Основные принципы внешней политики России при Владимире Путине
Мелконян Анушик Вазгеновна
магистрант, кафедра теории и истории международных отношений РУДН, melkonyan.anushik@list.ru
Статья посвящена рассмотрению ключевых принципов, направлений и этапов внешней политики России и роли руководителя страны - В.В. Путина - в определении ключевых внешних векторов. Рассматриваются предпосылки формирования текущей геополитической ситуации. Представлен анализ видения Россией своей роли на общемировой арене. Выделены ключевые события и тенденции во внешней политике, осуществляемой В. В. Путиным, по трем векторам - восточному, южному и западному. Особое внимание уделено политике «поворота на Восток», в контексте которой Россия начала инициировать дискуссии о смещении геополитического акцента со стран Запада на страны Востока. Отмечается, что внешняя политика России остается важным компонентом ее стратегии социально-экономического развития и имеет большое значение для обеспечения национальных интересов и укрепления позиции страны в мировой политике. Ключевые слова: Россия, внешняя политика, Китай, «поворот на восток», внешнеполитическая деятельность, геополитика, многополярность
Для того, чтобы получить представление о сущностных границах и концепции современной внешней политики Российской Федерации, требуется понять, на каком фундаменте она выстраивалась, какие исторические факты и тенденции предшествовали современному этапу.
Безусловно, после распада Советского Союза внешней политике России была присуща ощутимая турбулентность: векторы внешнеполитического взаимодействия постоянно менялись, в ряде случаев -на диаметрально противоположные. В начале 1990-х гг. новое российское руководство рассматривало, к примеру, Соединенные Штаты Америки и «коллективный Запад» в целом в качестве идеологических союзников, которые способствуют построению в России демократического порядка. В некотором плане Запад стал для России образцом для подражания, ориентируясь на который страна могла эффективно сконструировать политическую демократию (в годы правления Б. Ельцина, к примеру, звучали призывы «превратить Россию из опасного, больного гиганта Евразии в члена западной зоны со-процветания» и для этого «учиться у передового клуба, как жить цивилизованным образом»[1].
Важнейшим направлением внешнеполитической активности России на данном этапе было построение отношений с государствами, ранее являвшимися частью СССР, а также с иными государствами «советского блока». Предполагалось, что исторические узы, общность идеологии и экономико-производственная взаимозависимость станут базисом для построения уникального «кластера» постсоветских республик.
Россия, помимо прочего, рассматривала в качестве стратегических партнеров страны, которым удалось сохранить коммунистический режим - Китай, КНДР, Вьетнам, Куба. Тем не менее, китайский вектор внешней политики оказался на том этапе заведомо проигрышным: с одной стороны, российские либералы выразили желание дистанцироваться от режима КНР, а китайское правительство, с другой стороны, опасалось что распад СССР окажет деструктивное влияние на идеологическую обстановку внутри КНР и дестабилизирует представления общественности о верности коммунистическим идеалам.
В дальнейшим все вышеописанные внешнеполитические установки страны утратили актуальность. По мере глобальных геополитических сдвигов изменился и запрос на направление политического творчества. К 2000-м гг., по приходу к власти В. В. Путина, таким образом, произошёл тотальный пересмотр прежних моделей миропонимания мира и
и
и *
о х
а
а
и о т
V
(О
сч о сч
сч
внешней политики[2]. С начала 2000-х годов президент России В. В. Путин поставил абсолютно новые задачи в рамках ключевых внешнеполитических направлений: государства-союзники и государства-оппоненты, страны Востока и страны Запада, а также страны «третьего мира».
Как показывает анализ хронологии и закономерностей внешней политики России по различным областям и направлениям, а также анализ теста Концепции внешней политики Российской Федерации (2023 г.)[3], руководство страны, возглавляемое В. В. Путиным, следует четким принципам при конструировании собственной внешнеполитической системы:
1. Суверенитет и независимость: Россия стремится сохранить свою независимость и территориальную целостность.
2. Многополярность: Россия выступает за развитие многополярной системы мирового порядка, где не будет одной доминирующей силы. Такая система предполагает, что различные государства имеют право на свое мнение, на свой путь развития, на свою культуру и традиции, и то, что каждое государство должно быть равноправным в международных отношениях. Россия считает, что такая многополярная система мирового порядка более справедлива, чем система, в которой одно государство является мировым лидером. По мнению России, в многополярной системе мирового порядка различные государства могут взаимодействовать между собой на равных условиях, что способствует миру и стабильности в мировом сообществе.
3. Равноправие и справедливость: Россия поддерживает принципы международного права, признание равноправия и справедливости между странами.
4. Ненасилие и диалог: Россия настаивает на решении конфликтов через диалог.
5. Приоритет национальных интересов: Россия выступает за защиту национальных интересов в международных отношениях.
6. Сотрудничество: Россия стремится к сотрудничеству с другими государствами в различных областях, таких как экономика, торговля, наука и технологии, культура и образование, а также в борьбе с международными проблемами, такими как терроризм, наркоторговля и распространение оружия массового поражения.
7. Развитие экономических связей: Россия активно развивает экономические связи со странами по всему миру, в том числе за счет участия в международных организациях и создания свободных экономических зон.
Вышеизложенные принципы определяют особый - «путинский» стиль внешней политики России последних двух десятилетий и ориентируют ее на достижение национальных интересов и поддержание международной стабильности.
Современная внешняя политика России за последние года приобрела отчетливые черты, особый «стиль», отражающий подход, который президент России Владимир Путин принимает в области внешней политики. Этот стиль характеризуется активной
защитой национальных интересов России, а также стремлением к укреплению ее позиции на мировой арене. Данный подход к реализации внешней политики включает в себя использование широкого спектра средств для достижения целей России, включая дипломатические, экономические, политические и военные методы. В связи с этим внешней политике России приписываются такие черты, как жесткость и решительность в защите национальных интересов. Этот подход также вызывает определенную критику со стороны некоторых стран и экспертов, особенно в свете эскалации напряжения в отношениях России с западными странами.
Для того, чтобы получить представление, как именно вышеописанные принципы реализуются в реальной практике, следует рассмотреть некоторые ключевые события внешнеполитической сферы.
Восточный вектор внешней политики России.
Одним из наиболее значимых изменений во внешней политике России является декларируемый В. В. Путиным «поворот на Восток». Россия в рассматриваемый период стала усиливать свои отношения с Китаем, Индией и другими странами Азии, в том числе за счет развития экономического сотрудничества и укрепления взаимовыгодных отношений. Также стоит отметить, что Россия активно поддерживает сотрудничество в контексте ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), которая включает в себя Китай, Индию и другие азиатские государства.
В рамках политики «поворота на Восток» президент начал инициировать дискуссии о смещении геополитического акцента с Запада на Восток, о выработке валюты, которая смогла бы стать альтернативой доллару, о коллективном противодействии санкционному давлению стран западного мира. В данном аспекте внешней политики общая концепция России, можно сказать, за 20 лет практически не изменилась: страна поддерживает стремление рассредоточения мирового потенциала ресурсов, силы, военной и экономической мощности на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Уже с начала 2000-х гг. стало очевидно, что мир перестает быть однополюсным; на данном этапе (и, впрочем, по настоящий момент) контуры нового мирового порядка еще не были окончательно очерчены, однако бесспорным можно считать тот факт, что определяющую роль в новом политическом мире будет играть Китай[4]. Подобные тезисы неоднократно высказывались политиками высшего уровня и самим президентом.
Китайский вектор внешней политики современной России характеризуется развитием тесных экономических и политических связей между двумя странами. Россия и Китай продолжают укреплять партнерство в рамках стратегического сотрудничества и сотрудничества в рамках ШОС и БРИКС. Одним из важных направлений сотрудничества между Россией и Китаем является развитие экономических связей. Обе страны работают над расширением торгового и инвестиционного сотрудничества, а также над созданием новых проектов, таких как
строительство газопровода «Сила Сибири». Кроме того, Россия и Китай сотрудничают в сфере науки и технологий, культуры и образования. Правительства обеих стран выступают за мультиполярный мировой порядок и сотрудничают в решении международных проблем, таких как борьба с терроризмом и поддержание мировой стабильности. Несмотря на плодотворное, в целом, сотрудничество с Китаем, некоторые эксперты говорят о возможности кризиса в будущем, обусловленного растущими амбициями Китая в Африке, в Арктике и ряде других регионов [5].
Системность внешнеполитической концепции «поворота на Восток» была зафиксирована с приходом ко власти в 2000 г. В. В. Путина. Ее реализация на способствовала углублению сотрудничества с Китаем, Индией и многими другими странами Востока. Ожидаемо, что подобная линия не могла не вызвать негативной реакции со стороны Запада.
В своем «повороте на Восток» Россия также стремится к укреплению партнерства со странами арабского мира. Безусловно, активная внешняя политика, направленная на арабский мир, продвигает национальные интересы РФ в странах MENA; следует отметить, что именно в арабском мире сформировано альтернативное информационное поле и положительный образ России на общемировой арене[6].
Представим некоторые из наиболее значимых событий во внешней политике России в отношении арабских стран в период c 2000-х гг. по настоящее время. В 2010 г. состоялось подписание сделки поставки вооружений в Сирию; 2015 г. был отмечен участием России в конфликте в Сирии на стороне правительства Б. Асада. Россия является одним из участников международных переговоров по иранской ядерной программе и является одной из стран, подписавших сделку с Ираном в 2015 г. За исследуемый нами период состоялось подписание ряда соглашений о сотрудничестве с Египтом в области военного сотрудничества, строительства ядерной электростанции и других областей. Кроме того, мы наблюдаем развитие отношений с Саудовской Аравией, включая участие в региональной антитеррористической коалиции и продажу вооружений, а также с ОАЭ и Ираком (договоренности в области военного сотрудничества и сотрудничества в области энергетики). Общие тенденции во внешней политике России в отношении арабских стран включают укрепление дипломатических отношений и интенсификацию экономического сотрудничества, а также участие России в региональных конфликтах.
Южный вектор внешней политики России. В
последние годы Россия активно расширяет свою сферу влияния на Африканском континенте. Интересы России в сотрудничестве с африканскими странами постепенно обретают стратегический, приоритетный характер. В 2019 г., к примеру, был проведен масштабный Саммит «Россия - Африка», аналогов которому не было со времен советской эпохи. При этом следует отметить, что интерес к Африке возник у России относительно недавно, в
связи с чем политический вес и экономическое присутствие России на этом континенте все еще весьма ограничено - особенно в сопоставлении с результатами, достигнутыми китайским правительством в странах Африки. В подтверждение данного тезиса можно привести статистические данные: суммарный товарооборот со всеми странами Африки в 2018 г. составил лишь $3 млрд., тогда как аналогичный показатель взаимодействия Африки и Китая превысил $56 млрд.[7].
Тем не менее, за последние несколько лет был достигнут колоссальный прогресс в наращивании темпов и объемов внешнеэкономического партнерства: в 2022 г. внешнеторговый оборот России со странами Африки составил около $18 млрд[8]. В начале 2023 г. состоялась II Международная парламентская конференция «Россия - Африка в многополярном мире», где приняли участие более 40 делегаций из большинства стран Африки, а также ведущие эксперты с российской стороны[8]. В результате мероприятия были выработаны планы российско-африканского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Безусловно, сегодня Россия все еще не использует все имеющиеся у нее рычаги и инструменты в целях усиления своего веса в Африке; приоритет во внешней политики по-прежнему сохраняется на восточном направлении. Тем не менее, политику, проводимую под руководством В. В. Путина в Африке, все же можно считать продуманной и системной. В отсутствие возможностей сотрудничества ввиду слабого производственного и научного потенциала большинства африканских стран, налаживать связи помогает, помимо прочего, регулярная практика списания долгов ряду африканских государств. Известно, к примеру, что еще в 1996 г. Россия списала $3,5 млрд долга Анголе (что составляет 70% задолженности страны перед СССР). В 2001 г. было списано $4,8 млрд долга Эфиопии перед Россией (70 %), в 2005 г. - $1,1 млрд. В 2006 г. аналогичные меры были приняты в отношении Алжира (списание $4,7 млрд в обмен на закупку российской промышленной продукции), в 2008 г. - Ливии, 2013 г. - Мозамбика и т. п.[9]. По приблизительным оценкам, в общей сложности речь идет о списании долгов в объеме $20 млрд.
Особый вектор внешнеполитического взаимодействия между Россией и странами Африки - сотрудничество в военной отрасли. Основной статьей экспорта России в Африку являются вооружения, и, можно сказать, что его поставки являются одним из базисных компонентов в системе сотрудничества России с Африкой. С 2005 г. поставки вооружения направляются в 18 африканских государств; наибольшую долю в объем объеме экспорта занимают Судан, Ангола, ЦАР и Нигерия.
