15.9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ХОЛДИНГОВ
Дмитриева Светлана Ивановна, к.э.н., доцент, Академии Труда и социальных отношений, кафедра «Экономики и менеджмента», социально-экономический факультет
Аннотация: в данной статье рассматриваются принципы и подходы к управлению инновационным развитием холдингов. Автор предлагает классификацию принципов управления инновационным развитием промышленных холдингов. В статье рассмотрены подходы к управлению инновационным развитием промышленного холдинга и отражены особенности их применения.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационный процесс, инновационная деятельность, принципы и подходы инновационного развития.
THE BASIC PRINCIPLES AND APPROACHES TO MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL HOLDINGS
Dmitrieva S. I., Academy of Work and social relations
Annotation: this article discusses the principles and approaches to the development of innovative holdings. The author offers a classification principles innovation development of industrial holdings. The article describes the approaches to the development of innovative industrial holding company and reflects the features of their application.
Keywords: innovation, innovation development, innovation process, innovation, principles and approaches of innovation development.
Для обеспечения эффективного управления инновационным развитием промышленных холдингов необходимо определить общие концептуальные подходы к формированию системы управления инновациями, которая рассматривается через совокупность принципов, обозначающих основное правило, в соответствии с которым реализуется процесс инновационного менеджмента
промышленного холдинга.
С одной стороны промышленный холдинг представляет собой сложную производственноэкономическую систему, включающую в себя совокупность основного и дочерних обществ и система инновационного менеджмента должна учитывать специфику этих отношений, а, с другой стороны принципы должны отражать управление как процесс.
Изложенное выше позволяет предложить классификацию принципов управления
инновационным развитием холдинга, состоящую из двух групп (рисунок 1). Первая группа объединяет принципы, отражающие общие законы управления, а вторая специфические условия управления при создании инновационного продукта.
Рисунок 1. Принципы управления инновационным развитием промышленных холдингов. Источник: разработано автором.
Принципы адекватности и адаптивности инновационного развития холдинга означают адекватное реагирование систем управления материнской компании и дочерних обществ на воздействия внешней и внутренней среды и способность этих систем целенаправленно изменяться в соответствии с тенденциями социальноэкономического развития и научно-технического прогресса.
Принцип системности подразумевает
рациональное распределение функций и эффективность взаимодействия материнской и дочерних обществ в процессе создания инновационного продукта.
Принцип синергизма заключается в необходимости получения новых дополнительных эффектов от взаимодействия материнского и дочерних обществ в процессе инновационного развития.
Принцип динамичности означает постоянное инновационное развитие материнской и дочерних компаний, характеризуя процессы изменений во времени.
Принцип прогнозируемости и целенаправленности заключается в необходимости разработки стратегического управления инновационным развитием и выражается в способности материнской компании моделировать инновационный процесс с учетом интересов всех участников группы.
Принцип непрерывного инновационного процесса предусматривает, что развитие холдинга должно базироваться на НИОКР, которые позволяют постоянно изменять и совершенствовать инновационный процесс.
Принцип эффективности инноваций
подразумевает, что принимаемые инновационные решения должны дать ожидаемый (прогнозируемый) результат в заданном интервале времени с минимизацией материальных затрат на их осуществление.
Принцип социальной ответственности управления инновационным развитием холдинга
предусматривает такие механизмы управления, которые отражают стандарты социальной ответственности, в том числе необходимость сохранения и эффективного использования ограниченных природных ресурсов, охраны окружающей среды и сохранения природного баланса.
Принцип модернизации производственного, технологического и кадрового потенциалов обуславливает высокий уровень автоматизации производства и управления технологическими процессами и обучение персонала на основе новых технических решений.
Принцип сетевой интеграции участников производства инноваций позволяет достигать синергетического эффекта за счет сетевого взаимодействия, обеспечения согласованности и координации деятельности всех ее участников и привлекать к совместной деятельности в рамках сети компетентных партнеров.
Системное использование принципов управления инновационным развитием холдинга позволит создать эффективную систему управления. Немаловажным вопросом функционирования системы управления инновационным развитием промышленного холдинга является выбор подходов к осуществлению инновационных процессов в промышленных холдингах. Длительное время в науке отсутствовала четкая связь между общей стратегией предприятия и его инновационной деятельностью, инновация выступала характеристикой результата производства, а система управления носила в основном традиционный характер. В российской управленческой науке такой подход был доминирующим до середины 1990-х гг., к настоящему времени получили распространение жизнециклический, маркетинговый, системный, процессный, проектный подходы к управлению инновационным развитием компании. Исследование сущности этих подходов позволяет определить границы и условия их использования.
