ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДИ ГОРЯНОК ДАГЕСТАНА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ
СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Эседова Саният Султанмагомедовна
аспирант ИИАЭ ДНЦРАН, РФ, г. Махачкала
E-mail: esedo va. s @mail. ru
MAIN PROBLEMS OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS' ACTIVITY AMONG HILL WOMEN OF DAGESTAN DURING FLEDGING
YEARS OF SOVIET SYSTEM
Saniyat Esedova
post graduate student of Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences, Russia Makhachkala
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы деятельности общественных организаций среди женщин Дагестана в период становления Советской власти. Автором подчеркивается ряд вопросов связанных с осуществлением преобразований в деревне, требовавших от государства принятия экстренных мер с привлечением общественных организаций.
ABSTRACT
In the article there are considered problems of activity of non-governmental organizations among women of Dagestan during formative years of Soviet system. The author points out a number of problems connected with transformations in village, which require from government taking extreme measures and involving nongovernmental organizations.
Ключевые слова: права женщин; конференция; сельскохозяйственное производство; аул.
Keywords: women's rights; conference; farm production; aul.
Первый всероссийский съезд работниц и крестьянок, созванный ЦК РКП(б) в ноябре 1918 года, положил начало систематической и организационной работе среди женщин.
Были изданы декреты об охране и обеспечении материнства и младенчества, о равной заработной плате женщине за равный труд с мужчиной. Предоставлялась полная свобода в деле выбора мужа. Всякое насилие над ее свободной волей в этом отношении, принуждение к вступлению в брак или воспрепятствование к заключению такового со стороны родителей, опекунов или близких родственников предоставлялось актом недопустимого насилия над личностью свободной горянки и влекло за собой привлечение виновных к уголовной ответственности. Постановлением от 7 марта 1926 года был установлен брачный возраст. Вступление в брак с несовершеннолетней девушкой запрещалось, запрещалось и многоженство, взимание калыма, похищение невесты. В тезисах «О правовом положении женщин Востока» говорилось о необходимости издания во всех восточных республиках закона, регулирующего брачный и семейный возраст [5, с. 20].
Вводилось свободное право на развод по воле одной из сторон, независимо от каких бы то ни было имущественных расчетов, вопрос на право воспитания детей решался по взаимному соглашению. При прекращении брака разводом дети и жена, неспособные к труду, имели право на алименты. Женщина, не состоящая в зарегистрированном браке и имеющая ребенка, могла подать в ЗАГС заявление со сведениями о том, кого она считает отцом, отсутствие возражений со стороны последнего в течение недели со времени получение уведомления считалось признанием отцовства. В случае возражения вопрос решался судом, все дети обладали одинаковыми правами [6, с. 21]. При нетрудоспособности одного из супругов, трудоспособный был обязан содержать другого.
Практическое применение в жизнь политики партии в Дагестане, как и в других национальных регионах, было связано с большими трудностями, что было связано со своеобразием территории. Трудности также заключались в том, что работа по раскрепощению женщины нередко задевала нравы и обычаи, сложившиеся в течение многих столетий. Религиозные деятели проводили
усиленную пропаганду среди населения, например, о правах женщин; имелись случаи различной оплаты мужского и женского труда.
Эта работа требовала больших усилий, систематической и кропотливой воспитательной работы, разнообразия ее форм.
В марте 1920 года при Дагестанском областном комитете партии был создан отдел по работе среди женщин, в котором работали О.Д. Ковалева, Т.О. Булач, В.И. Нанейшвили, И.И. Шеболдаева, И.И. Смирнова. Но работа отдела носила случайный характер, была несистематизированной, часто сменялись заведующие. В мае 1920 года женотдел устроил областную конференцию, которая прошла вяло, не дав положительных результатов. Снова и уже окончательно она приступила к своей работе с 1 июня 1921 года.
Женский отдел состоял при Дагестанском обкоме РКП(б) как самостоятельный отдел в тесной связи с Агитационно-пропагандистским отделом.
Создание женотдела, его организаторская и политическая работа имели исключительно большое значение. Сюда обращались десятки и сотни женщин с жалобами, неясными вопросами и за советами.
