ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ УЧЕНИЙ ИСЛАМА: В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
И.Ф. Махсудов, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Республика Узбекистан
Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-211-213
Аннотация. Статья посвящена анализу отдельных аспектов экстремизма и, в первую очередь его религиозной «модификации», способствующей маскировке под религиозные каноны исламского толка подлинные замыслы идеологов и проповедников, стремящихся переформатировать общество к принятию искаженных взглядов на подлинный ислам, и как следствие, обеспечить приход к власти различного рода деструктивных сил. Выявляя опасность для узбекского общества продвижения в сознание населения экстремистских взглядов, в их псевдорелигиозном оформлении, автор обращает внимание на наиболее характерные признаки проявления религиозного экстремизма, которые должна быть предметом адекватной реакции различных институтов государства, включая правоохранительные органы.
Ключевые слова: правовое сознание, закон, общество, воспитание, ислам, религиозный экстремизм, Республика Узбекистан.
В кругу современной парадигмы угроз и вызовов для развития узбекского общества по пути укрепления его демократических начал и обеспечения безопасности граждан особое место занимает экстремизм и его религиозная составляющая. Как следует из положения ст. 3 Закона Республики Узбекистан от 30 июля 2018 г. № ЗРУ-489 «О противодействии экстремизму», под экстремизмом понимается выражение крайних форм действий, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, насильственное изменение конституционного строя Республики Узбекистан, насильственный захват власти и присвоение ее полномочий, возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды [1].
В соответствии с устоявшимся мнением, религиозный экстремизм - это идеология и деятельность некоторых религиозных организаций или отдельных верующих, не соответствующие и/или противоречащие правилам общества, имеющего светский характер. По убеждениям лидеров (гуру) исламского экстремизма, современные мусульманские общины утра-
тили свои исламские краски и превратились в общества эпохи «Джахилии» (узб. <^оЫНуа»), т.е. возврата к временному «периоду Джахилии» - предшествующему приходу посланника Аллаха [2].
Данная позиция предопределяет постоянство резкой критики приверженцами экстремизма реального положения дел в светском государстве и их призывы к передаче власти представителям «истинного мусульманства», способных решительным образом, а в действительности агрессивным способом, обеспечить переход общества на путь «истинного порядка». Первой и основной причиной зарождения религиозного экстремизма является появление фанатичных идей и взглядов со стороны вождей, главная цель которых заключается в том, чтобы «создать древний арабский халифат на всей территории Азии» [3].
Апеллируя к традиционным исламским ценностям, идеологи религиозного экстремизма атакуют исламские устои хана-фитского мазхаба, имеющее преимущественное распространение среди мусульман Республики Узбекистан и выступающего в качестве «наиболее гибкого и либерального» [4, с. 25].
Применительно к Республике Узбекистан несомненную опасность имеют попытки экстремистски настроенных деструктивных сил разрушить «под знаменем ислама» доверие к существующему государству посредством распространения исламского фанатизма. В данном случае, экстремисты стремятся:
1) увеличить число слабых и бездеятельных людей в обществе;
2) создать противоречие между признаками «ложной» и «истинной» религиозности;
3) подготовить боевиков для совершения актов террора;
4) подорвать международную репутацию республики, представив Узбекистан «исламизированным» на Западе и, наоборот, «нерелигиозным» на Востоке [5].
Отмеченная ситуация безусловно опасна для поддержания устойчивого развития современного государства и требует принятия эффективных мер по противодействию процессу формирования «новой волны» экстремизма на религиозной основе. В этой связи, важно применять как минимум двойственный подход к упреждающей практике борьбы с религиозным экстремизмом: во-первых, проведение разъяснительной работы со стороны подготовленных для этой работы проповедников и специалистов из числа ученых, занимающих правильные позиции в части толкования подлинно исламского вероучения; во-вторых, выявление представителями правоохранительных органов по некоторым внешним признакам сторонников экстремистских взглядов.
Согласно оценочному суждению специалистов Республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет» (РОО КТК) [6], к указанным признакам относятся:
1. Продвижение идей об исключительности религии, религиозных догматов и предписаний, отрицающих светские порядки, в том числе законы, органы власти и управления, а также разжигающих религиозную вражду или рознь между людьми.
