ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
| 35
Основные принципы и практика организации профориентационной работы в профессионально-педагогическом вузе
ГУЗАНОВ
Борис Николаевич,
доктор технических наук,
профессор, заведующий
кафедрой Инжиниринга,
профессионального
обучения в
машиностроении
и металлургии
института Инженерно-
педагогического
образования Российского
государственного
профессионально-
педагогического
университета,
Екатеринбург
ФЕДУЛОВА
Марина Александровна,
кандидат педагогических
наук, доцент кафедры
Инжиниринга,
профессионального
обучения в машиностроении
и металлургии института
Инженерно-педагогического
образования Российского
государственного
профессионально-
педагогического
университета,
Екатеринбург
РАДЧЕНКО Елена Викторовна,
старший преподаватель кафедры Инжиниринга, профессионального обучения в машиностроении и металлургии института Инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье рассмотрены основные принципы и положения организации профориентационной деятельности в высших учебных заведениях. На примере профессионально-педагогического вуза представлен комплекс мероприятий, цель которых — знакомить будущих абитуриентов и студентов с актуальной информацией по вопросам выбора профессии педагога профессионального обучения
Ключевые слова:
педагог профессионального образования, имидж педагога, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессионально-педагогический вуз
Устойчивое развитие современного общества во многом определяется уровнем профессиональной подготовки кадров во всех сферах промышленного производства. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная подготовка молодежи к сознательному выбору профессии, поскольку только такой подход можно считать залогом будущего результативного труда [2]. Более того, решение проблем социально-профессиональной ориентации молодежи становится сегодня важнейшей составляющей государственной кадровой политики и здесь большая ответственность возлагается на высшие учебные заведения, где в основном и происходит формирование профессионально значимых качеств личности в соответствии с выбранной специализацией [7].
В постперестроечное время многие вузы испытывают проблемы с набором студентов, поэтому очевидно, что без результативной профориентационной работы современный вуз вряд ли будет конкурентоспособным. Поэтому если вуз ставит своей целью функционировать и устойчиво
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
развиваться в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо системно и последовательно подходить к выбору методов и форм профориен-тационной деятельности. Большое значение в этом случае приобретает качественный мониторинг общественного мнения и социального заказа общества относительно значимых и востребованных профессионально-образовательных ориентаций выпускников школ. Здесь необходимо учитывать, что профессиональные намерения школьников меняются под воздействием различных обстоятельств и зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенных профессий. Главной причиной подобной ситуации можно считать отсутствие у старшеклассников мотивации как результат несформированности профессиональных намерений [3].
По данным проведенных в последние годы исследований, более 80% старшеклассников в России испытывают трудности в профессиональном самоопределении, слабо ориентируются в профессиях, не имеют представлений о требованиях к современному работнику, затрудняются в постановке жизненных и профессиональных целей [6]. В результате к моменту окончания школы большая часть выпускников меняет сделанный ранее в процессе профильной подготовки профессиональный выбор, а многие не имеют его вовсе. Также отмечается, что самоопределение выпускников школ затягивается на 1,5-2 года, поэтому одной из главных задач любого вуза можно считать формирование у молодежи способности выбирать сферу будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда и личным ожиданиям, а также в дальнейшем способствовать развитию у обучаемых профессиональной направленности в процессе многоуровневой подготовки.
Данную комплексную задачу может решить только в условиях системной деятельности вуза по двум неразрывно связанным направлениям профориентационной работы:
- по привлечению абитуриентов в вуз;
- по профессиональному самоопределению студентов.
В связи с этим в основу профориентационной деятельности вуза должны быть положены принципы интеграции, регионализации (учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, социально-профессиональных и образовательных запросов населения) и непрерывности (поэтапное формирование профессионального самоопределения, формирование и развитие профессионально значимых качеств личности) [4]. При этом акценты ставятся на достижение в процессе обучения таких показателей, как высокий уровень образования; практический опыт работы; гибкость, нестандартность мышления; оптимальное сочетание раскованности и ответственности; физическая и психологическая выносливость; постоянное стремление к самообучению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
Обобщая сказанное, можно сказать, что для достижения успешности и результативности в профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо сделать правильный выбор профессии и по-
лучить достойное образование. Все это определяет двуединую цель для выпускников школ, которые составляют основу кадрового потенциала страны и от профессиональных устремлений которых будет зависеть ситуация на рынке труда, востребованность профессий, развитие и обеспеченность кадрами промышленности и экономики страны. В связи с этим для осознанного выбора и успешного вхождения молодых людей в мир профессий перед высшей школой весьма остро стоит вопрос оказания им профориентационной помощи и поддержки.