Вопросы вовлечения женщин в социалистическое строительство стояли в центре внимания партийных конференций Дагестана, а также пленумов обкома. 4 июля 1920 года обком партии созвал областную женскую конференцию. Из горных округов на это приглашение откликнулась только одна женщина — из аула Чох. К концу 1920 года в пяти округах были созданы отделы по работе среди женщин. В горных областях проведение работы среди женщин было очень трудной задачей, в своих отчетах заведующие окружными женотделами пишут: «В последних числах марта я была назначена Заведующей Кумухским окружным женотделом, хотя и до этого в Казикумухе был организован женотдел, я не нашла ничего, кроме так называемого «Союза горянок», состоящего из 60—70 летних старушек» [4, с. 19]. Приходилось сталкиваться с зависимостью горянок от мужчин. В своих заметках работницы женотделов отмечали, что «собрать женщин на собрания удавалось с большим трудом во
многих селах, к примеру, в селении Зизик не могли подойти к женщинам, так как они так были запуганы тем, что их хотят куда-то записать, как я ни старалась их собрать, но не удалось» [12, с. 138]. Надо было найти метод проведения работ среди женщин, и от правильности этого подхода зависела дальнейшая деятельность женотдела. На первых порах был намечен метод, который заключался в том, чтобы привлечь женщину к общественной жизни путем заинтересованности ее в собственном материальном положении. С 1 мая по 1 июля 1921 года Дагестанский отдел развил свою деятельность почти во всех округах и городах республики: в Буйнакском, Казикумухском, Самурском, Хасавюртовском, в Махачкале и Дербенте. Перед ними стоял следующие задачи:
1. Постановка агитации и пропаганды среди широких слоев трудящихся женщин в целях вовлечения их в советское и профессиональное строительство.
2. Изучение и направление деятельности местных партийных организаций в области работы среди женщин.
3. Внесение предложений по вопросам, связанным с фактическим раскрепощением женщин и задачами материнства, в соответствующих организациях.
4. Разработка планов, касающихся направления деятельности местных партийных организаций в области работы среди женщин.
5. Наблюдение за проведением работы делегатских собраний.
6. Освещение вопросов, связанных с работой среди женщин, в органах печати, а также путем ведения страничек, брошюр, листовок, плакатов.
7. Открытие детских столовых, очагов, яслей и других практических мероприятий, улучающих положение горянки.
8. Привлечение женщин в школы грамоты, клубы путем агитации и пропаганды. Для этой цели созываются делегатские собрания, съезды, таким путем работа среди женщин вводится в русло определенной организации.
В 1921 году Буйнакским окружным женотделом для слушательниц ткацких курсов была организована школа грамоты на русском и аварском
языках. Рассылались инструкции по работе среди крестьянок, которые были отправлены в 17 аулов с целью выбора делегаток на съезд мусульманок, была проведена конференция, на которой присутствовало из аулов 20 человек и от города 12 человек [8, с. 9].
Четвертая Дагестанская областная конференция РКП(б) отметила, что если в городах работа среди женщин ведется по примеру женотделов центральных областей, то массовую политическую работу среди сельских горянок нужно было вести иначе, тут нужны были новые формы и методы. В 1923 году женотделы были созданы в Андийском, Аварском, Кюринском, Самурском округах. Работу среди горянок Дагестана в первые годы советской власти в основном вели русские женщины. Так, например, русские женщины-медработники распространяли медицинские знания среди горянок. В 1924 году в Гунибском округе врач Красикова раз в неделю читала лекции по охране материнства и младенчества. Женотделами в этом округе было охвачено 12 аулов, где проводилась работа через делегаток, прикреплявшихся к сельсоветам. Всего делегаток было 52, из них 8 русских, остальные — горянки [11, с. 34]
Важной формой массовой организации женщин, широкого вовлечения их в хозяйственную, политическую и общественную жизнь Дагестана были собрания и конференции беспартийных горянок и работниц. Проведение конференций, беспартийных собраний работниц и крестьянок помогло поднять активность широких масс работниц, вызвать у горянок интерес к политической жизни, установить связь работниц с горскими женщинами, сплотить вокруг активных и передовых женщин широкие массы тружениц.
Конференции, наряду со значительным сдвигом в решении женского вопроса, показали, что веками сложившиеся отношения нельзя отменить одними приказами, а необходима длительная и упорная работа по просвещению самих женских масс. Необходимо было добиться того, чтобы задача раскрепощения женщин была понята широкими массами. С 1920 по 1925 год областной комитет при деятельном участии его женского отдела
созвал четыре съезда женщин-горянок. Если в работе первого съезда приняло участие всего 73 женщины, в том числе 52 горянки, то в работе четвертого съезда (31 мая 1924 года) участвовало уже 140 женщин, в том числе 97 горянок.
С целью вовлечения горянки в строительство новой жизни созывались делегатские собрания. Они сыграли большую роль в вовлечении все новых и новых слоев женщин в работу партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций. На них читались лекции о советских законах, о борьбе с реакционными адатами, о том, какой должна быть семья [9, с. 221].
Горянки с давних времен играли большую роль в сельскохозяйственном производстве Дагестана. Они выполняли почти все полевые работы, за исключением пахоты, которая считалась мужским делом. В Дагестане не было ни одного селения, где бы женщины не изготовляли каких-нибудь предметов из шерсти, начиная от высококачественных ворсовых ковров и сумахов и кончая шерстяными веревками: «В среднем одна мастерица вырабатывала в год два куска сукна, длиной 6—7 аршин. Занимались этой работой в свободное от земледельческих работ время» [2, с. 168].
Но несмотря, на весомый вклад, который женщины вносили в экономическое положение семьи, горянка практически не имела политических прав. Она не принимала участия в сельских сходках, не могла дать присягу даже за себя, не могла быть свидетелем, бывало, что свидетельские показания женщин принимались во внимание, но свидетельства двух женщин приравнивались к свидетельству одного мужчины или учитывались только при наличии также и мужских свидетельств. Получить развод для женщины было намного труднее, чем для мужчины [3, с. 53]. По дагестанским адатам, в случае отсутствия главы семьи и наследника мужского пола, горянка лишалась каких-либо прав при переделе общественной земли, и ее собственный участок переходил в таком случае к родственникам. Женщина не признавалась прямой наследницей, после смерти отца, при отсутствии братьев и других членов семьи, девушка должна была уступить половину имущества родственникам отца. Женщины выполняли большую часть земледельческих работ в огородах,
садах и на близлежащих полях. Они же ухаживали и за скотом, содержащимся на усадьбе, выполняли всевозможные работы по дому. Мужские работы считались более важными и престижными, чем женские.
Для помощи горянкам в этой области в Дагестане начали работу юридические консультации. В 1929 году насчитывалось 26 юридических консультаций. В тезисах «О правовом положении женщин Востока» за женщинами и детьми признавалось одинаковое со всеми членами трудового земледельческого хозяйства право на имущество двора при семейно-имущественном разделе, полное уравнение женщин в праве передвижения, распоряжения имуществом, заработком и выборе занятий [10, с. 21].
Были также созданы и комиссии по улучшению труда и быта работниц и крестьянок, которые в сложных ситуациях проводили работу, оказывая помощь в проведении советского законодательства, в искоренении затворничества женщин. Была также установлена охрана матери и ребенка. Женщина во время материнства освобождалась от работы с сохранением заработной платы 8 недель с момента родов. Женщины не допускалась на непосильные и вредные работы и получали оплату наравне с мужчинами.
В декабре 1922 года состоялась III Дагестанская областная партийная конференция, на которой было признано принять необходимые меры по ликвидации безграмотности, уделить должное внимание подготовке кадров из числа женщин-горянок. Конференция предложила усилить работу по изданию литературы на родных языках и переводу необходимой литературы [1, с. 13].
Из года в год увеличивалось в школах число учащихся девушек. Много девочек заканчивали старшие классы общеобразовательных школ, это открывало горянкам Дагестана широкую дорогу для поступления в высшие учебные заведения: «В 1925 году восемь горянок из аула Чох послано на учебу, а также для подготовки из числа горянок квалифицированных специалистов различных отраслей народного хозяйства» [13, с. 34].
Одной из специфических форм работы партийных организаций было создание женских клубов. В октябре 1925 года в Махачкале был открыт
областной клуб горянок. При клубе имелись курсы по подготовке работников женотделов, интернат для девочек-горянок, школа по ликвидации неграмотности, библиотека и читальня, швейная артель, ковровая артель.
Женские клубы, сакли горянок оказались такой формой работы среди горянок Дагестана, которая отвечала местным бытовым условиям и способствовала борьбе с остатками патриархально-феодальных отношений к женщине. Сакли горянок являлись местом собрания женщин, в которых проводилось чтение газет, собеседования, а при некоторых работали ликпункты. В Кюринском округе при сакле имелась школа кройки и шитья, в которой обучались 15 девушек. Всего на 1926 год в Дагестане имелось 14 саклей горянок [7, с. 4]. Имелась консультация по охране материнства для матери и ребенка [14, с. 34]. Благодаря социально-экономическим преобразованиям и политико-воспитательной работе, с каждым годом все больше женщин вовлекалось в сельскохозяйственное производство, усилилась тяга к свободе, праву, культуре.
Список литературы:
1. 10 лет социалистического строительства в ДАССР. Махачкала, 1931. — 13 с.
2. Омаров И.И. Аул Куппа. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1997. — 168 с.
3. Смирнова Я.С. Трудовые роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа. М., 1997. — 53 с.
4. ЦГА РД Ф. П -1. Оп. 1. Д. 256. С. 19.
5. ЦГА РД Ф. П -1. Оп. 1. Д. 463. С. 20.
6. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 1010. С. 21.
7. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 1015. С. 4.
8. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 390. С. 9.
9. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 464. С. 221.
10. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 570. С. 21.
11. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. 707. С. 34.
12. ЦГА РД. Ф. П - 1. Оп. 1. Д. S1S. С. 13S.
13. ЦГА РД. Ф. П -1. Оп. 1. Д. 544. С. 34.
14. ЦГА РД. Ф. П -1. Оп. 1. Д. S20. С. 34.