Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1396
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
плакат / рекламный плакат / графическое искусство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умаров Абдулазиз Абдулхайевич

В данной статье рассматриваются принципы создания художественного рекламного плаката с момента его появления, причины появления плаката как нового вида графического искусства. Раскрываются особенности первых европейских афиш. Анализируются афиши каждого из трех основоположников плакатного стиля Жюля Шере, Пьера Боннара, Анри Тулуз-Лотрека. Выявляются концепции современного изобразительного и шрифтового плаката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПЛАКАТА

Умаров Абдулазиз Абдулхайевич

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада

Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы создания художественного рекламного плаката с момента его появления, причины появления плаката как нового вида графического искусства. Раскрываются особенности первых европейских афиш. Анализируются афиши каждого из трех основоположников плакатного стиля - Жюля Шере, Пьера Боннара, Анри Тулуз-Лотрека. Выявляются концепции современного изобразительного и шрифтового плаката.

Ключевые слова: плакат, рекламный плакат, графическое искусство

BASIC PRINCIPLES OF CREATING A POSTER

Umarov Abdulaziz Abdulkhayevich National Institute of Arts and Design named after Kamoliddin Behzad

Abstract: This article discusses the principles of creating an artistic advertising poster from the moment of its appearance, the reasons for the emergence of a poster as a new type of graphic art. The features of the first European posters are revealed. The posters of each of the three founders of the poster style - Jules Cheret, Pierre Bonnard, Henri Toulouse-Lautrec are analyzed. The concepts of a modern pictorial and type poster are revealed.

Keywords: poster, advertising poster, graphic art

Плакат - особая форма изобразительного искусства и один из самых массовых и зрелищных его видов. Плакат, афиша имеют свою историю, восходящую к античным уличным объявлениям, средневековым извещениям о продаже индульгенций, визуальной агитации Французской революции. В основном это были различные текстовые сообщения. Зрительные образы начинают проникать во многие сферы общественной жизни во второй половине XIX - начале XX века. Изображение, картинка по эффективности становится важнее текста.

Появление наружной рекламы в середине XIX века можно рассматривать как одно из самых значительных проявлений культурной жизни западноевропейских городов. В те времена плакаты покрывали стены многих зданий французских городов и определяли их визуальный облик, входные группы и

I ГсОТ^^^^Н 743 http://oac.dsmi-qf.uz

витрины магазинов были увешаны рекламными плакатами, привлекающими внимание богатых горожан. Плакаты и афиши увеличили область социально-культурной визуальной среды и превратили серое городское пространство в подобие картинной галереи. Плакат, театральная афиша влияли и воспитывали художественный вкус городских жителей, опосредованно формируя и его менталитет.

Большую роль в развитии и становлении плаката стали технические нововведения в полиграфическом производстве, в частности открытие техники литографской печати Алоизом Зенефельдером. Литография позволила печатать плакаты большого формата, а открытие способа цветной литографской печати (хромолитография) дало возможность воспроизводить многокрасочные плакаты и афиши.

В плакатном искусстве Жюля Шере, Пьера Боннара, Тулуз-Лотрека, основоположников художественного рекламного плаката, соединились последние технические достижения полиграфии, влияние японского искусства и веяние нового стиля - Ар Нуво.

Плакаты рекламировали товары и зрелища - новые спектакли, варьете, балы, казино. Художник привлекал внимание зрителя с помощью таких художественных приёмов, как лаконичность и яркость цвета, крупный масштаб, динамика, контраст, непривычный ракурс (рис. 1 - Жюль Шере реклама папиросной бумаги JOB, рис. 2 - Жюль Шере реклама казино «Casino de Paris»).

PAPIER A CIGARETTES

Рис. I. Жюль Шере. Рекламный плакат сигаретной бумаги «JOB», 1889

VC ''ЙИ1!!

Рис. 2. Жюль Шсрс. Рекламный плакат «Casino de París», 1891

Эти принципы в дальнейшем и до сих пор являются важнейшими и основополагающими в искусстве плаката.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша для кабаре «Мулен Руж», 1891 Афиша Тулуз-Лотрека «Мулен Руж» (Красная мельница) произвела такое огромное впечатление на зрителей, что её не стеснялись срывать со стен, чтобы стать её обладателями. О том, что при ее создании художник черпал вдохновение в японских гравюрах, свидетельствует использование ограниченных цветов, выразительные упрощенно обозначенные силуэты, и смелое необычное кадрирование изображения.

На другом плакате, заказанном Лотреку хозяином одного из кабаре на Монмартре и одновременно исполнителем французской песни - Аристидом Брюаном поясное изображение крупной фигуры певца в плаще, ярко-красном шарфе и широкополой чёрной шляпе, в руке - палка. Название кабаре «Амбассадор» слегка перекрывает шляпа - этот прием часто применяется и в наши дни при оформлении обложек глянцевых журналов.

Тулуз-Лотрек создал свой плакатный стиль - броский, строящийся на эффекте неожиданности, использование смелых острых ракурсов, тот стиль, который каждое новое поколение художников-графиков заново открывает для себя.

Плакаты Тулуз-Лотрека стремятся максимально широко использовать специфические возможности этого жанра, создавая особый язык плаката: обобщенность мгновенно запоминающихся форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта и яркого локального цветового пятна».

