Научная статья на тему 'Основные принципы непрерывного образования'

Основные принципы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание профессиональной компетентности / развитие специалиста / современная дидактика / технология / научная разработка / форма и этап / способ / обучения / education / professional competence / development of an expert / modern didactics / technology / scientific development / form and stage / method / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матупаева Шохсанам Зарифбой Қизи

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The offered system of continuous education principles isn't exhaustive, over time it will be improved taking into account the needs and new turns in education development.

Текст научной работы на тему «Основные принципы непрерывного образования»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ш. З. Матупаева

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

The offered system of continuous education principles isn't exhaustive, over time it will be improved taking into account the needs and new turns in education development.

Ключевые слова: воспитание профессиональной компетентности, развитие специалиста, современная дидактика, технология, научная разработка, форма и этап, способ, обучения.

Key words: education, professional competence, development of an expert, modern didactics, technology, scientific development, form and stage, method, training.

В условиях непрерывного образования довузовское содержание образования должно стать введением в современную науку. Лишь при таком подходе возможно подлинное профориентационное образование. Знакомство с выбором профессии должно осуществляться не на последней стадии довузовского образования, а в течение всех лет этого образования, начиная с детского сада. К сожалению, символический познавательный уровень представления образовательной информации не позволяет это сделать. Именно поэтому символическая познавательная информация представляет спираль, которая развертывается в символическом поле, расширяя его по мере возрастного развития личности. При таком подходе каждый возрастной образовательный этап представляет некоторую автономную область содержания образования. Подобная изоляция отдельных возрастных этапов создает условие вспомогательности предыдущего возрастного этапа для последующего. Понятно, что указанный подход требует социально-педагогического контроля -кто-то будет должен постоянно вести ученика по образовательной спирали. В итоге мы видим, что источник познавательного развития находится не внутри личности, а вне ее.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья на образование и развитие.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и

337

готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее.

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Список литературы

1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч. - Т.; Маънавият, 2008. - 173 б.

2. Жумаев М. Подготовка будущих учителей началных классов в учебном процессе. Уральский вестн. - 2014. - № 5 (84). Май. - С. 5-14.

338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.