На современном этапе африканские страны стремятся диверсифицировать систему своих международных связей. Одним из перспективных направлений можно считать сотрудничество с иностранными компаниями, обладающими необходимыми технологическими компетенциями. В этом
U
8) *
О X
а
a
8) О
т
V
(О
сч о сч
сч
плане российские интересы в странах Африки обеспечиваются рядом крупных ресурсодобывающих компаний: АК «АЛРОСА» (Ангола и Зимбабве), АО «ГК «РЕНОВА» и ПАО «ГМК «Норильский никель» (ЮАР), ПАО «Лукойл» (Гана, Камерун, Нигерия) и проч. Африканские страны заинтересованы в подобном сотрудничестве по ряду причин: во-первых, российские компании предоставляют местному населению десятки тысяч рабочих мест, организуют обучение кадров, в том числе и в вузах России (инженерные, геологические специальности)[10].
Говоря о внешней политике России и странах Африки, нельзя не отметить актуализацию триады политических интересов «Китай - Россия - Африка». На данный момент интересы сторон - России и Китая - в отношении Африки в целом не обнаруживают существенных противоречий. Китай наблюдает за тем, как Россия восстанавливает свои позиции в регионе, стремясь к уровню «советского наследия и авторитета»[7]. Из-за того, что темпы этого восстановления достаточно невысоки и напоминают, скорее, движение по инерции, Китай не выражает обеспокоенности в отношении российского присутствия в Африке. Тем не менее, можно предположить, что по мере укрепления связей Китая со странами Африки (которые уже сегодня приносят свои плоды), позиции двух держав станут взаимоисключающими.
Западный вектор внешней политики России.
После завершения периода холодной войны Соединенные Штаты Америки начали реализовывать стратегию конструирования однополярного мира, где центром притяжения ресурсов, инноваций, производства и финансов должна была стать Америка. К концу 1990-х г. стала нарастать геополитическая конфронтация, основанная на множестве идеологических, экономических, военных нестыковок[1]. Тем не менее, в начале 2000-х гг. Россия все еще стремилась к более тесному сотрудничеству с западными странами и вступила во многие международные организации, такие как ВТО и ОЭСР. Однако уже к концу десятилетия в отношениях между Россией и западными странами произошло ощутимое охлаждение.
Кризис в отношениях между Россией и западными странами начался с событий в 2014 г., после присоединения Крыма Россией и военными действиями на Востоке Украины. В ответ на это западные страны ввели экономические санкции против России. Санкции оказали существенное влияние на экономику России и вызвали напряженность в отношениях между Россией и западными странами. Кроме этого, отношения между Россией и западными странами были напряжены в связи с конфликтом в Сирии, в котором Россия поддерживала правительственные войска, а западные страны поддерживали оппозиционные силы. Несмотря на все это, Россия продолжала сотрудничать с западными странами в некоторых областях, таких как космическая и научно-техническая сферы, а также в борьбе с терроризмом. Третий виток санкций мы наблюдаем сегодня; в целом западный вектор внешней
политики России на данном этапе, можно сказать, выступает наименее продуктивным.
Вывод о внешней политике России сложно сделать кратким и однозначным, так как эта сфера деятельности правительства крайне динамична и зависит от многих факторов, таких как глобальные изменения в мировой политике и экономике, интересы России в разных регионах мира, ее взаимоотношения с другими государствами, а также от ряда внут-ристрановых факторов. Можно отметить, что Россия придает большое значение сохранению своей геополитической роли и стремится упрочить свою позицию на международной арене. Государство ставит в приоритет защиту национальных интересов и суверенитета, как в экономической, так и в политической сферах. В последние годы Россия уделяет большое внимание развитию многополярной системы мирового порядка, поддерживая взаимодействие на равных условиях между различными государствами и стремясь к созданию мира и стабильности в мировом сообществе.
Литература
1. Сидорова, Н. П. Внешняя политика России: от «нового мышления» до многовекторности / Н. П. Сидорова // Вестник РУДН. История России. - 2019. -№4. - С. 991.
2. Цыганков, А. П. Внешняя политика России: к комплексному осмыслению / А. П. Цыганков // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. -
2020. - №3. - С. 447.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" / Консультант. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4 43540/. - Дата доступа: 11.04.2023.
