34
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Плавно переходя к наиболее значимым сервисам сайта центра, а именно сервисам коммуникаций, следует отметить сервис «Обратная связь». Обратная связь осуществлена посредством почтовых форм, используя которые учащийся в любое время может отправить электронное письмо своему преподавателю, содержащее вопрос или выполненное домашнее задание в электронном виде. Центральным элементом нашего web-узла и основным средством коммуникации является «Форум». Именно на форуме идет основная работа. За год с лишним существования нашего сайта в плане дистанционного обучения выработались определенные механизмы, которые мы постоянно совершенствуем. Сегодня по каждому из профилей разработаны учебные программы, в которых часть материала вынесена на дистанционную работу.
В течение очной сессии устраиваются тренировочные занятия в компьютерном классе на форуме центра. Целью этих занятий является знакомство обучающихся и педагогов с принципами сетевого общения. Собравшись на форуме, они обсуждают какую-либо задачу или проблемную ситуацию, задают вопросы педагогу или же это происходит в форме игры. Суть в том, чтобы смоделировать сетевое взаимодействие педагога и ученика, и выработать у детей навыки такого общения, которое необходимо для их непрерывного обучения в центре.
Наиболее значимым нововведением в этом году явились республиканские дистанционные олимпиады, проводимые центром в целях выявления одаренных детей республики и последующим зачислением их на учебу в центр. Дистанционный тур олимпиад проводился на сайте в период с 15 по 22 февраля 2012 года.
Сайт центра является неоднократным победителем всероссийских конкурсов, проводимых различными организациями. Так, в конце 2010 - начале 2011 годов наш сайт стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший школьный сайт 2010» в номинации «Самый качественный кон-тент» проводимого НОУ Российский новый университет и попал в ТОР 100 лучших школьных сайтов России. В феврале 2012 года было завершено формирование обновленного рейтинга лучших школьных сайтов России и теперь наш сайт занял 1 место в рейтинге среди сайтов школьной тематики. Также в 2012 году сайт завоевал победу в III Все-российском конкурсе «Школьный сайт», организатором которого выступил Центр дистанционного образования «Эйдос». На этот раз наш сайт занял 1 место в номинации «Сайт образовательного учреждения». Такая оценка на уровне России, безусловно, говорит о том, что мы развиваемся в верном направлении.
М. В. Петрушова
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Основные принципы организации дистанционного обучения
Образовательные услуги в сфере дистанционного обучения требуют внедрения самых современных информационных технологий и с учетом основных принципов обучения.
Традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности студента и его личностному потенциалу. Основная цель обучения — это формирование системы знаний, овладение основами наук. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало базу, которая позволяет развивать дистанционное обучение, связанное с использованием информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс ранее было не систематическим, теперь образовательные услуги требуют внедрения самых современных компьютерных технологий и с учетом дидактических принципов обучения.
Положения, выражающие зависимость между закономерностями и целями подготовки специалистов с высшим образованием, направляющими практику обучения в вузе, называют дидактическими принципами обучения.
Совокупность известных дидактических принципов можно разбить на три группы: первая группа — общие принципы, которые включают в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, вторая — принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзм; целостность и комплектность, третья — принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения).
Использование информационных технологий реализуется в следующих основных дидактических принципах обучения.
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса. Суть данного принципа состоит в том, что проектирование систем обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Этот принцип требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания систем обучения, чтобы вновь выполняемые разработки и новшества не оказывались «подстраиванием» учебного процесса под приобретенную технику. На первый план необходимо ставить соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг, а не внедрение техники.
Принцип модульности. Названный принцип предполагает, что в основу программ обучения положен модульный принцип, где модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. При формировании учебных программ выбираются курсы-модули, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и общие требования к содержанию и процессу обучения.
Принцип гибкости и динамичности определяет возможность обучаемых в этой системе в основном не посещать такие регулярные занятия, как лекции и семинары, а работать в удобное для себя время в удобном месте. Это принципиально важно для тех, кто не может или не хочет изменить свой привычный уклад жизни или обучаться с отрывом от производства. Реализация этого принципа играет важную роль как для преподавателей (любой контингент, любые условия и т. п.), так и для обучаемых (любое место, любое время, любой возраст и т. п.).
Реализация всех перечисленных выше принципов в образовательном процессе позволяют успешно применять их для обучения практически всех категорий обучаемых.
И. В. Савиных, П. В. Талаев
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Разработка модулей для управления учебным процессом
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Рассматриваются разработанные для системы дистанционного обучения (СДО) Moodle версии 2 модули, которые упрощают управление учебным процессом: получение информации об электронных курсах, предоставление доступа студентам и преподавателям, формирование различных отчетов.
С 2006 года в Институте открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета на очном отделении при подготовке студентов специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» используется СДО Moodle [1]. Moodle — модульная объектноориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися и подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения [2].
В 2011 году СДО Moodle стала использоваться заочным отделением института и Президентской программой профессиональной подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Республике Марий Эл.
В Moodle имеется стандартный набор отчетов по успеваемости и инструменты для записи на курсы. Этих средств достаточно для работы с малым числом пользователей и курсов очного отделения института, где группе студентов назначается для изучения один набор дисциплин. При работе с большим количеством студентов-заочников появилась необходимость расширить стандартный функционал Moodle по записи студентов на курсы. Для организации и контроля учебного процесса заочного отделения института в системе Moodle также потребовались дополнительные инструменты и отчеты.
Как вариант решения данной задачи был рассмотрен модуль «Электронный деканат» [3], добавляющий возможность управления процессом обучения, типичным для российских школ, колледжей и вузов.
Использование модуля позволяет:
• осуществлять формирование программ обучения с учетом требуемых характеристик;
• составлять планы обучения на среднесрочный и долгосрочный период;
• управлять динамическим потоком заявок на обучение с автоматическим формированием договоров на обучение, счетов на оплату.