Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 658.5
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РКП
С. И. Смоляный*, Ю. В. Елдулов Научный руководитель - В. А. Федоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы и направления совершенствования процессов конструкторско-технологической подготовки машиностроительного производства. Особое внимание обращается на организацию направлений системы автоматизированного проектирования (САПР).
Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, системы автоматизированного проектирования, технология прототипирования.
THE MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF IMPROVING THE DESIGN
AND TECHNOLOGICAL PREPARATION MACHINE-BUILDING PRODUCTION
FOR THE ENTERPRISES OF THE RCP
S. I. Smoloyanyy*, Y. V. Eldulov Scientific supervisor - V. A. Fedorov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]
The article discusses the problems and directions of improvement of processes of design and technological preparation of engineering production. The special attention addresses on the organization areas of computer aided design (CAD).
Keywords: aerospace industry, engineering preparation of production, technological preparation of production, computer aided design, technology prototyping.
Процесс изготовления современных машин и приборов осложняется постоянным ростом их номенклатуры с одновременным уменьшением объема производства, повышением требований к качеству и значительным сокращением сроков выпуска. В этих условиях требуется четкая организация всего производственного процесса, которая невозможна без проведения тщательной технической подготовки производства. В техническую подготовку производства включаются конструкторская и технологическая подготовка производства, а также календарное планирование и управление производственным процессом на предприятии [1].
К самой ответственной и трудоемкой части технической подготовки относится технологическая подготовка производства (ТПП). В связи с этим возникает необходимость в разработке методов и средств, которые обеспечивают не только сокращение цикла подготовки производства, но и трудоемкости выполнения отдельных ее стадий. Практика ТПП, базируемая на разработке и использовании единичных технологических процессов для условий единичного и серийного производства, непригодна, так как расходуются огромные средства и силы на проектирование, конструирование и изготовление оснастки, которые в связи с освоением новых изделий быстро оказываются ненужными [1].
Секция «Инновационная экономика и управление»
Для совершенствования организации конструкторско-технологической подготовки на предприятиях РКП, необходимо активно внедрять системы автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для создания трехмерных ассоциативных моделей отдельных деталей агрегатов и сборочных единиц, содержащих как оригинальные, так и стандартизованные конструктивные элементы более крупных агрегатов. Решение вспомогательных задач проектирования и обслуживания производства облегчаются многочисленными сервисными функциями этих систем [2].
Прямая связь конструкторской САПР с ТПП устраняет промежуточный этап перевода конструкторской информации в технологическую. Такая интеграция систем на информационном уровне поддерживается единой базой данных, в которой хранится информация как о структуре и проекции изделия (проектирование в системе CAD), так и о технологии изготовления (проектирование в системе CAPP).
Один из путей усиления связи САПР с ТПП заключается в организации моделирования изделий, что существенно сокращает период проектирования изделий и их запуск в производство. Изготовление технологии литых деталей в машиностроении часто является самой трудоемкой и дорогостоящей частью общего проекта по созданию новых образцов продукции, особенно на этапе проведения опытно-конструкторских работ (ОКР), для которого характерны вариантные исследования, необходимость частых изменений конструкции и, как следствие, постоянная коррекция технологической оснастки для изготовления опытных образцов. Проблема конструирования и внедрения технологии быстрого изготовления литейных деталей на предприятиях РКП становится ключевой.
Решением этой проблемы является применение технологий прототипирования, основанных на аддитивных технологиях (3D печать), которые позволяют без изготовления оснастки воспроизводить выплавляемые модели, сокращая срок получения первой отливки с полугода до полумесяца. В совокупности с цифровым описанием изделий в CAD и CAPP - системах, применение новых методов получения литейных синтез-форм и синтез-моделей за счет аддитивных технологий, дает возможность радикально сократить время на создание новой продукции [3,4].
Таким образом, основные направления совершенствования организации конструкторско-технологической подготовки машиностроительного производства представляют собой внедрение систем автоматизированного проектирования, дополненных системой прототипирования.
Библиографические ссылки
1. Щербаков Н. П. Автоматизация технологического проектирования. Учебное пособие: Барнаул Алт ГТУ им. И. И. Ползунова, 2013. 434 с.
2. Сорокин А. П. Инновационное управление производством: Курс лекций - Мн.: Академия управления при Президенте РФ, 2010. 248 с.
3. Холодкова А. Г. Общая технология машиностроения. М.: Академия, 2011. 224 с.
4. Конструкторская подготовка [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/ student/ekonomicheskaya-teoriya/konstruktorskaya-podgotovka.html (дата обращения 02.02.2017).
© Смоляный С. И., Елдулов Ю. В., 2017