Проектный подход базируется на основах теории управления, теории развития организаций, теории управления проектами и связан с изменениями. Все эти теории во взаимосвязи представляют собой методологические основы проектного подхода управления функционированием и развитием организаций любой формы собственности, отраслей и сфер деятельности в условиях инновационного развития.
Проектные инструменты используются на стадиях разработки, создания и вывода на рынок новых продуктов/услуг (рисунок 2).
Проектный подход инновационного развития
Изменения
Реструктуризация
Структура
Рисунок 2. Сфера применения проектного подхода в управлении инновационным развитием промышленных холдингов Источник: разработано автором.
Так, в науко- и техникоемких отраслях, для которых характерна чрезвычайно высокая динамика изменений, основной стратегией является
инновационная стратегия роста на основе вновь приобретенных активов и компетенций, что
предполагает разработку новых инновационных
продуктов/услуг и выход на вновь возникающие рынки. Проектный подход целесообразнее использовать для эффективной реализации прорывных проектов, ориентированных на получение прибыли в
долгосрочной перспективе [4].
Таким образом, можно заключить, что проектный подход является ключевым в процессе реализации стратегии инновационного развития промышленного холдинга.
Маркетинговый подход
Маркетинговые технологии в инновационной
деятельности промышленного холдинга получают свое развитие исходя из особенностей внедряемых новшеств с целью превращения их в инновации. Следовательно, маркетинговый подход в
инновационном развитии промышленного холдинга заключается в осуществлении инновационной
деятельности таким образом, чтобы организация обмена и коммуникации между потребителями инноваций и предприятиями холдинга способствовали эффективному совпадению спроса и предложения на инновационные продукты, технологии, услуги, производимые данным холдингом.
Инновационное развитие промышленного холдинга согласно маркетинговому подходу сопровождается маркетинговыми исследованиями на всех стадиях создания, разработки, внедрения и распространения инноваций и инновационных проектов, причем на каждом этапе решаются строго определенные цели и задачи и применяются специальные маркетинговые инструменты. Кроме того, результаты маркетинговых исследований позволяют предприятиям
промышленного холдинга адаптировать инновацию к требованиям заказчиков и потребителей и оценить правильность своих действий по выведению инновации на рынок и ее позиционированию.
Помимо этого, маркетинговый подход позволяет осуществить предварительное формирование облика и рабочее проектирование нового продукта на основе результатов маркетингового исследования, что особенно важно и ценно с точки зрения реализации концепции «чистого маркетинга» (концепции маркетингового подхода) в отношении производства товаров, действительно востребованных рынком. Наглядно данный подход может быть представлен в виде схемы, изображенной на рисунок 3.
Маркетинговые исследования -
Применение маркетинговых технологий по продвижению инноваций
Рисунок 3. Применение маркетингового подхода к инновационному процессу [3].
Следует подчеркнуть, что в данном случае маркетинговые исследования являются актуальными
на всех этапах инновационного процесса, начиная с формирования инновационной идеи и заканчивая этапом реализации и распространения инновации.
Кроме того, целесообразно проводить маркетинговые исследования по результатам реализации и распространения инновации, чтобы определить новые направления для разработки следующих инновационных идей. Известно, что инновационные маркетинговые технологии трансформируются в процессе жизненного цикла инновации, в случае необходимости стимулирования новых мотивов поведения потребителей инновации, в условиях изменения инновационной концепции предприятий промышленного холдинга (или отдельной продукции) и в случае изменения степени новизны инновации.
Обобщая, можно заключить, что промышленный холдинг по результатам маркетингового исследования получает представление потребителей об инновационном продукте, оценивает различные
варианты, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции,
испытывает их и внедряет на рынке. Таким образом, благодаря маркетинговому подходу формируется перманентное инновационное развитие деятельности промышленного холдинга, обеспечивающее продление жизненного цикла холдинга на основе использования своевременной и достоверной информации о запросах потребителей по результатам маркетинговых исследований.
