Научная статья на тему 'Основные проблемы и перспективы развития минеральносырьевого комплекса России в условиях вступления России в ВТО'

Основные проблемы и перспективы развития минеральносырьевого комплекса России в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / MINERAL RESOURCES SECTOR / ВТО / WTO / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / МИРОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Марина Харлампневна, Фомина Ольга Александровна, Шульгина Ольга Викторовна, Федорова Галина Владимировна

Рассмотрены основные перспективы н проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях вступления страны в ВТО, предложены основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CHALLENGES OF THE MINERAL AND RAW MATERIAL BASE IN RUSSIA WHEN JOINING THE WORLD TRADE ORGANIZATION

The article describes the main perspectives and problems of the development of mineral resources sector in Russia in the conditions joining the WTO, some possible ways how to solve them are offered.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и перспективы развития минеральносырьевого комплекса России в условиях вступления России в ВТО»

- © М.Х. Пешкова, O.A. Фомина, О.В. Шульгина,

Г.В. Федорова, 2014

УДК 553.042(1/9);338

М.Х. Пешкова, О.А. Фомина, О.В. Шульгина, Г.В. Федорова

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Рассмотрены основные перспективы и проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях вступления страны в ВТО, предложены основные пути их решения.

Ключевые слова: Минерально-сырьевой комплекс, ВТО, мировая интеграция, инновационное развитие, энергетическая безопасность.

Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России имеют приоритетное значение для экономики страны, от решения которых зависят как перспектива ее развития в XXI веке, так и национальная безопасность.

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) страны является не только наиболее устойчивым сектором экономики, обошедшимся без поддержки государства в период мирового финансового кризиса, но и крупнейшим «донором» федерального бюджета России, обеспечивающим более 50% налоговых поступлений, более 30% ВВП и около 70% экспорта страны.

На данный момент минерально-сырьевая база России используется преимущественно в экспортном варианте и значительно ниже своих возможностей. В структуре экспорта РФ высока доля сырья и топливно-энергетических ресурсов и низка доля продукции перерабатывающих отраслей с высокой добавленной стоимостью.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) одной из приоритетных задач является комплексное изучение состояния и перспектив развития минерально-сырьевого комплекса как основного катализатора переориентации российской экономики на инновационное развитие.

190

В связи с глобализацией мировой экономики и вступлением России в (ВТО) для отечественных компаний возникает необходимость соответствовать определенным нормам и стандартам. С одной стороны российские производители смогут работать в тех же условиях торговли на экспортных рынках, в которых работают их зарубежные конкуренты в большинстве стран мира, при этом снимаются ограничения по закупке оборудования и техники, что, несомненно, является позитивным моментом; с другой стороны вступление в ВТО усилит конкуренцию на внутреннем рынке, затруднит продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности, субсидий) и наличием препятствий в виде международных технических регламентов и сложной системы отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях.

В настоящее время Россия ведет внешнеторговую деятельность с учетом требований ВТО, сближены техрегламенты, гармонизированы таможенные тарифы, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины. За последние годы правительством были приняты основополагающие документы в сфере функционирования МСК: Энергетическая стратегия, Генеральные схемы нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики.

Соблюдение стандартов ВТО и обеспечение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках невозможно без переориентации российской экономики, в частности ее минерально-сырьевого комплекса, на инновационное развитие. Эффективно функционирующий МСК может послужить основой для интеграции многих важнейших отраслей экономики, а инвестиции в сырьевые отрасли может вызвать мощный мультипликативный эффект роста внутреннего производственно-технического спроса и оживления деловой активности предприятий различных отраслей экономики.

Однако существует ряд проблем сдерживающих развитие МСК в инновационном направлении.

На сегодняшний день положение МСК можно определить как сложное ввиду продолжающегося снижения цен почти на все виды сырья. Негативный прогноз цен на минеральное сырье приводит к снижению добывающими компаниями объема инвестиций в производства и, как следствие, сокращение объема финансирования инновационных проектов.

191

Остро стоит проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. В 2012 г. в России было пробурено всего 1,1 млн м поисково-разведочных скважин, что в 5 раз ниже объема бурения в советской время.

Особо следует отметить последствия «сланцевой революции» в США — резкий рост экспорта энергетических углей в Европу, которая прежде была важным направлением экспорта для российских угольных компаний. Вследствие утраты значительной доли европейского рынка энергетических углей и сокращения доли угля в электрогенерации внутри страны в пользу природного газа в настоящее время значительные количества угля портятся на складах, идет сокращение рабочих мест на добывающих предприятиях, снижаются объемы инвестиций в поддержание и увеличение производства. Решить возникшие проблемы возможно путем развития транспортной инфраструктуры, снижения железнодорожных тарифов и отмены дополнительных стимулов по переходу на газовую генерацию.

В результате глобальной экспансии нетрадиционного газа (преимущественно сланцевого газа) прогнозируется, что США и Китай станут лидерами по производству газа. Это может произойти, если в мире будут соблюдены золотые правила добычи нетрадиционного газа, которые сводятся к жесткому соблюдению экологического законодательства, а также усовершенствованы технологии поиска и добычи нетрадиционного газа во всех мировых регионах. По прогнозу Международного энергетического агентства к 2035 г. газ станет вторым после нефти энергоносителем, сместив на третье место уголь. При этом доля России и стран Ближнего Востока на мировом газовом рынке снизится с 45 до 35%, вследствие чего может пострадать национальная экономика и безопасность.

