Научная статья на тему 'Основные принципы формирования инвестиционной политики региона'

Основные принципы формирования инвестиционной политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная политика / инвестиционная программа / формализованная политика / неформализованная политика / либеральная политика / централизованная политика / регионы / стратегия / проекты / investment / investment policy / investment program / formal policy / non-formalized policy / liberal policies / centralized policy / regions / strategy / projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимова Г. Х.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся разработки и осуществления эффективной региональной инвестиционной политики, цель и виды инвестиционной политики, проанализированы основные принципы на основе которых формируется эффективная региональная инвестиционная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF INVESTMENT POLICY IN THE REGION

In the article considered basic principles of investment policy correlating with development and implementation of effective regional investment policy. There are analyzed targets and types of investment policies. As well estimated key principles on which the high-efficient regional investment policy is based.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования инвестиционной политики региона»

Рахимова Г.Х.

старший научный сотрудник НУУз

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Активная инвестиционная политика и создание благоприятного инвестиционного климата является одним из основных факторов структурной перестройки экономики Узбекистана, диверсификации производства и экспорта, снижения уязвимости экономики от нестабильной конъюнктуры мирового рынка и повышения реальных доходов населения в условиях глобализации. Норма сбережений и инвестиций становится одним из главных факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически ориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

Инвестиционная политика государства является важнейшей составной частью общей экономической политики. Она представляет собой комплекс целей, задач, направлений и мероприятий, осуществляемых для активизации капиталовложений, оптимизации их структуры, повышения их эффективности1.

Основываясь на стратегических целях укрепления роли регионов в процессе принятия управленческих решений с учётом их специфики, местные органы власти Республики Узбекистан должны решать задачу определения и выбора своей модели организации инвестиционной деятельности на территории областей.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов отметил, что «Важнейшим условием и источником реализации мер по модер-

1 Казаченко, Л.Д. Инвестиционная политика: учеб. пособие/ Л.Д. Казаченко. - Чита: ЧитГУ, 2006. -С. 237.

низации и обновлению страны должна явиться активная инвестиционная политика»2.

Цель инвестиционной политики - создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций или ускорения социально-экономического развития. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона ускорение социально-экономического развития, улучшения экономических показателей и в том числе, - повышение бюджетной эффективности региона.

2 Каримов И.А. «Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны» Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. Т.: «Узбекистан», 2013. -С. .

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 9

Рис. 1. Виды инвестиционной политики.

Инвестиционная политика

Повышение бюджетной эффективности региона - положительное изменение регионального бюджетного сальдо, то есть либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета1.

В Республике Узбекистан до недавнего времени инвестиционной политике уделялось недостаточно внимания, однако в настоящее время государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и предпринимать шаги в нужном направлении.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

Инвестиционная политика подразделяется на различные виды по следующим признакам (рис. 1). По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. Формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, к примеру, налоги, цены, доходы, та-

1 Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: БУКВИЦА, 1999, 186 с., с ил.

рифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой2.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д., т.е.), развитая финансовая инфраструктура.

Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различ-

2 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. О 63 Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. -416 с.

ными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса.

В современных условиях основой инвестиционной политики Правительства Узбекистана является инвестиционная программа, разрабатываемая ежегодно и являющаяся составной частью прогнозов социально-экономического развития республики.

Особенно важное значение приобретает в этом плане безусловное выполнение разработанной на 2013 год Инвестиционной программы, в которой предусматривается осуществление более 370 стратегически важных про-ектов1.

Из общего объема выделяемых на эти цели 13 миллиардов долларов, 75 процентов составляют средства, финансируемые за счет внутренних источников, остальная часть - это привлекаемые иностранные инвестиции.

В реализации Инвестиционной программы ведущая роль отводится Фонду реконструкции и развития Узбекистана. Только за счет средств Фонда в 2013 году намечено профинансировать более 34 важнейших проектов на сумму 780 миллионов долларов, в первую очередь тех объектов, которые возводятся совместно с иностранными партнерами2.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики яв-

1 Каримов И.А. «Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны» Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. Т.: «Узбекистан», 2013. -С.

2 см. там же

ляются3: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых не капиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах

3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. О 63 Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. -416 с.

не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ.

Инвестиционная политика имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому нужно ей уделять огромное внимание.

В современных условиях в разных регионах все более актуальным становится вопрос, куда лучше вкладывать средства. Как показывает мировой опыт, особо приоритетными являются те сферы инвестиций, которые позволяют добиваться быстрой окупаемости вложений1.

Существует ряд факторов, которые препятствуют активному росту инвестиций и производства. Ключевыми из них можно отметить такие, как неготовность получателей инвестиций - предприятий и организаций к эффективному освоению средств, в первую очередь, из-за низкого качества управления. Также неготовность инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине высоких рисков, невозможности адекватно определить сам уровень риска (непро-

зрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Таким образом, для осуществления эффективной экономической политики необходимо разрабатывать эффективную инвестиционную политику региона, ключевыми принципами которой должны стать:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равного конкурентного режима для предпринимателей и инвесторов;

открытость проводимой инвестиционной политики; обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, доступности для всех инвесторов информации, которая необходима для осуществления инвестиционной деятельности;

сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;

разработка положительного имиджа региона, который позволит увеличить вложения капитала как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных инвесторов.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов".

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 г. № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций.

1 См. Игонина Л.Л. И26 Инвестиции : учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепо-ва. — М.: Экономист, 2005. -478 с.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 г. № УП-3594 "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций".

4. Каримов И.А. «Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны». Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. — Т.: «Узбекистан», 2013.

5. Быстров О.Ф. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: Монография / Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М., Перцов В.В., Казаков С.В. — М.: ИНФРА-М, 2008. -358 с.

6. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономист 2005. — 478 с.

7. Казаченко, Л.Д. Инвестиционная политика: учеб. пособие/ Л.Д. Казаченко. -Чита: Чит ГУ, 2006. - 237 с.

8. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. Учебное пособие. -СПб.: Издателбский Дом Бизнес-Пресса, 1998. - 315 с.

9. Кузиева Н. Хорижий инвестициялар иштирокидаги корхоналар молия ва кредит механизмини такомиллаштириш йуналишлари. Монография. - Т.:"Iqtisod-MoNya", 2006. -296 б.

10. Садыков А. М. Основы регионального развития: теория, методология, практика. Монография. — Т.: "Iqtisod-Moliya", 2005. - 280 с.

11. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. О 63 Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.

12. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: БУКВИЦА, 1999, . -186 с., с ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.