В настоящее время плакат это сообщение, закодированное набором визуальных знаков, символов, передающее не только непосредственную информацию о событии, но и символическую, условную.

Современный художник-плакатист создавая свои плакатные листы должен демонстрировать не только художественное мастерство, но и высокую графическую культуру. Но к сожалению мы чаще видим композиционно невыстроенные, вялые и маловыразительные плакаты, «использование приёмов и идей а то и практически полное „цитирование" изобразительного решения прежних мастеров (без ссылки на них) стало приметой нашего времени» [3]. Часто изображение состоит из множества мелких, натуралистичных деталей, с использованием скучнейшей симметричной шрифтовой конструкции.

У искусства плаката есть свои законы, свой особый изобразительный язык, он не должен быть иллюстрацией, живописным полотном, в нём не уместен подробный пересказ сюжета, события или мероприятия. Язык современного плаката отличает обобщение, ассоциативное восприятие, он несет на себе отпечаток индивидуальности художника, метафоричность образов, отсутствие однозначных, шаблонных трактовок.

Текст плаката должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения и органично вписываться в него, быть элементом композиции плаката. Характер шрифта также должен соответствовать содержанию плаката.

Отдельно стоит коснуться темы шрифтового плаката. Шрифтовой художественный плакат - разновидность прикладной печатной графики, выполненный исключительно средствами алфавитных символов, возникший на стыке типографики1 и плаката. Шрифт может быть вполне самодостаточным средством художественной выразительности и в полной мере заменить отсутствие рисованного или фотоизображения в плакате. Текст шрифтового плаката действует на наше сознание не просто как набор букв, а как образ. Ему присущи особые индивидуальные черты, шрифтовые «изюминки», отличающие его от уравновешенного книжно-журнального текста. Он содержит в себе все приёмы художественной выразительности, свойственные любому произведению искусства - гармонически уравновешенная или сверх динамичная композиция, цвет, ритм, но выражено всё только посредством шрифта или элементов литер шрифта. С приходом в графическое искусство компьютерных

1 Типографика (от греч. топос; — отпечаток + урафю — пишу) — это искусство размещения, компоновки, пространственной организация текста в формате листа.

I ГсОТ^^^^Н 747 http://oac.dsmi-qf.uz

технологий развиваются приёмы экспрессивной типографики при создании образности шрифта путём разномасштабности (изменения кеглей и начертаний шрифта в пределах одной строки или даже одного слова), максимально сближенным, или наоборот разреженным расположением букв, активным использованием негативного пространства (незапечатанного фона) - это придаёт плакатной строке экспрессию, выразительность, оживляют шрифтовую графику, придавая ей динамизм и оригинальность.

S. # У* iff,

ш

' .Xs ч. л4 "у."', »V

Равновесие частей любого плаката должно вызывать визуальную устойчивость всей композиции. Неверные соотношения главных и соподчинённых текстовых блоков, могут нарушить принцип композиционного равновесия, (хотя и этот принцип можно и нужно нарушить, если этого требует задача или идея, заложенная в плакате). Если симметричным построением можно сравнительно легко добиться равновесия, то в композиции с асимметричным расположением шрифтовых элементов зрительной устойчивости достигнуть намного труднее, так как здесь нет никаких особых правил и готовых рецептов, только лишь профессионализм, опыт, вкус и верный глаз художника.

Когда глаз зрителя не воспринимает изображение как единое целое, если его взгляд не задерживаясь блуждает по разным элементам, то это означает, что в нём нет зрительного композиционного центра, акцента, который связал бы всё в единое целое, подчинив себе второстепенные элементы.

Акценты в композиции могут быть разными: цветовыми, смысловыми, тональными. Художник делает акцент на тех деталях, элементах, которые необходимо выделить, чтобы понятнее стало содержание, главный смысл произведения. Визуальная значимость композиционного центра - его способность притягивать внимание человека. Только соблюдая все условия правильного использования законов ритма, контраста, иерархии, цветового

решения, художник может создать хороший, грамотно скомпонованный, выразительный современный шрифтовой плакат. Выразительный и смысловой потенциал шрифтового плаката огромен, он ограничен только фантазией, воображением и профессионализмом графического дизайнера.

Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж2 - это очень усиливает эмоциональный посыл. Поэтому не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные приёмы работы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, без чего его никто не заметит и не запомнит. Задача современного плаката -при помощи точно найденной обобщённой формы передать сущность идеи или месседжа, адресованного зрителю, вызвать у каждого человека индивидуальные ассоциации, привлечь его внимание, заставить остановиться хотя бы на несколько секунд в нашем вечно куда-то спешащем мире.

ЪвгиЯ х)Б2Ьпи1Э :ГлИ Япэ<1 эт т

.гээгЫНХ

Использованная литература

1. Власов, В. Стили в искусстве: в 3 т. / В. Власов. - СПб.: Кольна, 1997. -Т. 3. - 656 с.

2. Грутрой, Г. Анри де Тулуз-Лотрек / Г. Грутрой, пер с анг. - Минск: Белфакс, 1997. - 128 с: ил.

3. Воронов И. Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск IV. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996.

4. Крадышев А. Н. Эстетические свойства современных рекламных плакатов. Вестник ОГУ №76, октябрь 2007.

2 Вызывающее поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила, демонстрируемые с целью привлечения внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.