В условиях развития интеграционных процессов в промышленном холдинге маркетинг инноваций
способствует с одной стороны, формированию системы взаимоотношений предприятий холдинга, а с другой стороны, обеспечивает условия для эффективного внедрения и распространения инноваций не только внутри холдинга, но и за его пределами, что позволяет расширить холдинг, увеличивая число дочерних обществ. Следует отметить значение маркетинга инноваций в развитии сотрудничества промышленного холдинга с учреждениями науки и образования.
В результате, мы можем заключить, что маркетинг инноваций призван обеспечить взаимодействие науки и бизнеса на основе формирования интеграции инновационных предприятий как внутри холдинга, так и вовне, что в дальнейшем обеспечит развитие инновационной системы. Первоочередной задачей в данном направлении является проведение маркетинговых исследований с целью выявления потребностей потенциальных потребителей
инновационной продукции, определения оценки инновационного потенциала участников
инновационного процесса, изучения факторов внешней среды, оказывающих воздействие на формирование инновационной системы в регионе, формирования маркетинговой стратегии продвижения инновационных идей.
Жизнециклический подход
Жизнециклический подход основан на особенностях динамики воспроизводственных процессов в
экономике, заключающихся в циклических колебаниях экономики, напрямую связанных с научно-техническим прогрессом и с инновационными преобразованиями. сопровождающихся изменением структур
национальных экономик и сдвигами в международном разделении труда [1].
Согласно этому подходу в промышленном холдинге возможна временная, ресурсная и организационная синхронизация всех процессов и стадий производства в соответствии с жизненным циклом инновации.
Преимущества жизнециклического подхода проявляются в:
- учете временного фактора при анализе процессов;
- выявлении тренда инновационных процессов;
- наглядности динамики инновационного развития;
- наглядности и прозрачности материальных и информационно- финансовых потоков;
- возможности математического моделирования стадий и процессов инновационного развития;
- возможности использования альтернативных механизмов прогнозирования и оценки инновационного развития;
- возможности выявления взаимосвязей различных экономических объектов в рамках инновационного развития.
Системный подход включает рассмотрение любого процесса как систему, а относительно инновационного развития промышленного холдинга позволяет установить объект и субъект управления, их взаимодействие с целью получения инновации.
В соответствии с этим, системный подход к управлению инновационным развитием
промышленного холдинга позволяет обеспечивать комплексное решение проблем/задач инновационного развития организации на основе установления связей между такими процессами как: маркетинговый,
производственно-технологический, проектноконструкторский, финансово-экономический,
организационный, а также по таким направлениям, как кадры, информация и прочее.
Кроме того, возможность взаимосвязи, согласования и синхронизации действий всех участников позволяет получить дополнительный синергетический эффект. Общенаучная методология, направленная на целостное восприятие системных объектов предполагает учет всех аспектов развития промышленного холдинга в их взаимосвязи и целостности, выделение их существенности, связей между элементами и определение характера этих связей.
Управление инновационным развитием
промышленного холдинга на базе системной методологии предполагает полноту и обоснованность формулировки требований и задач развития, использование современных методов управления, выбор эффективных проектных решений. Особое место здесь занимает системный анализ, позволяющий выбрать рациональное направление развития инновационной деятельности
промышленного холдинга как сложной организационно-экономической системы.
Целесообразность применения системного подхода к управлению промышленным холдингом обусловлена следующими положениями:
- управление промышленным холдингом как сложной системой является сложной, многомерной проблемой, для решения которой целесообразно использовать преимущества системного подхода и системного анализа;
- системный подход объединяет достижения различных областей научных знаний и позволяет эффективно применить их к конкретным проблемам и
задачам управления предприятиями холдинга и холдингом в целом;
- основное внимание системного подхода направлено на установление целей и выработку рациональных комплексных путей их достижения, что позволяет достичь наилучших результатов производственной деятельности и управления промышленным холдингом;
- системный подход выявляет все связи между
элементами производственной системы
промышленного холдинга и позволяет сократить дублирование функций и управленческих процедур в создании инновационного продукта;
- системный подход позволяет эффективно
реализовать преимущества информационных
технологий в управлении промышленным холдингом;
- системное представление экономической системы промышленного холдинга позволяет применить моделирование его деятельности, проводить прогнозирование и анализ на основе автоматизации управления [5].
Содержание системного подхода к управлению инновационным развитием промышленного холдинга определяется в постановке целей и задач управления, определении принципов управления, функций и методов управления, определении полномочий и ответственности, входящих и исходящих
информационных потоков, анализе результатов управления на основе комплекса показателей, планировании и прогнозировании развития промышленного холдинга.
