- © М.Х. Пешкова, O.A. Фомина, О.В. Шульгина,
Г.В. Федорова, 2014
УДК 553.042(1/9);338
М.Х. Пешкова, О.А. Фомина, О.В. Шульгина, Г.В. Федорова
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Рассмотрены основные перспективы и проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях вступления страны в ВТО, предложены основные пути их решения.
Ключевые слова: Минерально-сырьевой комплекс, ВТО, мировая интеграция, инновационное развитие, энергетическая безопасность.
Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России имеют приоритетное значение для экономики страны, от решения которых зависят как перспектива ее развития в XXI веке, так и национальная безопасность.
Минерально-сырьевой комплекс (МСК) страны является не только наиболее устойчивым сектором экономики, обошедшимся без поддержки государства в период мирового финансового кризиса, но и крупнейшим «донором» федерального бюджета России, обеспечивающим более 50% налоговых поступлений, более 30% ВВП и около 70% экспорта страны.
На данный момент минерально-сырьевая база России используется преимущественно в экспортном варианте и значительно ниже своих возможностей. В структуре экспорта РФ высока доля сырья и топливно-энергетических ресурсов и низка доля продукции перерабатывающих отраслей с высокой добавленной стоимостью.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) одной из приоритетных задач является комплексное изучение состояния и перспектив развития минерально-сырьевого комплекса как основного катализатора переориентации российской экономики на инновационное развитие.
190
В связи с глобализацией мировой экономики и вступлением России в (ВТО) для отечественных компаний возникает необходимость соответствовать определенным нормам и стандартам. С одной стороны российские производители смогут работать в тех же условиях торговли на экспортных рынках, в которых работают их зарубежные конкуренты в большинстве стран мира, при этом снимаются ограничения по закупке оборудования и техники, что, несомненно, является позитивным моментом; с другой стороны вступление в ВТО усилит конкуренцию на внутреннем рынке, затруднит продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности, субсидий) и наличием препятствий в виде международных технических регламентов и сложной системы отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях.
В настоящее время Россия ведет внешнеторговую деятельность с учетом требований ВТО, сближены техрегламенты, гармонизированы таможенные тарифы, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины. За последние годы правительством были приняты основополагающие документы в сфере функционирования МСК: Энергетическая стратегия, Генеральные схемы нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики.
Соблюдение стандартов ВТО и обеспечение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках невозможно без переориентации российской экономики, в частности ее минерально-сырьевого комплекса, на инновационное развитие. Эффективно функционирующий МСК может послужить основой для интеграции многих важнейших отраслей экономики, а инвестиции в сырьевые отрасли может вызвать мощный мультипликативный эффект роста внутреннего производственно-технического спроса и оживления деловой активности предприятий различных отраслей экономики.
Однако существует ряд проблем сдерживающих развитие МСК в инновационном направлении.
На сегодняшний день положение МСК можно определить как сложное ввиду продолжающегося снижения цен почти на все виды сырья. Негативный прогноз цен на минеральное сырье приводит к снижению добывающими компаниями объема инвестиций в производства и, как следствие, сокращение объема финансирования инновационных проектов.
191
Остро стоит проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. В 2012 г. в России было пробурено всего 1,1 млн м поисково-разведочных скважин, что в 5 раз ниже объема бурения в советской время.
Особо следует отметить последствия «сланцевой революции» в США — резкий рост экспорта энергетических углей в Европу, которая прежде была важным направлением экспорта для российских угольных компаний. Вследствие утраты значительной доли европейского рынка энергетических углей и сокращения доли угля в электрогенерации внутри страны в пользу природного газа в настоящее время значительные количества угля портятся на складах, идет сокращение рабочих мест на добывающих предприятиях, снижаются объемы инвестиций в поддержание и увеличение производства. Решить возникшие проблемы возможно путем развития транспортной инфраструктуры, снижения железнодорожных тарифов и отмены дополнительных стимулов по переходу на газовую генерацию.
В результате глобальной экспансии нетрадиционного газа (преимущественно сланцевого газа) прогнозируется, что США и Китай станут лидерами по производству газа. Это может произойти, если в мире будут соблюдены золотые правила добычи нетрадиционного газа, которые сводятся к жесткому соблюдению экологического законодательства, а также усовершенствованы технологии поиска и добычи нетрадиционного газа во всех мировых регионах. По прогнозу Международного энергетического агентства к 2035 г. газ станет вторым после нефти энергоносителем, сместив на третье место уголь. При этом доля России и стран Ближнего Востока на мировом газовом рынке снизится с 45 до 35%, вследствие чего может пострадать национальная экономика и безопасность.