Опрос 105 студентов первого курса Российского профессионально-педагогического университета (РГППУ) о выборе профессии, проведенный в 2016 и 2017 годах, показал, что 44% выбирали будущую профессию по рекомендации родителей, самостоятельно сделали выбор 22%, руководствовались востребованностью будущей профессии 18%, участвовали в занятиях по профориентации 25%. Таким образом, необходимо как можно раньше знакомить учащихся с будущей профессией, с тем, что должен знать и уметь специалист той или иной сферы.
Основными направлениями профориентационной работы, проводимой со старшеклассниками, следует считать:
- профессиональное информирование — ознакомление учащихся с профессиями, специальностями, требованиями, предъявляемыми к специалистам той или иной профессии, специальности, возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональную диагностику — исследование индивидуально-психологических особенностей, выявление способностей, определение склонностей, интересов, направленности личности, профессиональных намерений;
- профессиональную консультацию — оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, специальности с целью принятия осознанного решения о дальнейшем профессиональном пути с учетом их способностей, склонностей, интересов, намерений;
- профессиональный практикум — включение старшеклассников в практическую деятельность в процессе проведения мастер-классов для возможности получения первоначальных профессиональных навыков в профессии [5].
В практике РГППУ дополнительно используется комплекс мероприятий, помогающий знакомить будущих студентов с актуальной информацией по вопросам выбора предлагаемых направлений подготовки. Профессия выпускника РГППУ относится к разряду психологически сложных, при этом большое внимание уделяется педагогической составляющей, а приоритеты отдаются производственно-технологической подготовке. Это обусловлено тем, что выпускник РГППУ должен работать в образовательной сфере профессионального обучения, т. е. обучать рабочей профессии. Поэтому в вузе проводятся стандартные мероприятия по профориентационной работе (Дни открытых дверей, олимпиады, встречи с профессорско-преподавательским составом), целью которых является пробуждение мотивации абитуриента. Пока у будущего абитуриента не появится собственная мотивация, он не будет нормально
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
учиться и скорее всего будет отчислен из вуза.
Ориентация на профессию педагога профессиональной школы — сложный, специально организуемый процесс, эффективность которого зависит от соблюдения множества организационно-педагогических условий. Традиционно к ним относят нацеленность процесса профориентации на интересы учащихся, создание мотивационного пространства профессионального развития, информирование старшеклассников об особенностях и видах профессиональной деятельности педагога профессиональной школы и т. п.
Перечисленные условия в большей степени относятся к «внутренним», которые связаны с потребностями и склонностями выпускников школы, механизмами влияния на их профессиональный выбор, изучением психологических особенностей и профессиональной мотивации. В этой ситуации остается малоизученным вопрос о «внешних условиях», учитывающих запросы профессионального рынка. Многие специалисты сферы профориентационной деятельности полагают, что именно они являются определяющим фактором выбора профессии педагога профессиональной школы. К числу таких условий следует отнести необходимость формирования у старшеклассников позитивного имиджа профессии педагога профессиональной школы.
Процесс формирования имиджа профессии можно сравнить с педагогическим процессом, поскольку он также включает в себя ряд компонентов: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный. Целью процесса формирования имиджа профессии является развитие у школьников позитивного образа педагога профессиональной школы.
Привлекательность имиджа профессии может определяться следующими факторами:
- высоким социальным статусом профессии;
- востребованностью, значимостью и престижностью профессии на рынке труда;
- наличием перспективы для профессионального роста работников;
- высоким уровнем заработной платы;
- достойными условиями труда;
- наличием государственной поддержки предприятий и профессиональных работников [1].
Использование данных факторов в качестве критериев оценки привлекательности профессии педагога профессиональной школы позволяет констатировать, что в России имеются предпосылки для улучшения имиджа профессии педагога профессиональной школы.
В современном мире профессия педагога профессиональной школы приобретает все большую социальную значимость. Подготовка высококвалифицированных рабочих, когда отечественное производство, сфера услуг, экономика остро нуждаются в таких специалистах, делает эту профессию все более востребованной. Неслучайно среди работников сферы профессионального образования ее представители занимают лидирующие позиции. Кроме того, возрастает научно-методологическая и общественная роль профессии. Профессиональное сообщество
принимает все более активное участие в привлечении молодых квалифицированных кадров к освоению современной высокотехнологичной техники.
