Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ. ПРОЕКТ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ. ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ. ПРОЕКТ»

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Публикуется в порядке обсуждения. Разработано специалистами ФЭК России и РАО "ЕЭС России".

ПРОЕКТ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ и

РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

1 Настоящие Основные принципы определяют ос-1ые вопросы функционирования и развития феде-

пьного (общероссийского) оптового рынка электри-

- ;кой энергии (мощности) (далее — оптового рынка).

2 Государственное регулирование на оптовом рынке дествляет Федеральная энергетическая комиссия

ссийской Федерации, к полномочиям которой отно-: тся:

утверждение правил работы оптового рынка в соот-гствии с настоящими Основными принципами;

государственное регулирование тарифов на элект-ческую энергию (мощность), поставляемые на опто-й рынок, и тарифов на электрическую энергию (мощ-сть), поставляемые с оптового рынка, а также разме-р платы за услуги, оказываемые на оптовом рынке; утверждение баланса производства и поставок 'ктрической энергии и мощности в рамках Единой ергетической системы России для целей регулирова-1згя тарифов.

3. Оптовый рынок функционирует как единое рыноч--юе пространство в границах Единой энергетической ,.'стемы России.

Поставки на оптовый рынок электрической энергии □щности), производимой электростанциями Российс-

3 акционерного общества "ЕЭС России", акционерных ществ энергетики и электрификации и других регио-льных энергоснабжающих организаций, атомными

нциями и иными производителями электрической ргии (мощности) независимо от их организационно-.воеых форм осуществляется на принципах конкурен-_ии.

4. Купля-продажа электрической энергии и мощности оптовом рынке осуществляется обособленно в рамках едующих тарифных (ценовых) зон:

- Европейской зоны (включающей объединенные иергетические системы Центра, Северо-Запада, Сред-

- й Волги, Урала и Северного Кавказа);

•Сибирской зоны (объединенная энергетическая система Сибири);

Дальневосточной зоны (объединенная энергетичес-ая система Дальнего Востока).

2 цепью более точного отражения в оптовых тарифах (це-■ х) региональных издержек производства и передачи пектроэнергии правилами работы оптового рынка (жет быть предусмотрено выделение дополнительных -арифных (ценовых) зон.

5. Субъектами оптового рынка являются организатор тового рынка, организатор участия атомных станций в

заботе оптового рынка, поставщики и покупатели элект-ческой энергии (мощности) и субъекты, предоставля-ощие услуги на оптовом рынке.

Организатором оптового рынка является Российское акционерное общество "ЕЭС России" (далее — РАО "ЕЭС России"), предоставляющее субъектам оптового рынка комплексные услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и ответственное за формирование конкурентного оптового рынка электрической энергии (мощности), обеспечение его функционирования и развитие системы управления оптового рынка.

Организатором участия атомных электростанций в работе оптового рынка является государственное предприятие — концерн "Росэнергоатом" (далее — концерн "Рос-энергоатом").

Поставщиками и покупателями электрической энергии (мощности) на оптовом рынке могут быть организации, получившие в установленном порядке право участвовать в процессе купли-продажи электрической энергии (мощности), в том числе:

- производители электрической энергии (мощности) включая электростанции федерального уровня, акционерные общества энергетики и электрификации, генерирующие компании, иных производителей электрической энергии (мощности);

- покупатели электрической энергии (мощности), включая акционерные общества энергетики и электрификации, крупных энергоемких потребителей, соблюдающих установленный порядок выхода на оптовый рынок, и иные юридические лица;

- организации, осуществляющие деятельность по поставке (продаже) электрической энергии и (или) по получению (покупке) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности) без использования собственных объектов производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) с оплатой соответствующих товаров и услуг за счет производителей и покупателей электрической энергии (мощности).

