Научная статья на тему 'Основные принципы финансового контроля в России'

Основные принципы финансового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ (НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ) / STATE FINANCIAL CONTROL / AUDIT / MONITORING FINANCIAL ACTIVITIES / INTERNAL CONTROL / EXTERNAL CONTROL / ACCOUNTING SMEMENT / PUBLIC SCRUTINY AND AUDIT (INDEPENDENT CONTROL)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кот Е.М., Елькина Э.Н.

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями. Значение государственного финансового контроля заключается в формировании полной и объективной картины о государственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Цель государственного финансового контроля в Российской Федерации обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов РФ. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Осуществление любой крупной программы обязательно включает подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах есть специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России это Счетная палата РФ, в США Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде Ведомство Генерального ревизора, во Франции Суд счетов, в Швеции Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Венгрии счетные палаты при бундестаге и парламенте. Органы государственного финансового контроля, как правило, играют важнейшую и активную роль в управлении государственными финансами. Существующие в России органы государственного финансового контроля в большинстве своем независимы, а их деятельность достаточно результативна и эффективна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

The system of financial control in different countries have differences due to their financial and industrial development, the degree of centralization of economic management and the social, historical and legal peculiarities. The value of the state financial control is the formation of a complete and objective picture of the state financial flows, financial-economic activity of economic entities. State financial control in the Russian Federation aims to ensure the implementation of a single financial, credit and monetary policy, the protection of the financial interests of the Russian Federation. State financial control is intended for realization of the state financial policy, creating conditions for financial stabilization. In all states, depending on the specifics of their device had worked out a system of financial control. The implementation of any major program necessarily includes a control subsystem. The organ of control under the legislature considered the most important element of the state financial control in all democratic countries. As a rule, in all countries there are special institutions of parliamentary control over the expenditure of public funds: in Russia the Accounts chamber of the Russian Federation, USA the Main budgetary-control management of the Congress, the UK National audit office, Canada Office of the General auditor, in France the Court of accounts, in Sweden a National audit office, in Austria, Germany, Hungary accounts chamber of the Bundestag and Parliament. The state financial control authorities, as a rule, play a major and active role in the management of public finances. Existing in Russia bodies of state financial control in the majority independent, and their activity is efficient and effective.

Текст научной работы на тему «Основные принципы финансового контроля в России»

- - Аграрный вестник Урала № 10 (140), 2015 г. - * _

Экономика ^Ф/

удк 336.148

основные принципы финансового контроля в России

Е. М. КОТ,

кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),

Э. Н. ЕЛЬКИНА,

начальник, Межрайонная ИФНС России № 29 по Свердловской области

(624260, г. Асбест, ул. Комсомольская, д. 7; e-mail: aelita-elkina@ya.ru)

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, аудит, контроль финансово-хозяйственной деятельности, внутренний контроль, внешний контроль, бухгалтерская отчетность, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями. Значение государственного финансового контроля заключается в формировании полной и объективной картины о государственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Цель государственного финансового контроля в Российской Федерации - обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансовых интересов РФ. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Осуществление любой крупной программы обязательно включает подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах есть специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России это Счетная палата РФ, в США - Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании - Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде - Ведомство Генерального ревизора, во Франции - Суд счетов, в Швеции - Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Венгрии - счетные палаты при бундестаге и парламенте. Органы государственного финансового контроля, как правило, играют важнейшую и активную роль в управлении государственными финансами. Существующие в России органы государственного финансового контроля в большинстве своем независимы, а их деятельность достаточно результативна и эффективна.

BASIC PRINCIPLES OF FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

E. M. KOT,

candidate of economic sciences, associate professor,

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg),

E. N. ELKINA,

director, Interdistrict IFTS of Russia № 29 in Sverdlovsk region

(7 Komsomolskaya Str., Asbest, 624260; e-mail: aelita-elkina@ya.ru)

Keywords: state financial control, audit, monitoring financial activities, internal control, external control, accounting stаtement, public scrutiny and audit (independent control).

The system of financial control in different countries have differences due to their financial and industrial development, the degree of centralization of economic management and the social, historical and legal peculiarities. The value of the state financial control is the formation of a complete and objective picture of the state financial flows, financial-economic activity of economic entities. State financial control in the Russian Federation aims to ensure the implementation of a single financial, credit and monetary policy, the protection of the financial interests of the Russian Federation. State financial control is intended for realization of the state financial policy, creating conditions for financial stabilization. In all states, depending on the specifics of their device had worked out a system of financial control. The implementation of any major program necessarily includes a control subsystem. The organ of control under the legislature considered the most important element of the state financial control in all democratic countries. As a rule, in all countries there are special institutions of parliamentary control over the expenditure of public funds: in Russia the Accounts chamber of the Russian Federation, USA - the Main budgetary-control management of the Congress, the UK - National audit office, Canada - Office of the General auditor, in France - the Court of accounts, in Sweden - a National audit office, in Austria, Germany, Hungary - accounts chamber of the Bundestag and Parliament. The state financial control authorities, as a rule, play a major and active role in the management of public finances. Existing in Russia bodies of state financial control in the majority independent, and their activity is efficient and effective.