Сегодня в сферу особого внимания Российской Федерации входит развитие международного движения WorldSkills. Участие в мероприятиях этого движения дает молодежи возможность не только показать высокий уровень профессиональных умений и навыков в условиях конкурентной борьбы, но и освоить современную интеллектуальную технику во время подготовки к соревнованиям, сравнить отечественные технологии с лучшими современными образцами, познакомиться с зарубежными аналогами техники, технологий и продукции. Подготовку рабочих кадров для участия в подобных соревнованиях осуществляют педагоги профессиональной школы, также они участвуют в этом движении в роли экспертов. Таким образом, профессия педагога профессиональной школы видится с позиции технически подготовленных профессиональных ресурсов.
Профессия педагога профессиональной школы становится все более перспективной, поскольку предоставляет работникам широкие возможности для профессионального роста. Педагог профессиональной школы необходим в образовательных учреждениях СПО, отделах обучения на предприятиях, в цехах заводов и фабрик. За свою карьеру человек с профессионально-педагогическим образованием может вырасти от педагога до директора образовательного учреждения СПО. Перспективность профессии определяется и творческой природой педагогического труда. В сфере творческой деятельности легко проявить свои способности и возможности, а значит развиваться и расти профессионально.
Приведенная аргументация престижности профессии была положена в основу содержательного компонента процесса формирования у старшеклассников положительного имиджа педагога профессиональной школы, причем его операционально-деятельностный компонент связан с единой системой профориентационной работы в образовательном учреждении.
В настоящее время система профориентационной работы в РГППУ на кафедре «Инжиниринг и профессиональное обучение в машиностроении и металлургии» включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;
- профессиональная диагностика, нацеленная на выявление способностей учащихся к той или иной профессии;
- профессиональное консультирование, ставящее своей задачей оказание индивидуальной помощи в выборе профессии;
- профессиональный отбор;
- социально-профессиональная адаптация;
- профессиональное обучение и воспитание.
В целом задачу формирования положительного имиджа профессии педагога профессиональной школы необходимо решать средствами
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
профессионального просвещения и профессионального воспитания старшеклассников. При этом основу профессионального воспитания должны составлять разнообразные формы работы, направленные на формирование положительного имиджа профессии (посещение чемпионатов WorldSkills Russia, экскурсии в образовательные учреждения современного типа, встречи с представителями профессии, присутствие на мастер-классах, профессиональных конкурсах и т. п.). Данные направления профориентационной работы тесно взаимосвязаны. Они базируются на передаче информации, которая подобрана сообразно возрасту учащихся и может эффективно влиять на формирование позитивного мнения о профессии педагога профессиональной школы. Принципиально важным для отбора такой информации является точный и объективный выбор доминирующих характеристик, на основе которых формируется положительный имидж педагога профессиональной школы. К доминирующим характеристикам относятся главные отличительные черты профессии, значимые для аудитории. Они должны соответствовать представлениям будущих абитуриентов о «хорошей» профессии, учитывать их возрастные устремления, базироваться на ценностных ориентациях, вызывать положительные эмоциональные реакции (уважение, восхищение, интерес). Полагаем, что к чертам профессии педагога профессиональной школы, соответствующим данным критериям, относятся такие профессионально-личностные качества, как интеллектуальная, элитарная, творческая и социально-значимая.
Таким образом, созданная на выпускающей кафедре система проф-ориенационной деятельности носит комплексный характер, учитывает как внешние, так и внутренние факторы формирования профессиональной направленности выпускников школ и студентов по предлагаемым специализациям подготовки, что позволяет ежегодно и в полном объеме формировать контингент студентов как по очной, так и по заочной форме обучения.
Литература
1. Аверкиева Г. В. Проблема формирования у старшеклассников позитивного имиджа профессии инженера: Сборник материалов III межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. — СПб, 2015. — С. 57-62.
2. Гузанов Б. Н., Утемуратова Б. К. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в ресурсном центре на основе социального партнерства // В мире научных открытий. — 2014. — № 7 (55). — С. 7-31.
3. Мирончук Н. Н. Особенности жизненного самоопределения и формирование профессиональных намерений старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университет. Сер. Педагогика, технология. — 2010. — № 3 (3). — С. 92-94.
4. Молоткова Н. В., Мищенко Е. С. SWOT — анализ как основа разработки стратегии развития профориенационной работы образо-
вательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2010. — № 3 (65). — С. 52-56.
5. Спицина Н. С. Механизм управления профориентационной работой в высших учебных заведения управленческого профиля // Основы экономики, управления и права. — 2014. — № 3 (15). — С. 73-76.
6. Рыкова Е. А. Профессиональная подготовка школьников: опыт и проблемы//Школа и производство. — 2004. — № 1. — С. 66-81.
7. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профориентационная практика вуза: Монография. — М., 2014. — 196 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА