ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА BRANCH AND REGIONAL ECONOMY
УДК: 330.15 DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-3
*Дадашев Б.А., 2Гладких А.А.
Основные проблемы государственной инвестиционной политики России
1 Институт экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе 2 Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье проанализирована государственная инвестиционная политика России на современном этапе и выявлены основные проблемы её реализации. Все проблемы государственной инвестиционной политики России разделены на три блока: общегосударственные, отраслевые, региональные. В качестве наиболее значимых вопросов отмечены отток прямых и портфельных инвестиций, наличие отраслевых и региональных диспропорций в инвестировании, а также негативное влияние институциональных факторов.
Ключевые слова: государственная инвестиционная политика, инвестиционный климат, бюджетные инвестиции, государственно-частное партнёрство, особые экономические территории.
Информация для цитирования: Дадашев Б.А., Гладких А.А. "Основные проблемы государственной инвестиционной политики России" // Научный резуль -тат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 3. С. 20-26. DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3 -0-3
Badyrhan A. Dadashev, Aleksandr A. Gladkikh
The main issues of the state investment policy of Russia
1Institut of Economics and Law (branch) of the Educational Institution of Higher Education Unions "Academy of Labor and Social Relations" in Sevastopol 2Sevastopol State University, Sevastopol
e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract.
The state investment policy of Russia at the present stage and the main issues of its implementation are analyzed in this article. All the problems of Russia's state investment policy are divided into three blocks: national, sectoral, and regional. The outflow of direct and portfolio investments, the presence of sectoral and regional im-
balances in investment, as well as the negative impact of institutional factors are noted as the most significant points.
Key words: state investment policy; investment climate; budget investments; public-private partnership; special economic territories
Information for citation: B.A. Dadashev, A.A. Gladkikh "The main issues of the state investment policy of Russia", Research Result. Economic Research, 6(3), 2026, DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-3
Введение
Рациональная государственная инвестиционная политика способна обеспечить как аккумуляцию, так и распределение финансовых средств для достижения социально-экономических целей, что крайне важно для нашей страны в современных условиях. Это и обусловило актуальность выбранной темы исследования, цель которого - проанализировать государственную инвестиционную политику России на современном этапе и выявить основные проблемы её реализации на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.
В соответствии с этой целью в статье решены следующие задачи:
- определена сущность и содержание государственной инвестиционной политики;
- выявлены проблемы реализации государственной инвестиционной политики в России на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и сравнения, а также статистический метод.
Основная часть
Инвестиции являются экономической категорией, сущность которой сводится к определенным вложениям, которые способны в будущем приносить прибыль - это является их основной функцией (предназначением). С.Я. Поташник в своей работе рассмотрел особенности определения инвестиций различными исследователями. Ряд авторов полагали, что между реальными и
финансовыми инвестициями имеются существенные различия. Реальные (прямые) инвестиции предполагают вложения во все виды материальных активов (к примеру, в оборудование, здания, сооружения). Под финансовыми (портфельными) инвестициями они понимали вложения в ценные бумаги (акции и облигации). Указанные виды инвестиций, безусловно, являются взаимодополняющими: на уровне предприятия и организации они могут служить источником дохода для приобретения других инвестиций, а на уровне государства они служат взаимодополняющими элементами функционирования инвестиционного механизма и экономики в целом [Поташник Я. С., 2015].
Государственная инвестиционная политика в Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
- формирование целей государственной инвестиционной политики;
- определение функций государственной инвестиционной политики;
- утверждение методов, подходов и форм контроля реализации инвестиционной политики, а также инвестиционной деятельности.
Ключевая цель реализации государ -ственной инвестиционной политики в Российской Федерации - это формирование и поддержание предложения на рынке капитала, способного обеспечивать социально-экономические потребности в инвестициях.
На современном этапе государственная инвестиционная политика в Российской Федерации реализуется по ряду направлений:
1) управление государственными инвестициями в целях реализации социальных функций государства: развитие системы образования, здравоохранения, совершенствование человеческого капитала;
2) инвестиции, связанные с охраной окружающей природной среды и развития безотходных технологий производства;
3) создание условий для развития высокотехнологичного производства, инфраструктуры, импортозамещения, а также внедрение достижений научно-технического прогресса;
4) реализация политики регионального развития и территориального планирования;
5) привлечение иностранных инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата;
6) развитие научно-обоснованного оборонно-промышленного комплекса.
Столь разветвленные направления государственной инвестиционной политики обуславливают вовлеченность существенного числа органов государственной власти в эту сферу.
В целом, государственная инвестиционная политика в России имеет определенную эффективность, но также есть и слабые её стороны, барьеры, ограничения и конкретные проблемы в её реализации. Показатели инвестиционной деятельности в России существенно ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, Японии, Германии [Министерство экономического развития Российской Федерации]. Россия на современном этапе не использует в полной мере свой инвестиционный потенциал, не всегда эффективно привлекает и расходует средства.
Все проблемы можно разделить на три блока: общегосударственные, отраслевые и региональные.
1. Общегосударственные.
1.1 Государственная инвестиционная политика не позволяет полноценно регулировать отток прямых и портфельных инвестиций. Этому способствует нестабильная экономическая ситуация, начиная с 2014 года, а также регулярно происходящие кризи-
сы в мировой экономике, которые не обходят стороной нашу страну, что приводит к «бегству» как инвесторов, так и капитала.
Использование оффшорным бизнесом методов ухода от уплаты налогов, валютного контроля, а также рост налоговой нагрузки (в частности, НДС вырос до 20%) является следствием несовершенства нормативно-правовой базы. Указанные негативные явления оказывают существенное влияние на уровень конкурентоспособности экономики России. Обозначим следующие факторы (барьеры), не позволяющие удерживать инвестиции и капитал в стране:
а) Макроэкономическая нестабильность, которая связана не только в целом c цикличными кризисными проявлениями, но и с усугублением международных отношений с рядом стран, растущий объем санкций по отношению к российским отраслям экономики и конкретным компаниям, что в последствии отражается на стабильности национальной валюты, уровне инфляции и т.д.
б) Высокий уровень коррупции. По данным Transparency International в 2018 г. Россия заняла 135 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Таким образом, Россия входит в число 50 наиболее коррумпированных государств и является инвестиционно непривлекательной. Размеры коррупции в финансово-бюджетной сфере за анализируемые годы выглядят устрашающе. В 2018 г. общая сумма полученных взяток в России увеличилась в три раза по сравнению с 2017 г. и составила 6,7 млрд. руб. Такое положение дел отпугивает как иностранных, так и отечественных инвесторов [Министерство финансов Российской Федерации].
в) Высокий уровень налогообложения. Высокий уровень налоговой нагрузки на экономику в долгосрочной перспективе сказывается на снижении налогооблагаемой базы, поскольку бизнес вынужден уходить «в тень», либо попросту перебазироваться в других странах.
г) Низкое качество инфраструктуры, дефицит высококвалифицированных
кадров.
1.2. Ограниченность финансовых ресурсов. По динамике использования собственных и заемных средств был сделан вывод об ограниченности кредитных ресурсов для инвестирования в экономику России [Федеральная служба государственной статистики]:
- на протяжении трех десятилетий Российская Федерация испытывала дефицит кредитных ресурсов;
- негативно влияет высокая ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, которая порождает высокие ставки по кредитам как для юридических, так и физических лиц;
- ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов, а также инфляции, уровень монетизации ВВП является очень низким;
- сочетание политики дорогих денег и низкого уровня монетизации ВВП является причиной усиления финансово-кредитного голода.
1.3 Влияние институционального фактора: коррупция, бюрократизация, ограничение конкуренции. В целом, это все сводится к появлению так называемых административных барьеров перед бизнесом, которые затрудняют их деятельность и не приводят к эффективному функционированию предпринимательства в нашей стране.
В настоящее время можно выделить следующие административные барьеры [Исакова Г.К., 2016]:
- процесс регистрации, лицензирования, прекращения деятельности компаний;
- сложная бюрократическая процедура согласований, прохождения различных очередей и длительные сроки ожиданий;
- постоянные проверки бизнеса, которые не всегда оправданы. Так, за 2018 год, лишь 10 % из всех проведенных проверок привели к составлению административных материалов, либо привлечению к уголовной ответственности;
- большие сложности в получении кредита. Малый объем собственного капитала существенно удорожает ставку по кредитам ввиду факторов риска, учитываемых коммерческими банками;
- трудности в реализации контрактов с государством. В качестве примера, можно привести концессионера в г. Севастополе, который не может получить средства по заключенному с Правительством г. Севастополя концессионному соглашению, и компания, практически, обретает статус банкрота [Дадашев Б.А., Гладких А.А., 2020].
Данные факторы, безусловно, негативно влияют на инвестиционную привлекательность Российской Федерации, которая в связи с низкой инвестиционной активностью образует неблагополучный инвестиционный климат. Государственная инвестиционная политика обязана в будущем уделять внимание этим проблемным вопросам.
2. Отраслевые.
2.1 Низкая привлекательность отдельных отраслей экономики РФ. Проведенный анализ как в целом по отраслевой структуре инвестиций, так и в рамках отдельной группы, свидетельствует, что по инвестициям в основной капитал наиболее привлекательными являются такие отрасли экономики (по данным на 2018 год) как добыча полезных ископаемых - 18,7 %, обрабатывающая промышленность - 18,3 %, транспорт и связь - 19,2 %, операции с недвижимым имуществом - 17,2 %. В свою очередь, низкие показатели прямых инвестиций отмечены в сельском хозяйстве, промышленном строительстве, социальной сфере, гостиничном бизнесе и общественном питании [Федеральная служба государственной статистики].
По портфельным инвестированиям наиболее популярными являются финансовая и страховая деятельности (29 и 12 % соответственно), оптовая и розничная торговля (17 и 78 % соответственно), научная и профессиональная деятельность (15 и 66 %) соответственно. Довольно низкие показатели по анализируемому критерию отмечены
в сельском хозяйстве и промышленном строительстве (1,0 и 1,5 % соответственно) [Федеральная служба государственной статистики]. Такая ситуация обуславливается следующими факторами:
- высокий уровень дотационности отдельных отраслей экономики;
- наличие монополий;
- административные ограничения.
2.2. Отраслевой дисбаланс финансирования, не отвечающий потребностям отраслей экономики России. Бюджетные инвестиции в России, в структуре инвестиций в основной капитал, составляют порядка 16-18 %, и имеют особую значимость, так как формируют условия для осуществления основной инвестиционной деятельности по стране. Это обуславливает необходимость обеспечения их максимального эффективного использования.
Финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой (далее ФАИП). Программа определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию федеральных целевых программ (далее ФПЦ), а также на решение отдельных значимых социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы на основании предложений, одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ.
Наибольший объем расходов в структуре финансирования ФАИП, около 50 %, составляют отрасли производственного комплекса. Дорожное строительство занимает порядка 60 % от совокупного объема финансирования производственного комплекса. Социальная сфера занимает около 25 % совокупного объема всех расходов ФАИП, что является свидетельством недостаточной социально-ориентированной направленности данной программы [Федеральная адресная инвестиционная программа].
3. Региональные.
3.1. Территориальные диспропорции регионов по объему инвестиций и, как следствие, неравномерное развитие региональных экономик связано с рядом конкретных факторов: особенности бюджетных инвестиций, а также плохого использования всего инструментария осуществления инвестиционной политики на региональном уровне, предусмотренного федеральными органами власти.
Наиболее популярными являются меры, связанные с льготным налогообло-женим, а также с созданием и использованием залогового фонда. Меньше всего в регионах используют такие инструменты, как субсидирование лизинговых платежей, регулирование тарифов, а также предоставление концессий, бюджетных кредитов и организация специальных экономических территорий.
Проекты, связанные с развитием инвестиционной инфраструктуры, также являются актуальными для регионов. Так, в 29 регионах созданы региональные инвестиционные фонды, а также активно вовлекаются в инвестиционный процесс приостановленные и заброшенные площадки. В отдельных регионах реализуются межмуниципальные проекты по созданию и развитию инвестиционной инфраструктуры, а также в 21 регионе РФ функционируют инвестиционные площадки, но для нашей страны этого мало.
Практически во всех регионах России созданы инвестиционные порталы. В 80 % субъектов РФ приняты нормативно-правовые документы, связанные с инвестиционной деятельностью и государственно-частным партнерством. В то же время, менее, чем в половине регионов предусмотрена экспертиза инвестиционного проекта [Сивакова С.Ю., 2015].
32. Зависимость регионов от бюджетных средств, которые распределяются не всегда равномерно. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что бюджетные инвестиции в общем объеме инвестиций в России составляют около 20 %, среди них -
федеральный бюджет порядка 12%, региональный - более 7 % и остальное приходится на муниципальное финансирование [Федеральная адресная инвестиционная программа].
Ввиду наличия территориальных диспропорций по инвестиционному развитию, актуально внедрение модели, которая обеспечивала бы финансирование именно нуждающихся регионов для роста инвестиционной активности. Бюджетные инвестиции -это, как правило финансирование инфраструктурных и иных дорогостоящих объектов, которые не всегда под силу инвесторам, но которые создают мультипликационный эффект для экономического развития территории.
3.3. В дополнение к указанным проблемам, мы также должны обратить внимание на неравномерность распределения бюджетных средств в рамках бюджетного финансирования РФ.
В структуре финансирования ФАИП по федеральным округам почти 70 % совокупного объема бюджетных средств приходится на долю Южного, Центрального и Северо-Западного федеральных округов [Федеральная адресная инвестиционная программа].
Заключение
Инвестиции - высвобождение средств хозяйствующих субъектов или государства, которые перераспределяются во вложения в целях получения прибыли. Основная цель государственной инвестиционной политики России - это формирование и поддержание предложения капитала для экономики, способной обеспечить социально-экономическое развитие страны. В настоящее время в государственно-инвестиционной политике России имеются проблемы, которые можно разделить по уровням: общегосударственный, отраслевой и региональный. На общегосударственном уровне негативное влияние оказывают такие факторы, как макроэкономическая нестабильность, высокий уровень налогообложения, низкое качество
инфраструктуры и административные (институциональные) барьеры. На отраслевом уровне - низкая инвестиционная привлекательность таких отраслей экономики России как сельское хозяйство, промышленное строительство и социальная сфера; это обуславливается следующими факторами:
- высокий уровень дотационности отдельных отраслей;
- наличие монополий;
- административные ограничения.
На региональном уровне отмечены
диспропорции в объёме государственных инвестиций в экономику отдельных регионов, и, как следствие, неравномерное их развитие. Это связано с особенностями государственной инвестиционной политики, а также с недостаточным использованием инструментария, определённого федеральными органами власти.
Список литературы
1. Дадашев Б.А., Гладких А.А., 2020. Государственная политика по привлечению инвестиций в город Севастополь // организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях. - Симферополь: Симферополь, 2020: 78-80.
2. Исакова Г.К., 2016. Региональные особенности реализации инвестиционных проектов. // Международный научный журнал ВАК «Экономика и предпринимательство». - 2016. - № 11 (ч 2): 296-305.
15. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.minfin.ru/ru/ (Accessed 3 August 2020).
3. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://www.economy.gov.ru/
4. Поташник Я.С., 2014. Сущность и классификация инвестиций // Вестник Мининского университета. - 2014. - №1 (5).
5. Сивакова С.Ю., 2015. Государственно-частное партнерство как форма реализации инвестиционной деятельности в
регионе // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №2: 1-13.
6. Федеральная адресная инвестиционная программа [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ (Accessed 3 August 2020).
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.gks.ru/ / (Accessed 3 August 2020).
Resources:
1. Dadashev B.A., Gladkih A.A., 2020. Gosudarstvennaya politika po privlecheniyu investitsij v gorod Sevastopol' // organizatsion-no-ekonomicheskie problemy regional'nogo razvitiya v sovremennyh usloviyah. - Simferopol': Simferopol', 2020: 78-80.
2. Isakova G.K., 2016. Regional'nye osobennosti realizatsii investitsionnyh proektov. // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal VAK «Ekonomika i predprinimatel'stvo». -2016. - № 11 (2): 296-305.
3. Ministerstvo finansov Rossijskoj Federatsii. [electronic source]. Access mode -https://www.minfin.ru/ru/ (Accessed 3 August 2020).
4. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii. [electronic source]. Access mode -https://www.economy.gov.ru/ (Accessed 3 August 2020).
5. Potashnik YA. S., 2014 Sushchnost' i klassifikatsiya investitsij // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2014. - №1 (5).
6. Sivakova S.YU., 2015. Gosudar-stvenno-chastnoe partnerstvo kak forma reali-zatsii investitsionnoj deyatel'nosti v regione // Internet-zhurnal Naukovedenie. - 2015. - №2: 1-13.
7. Federal'naya adresnaya investits ion-naya programma [electronic source]. Access mode - https://faip.economy.gov.ru/ cgi/uis/faip.cgi/G1(Accessed 3 August 2020).
8. Federal'naya sluzhba gosudarstven-noj statistiki [electronic source]. Access mode -https://www.gks.ru/ (Accessed 3 August 2020).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Дадашев Бадырхан Абдулмутали-мович, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Институт экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе
Badyrhan A. Dadashev, Professor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, Institute of Economics and Law (branch) of the Educational Institution of Higher Education Unions "Academy of Labor and Social Relations" in Sevastopol
Гладких Александр Александрович,
магистрант направления подготовки «Юриспруденция» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь
Aleksandr A. Gladkikh, Master's Degree Student in Jurisprudence, Sevastopol State University, Sevastopol