Обобщая, можно резюмировать, что системный подход является одним из основополагающих подходов к инновационному развитию промышленных холдингов, что должно отражаться в разработке концептуальных основ и структурировании методологии управления инновационным развитием, а также при разработке состава задач и функциональной структуры системы управления холдингом.
Процессный подход
По мнению некоторых авторов, процессный подход базируется на функциональном разделении труда между производством и управлением с учетом факторов периодичности и непрерывности [2].
Так, применение процессного подхода позволяет рассматривать процесс инновационного управления как систему взаимосвязанных действий по исследованию внешней среды функционирования промышленного холдинга, планированию, организации деятельности, учету и контролю, анализу и регулированию, а также мотивации.
Кроме того, благодаря применению данного подхода можно рассматривать функции управления инновационным развитием в их взаимосвязи между собой и между уровнями и горизонтами управления. При разработке системы управления инновационным развитием промышленного холдинга использование процессного подхода позволит структурировать процесс управления инновационным развитием, а также определить функциональные задачи управления инновационным развитием.
Алгоритм процессного подхода проиллюстрирован в виде схемы (рисунок 4.) Предложенная схема в процессном подходе к инновационному развитию в
холдинге учитывает, прежде всего, потребности рынка в инновациях.
Анализ позиций промышленного холдинга
Определение методов управления инновационным развитием
Анализ и формализация параметров инновационных продуктов
Проектирование логической структуры системы управления
Проектирование физической структуры инновационной деятельности промышленного
11ревращение продукта процесса инновационной деятельности в продукцию/услугу промышленного _____________холдинга_____________
Рисунок 4. Реализация процессного подхода к управлению инновационным развитием промышленного холдинга
Источник: разработано автором.
Таким образом, применение процессного подхода можно считать одним из основных направлений создания эффективной системы управления инновационным развитием промышленного холдинга.
Структурный подход
На основе структурного подхода формируется функциональная структура системы управления инновационным развитием промышленного холдинга. Структурный подход в управлении инновационным развитием промышленного холдинга заключается в определении приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов управления в их совокупности в целях рационального распределения ресурсов и обеспечения инновационного управления.
Использование данного подхода позволит провести анализ и ранжирование составляющих инновационного потенциала, а также организационного, технологического и финансово-экономического уровней промышленного холдинга и показателей их оценки.
Стоимостный подход
Стоимостный подход в управлении инновационным развитием промышленного холдинга предполагает увеличение стоимости холдинга за счет реализации инновационных решений. В соответствии с данным подходом логично оценивать ценность инновационного развития промышленного производства с позиции его влияния на капитализацию промышленного холдинга.
Интеграционный подход
Интегрированная система управления рассматривается как организационная и программно-техническая среда, предоставляющая инструменты выработки и реализации сбалансированных управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления.
Интеграционный подход к инновационному развитию холдинга нацелен на усиление взаимосвязей:
а) между материнской компанией и дочерними обществами,
б) между стадиями жизненного цикла инновации,
в) между уровнями упрaвления по вертикали,
г) между субъектами упрaвления по горизонтали.
Интеграционная концепция связана не столько с количественным увеличением ресурсов, сколько с процессами формирования их нового качества, а именно, перехода из категории массовых в категорию качественных, или специфических. Поэтому основным направлением стимулирования инновационного развития холдинга является внедрение управленческих инноваций и обновление систем управления.
Ситуационный подход исходит из того, что при управлении инновационным развитием холдинга необходимы специфические приемы, которые направлены на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом данного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на инновационный процесс в данное конкретное время. Поэтому ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае и определяют пригодность различных методов управления в конкретной ситуации.
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации инновационного управленческого решения.
Подводя итог, в таблице 2 отражены особенности применения вышеперечисленных подходов для инновационного развития промышленного холдинга.
Таблица 2.
Подходы к управлению инновационным развитием ________ промышленного холдинга____________________
Подход Сущность и особенности применения
Проектный Отражает особенности инноваций, больше всего соответствует инновационному развитию и используется на всех стадиях жизненного цикла инноваций (разработки, создания и внедрения)
Маркетинго- вый Обеспечивает коммерциализацию инновационных решений, связан с необходимостью создания новых методов продвижения продуктов инноваций, позволяющих занимать лидирующие позиции на рынке
Жизнецикли- ческий Рассмотрение инноваций по стадиям жизненного цикла, что позволяет разработать соответствующие механизмы управления для каждого этапа жизненного цикла
Системный Обеспечивает комплексное решение проблем/задач инновационного развития холдинга на основе установления связей между материнской и дочерними компаниями в процессе жизненного цикла инноваций
Стоимостный Рассмотрение инновационных процессов как одной из составляющих стоимости компании и повышение капитализации для акционеров холдинга
Структурный Обеспечивает формирование организационной структуры создания инноваций с учетом организационного построения холдинга
Процессный Рассматривает создание инноваций как процесс взаимосвязанных работ.