4. Абдуразаков, О. Р. «Восточный поворот» во внешней политике современной России / О. Р. Аб-дуразаков, Е. В. Ледовская // Проблемы науки. -
2021. - №8 (67). - С. 60.
5. Севальнев, В. В. Китайский вектор в современной внешней политике России: политико-правовой аспект / В, В. Севальнев Е. В. Черепанова // Сравнительная политика. - 2020. - №1. - С. 41.
6. Шахуд Зиад. Цифровая дипломатия МИД РФ в странах арабского мира / Шахур Зиад // Общество: политика, экономика, право. - 2019. - №10 (75). - С. 20-24.
7. Арапов, И. А. Африка во внешней политике России и Китая / И. А. Арапов // Контентус. - 2020. -№4. - С.5.
8. Минэкономразвития: до 2030 товарооборот между Россией и Африкой может увеличиться вдвое // Министерство экономического развития РФ. -2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekono mrazvitiya_do_2030_tovarooborot_mezhdu_rossiey_i_ afrikoy_mozhet_uvelichitsya_vdvoe.html. - Дата доступа: 10.04.2023.
9. Новодережкин, А Как Россия списывала долги странам Африки // ТАСС. - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/info/7037257. -Дата доступа: 10.04.2023.
10.Альбертян, А. П. Перспективы России по использованию природных ресурсов Африки в условиях конкурентной борьбы / А. П. Альбертян // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2021. -№1 (842). - С. 94.
Main principles of russian foreign policy during the Vladimir Putin's
administration Melkonyan A.V. PFUR
The article considers the key principles, directions and stages of Russia's foreign policy. The prerequisites for the formation of the current geopolitical situation and the role of V. Putin are presented. An analysis of Russia's vision of its role in the global arena is presented. The key events and trends in the country's foreign policy formed by V. Putin are identified along three vectors - eastern, southern and western. Particular attention is paid to the policy of "turning to the East", in the context of which Russia began to initiate discussions about shifting the geopolitical focus from the countries of the West to the countries of the East. It is noted that Russia's foreign policy remains an important component of its development strategy and is of great importance for ensuring national interests and strengthening the country's position in the global politics. Keywords: Russia, foreign policy, China, "pink to the east", foreign policy, geopolitics, multi-polarity
References
1. Sidorova, N. P. Foreign policy of Russia: from "new thinking" to multi-vector /
N. P. Sidorova // Bulletin of RUDN University. Russian history. - 2019. - No. 4. -S. 991.
2. Tsygankov, A.P. Foreign policy of Russia: towards a comprehensive
understanding / A.P. Tsygankov // Vestnik RUDN. Series: International relations. - 2020. - No. 3. - S. 447.
3. Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 No. 229
"On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation" / Consultant. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_443540/. - Access date: 04/11/2023.
4. Abdurazakov, O. R. "Eastern turn" in the foreign policy of modern Russia / O.
R. Abdurazakov, E. V. Ledovskaya // Problems of science. - 2021. - No. 8 (67). - S. 60.
5. Sevalnev, V. V. The Chinese vector in modern Russian foreign policy: political
and legal aspect / V. V. Sevalnev, E. V. Cherepanova // Comparative Politics. - 2020. - No. 1. - S. 41.
6. Shahud Ziad. Digital diplomacy of the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation in the countries of the Arab world / Shakhur Ziad // Society: politics, economics, law. - 2019. - No. 10 (75). - S. 20-24.
7. Arapov, I. A. Africa in the foreign policy of Russia and China / I. A. Arapov //
Content. - 2020. - No. 4. - p.5.
8. Ministry of Economic Development: until 2030, trade between Russia and
Africa may double // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - 2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_do_2030 _tovarooborot_mezhdu_rossiey_i_afrikoy_mozhet_uvelichitsya_vdvoe.ht ml. - Access date: 04/10/2023.
9. Novoderezhkin, How Russia wrote off debts to African countries // TASS. -
2019. [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/info/7037257. -Access date: 04/10/2023.
10. Albertyan, A.P. Russia's prospects for the use of African natural resources
in a competitive environment / A.P. Albertyan // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. - 2021. - No. 1 (842). - S. 94.
u
8) *
О X
n
a
8) О
т
V