствующего терминологического аппарата. Грамотный и профессиональный подход к разрешению обозначенных вопросов поможет сократить количество спорных ситуаций или вовсе исключить противоречия интересов между государством и налогоплательщиками [1; 2].

Обратимся к мировому опыту налогообложения недвижимости и проведем краткий сравнительный анализ. По объектам налогообложения зарубежная и российская системы значительно отличаются друг от друга. Так, например, за рубежом объектом единого налога на недвижимость является земельный участок и принадлежащие к нему постройки, а в России предполагается наличие двух налогов - на землю и на сооружения в отдельности. Это объясняется тем, что на практике собственниками-налогоплательщиками данных, предположительно составляющих единое целое, объектов часто являются различные субъекты. В последнее время законодательством предпринимаются попытки ог-

© Кущ Е.Н., Кобылатова М.Ф., 2015

Вестник Университета № 2, 2015

раничения раздельного оборота земельных участков и зданий во избежание таких парадоксальных ситуаций [3].

Главной отличительной чертой российской и зарубежной налоговых систем является способ определения налогооблагаемой базы. В России базой по налогу на имущество физических лиц выступает суммарная инвентаризационная стоимость имущества, определяемая в БТИ, а по земельным участкам - кадастровая стоимость. Оба метода определения стоимости имущества далеки от реальной рыночной стоимости. Поэтому наиболее актуальным решением проблемы является формирование единого кадастра недвижимости с указанием рыночной стоимости объекта. За рубежом определение налоговой базы происходит исключительно за счет данных о рыночной стоимости каждого объекта.

В 2012 г. в качестве эксперимента был введен единый налог на имущество в некоторых субъектах страны. На сегодняшний день в России уже имеется определенный практический опыт: это города Тверь и Великий Новгород. Проведенный налоговый эксперимент показал, что потребуется не один год на создание полного и точного реестра объектов, на рыночную оценку их стоимости, изучение последствий и прогнозирование результатов введения налога, а также на осуществление расходов на поддержание в рабочем состоянии баз данных, кадровое обеспечение, разработку прогноза изменения налогового бремени по определенным категориям налогоплательщиков и общих поступлений при различных сочетаниях ставок налога и льгот [4]. Также проявилось множество противоречий в самой системе налогообложения недвижимости из-за отсутствия скоординированного механизма взаимодействия государственных органов, предоставляющих информацию о составе, структуре и величине недвижимости. Отсутствует единая методика расчетов, объединяющая составляющие элементы единого налога - имущество граждан и землю.

Изучение теоретических основ и практического опыта построения налогообложения недвижимости в нашей стране и за рубежом поможет выявить основные преимущества и недостатки предлагаемого налога. В качестве основных причин, вызывающих сложности в налогообложении недвижимости в России, можно отметить следующие:

- отсутствие продуктивно работающей системы учета объектов налогообложения;

- социальные и политические риски, ограничивающие эффективное функционирование налога в российской системе;

- низкий уровень развития рынка недвижимости;

- отрыв в определении налоговой базы от рыночной стоимости недвижимости;

- жесткое централизованное регулирование налоговой базы и ставок.

Однако введение единого налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости, то есть среднестатистическая недвижимость, принадлежащая более чем 80 % населения, будет облагаться по справедливым ставкам с применением налоговых вычетов. Недвижимость же элитная, которая включает в себя десятки и сотни квадратных метров, возьмет на себя основное бремя налогообложения, основной налог будет взиматься именно с элитной недвижимости. Кроме того, данный налог является местным и будет поступать именно в доход местного бюджета.

Как показывает практика, обладатели большей собственности имеют и большие финансовые возможности. Именно поэтому их можно отнести к слоям населения с достаточно высоким уровнем дохода. Этот факт делает налог прогрессивным и, соответственно, на него возлагается перераспределительная функция. Оценка недвижимости для целей налогообложения по рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие объекты, это стимулирует более рациональное их использование, заставляя собственников, использующих недвижимость неэффективно, передавать ее в собственность тем, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой. Еще одним положительным моментом имущественного налога является возможность привлечения к обложению доходов, которые

не относятся к подоходному налогообложению. Информация, накапливаемая в кадастрах недвижимости, ведет к открытости и прозрачности сведений о стоимости недвижимости. Также снизятся затраты на администрирование налога.

Анализируя перспективы введения налога на недвижимость в России, можно сделать вывод о необходимости создания правового пространства, повышения эффективности работы государственных кадастровых служб, применения методов профессиональной оценки недвижимости. Предполагается установление налоговой ставки по налогу на недвижимость в размере 0,1 % от рыночной стоимости объекта налогообложения. Для социальной защиты отдельных категорий граждан должны использоваться налоговые вычеты, которые будут обеспечивать перенос налогового бремени граждан с низким уровнем дохода на тех, кто содержит дорогие объекты недвижимости. Правительство РФ рассчитывает предоставлять льготы по уплате налога и возможность применения налоговой ставки в размере 0 % [2]. Таким образом, введение единого налога на недвижимость повлияет на уровень жизни населения и благоустройство социально значимой недвижимости благодаря внедрению методики исчисления налога, учитывающей платежеспособность, уровень доходов населения, принципы открытости и справедливости в распределении налоговой нагрузки.

Целесообразным разрешением рассмотренных вопросов является введение в современную отечественную налоговую систему налога на недвижимость как самостоятельного элемента имущественного налогообложения. Необходимо разработать практические рекомендации по построению и созданию условий, позволяющих наиболее полно реализовать все потенциальные возможности в данной сфере.

Библиографический список

1. Березин М.Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Налоги: теория и практика. -2011. - № 4. - С. 39-42.

2. Горский И.В. Налог на недвижимость: за и против // Финансы. -2012. - № 2. - С. 37-39.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2. В ред. 04 октября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 823 с.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Констультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.