Интеграционный подход Обеспечивает взаимодействие всех участников инновационного процесса с учетом построения холдингом отношений
Ситуационный подход Увязывает пригодность различных приемов, методов и концепций управления инновациями исходя из сложившейся ситуации и условий внешней среды
Таким образом, мы можем заключить, что современный этап инновационного развития холдинга базируется на подходах и принципах в инновационном развитии, характеризующихся интеграцией и установлением связей между востребованными рынком потребностей, и
имеющихся возможностей холдинга, добавляя к
сходящемуся такому процессу новые функции развития, которые требуют разработки нового инструментария.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 54.
2. Нейро-лингвистические основы реинжиниринга бизнес-процессов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. -№ 2. - С. 68-80.
3. Никулина О.В. Маркетинг инновационного развития предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. - №10. - С. 50-55.
4. Никулина О.В. Перспективы развития маркетинга инноваций в России // Публикации клуба субъектов инновационного и технологического развития России. №7. 2011.
5. Управление бизнес-процессами выпуска новой продукции / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлёв, С.В. Шапошникова / под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж : ВГТА, 2003. - 456 с.
6. Дмитриева С. И. Интернационализация инновационной деятельности: факторы, мотивы, трудности и противоречия // Бизнес в законе, № 4 - 2011.
Reference list:
1. Innovative management: A manual / Ed. Doctor of Economics, Professor. L.N.Ogolevoy. - Moscow: INFRA-M, 2003. - р. 54.
2. Neuro-linguistic basis of business process reengineering / / Management in Russia and abroad. - 2002. - № 2. - р. 68-80.
3. Nikulin OV Marketing of innovative development / / National interests: priorities and security. 2010. - № 10. - р. 50-55.
4. Nikulin OV Prospects for the development of marketing innovation in Russia / / Publications Club subjects of innovation and technological development in Russia. Number 7. 2011.
5. Business process management product launch / YP Anisimov, Y. Zhuravlev, SV Shaposhnikov / ed. YP Anisimov. - Voronezh: VSTA, 2003. - 456 p.
6. Dmitrieva SI Internationalization of innovation: the factors, reasons, difficulties and contradictions / / Business-in-law, № 4 -2011.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность темы в заявленной статье можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, инновационная деятельность рассматривается сегодня как один из важнейших процессов развития российской экономки, а промышленные холдинги являются одним из звеньев всей инновационной системы страны.
Во-вторых, для обеспечения эффективного управления инновационным развитием крупных корпораций необходимо определить общие концептуальные подходы к созданию системы управления инновациями, что также обуславливает актуальность данной статьи.
Статья Дмитриевой С. И. посвящена управлению инновационным развитием холдингов. В рамках анализа инновационного развития промышленных холдингов автор подчеркивает, что оценка подходов и принципов развития инноваций и инновационного менеджмента в современных условиях является актуальным вопросом.
Учитывая, что промышленный холдинг с точки зрения управления является сложной производственно-экономической системой и управление инновационной деятельностью холдинга осуществляется с учетом интересов дочерних обществ и материнской компании, Дмитриевой С.И. сформулированы и классифицированы принципы управления инновационным развитием промышленных холдингов. В статье рассмотрены подходы к управлению инновационным развитием промышленного холдинга и отражены особенности их применения.
Хочется отметить то, что автором подчеркнут тот факт, что инновационная экономика повлечет за собой переход к новым инновационным моделям. Для новых инновационных моделей важно найти наилучшие пути управления ситуацией. Соединив взгляд на инновационную среду с разных сторон, данная статья сформулировала важные вопросы для дальнейших исследований.
Рецензируемая статья Дмитриевой С.И. рекомендуется к публикации в экономико-юридическом журнале «Бизнес в законе».
Заведующий кафедрой
«Экономика промышленности»
МГТУ МИРЭА, профессор, д.э.н.
Б. Д. Залещанский