Сравнивая экономики США и России можно отметить их общую сырьевую направленность. Однако принципиальная разница состоит в уровне переработки добываемого сырья. Причина в том, что в России разрушены машиностроение и переработка сырья. Стратегически важным не только для отрасли, но и для устойчивости всей экономики страны является развитие отечественного машиностроения для горнодобывающей промышленности и технологий переработки минерального сырья.

Наиболее остро для добывающих отраслей стоит проблема сохранения окружающей среды. Одним из возможных вариантов смяг-

192

чения данной проблемы является создание специальных некоммерческих страховых фондов. Для поддержания конкурентоспособности и выполнения требований по охране окружающей среды компании вынуждены закупать оборудование исключительно за рубежом, потому что отечественные предприятия технологически отстают от зарубежных конкурентов. В результате производительность труда в отрасли отстает от развитых стран в 3-5 раз.

Также продолжается упадок отраслевой науки и высшего горного образования. Снижаются объемы финансирования научных исследований, связанных с развитием МСК, в виду несоответствия приоритетным направлениям модернизации и технического развития экономики России

В совокупности эти проблемы уже в ближайшие годы ставят под угрозу энергетическую безопасность России.

Ключевой же проблемой, сдерживающей инновационное развитие российской экономики, является отсутствие экономического механизма взаимодействия государства и компаний минерально-сырьевого комплекса, способствующего переориентации сырьевой направленности экономики России на инновационное развитие.

Существующая система взаимодействия компаний минерально-сырьевого комплекса и государства с действующими законодательными и нормативными актами, совместно с действующим налоговым режимом не обеспечивает благоприятных условий для переработки сырья и увеличения доли добавленной стоимости продукции, производимой внутри страны. Система налогообложения отрасли, по которой льготы предоставляются по географическому принципу или по степени выработанности месторождения не способствует повышению конкурентоспособности компаний МСК, в то время как налоговое законодательство других стран работает по критерию рентабельности. Для решения отраслевых задач необходим переход к более радикальному пересмотру законодательства о недрах и геологическом изучении. Государство и компании МСК должны объединить усилия в подготовке таких предложений для законодательной и исполнительной власти, которые смогут обеспечить радикальное улучшение положения российского минерально-сырьевого комплекса для достижения стратегических целей по инновационной ориентации российской экономики.

193

Одним из направлений решения задачи является разработка экономико-математической модели развития компаний МСК в условиях интеграции России в мировую экономику, предусматривающей различные механизмы взаимодействия государства и компаний минерально-сырьевого комплекса с целью развития инновационной направленности российской экономики.

Для ее разработки необходимо провести анализ деятельности компаний минерально-сырьевого комплекса РФ и экономической среды их функционирования, проанализировать опыт стран, вступивших в ВТО, с целью предотвращения возможных негативных последствий для МСК России. На основе анализа активов компаний, их денежных потоков и финансового состояния, сравнения с аналогичными мировыми показателями следует определить перспективы развития МСК и исследовать методы повышения его инвестиционной привлекательности. Результатом данного этапа является оценка инвестиционной привлекательности и стратегических перспектив развития предприятий минерально-сырьевого комплекса с учетом необходимости перехода российской экономики на инновационный характер развития.

Также необходимо смоделировать изменения макроэкономических факторов, проанализировать методы снижения уровня неопределенности конъюнктуры мировых рынков минерального сырья и резервов повышения его инвестиционной привлекательности.

Стандарты ВТО предусматривают ограничение вмешательства государства как в процесс формирования тарифов, так и в функционирование компаний МСК. Одной из важных задач на этом фоне представляется исследование возможного влияния государства на инвестиционную привлекательность добывающих компаний посредством законодательной базы и созданием новых механизмов взаимодействия государства и МСК, соответствующих требованиям ВТО и в тоже время способствующих инновационному развитию комплекса и страны в целом. Для обоснования оптимальной стратегии поведения государства и компаний МСК предлагается использовать современные математические методы, позволяющие учитывать интересы обеих сторон, а также накладываемые ограничения. Таким образом, моделирование процесса инновационного развития компаний минерально-сырьевого комплекса в условиях интеграции России в мировую экономику должно учитывать возможные механизмы взаи-

194

модействия компаний МСК с государством, с учетом ограничений, накладываемых ВТО.

Модель инновационного развития компаний минерально-сырьевого комплекса в условиях интеграции России в мировую экономику может быть использована при формировании государственной политики в области недропользования и стратегических планов развития предприятий минерально-сырьевого комплекса и экономики страны в целом, д^ге

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Пешкова Марина Харлампиевна — профессор, доктор экономических наук, зав. кафедрой «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет,

Фомина Ольга Александровна — доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, olf0604@yandex.ru

Шульгина Ольга Викторовна — преподаватель, кандидат экономических наук, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, Shulgina_Olga@list.ru

Федорова Галина Владимировна — старший преподаватель, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, palun@list.ru

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.