Субъектами, предоставляющими услуги на оптовом рынке, являются:

- организации по передаче и распределению электрической энергии, включая акционерные общества энергетики и электрификации и другие сетевые организации;

- системный оператор оптового рынка — акционерное общество "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой Российской Федерации" (далее — ИДУ ЕЭС России), выполняющее свои функции во взаимодействии с объединенными диспетчерскими управлениями — структурными подразделениями РАО "ЕЭС России");

- оператор торговой системы оптового рынка;

- оператор экспорта-импорта электрической энергии;

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- биржа электрической энергии. Перечень субъектов оптового рынка ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

6. Торговля электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке осуществляется в четырех секторах оптовой торговли:

- сектор обязательных поставок оптового рынка, поставки электрической энергии (мощности) в пределах которого осуществляются на основании договоров поставки, носящих долгосрочный характер (не менее одного года), между производителями и покупателями электрической энергии (мощности) с участием оператора торговой системы оптового рынка;

- сектор свободных поставок оптового рынка, поставки электрической энергии (мощности) в пределах которого осуществляются по договорам между поставщиками и покупателями электрической энергии (мощности) на основе их свободного выбора при соблюдении условий технической реализуемости поставок;

- сектор биржевой торговли оптового рынка, поставки электрической энергии (мощности) в пределах которого осуществляются на основе свободного выбора всех поставщиков и покупателей электрической энергии (мощности) с оформлением сделок купли-продажи через биржу электроэнергии при соблюдении условий технической реализуемости поставок;

- сектор балансирующих поставок оптового рынка, поставки электрической энергии (мощности) покупателям в пределах которого осуществляются оператором торговой системы оптового рынка от своего имени по результатам конкурентного отбора производителей электрической энергии (мощности) на основании договоров поставки, носящих краткосрочный характер (не более месяца), в соответствии с правилами работы оптового рынка.

Доли объемов электрической энергии (мощности) по секторам оптовой торговли в общем объеме поставки (покупки) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, порядок организации договорных отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии (мощности), между субъектами оптового рынка в четырех секторах оптовой торговли, а также порядок организации платежей в секторе балансирующих поставок оптового рынка устанавливаются правилами работы оптового рынка.

7. В качестве организатора оптового рынка РАО "ЕЭС России" выполняет следующие функции:

- осуществляет эксплуатацию системообразующих электрических сетей Единой энергетической системы России, обеспечивая передачу электрической энергии и мощности между субъектами оптового рынка;

- с участием системного оператора оптового рынка — ЦДУ ЕЭС России — и объединенных диспетчерских управлений осуществляет оперативно-диспетчерское управление технологическим процессом производства, передачи и потребления электрической энергии и мощности (диспетчеризации) в Единой энергетической системе России, включая организацию параллельной работы технологических систем Единой энергетической системы России, поддержание необходимого уровня эксплуатационной готовности общесистемной противоаварийной автоматики, обеспечивающей надежную безаварийную работу технологических систем Единой энергетической системы России;

- обеспечивает развитие технической базы функционирования оптового рынка — системообразующих линий электропередачи и технических средств по технологическому управлению Единой энергетической системой России;

организует технический надзор за состоянием электростанций и сетевых объектов Единой энергетической системы России в части обеспечения их эксплуатационной готовности к несению нагрузки;

- организует работу по прогнозированию спроса на электрическую энергию и необходимых темпов развития электроэнергетики,и в случае отсутствия иных способов привлечения инвестиций в строительство генерирующих источников осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции заказчика объектов капитального строительства электроэнергетики и финансирование строительных мероприятий.

Оплата услуг РАО "ЕЭС России", оказываемых на оптовом рынке, включается в структуру абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, осуществляется на основании двусторонних договоров РАО "ЕЭС России" со следующими субъектами оптового рынка:

- акционерными обществами энергетики и электрификации;

- другими покупателями — субъектами оптового рынка.

Размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России утверждается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

8. В качестве организатора участия атомных электростанций в работе оптового рынка концерн "Росэнергоатом" выполняет следующие функции:

- оказывает услуги по организации развития и безопасного функционирования атомных электростанций;

- координирует деятельность атомных электростанций по производству электрической энергии, обеспечению их готовности к несению нагрузки, ремонту, техническому перевооружению и реконструкции энергетического оборудования, а также инвестиционную деятельность;

- координирует деятельность атомных электростанций в сфере экспорта электрической энергии; осуществляет координацию и контроль топливообеспе-чения атомных электростанций;

- организует заключение договоров, в соответствии с которыми атомные электростанции поставляют электрическую энергию (мощность) на оптовый рынок, и контролирует исполнение соответствующих договоров,

Размер платы за услуги по организации безопасного функционирования и развития атомных электростанций утверждается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

9. Оператор торговой системы оптового рынка (далее

— оператор торговой системы) является самостоятельной организацией, учреждаемой на взаимосогласованных условиях РАО "ЕЭС России" и концерном "Росэнергоатом" и выполняющей следующие функции:

- формирование в установленном порядке балансов электрической энергии (мощности) на год (квартал, месяц) и согласование их с системным оператором (в части учета технологических ограничений) для последующего представления в Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации;

- формирование схем заключения базовых (год) дого-

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

оров в секторе обязательных поставок и схем заключе-л договоров и осуществления платежей по оператив-м (месяц) договорам в секторе балансирующих поставок;

организация процесса подготовки и заключения до-оров (базовых и оперативных) поставки электричес-• 1 энергии (мощности), заключаемых между субъекта--л оптового рынка;

организация финансовых расчетов за поставленную кгрическую энергию (мощность); участие в качестве поверенного, комиссионера или агента соответственно в договорах поручения, комиссии и агентских договорах с производителями электричес-й энергии (мощности) субъектами оптового рынка, <астие в секторе балансирующих поставок в качестве .ставщика в договорах поставки электрической онер-пи (мощности) с покупателями электрической энергии мощности) — субъектами оптового рынка;

- учет договоров, заключаемых на оптовом рынке; 1нтроль за ведением коммерческого учета электричес-5й энергии (мощности) на оптовом рынке;

сЬор и анализ отчетов системного оператора опто-;го рынка о причинах отклонений фактического режима зботы оптового рынка от планового режима;

- доведение информации о результатах функциони-звания оптового рынка до его субъектов;

- организация развития новых форм торговли элект-сической энергией (биржевая торговля и т.д.).

Оплата услуг оператора торговой системы осущес-1 ляется за счет средств, включаемых в структуру абоне--тной платы РАО "ЕЭС России", а также за счет средств, ступающих в счет оплаты услуг оператора торговой ■системы по договорам с субъектами оптового рынка. Размер платы за услуги оператора торговой системы о договорам с субъектами оптового рынка утверждается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации с учетом средств, получаемых из абонентной платы РАО "ЕЭС России".

10. Системный оператор оптового рынка — ЦДУ ЕЭС госсии (далее — системный оператор) — во взаимодей-гтвии с объединенными диспетчерскими управлениями шолняет следующие функции:

- согласование сформированных оператором торговой системы балансов электрической энергии (мощнос-

) на год (квартал, месяц) в части учета технологических раничений (сети, каскады ГЭС и т.д.);

- взаимодействие с оператором торговой системы в "юцессе подготовки к заключению договоров (базовых оперативных), регулирующих отношения, связанные с

гуплейпродажей электрической энергии (мощности) на товом рынке, между субъектами оптового рынка;

- оптимальное распределение нагрузок электростан-й на сутки вперед;

размещение нормативного резерва мощностей по *5ъектам оптового рынка;

обеспечение ведения режимов работы Единой энер-тической системы России исходя из критерия эконо-ности и надежности в порядке, устанавливаемом .звилами работы оптового рынка;

- подготовка информации для оператора торговой ■стемы о причинах отклонений фактического режима )боты оптового рынка от планового режима;

- сбор и оперативная обработка информации о поселенной и полученной субъектами оптового рынка ;ктрической энергии (мощности) для передачи указан-й информации оператору торговой системы и пос-

ледующей организации расчетов на оптовом рынке.

