УДК 658:796.5 (076.5) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ Сульповар Лев Борисович, доктор экономических наук, профессор, Виноградова Марина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
In the article the basic approaches and principles of formation and development of regional tourist complexes are described: questions of a choice of strategy in the course of strategic management of a regional tourist complex are considered.
В статье освещаются основные подходы и принципы формирования и развития региональных туристских комплексов; рассмотрены вопросы выбора стратегий в процессе стратегического управления развитием регионального туристского комплекса.
Keywords: tourism, strategy, a regional tourist complex, strategic management, principles, formation, development
Ключевые слова: туризм, стратегия, региональный туристский комплекс, стратегическое управление, принципы, формирование, развитие
Региональный туристский комплекс (РТК) необходимо рассматривать как сложную открытую систему, находящуюся в постоянном развитии. Основой формирования РТК и потребности в нем является общность целей его участников. Основная цель РТК, на наш взгляд, - предоставление качественного, уникального и конкурентоспособного турпродукта, направленного на духовное и физическое восстановление и совершенствование человека [1]. При формировании регионального туристского комплекса необходимо учитывать и исследовать проблемы районирования и специфики туристских и курортных районов, системы рекреационных районов.
Формирование и развитие РТК должно основываться на сочетании рыночных и государственных механизмов регулирования. Когда речь идет об отрасли или группе отраслей, то имеются в виду, в первую очередь, самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка - предприятия и учреждения, действующие в рыночных условиях. Государственное регулирование в категорию отрасли не входит, оно стоит над ней. В РТК государство
выступает в качестве отдельного участника, субъекта, что обеспечивает более тесную увязку интересов региона с интересами отдельных участников РТК [1].
Целесообразность формирования РТК, планирование развития его предприятий, построение общей стратегии, политики и тактики основывается на получении определенного экономического эффекта за счет экономии капиталовложений, средств на продвижение единого туристского продукта территории.
На основе исследований отечественного и зарубежного опыта управления туристским комплексом можно выделить три подхода к его формированию [4].
Первый подход заключается в том, что региональная политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не проводится индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики. Регионы включают в свои экономические стратегии планы развития туризма. Необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономического развития региона обусловливается рядом причин [1].
Во-первых, региональный туристский комплекс является неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы территориального образования. На развитие экономики туризма оказывают заметное влияние состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных отраслей экономики, сферы услуг в целом и т.п.
Во-вторых, развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств и во многих случаях предусматривает наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.
В-третьих, как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристского продукта, что предусматривает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристских услуг.
Второй подход основывается на том, что регионы, характеризующиеся высокой туристской привлекательностью и развитым туристским сектором, разрабатывают самостоятельные стратегии развития туризма. Этот подход является целесообразным при условии обоснования того, что развитие туризма будет содействовать динамичному и сбалансированному развитию административно-территориальных единиц, потому что стратегический план - это документ, который направлен на достижение главной цели (в данном случае это развитие туристской отрасли) - повышения конкурентоспособности территории.
Третий подход учитывает, что характерной особенностью туризма является то, что часто места, привлекательные для туристов, находятся в границах более чем одной административной единицы, поэтому необходимо их сотрудничество. Такое
сотрудничество может предусматривать общую техническую инфраструктуру (снабжение воды и отвод стоковых вод, дороги, телекоммуникации и т.д.). Развитие туризма также предусматривает координацию действий местной власти с государственной
администрацией на уровне района и выше. Укрепление такого сотрудничества существенно увеличивает возможности для развития туризма.
Региональный туризм имеет свою историю образования, стадии развития, структуру, внутреннюю организацию, специализацию на определенных видах туризма и отдыха, свои преимущества и недостатки.
В процессе туристского освоения территории создание РТК неизбежно и
объективно необходимо, потому что РТК выступает в качестве более высокой стадии организации регионального туризма [1]. Развитие и образование РТК состоит в переходе от «очагового» создания туристских объектов и продуктов к их комплексному и целенаправленному строительству и развитию, которое основывается на его стратегическом управлении.
Существенное значение при формировании РТК имеют используемые модели его развития. В настоящий момент можно выделить несколько подходов к управлению развитием туристских комплексов.
Существуют четыре метода развития определенного места: развитие социальной сферы, улучшение среды (городской, региональной, территориальной и т.п.), экономическое развитие, стратегическое рыночное планирование [2]. Использование только одного из перечисленных методов для развития туристского комплекса не даст результатов, следовательно, необходимо сочетание всех четырех.
Целью развития социальной сферы является создание качественной среды для двух целевых рынков: 1) людей, живущих в регионе; 2) потенциальных потребителей
туристских услуг. Здесь необходимо равновесие между адекватным и привлекательным общественным обслуживанием и затратами на его содержание.
Огромное значение для развития регионального туристского комплекса имеет улучшение среды. Этот метод нацелен на улучшение регионального устройства, т.е. архитектурного облика городов и поселений, открытых пространств, землепользования, планировки улиц, пешеходных зон, чистоты и экологического состояния.
