УДК 657
Е.Н. Кущ
М.Ф. Кобылатова
Elena Kusch
Marina Kobylatova
Одной из актуальных проблем современной экономической политики России является формирование эффективной налоговой системы, которая идеально сочетала бы интересы государства и налогоплательщиков. В соответствии с этим важную роль в совершенствовании данной системы играет один из ее неотъемлемых элементов - имущественное налогообложение и, в частности, процесс введения налога на недвижимость, который в перспективе заменит существующие налог на имущество физических лиц и земельный налог. Вследствие введения нового налога предполагается принципиальное изменение - переход на кадастровую оценку недвижимости для целей налогообложения физических лиц. Данный вопрос поднимался еще в 2004 г. при разработке и первом чтении законопроекта о налоге на недвижимость. На тот момент занимавший должность министра финансов РФ А. Курдин предположил, что это нововведение «позволит уйти от "двойной бухгалтерии" - БТИ (бюро технической инвентаризации. - Прим. ред.) и реальной рыночной цены». Также в докладе он подчеркнул, что реформирование этого налога не повлечет роста налоговой нагрузки на граждан, а главной задачей выступит переход к определению нормативной налогооблагаемой базы. Это, по его мнению, должно повысить доходную часть региональных и местных бюджетов.
Таким образом, процесс предполагается рассматривать как комплекс мер теоретического и практического характера. В теории особое внимание уделяется проработке эффективных способов, методов и приемов имущественного налогообложения на современном этапе развития государства, а также разработке и унификации соответствующего терминологического аппарата. Грамотный и профессиональный подход к разрешению обозначенных вопросов поможет сократить количество спорных ситуаций или вовсе исключить противоречия интересов между государством и налогоплательщиками [1; 2].
Обратимся к мировому опыту налогообложения недвижимости и проведем краткий сравнительный анализ. По объектам налогообложения зарубежная и российская системы значительно отличаются друг от друга. Так, например, за рубежом объектом единого налога на недвижимость является земельный участок и принадлежащие к нему постройки, а в России предполагается наличие двух налогов - на землю и на сооружения в отдельности. Это объясняется тем, что на практике собственниками-налогоплательщиками данных, предположительно составляющих единое целое, объектов часто являются различные субъекты. В последнее время законодательством предпринимаются попытки ог-
© Кущ Е.Н., Кобылатова М.Ф., 2015
Вестник Университета № 2, 2015
раничения раздельного оборота земельных участков и зданий во избежание таких парадоксальных ситуаций [3].
Главной отличительной чертой российской и зарубежной налоговых систем является способ определения налогооблагаемой базы. В России базой по налогу на имущество физических лиц выступает суммарная инвентаризационная стоимость имущества, определяемая в БТИ, а по земельным участкам - кадастровая стоимость. Оба метода определения стоимости имущества далеки от реальной рыночной стоимости. Поэтому наиболее актуальным решением проблемы является формирование единого кадастра недвижимости с указанием рыночной стоимости объекта. За рубежом определение налоговой базы происходит исключительно за счет данных о рыночной стоимости каждого объекта.
В 2012 г. в качестве эксперимента был введен единый налог на имущество в некоторых субъектах страны. На сегодняшний день в России уже имеется определенный практический опыт: это города Тверь и Великий Новгород. Проведенный налоговый эксперимент показал, что потребуется не один год на создание полного и точного реестра объектов, на рыночную оценку их стоимости, изучение последствий и прогнозирование результатов введения налога, а также на осуществление расходов на поддержание в рабочем состоянии баз данных, кадровое обеспечение, разработку прогноза изменения налогового бремени по определенным категориям налогоплательщиков и общих поступлений при различных сочетаниях ставок налога и льгот [4]. Также проявилось множество противоречий в самой системе налогообложения недвижимости из-за отсутствия скоординированного механизма взаимодействия государственных органов, предоставляющих информацию о составе, структуре и величине недвижимости. Отсутствует единая методика расчетов, объединяющая составляющие элементы единого налога - имущество граждан и землю.
Изучение теоретических основ и практического опыта построения налогообложения недвижимости в нашей стране и за рубежом поможет выявить основные преимущества и недостатки предлагаемого налога. В качестве основных причин, вызывающих сложности в налогообложении недвижимости в России, можно отметить следующие:
- отсутствие продуктивно работающей системы учета объектов налогообложения;
- социальные и политические риски, ограничивающие эффективное функционирование налога в российской системе;
- низкий уровень развития рынка недвижимости;
- отрыв в определении налоговой базы от рыночной стоимости недвижимости;
- жесткое централизованное регулирование налоговой базы и ставок.
Однако введение единого налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости, то есть среднестатистическая недвижимость, принадлежащая более чем 80 % населения, будет облагаться по справедливым ставкам с применением налоговых вычетов. Недвижимость же элитная, которая включает в себя десятки и сотни квадратных метров, возьмет на себя основное бремя налогообложения, основной налог будет взиматься именно с элитной недвижимости. Кроме того, данный налог является местным и будет поступать именно в доход местного бюджета.
Как показывает практика, обладатели большей собственности имеют и большие финансовые возможности. Именно поэтому их можно отнести к слоям населения с достаточно высоким уровнем дохода. Этот факт делает налог прогрессивным и, соответственно, на него возлагается перераспределительная функция. Оценка недвижимости для целей налогообложения по рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие объекты, это стимулирует более рациональное их использование, заставляя собственников, использующих недвижимость неэффективно, передавать ее в собственность тем, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой. Еще одним положительным моментом имущественного налога является возможность привлечения к обложению доходов, которые
не относятся к подоходному налогообложению. Информация, накапливаемая в кадастрах недвижимости, ведет к открытости и прозрачности сведений о стоимости недвижимости. Также снизятся затраты на администрирование налога.
Анализируя перспективы введения налога на недвижимость в России, можно сделать вывод о необходимости создания правового пространства, повышения эффективности работы государственных кадастровых служб, применения методов профессиональной оценки недвижимости. Предполагается установление налоговой ставки по налогу на недвижимость в размере 0,1 % от рыночной стоимости объекта налогообложения. Для социальной защиты отдельных категорий граждан должны использоваться налоговые вычеты, которые будут обеспечивать перенос налогового бремени граждан с низким уровнем дохода на тех, кто содержит дорогие объекты недвижимости. Правительство РФ рассчитывает предоставлять льготы по уплате налога и возможность применения налоговой ставки в размере 0 % [2]. Таким образом, введение единого налога на недвижимость повлияет на уровень жизни населения и благоустройство социально значимой недвижимости благодаря внедрению методики исчисления налога, учитывающей платежеспособность, уровень доходов населения, принципы открытости и справедливости в распределении налоговой нагрузки.
Целесообразным разрешением рассмотренных вопросов является введение в современную отечественную налоговую систему налога на недвижимость как самостоятельного элемента имущественного налогообложения. Необходимо разработать практические рекомендации по построению и созданию условий, позволяющих наиболее полно реализовать все потенциальные возможности в данной сфере.
Библиографический список
1. Березин М.Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Налоги: теория и практика. -2011. - № 4. - С. 39-42.
2. Горский И.В. Налог на недвижимость: за и против // Финансы. -2012. - № 2. - С. 37-39.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2. В ред. 04 октября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 823 с.
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Констультант-Плюс».