Услуги системного оператора по выполнению своих функций оплачиваются за счет средств, включаемых в структуру абонентной платы РАО "ЕЭС России" за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России.

Порядок взаимодействия системного оператора с оператором торговой системы устанавливается правилами работы оптового рынка.

11. Для обеспечения надежной работы Единой энергетической системы России, поддержания стабильного значения частоты и напряжения в соответствии с установленными стандартами отдельные субъекты оптового рынка оказывают дополнительные системные услуги в порядке, устанавливаемом правилами работы оптового рынка, включающие:

- услуги по регулированию частоты и активной мощности, предоставляемые производителями электрической энергии всем покупателям электрической энергии;

- услуги по регулированию напряжения и реактивной мощности, предоставляемые производителями электрической энергии, электросетевыми организациями и отдельными потребителями, имеющими устройства регулирования реактивной мощности, всем покупателям электрической энергии;

- услуги по резервированию мощности, предоставляемые производителями электрической энергии другим производителям и покупателям электрической энергии'

- услуги по обеспечению участия субъектов оптового рынка в общесистемной противоаварийной автоматике, предоставляемые производителями электрической энергии, акционерными обществами энергетики и электрификации и отдельными крупными потребителями электрической энергии, подключенными к исполнитель ным устройствам эксплуатируемой противоаварийной автоматики.

Оказание дополнительных услуг осуществляется в соответствии с договорами о возмездном оказании услуг. Затраты на оказание системных услуг оплачиваются теми субъектами оптового рынка, деятельность которых обусловила необходимость оказания этих услуг (затрат). Размер платы за оказание дополнительных системных услуг определяется на основе методики, утверждаемой Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

12. Порядок формирования и утверждения балансов электрической энергии и мощности на оптовом рынке с учетом поэтапного вывода из эксплуатации невостребованных энергетических мощностей, а также порядок распределения балансовых объемов электрической энергии (мощности) по секторам оптовой торговли устанавливаются правилами работы оптового рынка.

13. Порядок формирования тарифов (цен) на оптовом рынке определяется Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и изданными в соответствии с ними нормативными и методическими документами Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, а также правилами работы оптового рынка.

14. Балансировка поставок электрической энергии (мощности) в секторе балансирующих поставок осуществляется оператором торговой системы путем заключения договоров в этом секторе оптового рынка, которые, исходя из технологии электроэнергетического производства и наличия государственного регулирования тари-

I -39- |

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

фов на электрическую энергию (мощность), имеют следующие особенности:

- оператор торговой системы осуществляет поставку электрической энергии (мощности) с оптового рынка по цене, определяемой как средневзвешенная цена по сумме всех договоров оператора торговой системы с производителями электрической энергии (мощности); полученная в результате таких продаж выгода по одной группе договоров оператора торговой системы с производителями электрической энергии (мощности) остается в распоряжении оператора торговой системы и направляется им на возмещение убытков производителям электрической энергии (мощности), возникающих в результате продаж по другой группе аналогичных договоров;

- стоимость отклонений фактически поставленных объемов электрической энергии (мощности) от договорных объемов определяется на основе методики, утверждаемой Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

- содержание существенных условий договоров, заключаемых на оптовом рынке, определяется с учетом требований, установленных правилами работы оптового рынка.

15. Субъекты оптового рынка имеют право на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- беспрепятственный доступ к информационной инфраструктуре оптового рынка;

- недискриминационный доступ к электрическим сетям организаций, работающих в составе Единой энергетической системы России;

- участие в организации управления оптовым рынком и контроле за его работой;

- участие в разработке единых подходов в области информационных технологий и систем коммерческого учета оптового рынка.

