7 декабря 2011 г, 17:37
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Основные принципы разработки методов проектирования решетчатых и квазирешетчатых оптических транспортных сетей связи
В настоящее время существуют различные методы проектирования оптических транспортных сетей, однако они не учитывают многие особенности решетчатых и квазирешетчатых сетей связи, потому их применение не позволит полностью раскрыть потенциал таких сетей В докладе рассмотрены основные принципы разработки методов проектирования решетчатых и квазирешетчатых сетей, проведено сравнение с существующими методами проектирования оптических транспортных сетей.
Рахматулин А.М.,
Аспирант ФГУП ЦНИИС,
bamson@mail.ai
Оптическая транспортная сеть в настоящее время является основой сети связи любого масштаба, поэтому на этапах планирования и проектирования необходимо провести максимальное количество мероприятий для формирования четкой концепции транспортной сети, что в дальнейшем позволит избежать целого ряда проблем. К таким проблемам можно отнести ограниченную функциональность сети, дополнительные капитальные затраты на организацию резерва или затраты на замену морально устаревшего оборудования [12].
На данный момент разработано и активно применяется большое количество методов проектированиия транспортных сетей, в том числе и оптических, каждый из которых решает определенную задачу. Безусловно, все известные методы проектирования оптических транспортных сетей обладают определенным количеством общих этапов [1,2,3,4,9]:
• Разработка технического задания
• Анализ и оценка существующих услуг, прогнозирование возможных перспективных услуг, расчет предполагаемого объема передаваемой информации, а также ее классификация
• Выбор структуры сети
• Выбор среды и технологии передачи, а также соответствующего типа оборудования
• Анализ и определение требований по критерию готовности, выбор техно лоти резервирования
• Выбор поставщиков линейного кабеля
• Выбор поставщиков оборудования
• Формирование состава оборудования на узлах связи
• Разработка схекчл организации связи
~й Г~й Г~ 0-п
4—0—*—0-----0—
-0-4—й -й 4- йп
-6—Ыы-
• Разработка схемы синхронизации оборудования
• Разработка схемы управления
• Расчет экономической эффективности
• Оценка необходимого уровня эксплуатационных мероприятий
• Учет энергозатрат на каждом узле, а также сети вцелом.
Конечно, в зависимости от поставленных задач эти этапы могут
быть дополнены или изменены.
Ниже рассматриваются основные принципы разработки методов проектирования решетчатых и квазирешетчатых оптических транспортных сетей (рис. 1 -2).
Концепция таких тороидальных оптических транспортных сетей связи заключается в организации одинаковой степени отказоустойчивости для каждого сетевого узла, а развитые механизмы маршрутиза-
[5,6), разработаннь»е для сетей этого типа, позволяют достичь высокой эффективности использования доступных сетевых ресурсов.
Учитывая специфику архитектур тороидальных оптических транспортных сетей [7,81 существующие методы проектирования не позволяют решить рад задач, которые определены концепцией отказоустойчивой решетчатой (квазирешетчатой) оптической транспортной сети связи. К таким задачам относятся: формирование сложной архитектуры сети, определение оптимального механизма маршрутизации, а также методы его внедрения в систему управления сетью.
Разработка методологии проектирования решетчатых и квазирешетчатых сетей заключается в анализе существующих методов проектирования, формировании критичных, с точки зрения концепции, этапов проектирования, а также в заимствовании уже разработанных общих этапов.
Итак, выделим основные принципы разработки методов проектирования ОР|К)ОТС
• Методы должны позволять решить задачи определенные концепцией отказоустойчивой решетчатой (квазирешетчатой) оптической транспортной сети (ОР(К)ОТС), а также обладать оптимальными механизмами их решения
-О—^—Он----0
*-0—'—0—
-01
-+-5И
о—
—Й-|
*4—ЙН—ЙН—01
-0—- 0-0-0-
Рйс 1. Решетчатая сеть
Рис. 2. Квазирешвтчатая сеть
102
Т-Сотт, #7-2010
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
• Методы должны обладать определенной иерархией, состоящей из некоторого числа компонентов, каждый из которых решает определенную задачу.
• Методы должны обладать гибкостью и возможностью модифицирования или модернизации.
Далее, каждый из принципов будет рассмотрен более детально.
Основные задачи, огределеннью концепцией решетчатых и квазирешетчатых оптических транспортных сетей, заключаются в следующем:
• Каждый узел сети должен обладать одинаковой отказоустойчивостью.
• Механизмы управления сетью должны позволять достигать высоких показателей производительности.
• Сеть должна облад ать перспективностью развития и возможностью масштабирования.
• Сеть должна обладать оптимальной экономической эффективностью.
Иерархичность методов проектирования позволит более эффективно решать задачи проектирования [1,2,9]. На данный момент можно выделить три уровня иерархической структуры:
• Уровень архитектуры
К данному уровню можно отнести выбор архитектуры, формирование схемы организации связи, определение механизма резервирования и пр.
• Уровень оборудования.
На данном уровне происходит выбор типа оборудования, линейных кабелей, их поставщиков, а также проводятся определенные расчеты
• Уровень эксплуатации.
Определение необходимых измерительных приборов, выбор требуемого уровня эксплуатации проектируемой сети и пр.
Возможность модифицирования и модернизации позволит под-
страивать методы под определенные нужды, а также сохранит их актуальность по прошествии времени.
Разработка новых методов проектирования решетчатых и квазирешетчатых оптических транспортных сетей позволит более эффективно осуществлять проектирование таких типов сетей, а также позволит полностью раскрыть их потенциал.
Литература
Алексеев EJx Проектирование и техническая эксплуатация цифровых волоконно-оптических систем передоен — М.: ООО “Оргсереис-
2000". -218с
2 Фсю<н ВТ. Оптические системы передачи и транспортные сети — М.: Эко-Трендз, 2008. — 288 с: ип
3 Вербований АА Основы проектирования дофровых оптических систем и сетей связи — М., 2003 — 222 с
4. Машек НН. Основы проектирования сетей ATM 4.2 Метода и модели росчета параметров широкополосных цифровых сетей с интеграцией служб: Учебное пособие — СПб.: СЛбГУТ, 2003.
5 Nf. Maxemchuk. Routing in ihe Manhattan street network — IEEE Trans. Communications, Issue 35, 1987. —R503-512.
6 AG. Greenberg J.W. Goodman Sharp approximate models of deflec lion routing in mesh networks — IEEE Trans. Comm, Issue41,1993. — R210-223.
7 B. Pwhaml, Ding-Ming KwaL Comparing Four Classes of Torus-Based Parallel Architectures; Network Parameters and Communication Performance — Mcihemalical and Computer Modeling, Issue 40, 2004. — R701 -720.
8 NJ. Maxemchuk. The Manhattan street network — IEEE Globecom, September 1985. - R255-261.
9 Дввииына CH. Проектирование магистральных и внутризоновых волоконно-оптических линий связи с применением оборудования синхронной цифровой иерархии (SDH): Учебное пособие. — Ижевск Изд-во ИжГГУ,
2003.-88 с.
T-Comm, #7-2010
103