Сравнивая экономики США и России можно отметить их общую сырьевую направленность. Однако принципиальная разница состоит в уровне переработки добываемого сырья. Причина в том, что в России разрушены машиностроение и переработка сырья. Стратегически важным не только для отрасли, но и для устойчивости всей экономики страны является развитие отечественного машиностроения для горнодобывающей промышленности и технологий переработки минерального сырья.
Наиболее остро для добывающих отраслей стоит проблема сохранения окружающей среды. Одним из возможных вариантов смяг-
192
чения данной проблемы является создание специальных некоммерческих страховых фондов. Для поддержания конкурентоспособности и выполнения требований по охране окружающей среды компании вынуждены закупать оборудование исключительно за рубежом, потому что отечественные предприятия технологически отстают от зарубежных конкурентов. В результате производительность труда в отрасли отстает от развитых стран в 3-5 раз.
Также продолжается упадок отраслевой науки и высшего горного образования. Снижаются объемы финансирования научных исследований, связанных с развитием МСК, в виду несоответствия приоритетным направлениям модернизации и технического развития экономики России
В совокупности эти проблемы уже в ближайшие годы ставят под угрозу энергетическую безопасность России.
Ключевой же проблемой, сдерживающей инновационное развитие российской экономики, является отсутствие экономического механизма взаимодействия государства и компаний минерально-сырьевого комплекса, способствующего переориентации сырьевой направленности экономики России на инновационное развитие.
Существующая система взаимодействия компаний минерально-сырьевого комплекса и государства с действующими законодательными и нормативными актами, совместно с действующим налоговым режимом не обеспечивает благоприятных условий для переработки сырья и увеличения доли добавленной стоимости продукции, производимой внутри страны. Система налогообложения отрасли, по которой льготы предоставляются по географическому принципу или по степени выработанности месторождения не способствует повышению конкурентоспособности компаний МСК, в то время как налоговое законодательство других стран работает по критерию рентабельности. Для решения отраслевых задач необходим переход к более радикальному пересмотру законодательства о недрах и геологическом изучении. Государство и компании МСК должны объединить усилия в подготовке таких предложений для законодательной и исполнительной власти, которые смогут обеспечить радикальное улучшение положения российского минерально-сырьевого комплекса для достижения стратегических целей по инновационной ориентации российской экономики.
193
Одним из направлений решения задачи является разработка экономико-математической модели развития компаний МСК в условиях интеграции России в мировую экономику, предусматривающей различные механизмы взаимодействия государства и компаний минерально-сырьевого комплекса с целью развития инновационной направленности российской экономики.
Для ее разработки необходимо провести анализ деятельности компаний минерально-сырьевого комплекса РФ и экономической среды их функционирования, проанализировать опыт стран, вступивших в ВТО, с целью предотвращения возможных негативных последствий для МСК России. На основе анализа активов компаний, их денежных потоков и финансового состояния, сравнения с аналогичными мировыми показателями следует определить перспективы развития МСК и исследовать методы повышения его инвестиционной привлекательности. Результатом данного этапа является оценка инвестиционной привлекательности и стратегических перспектив развития предприятий минерально-сырьевого комплекса с учетом необходимости перехода российской экономики на инновационный характер развития.
Также необходимо смоделировать изменения макроэкономических факторов, проанализировать методы снижения уровня неопределенности конъюнктуры мировых рынков минерального сырья и резервов повышения его инвестиционной привлекательности.
Стандарты ВТО предусматривают ограничение вмешательства государства как в процесс формирования тарифов, так и в функционирование компаний МСК. Одной из важных задач на этом фоне представляется исследование возможного влияния государства на инвестиционную привлекательность добывающих компаний посредством законодательной базы и созданием новых механизмов взаимодействия государства и МСК, соответствующих требованиям ВТО и в тоже время способствующих инновационному развитию комплекса и страны в целом. Для обоснования оптимальной стратегии поведения государства и компаний МСК предлагается использовать современные математические методы, позволяющие учитывать интересы обеих сторон, а также накладываемые ограничения. Таким образом, моделирование процесса инновационного развития компаний минерально-сырьевого комплекса в условиях интеграции России в мировую экономику должно учитывать возможные механизмы взаи-
194
модействия компаний МСК с государством, с учетом ограничений, накладываемых ВТО.
Модель инновационного развития компаний минерально-сырьевого комплекса в условиях интеграции России в мировую экономику может быть использована при формировании государственной политики в области недропользования и стратегических планов развития предприятий минерально-сырьевого комплекса и экономики страны в целом, д^ге
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Пешкова Марина Харлампиевна — профессор, доктор экономических наук, зав. кафедрой «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет,
Фомина Ольга Александровна — доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, olf0604@yandex.ru
Шульгина Ольга Викторовна — преподаватель, кандидат экономических наук, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, Shulgina_Olga@list.ru
Федорова Галина Владимировна — старший преподаватель, кафедра «Финансы минерально-сырьевого комплекса», Московский государственный горный университет, palun@list.ru
195