На первоначальном этапе функции организации уп-

равления оптовым рынком и контроля за его раоотой осуществляет оператор торговой системы оптового рынка. Для обеспечения участия всех субъектов в осу ществлении этих функций РАО "ЕЭС России" как организатор оптового рынка и концерн "Росэнергоатом" как организатор участия атомных электростанций в работе оптового рынка обеспечивают разработку поэтапной прог раммы расширения участия всех субъектов оптового рынка в управлении оптовым рынком в порядке и на условиях, которые будут определены на специально созванной Ассамблее субъектов оптового рынка.

Функции организации управления оптовым рынком и контроля за его работой определяются правилами работы оптового рынка и включают в себя:

- контроль исполнения правил работы оптового рынка его субъектами и разработка предложений по совершенствованию указанных правил;

- развитие информационных технологий оптового рынка (совместно с ЦДУ ЕЭС России).

Для проведения необходимой аналитической работы при операторе торговой системы оптового рынка могут создаваться экспертный совет и специализированные рабочие комиссии.

16. Покупка электрической энергии (мощности) для последующей поставки ее на экспорт-импорт (за исключением приграничной торговли) осуществляется с оптового рынка. Поставка электрической энергии (мощности) на экспорт-импорт осуществляется на основании договоров со специализированной организацией — оператором экспорта-импорта электрической энергии.

Порядок организации договорных отношений на оптовом рынке с оператором экспортаимпорта электричес кой энергии определяется правилами работы оптового рынка.

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Зо исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ "О принципах и порядке граничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральная ергетическая комиссия разработала проект Соглашения о передаче осуществления части полномочий Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации региональной энергетической чиссии субъекта Российской Федерации.

Предлагаемый проект Соглашения определяет порядок и условия осуществления региональными -ергетическими комиссиями части полномочий Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации по вопросам государственного регулирования в сфере естественных монополий в топливно-чергетическом комплексе.

Необходимость заключения подобных соглашений ФЭК России обусловлена следующими сичинами:

1. ФЭК России как орган регулирования естественных монополий не имеет своих территориальных Iразделений и не может в полном объеме выполнять некоторые функции установленные

Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами, ?доставляющими ФЭК России право осуществлять ценовое регулирование на территориях субъектов °сссийской Федерации.

2. ФЭК России до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона заключила соглашения о ередаче части своих полномочий с большим числом РЖ субъектов Российской Федерации.

Заключение указанных соглашений доказало свою целесообразность и позволило более эффективно сименять меры государственного регулирования естественных монополий в топливно-энергетииескпм ■ омплексе на территории субъектов Российской Федерации.

Предлагается региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации в порядке обсуждения

ПРОЕКТ

СОГЛАШЕНИЕ

О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (НАИМЕНОВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, в лице Председателя Задернюка 1ндрея Федоровича, действующего на основании Попожения о Федеральной энергетической комис-ии Российской Федерации, утвержденного поста-овлением Правительства Российской Федерации т 13 августа 1996 г. № 960, с одной стороны, и ре-иональная энергетическая комиссия (наименова--ие субъекта Российской Федерации), в лице оедседателя _ , действующего на основании Положения о региональной энергетической комиссии (наименование субъекта Российской Федерации), утвержденного решением органа государственной власти (наименование субъекта Российской Федерации) от "_" _ 2000 г. №

__, руководствуясь Федеральным законом от

24 июня 1999 года № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" за-

ключили настоящее Соглашение о нижеследующем: Статья 1

В целях обеспечения государственного регулирования естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации передает осуществление части своих полномочий, установленных Указом Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 года №1194 "О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации" и Положением о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 960 Региональной энергетической комиссии (наименование субъекта Российской Федерации) в сферах естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. Статья 2

Федеральная энергетическая комиссия Россий-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.