Научная статья на тему 'Основные принципы стратегии инновационно-инвестиционного развития сельского хозяйства'

Основные принципы стратегии инновационно-инвестиционного развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы стратегии инновационно-инвестиционного развития сельского хозяйства»

щение производства и адаптацию к новой технологии. С другой стороны, новейшие экологически чистые технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе.

Государство способно решить данную проблему предоставлением субсидий и льгот разработчикам и пользователям новых безвредных технологий. Кроме того, государство

устанавливает экологические нормы для перерабатывающих предприятий, таким образом законодательно принуждая их к созданию экологически чистых производств в пищевой промышленности.

Таким образом, только усилиями государства и перерабатывающих предприятий можно в перспективе повысить инновационную активность в пищевой промышленности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Н.Ф. Зарук, д.э.н., проф., руководитель Пензенского отдела ВНИИЭСХ, А.В. Зарук, асп. ВНИИЭСХ

Для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства, достижения поступательного роста производства и мотивации к более производительному труду, развития сельских территорий, закрепления молодежи на селе необходимо разработать основные принципы стратегии инновационно-инвестиционной деятельности. Они заключаются в следующем.

Активная государственная инновационно-инвестиционная политика, целью которой является создание условий для достойной жизни селян на основе роста производства. Глубокий инвестиционный кризис, поразивший АПК, может быть разрешен только благодаря вмешательству государства. В центре проблемы инвестиций оказался действующий с начала реформ механизм «невидимого» изъятия финансовых ресурсов из сельского хозяйства через цены. Наши исследования показывают, что в годы реформ из сельского хозяйства через систему цен изымалось до 10-15% от созданной в нем продукции, т.е. примерно по 100-120 млрд р. Это позволило решить проблему конкурентоспособности других отраслей. Чтобы обеспечить развитие экономики, требуется накапливать ресурсы, нормализовать условия для воспроизводства рабочей силы. Расчеты показали, что для этого необходимо приведенную выше величину увеличить в 1,8-2 раза, т.е. до 230-250 млрд р. на год. К источникам государственного долгосрочного инвестирования могут относиться: средства Стабилизационного фонда, целевые эмиссионные займы ЦБ РФ, актуализация золотовалютных резервов.

В Пензенской области, например, приняты и реализуются девять областных программ, по которым только в 2007 г. с участием федерального бюджета в сельхозпроизводство направлено почти 1,5 млрд р., на субсидирование

части процентной ставки по кредитам -1,3 млрд р. За последние годы в рамках реализации целевой региональной программы «Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области» сельхозтоваропроизводителям оказана государственная поддержка в сумме 2,2 млрд р. Итог инновационноинвестиционной региональной политики следующий: удельный вес прибыльных сельскохозяйственный организаций составил 83%, рентабельность - 16,5%, среднемесячная оплата труда возросла в 1,4 раза к уровню 2006 г.

Сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования. Любые крупные государственные инвестиции в современных условиях должны осуществляться на принципах государственночастного партнерства или централизованного и децентрализованного подходов к инновационно-инвестиционному процессу. Централизованный подход основывается на законодательном нормативно-правовом регулировании, научно-методическом обеспечении, подготовке кадров через систему государственного образования.

Централизованная политика государства через нормативно-правовое законодательство на сегодняшний день приобрела достаточно определенную логистику аграрного бизнеса. Приняты федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., продолжает действовать приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Созданы инвестиционный и венчурный фонды. Идет развитие кредитной системы. Принимаются меры для укрепления лизинга и страхования, снижается налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации. Казалось бы, запущены все основные

экономические механизмы для устойчивого роста производства в сельском хозяйстве, но пока в целом этого не наблюдается. На наш взгляд, необходим комплексный стратегический подход к решению этой важной проблемы: формирование инвестиционного внебюджетного фонда, активизирующего основные инвестиционные потоки для кредитования крупных инновационных проектов в АПК.

Среди направлений обеспечения инвестиционной деятельности АПК, требующих пристального внимания государства, - совершенствование отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках и развитие инфраструктуры. Во-первых, рынок нацелен на полное удовлетворение потребностей пока ограниченного круга населения, значительная часть которого из-за низкого платежного спроса не может пользоваться благами рынка. Достаточно сказать, что уровень доходов населения в Пензенской области в 10 раз ниже, чем в Москве, хотя цены на продукцию различаются незначительно. Во-вторых, Россия все больше теряет оптовое звено торговли. В-третьих, на аграрном рынке стали все сильнее проявляться теневые отношения. Нужна система мер, направленная, прежде всего, на ограничение монополизации, на повышение роли союзов и ассоциаций, в которых основное место должен занимать сельскохозяйственный товаропроизводитель, на уровень цен и условия реализации, участие государства в формировании разнообразных инфраструктур агропродовольственного рынка; необходимо ввести процедуру стандартизации выпускаемой продукции, изменить систему закупочных интервенций.

Децентрализованный подход направлен на создание и обеспечение условий мотивации, стимулирования инвестиционной сферы негосударственного, или частного, сектора экономики. Для агропромышленного комплекса данный принцип особенно значим.

В стратегии развития АПК важную роль играет опыт привлечения частного инвестора. Большое внимание уделяется созданию в агропромышленном комплексе интегрированных агрохолдинговых структур.

Интеграция позволяет повысить оперативность и маневренность в проведении инвестиционной политики объединенных структур: использовании финансовых, производственнотехнических, кадровых, управленческих ресурсов, использовании инноваций, упрощении процесса согласования интересов и путей взаимодействия между сельхозпроизводителем, переработчиком, торговым предприятием.