С точки зрения развития РТК важным является экономическое развитие региона. Исследуя зарубежный опыт, можно выделить несколько подходов стимулирования
экономического развития регионов [2]. Первая модель, самостоятельная, подразумевает передачу контроля экономического развития общественности. Решение по развитию принимает руководство региона, которое основывается на обработке общественного мнения.
Некоторые регионы выбирают третью модель, подрядную. Эта модель предполагает создание организации, акции которой приобретаются различными действующими лицами региональной среды (муниципалитетами, частными организациями и др.). Созданная компания контролирует процессы развития, планирует закупки, инвестиции, распределяет ответственность между участниками и отвечает за маркетинг места. В Европе распространена вторая модель [2].
Региональная экономика формируется на основе сочетания отраслей, в той или иной степени функционирующих на региональном рынке [3]. Масштабность туризма, его связи с другими отраслями экономики свидетельствуют о стратегическом значении его развития в региональном и государственном масштабе. Развитие РТК требует регулирования, пропорциональности и оптимального сочетания экономического, социально-культурного и экологического потенциала. Федеральное и региональное управление развитием туристского комплекса должно быть направлено на снижение негативных и рост положительных последствий развития туристского комплекса.
Главными управленческими аспектами развития РТК на современном этапе являются взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в динамике происходящих изменений. В соответствии с этим региональное туристское развитие как обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования региональных туристских комплексов в рамках территориальных образований немыслимо без ориентированных на социально-экономические приоритеты системных преобразований, т.е. без стремления к структурной сбалансированности; создания недостающих звеньев управления; преодоления деструктивности отдельных элементов; стимулирования внутри-и межрегиональных территориальных связей.
Развитие РТК — это режим его функционирования, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества туристского продукта, обеспеченного устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством туристского, социального, культурного, экономического и экологического потенциалов региона.
13
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года целью развития туризма в нашей стране является формирование современного эффективного конкурентоспособного рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Формирование стратегий, то есть стратегический выбор, является одним из важнейших этапов стратегического управления РТК. Стратегии разрабатываются для конкретного объекта управления и зависят от его специфики, поэтому именно этот этап наименее поддается унификации. Формирование стратегии достаточно сложный процесс, имеющий необратимые последствия при допуске ошибок на этом этапе, и при осуществлении этого процесса необходимо придерживаться ряда принципов:
- целенаправленности, предполагающий выбор функций, приоритетных для объекта стратегического управления и направленных на достижение определенных социальных стандартов;
- комплексности, предусматривающий определение набора функций объекта стратегического управления с учетом согласования всей совокупности прогнозных оценок и факторов его развития;
- системности, предполагающий учет предпосылок и ограничений развития объекта стратегического управления, обусловленные функционированием и изменением внешней окружающей его среды;
- адаптивности, заключающейся в выработке специального механизма, позволяющего вносить коррективы в стратегические планы и проекты под воздействием изменений как в самом объекте, так и в окружающей среде;
- эффективности, а с точки зрения регионального развития - социально экономической эффективности, предполагающий определение такого набора функций, который позволит достичь стратегических целей при рациональном использовании его ресурсов;
- минимизации рисков, заключающейся в обеспечении максимально возможной минимизации рисков (неопределенностей), обусловленных выполнением объектом стратегического управления тех или иных функций в перспективе.
Процесс формирования стратегии состоит из трех последовательных этапов: формирования альтернативных вариантов стратегии развития РТК; оценки альтернативных вариантов стратегии; стратегического выбора. На региональном уровне
13 Ист.: сайт Ростуризм, 2009 год.
разрабатываются и утверждаются, как правило, три варианта [3]. Применительно к региональному туристскому комплексу они будут выглядеть следующим образом.
1. Пессимистический, когда имеет место сложное экономическое состояние, как самого региона, так и его туристских ресурсов.
2. Реалистичный, наиболее целесообразный для положения, когда регион находится в стадии зрелости, его региональный туристский комплекс сформирован и стабильно функционирует.
3. Оптимистический, когда регион имеет высокие доходы, устойчивое социальноэкономическое положение, развитие его туристского комплекса осуществляется с высокими темпами, все подсистемы находятся в состоянии интенсивного использования и функционирования.
В рамках каждого из вариантов целесообразно использовать конкретные стратегии, которые нужны для разработки комплексных программ устойчивого развития туризма и РТК, прежде всего, в тех направлениях, где регион имеет конкурентное преимущество. На рис. 1 представлены возможные стратегии развития регионального туристского комплекса в рамках каждого из вариантов.
Реализация целей стратегического управления РТК, разработка и осуществление комплексов мероприятий по их реализации должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип обязательности - развитие туристского комплекса должно являться обязательной функцией органов региональной власти, органов местного самоуправления, туристских организаций и предприятий всех организационно-правовых форм;
- принцип правовой обусловленности - развитие регионального туристского комплекса должно осуществляться в строгом соответствии с действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации, законодательством соответствующего региона, стратегией развития туризма РФ и пр.;
- принцип универсальности - стратегическое управление региональным туристским комплексом различных регионов строится на использовании универсальных методов и инструментов стратегического управления;
Рис. 1. Рекомендуемые стратегии развития РТК.
- принцип превентивности - стратегическое управление развитием регионального туристского комплекса осуществляется, прежде всего, в интересах социально-
экономического развития региона, основывается на постепенном выведении туристской отрасли на требуемый для региона уровень и масштаб;
- принцип разумной достаточности - стратегические планы, программы и проекты развития элементов РТК планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, экономической, социально-культурной и экологической обоснованности;
- принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления программ, проектов, планов развития РТК должны соответствовать особенностям каждого региона и предусматривать рациональное использование туристских и др. ресурсов региона;
- принцип разграничения функций - стратегическое управление развитием регионального туристского комплекса строится на разделении полномочий между органами государственной, региональной власти, органами местного управления, администрацией туристских организаций и предприятий туристской инфраструктуры, на сочетании централизма с обязательным активным участием всех звеньев.
Эффективное развитие регионального туристского комплекса возможно только при соответствующем развитии региона, значит, необходимо обеспечить устойчивое развитие региона и его туристского комплекса. Следовательно, важной задачей является определение отраслевых приоритетов различных регионов, зависимости экономики региона от развития определенной отрасли, возможности диверсификации региональной экономики, выделения места туризма в экономике каждого конкретного региона.
Исследования многих зарубежных и российских авторов показывают, что регулирование развития туризма осуществляется на различных уровнях и включает:
• управление развитием туризма в глобальном масштабе через соответствующие международные организации (ЮНВТО, ООН и др.);
• управление развитием туризма на межнациональном уровне посредством региональных туристских организаций и межгосударственных объединений;
• управление развитием туризма на государственном (федеральном), региональном и муниципальном уровнях через туристские организации и объединения посредством различных инструментов управления.
На федеральном и региональном уровне управление развитием туристского комплекса осуществляется через два механизма: 1) саморегулирование посредством спроса и предложения на туристский продукт; 2) федеральное и региональное воздействие путем использования различных инструментов в экономической, правовой, социальной, экологической, научно-образовательной и других сферах.
Таким образом, к организации стратегического управления РТК должны привлекаться различные субъекты управления на региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельных предприятий, образующие туристский кластер региона (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика элементов регионального туристского кластера
Элемент Характеристика элемента
У правленческий Федеральные, региональные и муниципальные органы управления
Организационный Туроператоры, турагенты, организации, занимающиеся только реализацией турпродукта, экскурсионные и пр. туристские организации, ассоциации туристских организаций
Инфраструктурный Предприятия и организации инфраструктуры РТК: коллективные средства размещения; предприятия питания; транспортные предприятия; спортивные организации; региональные производители туристской и спортивной продукции; производители сувенирной продукции и произведений народных промыслов; досугово-развлекательные учреждения; страховые организации; предприятия связи; финансово-кредитные учреждения
Обеспечивающий Предприятия и организации регионального хозяйства (инженерные коммуникации, жилищно-коммунальное хозяйство, архитектура и строительство)
Мотивационный Предприятия, сформированные на базе туристских объектов: музеи, заповедники, парки и др.
Обеспечивающий безопасность Организации, входящие в систему обеспечения безопасности: правоохранительные органы, органы экологического контроля, санитарно-эпидемиологическая служба, служба МЧС, медицинские учреждения
Информационно- образовательный Организации, входящие в систему информационного обеспечения: средства массовой информации, рекламные и консалтинговые организации, а также органы региональной статистики Организации научно-образовательной сферы
Организация стратегического управления РТК должна основываться на принципах комплексного подхода. В процесс стратегического управления развитием РТК должны быть вовлечены представители всех элементов туристского кластера региона, для чего необходимо активизировать деятельность региональных туристских ассоциаций, а также ассоциаций и союзов, сформированных в смежных с туризмом отраслях.
Такой подход к организации стратегического управления развитием РТК позволит: 1) повысить заинтересованность каждого элемента кластера в реализации стратегии развития РТК, 2) показать различным участникам возможность повышения эффективности функционирования за счет повышения туристской активности (так как туристский спрос порождает спрос и в других отраслях как смежных с туризмом, так и нет), 3) сформировать эффективную систему сбалансированных показателей и оценить
стратегический эффект от развития РТК возможно только при непосредственном участии всех вышеперечисленных участников туристского кластера региона.
Литература
1. Виноградова М.В., Мазаева Н.П. и др. Основы стратегического планирования развития инфраструктуры регионального туристского комплекса: Монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. 98 с.
2. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2005. 376 с.
3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина, ООН РАН, НИМБ. М.: Экономика, 2004. 605 с.
4. Теребух А.А., Костючко В.Н. Опыт стратегического планирования развития туристских центров. ДГУУ, 2005.