2. Отрицание научной трактовки религиозных догм и «мазхабов» (религиозных школ в исламе), в том числе критическое
неприятие традиционного для мусульман Центральной Азии мазхаба Абу Ханифы.
3. Разделение людей на истинно верующих, вероотступников или заблудших.
4. Отрицание народных традиций и обычаев, призыв к категорическому отказу следовать им.
5. Ограничение посещения верующими культурно-массовых мероприятий, просмотра телевидения, в особенности развлекательных и музыкальных программ и передач.
6. Ограничение женщин в свободном выборе одежды, или принуждение женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, носить ярко выраженную религиозную или характерную для других стран и народов одежду.
7. Предписание использовать специфичные выражения, слова, сленги в ущерб национальному языку и культуре.
8. Предписание иметь специфичный вид и носить специфичную одежду в ущерб национальным традициям, культуре и современным условиям:
а) для мужчин: неухоженная, беспорядочно растущая борода и обритые усы, укороченные брюки (не ниже щиколоток и широкого кроя):
б) для женщин: одежда широкого покроя, полностью или почти полностью покрывающее тело (паранджа, бурка, чадра, химар, хиджаб), преимущественно черного цвета или иных темных тонов (темно-коричневый, темно-синий, серый).
Подводя итог изложенному, представляется необходимым заметить следующее:
1) главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени;
2) в профилактической работе особое внимание следует обращать на организаторов экстремистских организаций и идейных вдохновителей религиозного экстремизма;
3) важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является поддержание устойчивого диалога с общественностью, представители которой несомненно должны обращать внимание
на отмеченные признаки экстремистов, как моментах наличия экстремистских призра-идейного плана, так и их внешнего вида. ков следует оперативно информировать При этом о выявленных подозрительных различные правоохранительные органы.
Библиографический список
1. Закон Республики Узбекистан от 30 июля 2018 г. № ЗРУ-489 «О противодействии экстремизму» // Сайт «LexUz». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/acts/3841963#:~:text=На%20территории%20Республики%20Узбекистан%20за прещается,смешения%20с%20наименованием%20экстремистских%20организаций (дата обращения: 20.04.2024).
2. Доного Х.М. Ислам и джахилия // Сайт «Новое дело». 22.07.2917. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ndelo.ru/detail/islam-i-dzhahiliya#:~:text=В%20соответствии%20с%20наиболее%20распространенным,жизнь%20 арабов%20до%20прихода%20ислама (дата обращения: 04. 09.2024).
3. Meyliyev Q., Samandarov R., Atamurodov A. Diniy ekstremizm va terrorchilik. 19.05.2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/diniy-ekstremizm-va-terrorchilik.16064283149/ (дата обращения: 07.09.2024).
4. Исмаилов А.Ш. Мазхабы в исламе // Исламоведение. - 2009. - № 2. - С. 23-30.
5. Diniy ekstremizm // O'zbekiston Milliy Ensiklopediyasi. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzpedia.uz/pedia/diniy_ekstremizm (дата обращения: 12.09.2024).
6. Важно! Признаки деструктивных религиозных течений // Официальный сайт «Республиканского общественного объединения Контртеррористический комитет, РОО КТК». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ctc-rk.kz/признаки-деструктивных-религиозных^ш! (дата обращения: 04. 09.2024).
MAIN FEATURES OF DESTRUCTIVE TEACHINGS OF ISLAM: IN THE CONTEXT OF COUNTERING RELIGIOUS EXTREMISM
I.F. Makhsudov, Student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Republic of Uzbekistan
Supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the analysis of individual aspects of extremism and, first of all, its religious «modification», which helps to disguise the true plans of ideologists and preachers seeking to reformat society to accept distorted views on genuine Islam under religious canons of the Islamic persuasion, and, as a consequence, to ensure the coming to power of various kinds of destructive forces. Revealing the danger for Uzbek society of the advancement of extremist views in the consciousness of the population, in their pseudo-religious design, the author draws attention to the most characteristic signs of the manifestation of religious extremism, which should be the subject of an adequate response from various state institutions, including law enforcement agencies.
Keywords: legal consciousness, law, society, education, Islam, religious extremism, Republic of Uzbekistan.