Положительная рецензия представлена Т. В. .Зыряновой, доктором экономических наук,

профессором, заведующей кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Уральского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

На данный момент в экономике России происходят существенные изменения как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы.

Финансовый контроль (от лат. Апат^а - «доход, платеж») направлен на обеспечение законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, он является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено. За последнее десятилетие произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его содержании.

С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля. С другой - объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей.

Достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском. В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для России форме - аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами.

Однако, несмотря на столь значительные изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые организационные и методологические основы, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы финансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось о необходимости разработки и принятия закона о финансовом контроле в Российской Федерации.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания, например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его

улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т. д.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям.

Органы налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы.

Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов, т. е. предприятий независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, объединений предприятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.

Содержанием аудиторского контроля выступают проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности.

Если говорить о всестороннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет, распределения прибыли, выплаты дивидендов. Вместе с анализом финансового состояния предприятия на основе специальных показателей внутренний контроль является инструментом управления финансами предприятия.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и мо-

жет использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель независимо от своего ранга должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль есть главный элемент процесса управления.

Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они признаны неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации.

Система финансового контроля в Российской Федерации подразделяется на:

- государственный финансовый контроль;

- общественный контроль и аудит (независимый контроль).

По характеру связи контролирующей и контролируемой организации контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Внутренний контроль включает выполнение распоряжений руководства субъекта хозяйствования, т. е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужеб-ная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Цель внешнего контроля - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а внутреннего - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации.

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, выступают внешние пользователи. Информация - результат осуществления внутреннего контроля - готовится для внутренних пользователей, в частности для руководителей и менеджеров организации.

Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах - стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила проведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации.

Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организацией.

Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля: порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и др.

Рис. 1. Система финансового контроля в РФ

Объектами внешнего контроля выступают разделы и участки бухгалтерского учета - основные

ментационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, соци-

средства, нематериальные активы, производствен- альной психологией, педагогикой и этикой делового

общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и др.

Однако, если внешний контроль связан с этими

ные запасы и пр. Объектами внутреннего контроля - циклы деятельности организации: снабжение, производство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего управленческого контроля все центры от- дисциплинами пассивно, не имея возможности ис-ветственности (затрат, выручки, прибыли) являются пользовать имеющиеся знания на данном предприя-

прежде всего и центрами контроля.

При внешнем контроле хозяйственная деятельность организации воспринимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности - структурным подразделениям (на промышленных предприятиях - цех, участок, бригада; в организациях торговли - секция; в научно-исследовательской организации - отдел и т. д.).

Внешний контроль представляет собой один из видов последующего контроля. А внутренний контроль - это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами - финансами предприятия, экономическим анализом, основами доку-

тии, то внутренний контроль связан с ними активно, применяя имеющиеся знания из других дисциплин на практике.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что органы государственного финансового контроля, как правило, играют важнейшую и активную роль в управлении государственными финансами. Существующие органы государственного финансового контроля в большинстве своем независимы, а их деятельность достаточно результативна и эффективна.

Литература

1. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ.

2. Об аудиторской деятельности : федер. закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3.

3. Барулин С. В. Финансы : учебник. М. : Кнорус, 2010.

4. Зырянова Т. В., Терехова О. Е. Внутренний аудит как оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля // Экономический анализ: теория и практика. М. : Финансы и кредит, 2006.

5. Овсянников Л. Н. Реформы государственного финансового контроля. М. : Финансы, 2010. 56 с.

6. Петров А. Ю. Государственный финансовый контроль. М. : Финансы, 2010.

7. Терехова Е. В. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. 2011. № 11. 158 с.

8. Терехова О. Е., Зырянова Т. В. К вопросу об интеграции государственного финансового контроля и аудиторской деятельности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2007. № 5. С. 25-30.

9. Шавров А. В. Финансовое право Российской Федерации : учеб. пособие. М., 2011. 318 с.

10. Щуплецова Ю. И. Финансовое право : конспект лекций. М. : Юрайт, 2012. 145 с.

References

1. On amendments to the Budget code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation : federal law of July 23, 2013 № 252-FZ.

2. About auditor activity : federal law of December 30, 2008 № 307-FZ.

3. Barulin S. V. Finance : textbook. M. : Knorus, 2010.

4. Zyryanova T. V., Terekhova O. E. Internal audit as an assessment of the reliability and effectiveness of the internal control system of internal control // Economic analysis: theory and practice. M. : Finance and credit, 2006.

5. Ovsyannikov L. N. Reforms of the state financial control. М. : Finance, 2010. 56 р.

6. Petrov A. Y. State financial control. М. : Finance, 2010.

7. Terekhova E. Audit as an independent view of financial control // State and law. 2011. № 11. 158 р.

8. Terekhova O. E., Zyryanova T. V. To the question about the integration of the state financial control and auditing // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2007. № 5. Р. 25-30.

9. Shavrov V. A. Financial law of the Russian Federation : tutorial. М., 2011. 318 p.

10. Shuplecova Yu. I. Financial law : lecture notes. M. : Yurait, 2012. 145 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.