С одной стороны, это процесс прогрессивный, поскольку в аграрный сектор привлекаются дополнительные частные инвестиции, осваиваются новые технологии и техника, обустраивается инфраструктура села. Нельзя не отметить и ряд негативных тенденций, связанных, прежде всего, с ростом числа незанятых в сельской местности, отчуждением работающих от результатов своего труда и распределения доходов, превращением крестьян в наемных работников. Отсутствие ограничений по размерам таких объединений приводит к усилению монополизации в аграрном секторе, а порой - к ухудшению использования земельных угодий.

Поэтому выход видится в опережающем развитии кооперационных процессов, охватывающих не только малое предпринимательство, как предусматривается в приоритетном национальном проекте, но и кооперацию, которая должна стать альтернативой монополизации производства и рынка крупными агропромышленными формированиями и финансовыми структурами.

Определение системы приоритетов, обеспечивающих формирование эффективной отраслевой структуры производства. Наши исследования показали разную инвестиционную привлекательность отраслей АПК. Например, в пищевой промышленности она выше, чем в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве разных регионов имеются тоже существенные различия. Поэтому, на наш взгляд, для проведения взвешенной и объективной аграрной политики нужен мониторинг инвестиционной деятельности, который мог бы быть использован как государственными, так и частными структурами.

Автором разработан и предложен для практического использования метод многоступенчатого рейтинга инвестиционной привлекательности, основанный на межотраслевом, отраслевом, похозяйственном ранжировании с использованием информационных технологий. Отобраны наиболее существенные факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность и риски, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат в АПК. Используемые в расчетах показатели характеризуют наиболее существенные стороны инвестиционной привлекательности и информативно доступны. Методология многоступенчатого рейтингового анализа позволяет определить роль сельского хозяйства в инвестиционном процессе и информировать потенциального инвестора об эффективном направлении вложений.

Инвестирование отдельных программноцелевых проектов на конкурсной основе. На

сегодняшний день очень важна поддержка высокоинновационных проектов с целью обеспечения их продвижения до конечного пользователя. Для этого необходимы создание и активная деятельность бизнес-инкубаторов с широкой базой данных по инновационным проектам в области растениеводства, животноводства, механизации и т. д. Экспертная комиссия на основе конкурсного отбора предлагает эти проекты заинтересованным инвесторам.

Использование инноваций. Определяющее значение для развития инновационных процессов в сельском хозяйстве принадлежит освоению наукоемких энергосберегающих технологий, применению альтернативных видов топлива, электронных технологий с использованием компьютеризации, использование инноваций не только в производственных технологиях, но и в системном комплексном управлении всем процессом. В таких инновационных системах управления базовыми функциями должны стать прогнозирование, учет, контроль, координация, мотивация и регулирование. Примером таких систем управления являются: бюджетирование, контроллинг, «6 сигм» и т. д., они позволяют не только определять долгосрочные ориентиры развития сельскохозяйственных предприятий, но и разрабатывать конкретные мероприятия и параметры деятельности, принимать конструктивные управленческие решения, приводящие впоследствии к достижению поставленных целей.

Белгородская область вышла на первое место по птицеводству, а Омская — по свиноводству благодаря тому, что они собрали все лучшее, что имеется в отечественной и мировой науке по технологиям, подготовке высококвалифицированных кадров, созданию эффективной системы в управлении инновационными процессами.

Принцип вложения инвестиций в человеческий капитал связан, в первую очередь, с устойчивым развитием сельских территорий. Государство еще не повернулось к селу лицом, и последствия этого могут стать необратимыми. Сегодня социально-экономическое положение человека - производителя продовольствия находится в глубоком противоречии с требованиями реформируемого аграрного производства к работнику. Необходимыми условиями для этого являются законодательное закрепление и программное обеспечение приоритетности развития села, сближение условий жизнедеятельности в городе и деревне. Первый шаг на этом пути сделан: разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий.

Приведенные выше положения могут быть использованы при формировании эффективной инновационно-инвестиционной стратегии на различных уровнях управления: федеральном, региональном, отраслевом, управлении предприятием и даже при производстве конкретной продукции.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ДАГЕСТАНА

А.Г. Сулейманова, к.э.н., доц., докторант Дагестанского государственного университета

Сельское хозяйство Республики Дагестан имеет следующие показатели и характеристики.

В сельской местности проживает 57,3% общей численности населения. В республике наблюдается положительная динамика численности населения, в том числе и сельского.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство занимает относительно высокий удельный вес в структуре валового регионального продукта -34,1%.

В среднем на одного жителя республики приходится менее 0,19 га пашни, что в 4 раза меньше, чем в целом по стране. В то же время около 25% пахотных земель не используются для выращивания сельскохозяйственных культур.

Возрастной состав населения изменяется в сторону повышения удельного веса лиц трудоспособного возраста (1990 г. - 51,3%, 2005 г.

- 61,4%). Экономические активное население составляет 1 175 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике - 873,4 тыс. человек, из них в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - 313,2 тыс. человек, или около 36% общей численности занятых.

Численность безработных составляет 262 тыс. человек, уровень безработицы 22,3% при 7,6% в среднем по Российской Федерации.

Среднедушевые денежные доходы населения находятся на уровне 4 736 р. в месяц, что в 1,7 раза ниже, чем по стране.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников - 3 659,8 р. в месяц (в РФ - 8 554,9 р.), а в сельском хозяйстве более чем в 3 раза ниже по сравнению со средним значением этого показателя по всем видам экономической деятельности. Величина прожиточного минимума - 2 277 р. в месяц, а численность на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.