Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / TAX CONSULTANT / TAX ADVICE / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевнина Галина Витальевна

В состав деятельности налогового консультанта входят услуги консультирования по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, налоговому планированию, составлению налоговой отчетности и предоставлению ее в налоговые органы. Соблюдение принципов налогового консультирования при оказании данных услуг - необходимое условие эффективности деятельности налогового консультанта, что свидетельствует об актуальности проблемы интеграции состава и содержания принципов при оказании различных видов услуг налогового консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Principles of Tax Consultant Job

This issue is devoted to the basic principles of tax consultant job. Tax consultants provide advisory services in questions of tax and fees legislation, tax planning, preparation of tax returns. Compliance of principles of tax consultation is a necessary condition for effectiveness in the tax consultant job to demonstrate the relevance of the problem of principle integration in various kinds of tax consultation service.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТАНТА»

УДК 336.22:338.46:659.235

Шевнина Г.В.

Shevnina G. V.

Основные принципы деятельности налогового консультанта The Basic Principles of Tax Consultant Job

В состав деятельности налогового консультанта входят услуги консультирования по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, налоговому планированию, составлению налоговой отчетности и предоставлению ее в налоговые органы. Соблюдение принципов налогового консультирования при оказании данных услуг - необходимое условие эффективности деятельности налогового консультанта, что свидетельствует об актуальности проблемы интеграции состава и содержания принципов при оказании различных видов услуг налогового консультирования.

This issue is devoted to the basic principles of tax consultant job. Tax consultants provide advisory services in questions of tax and fees legislation, tax planning, preparation of tax returns. Compliance of principles of tax consultation is a necessary condition for effectiveness in the tax consultant job to demonstrate the relevance of the problem of principle integration in various kinds of tax consultation service.

Ключевые слова: налоговый консультант, налоговое консультирование, принципы.

Key words: tax consultant, tax advice, principles.

Рассматривая проблему интеграции принципов деятельности налогового консультанта, следует учесть, что к налоговому консультированию относятся следующие услуги:

1) консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы Российской Федерации (далее - законодательство), подготовке заключений по их применению;

2) стратегическое налоговое планирование для консультируемых лиц, оценка налоговых рисков, а также подготовка рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядку применения налоговых льгот, налоговых вычетов;

3) составление налоговой отчетности (в том числе в электронной форме);

4) подготовка документов, подлежащих представлению консультируемыми лицами в налоговые органы (в том числе в электронной форме);

5) представление налоговой отчетности и других документов (в том числе в электронной форме) консультируемых лиц в налоговые органы (в том числе через оператора электронного документооборота);

6) представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления по вопросам, регулируемым законодательством;

7) информирование консультируемых лиц об изменениях в законодательстве, предусмотренных проектом Федерального закона № 529626-6 от 23.05.2014 г. «О налоговом консультировании» (далее - закон «О налоговом консультировании») [1, п. 1 ст. 1].

В проекте закона «О налоговом консультировании» в составе основных принципов, которые должен соблюдать налоговый консультант, названы следующие:

- законность;

- добровольность;

- профессионализм;

- добросовестность;

- независимость;

- конфиденциальность.

Рассмотрим состав и трактовку принципов в отношении услуг по налоговому консультированию.

Принцип законности означает, что налоговый консультант должен оказывать помощь руководителям и специалистам организации при выработке новой для них точки зрения на суть проблемы и пути ее разрешения с учетом знания законодательства, т.е. не способствовать нарушению законодательства. В РФ отсутствуют нормативные акты, регламентирующие какие-либо особые условия для занятий налоговым консультированием. Поэтому контроль со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что, с одной стороны, может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков-клиентов, с другой - подтолкнуть налогоплательщика к нарушению налогового законодательства. Налоговый консультант должен четко представлять и знать грань между законной консультацией и консультацией, выходящей за рамки закона. Хотя на практике эту грань определить трудно, а иногда невозможно. Налоговое консультирование опирается на знание законодательства в области налогообложения, гражданских и трудовых правоотношений, финансов.

Принцип добровольности. Обращение к налоговому консультанту строится на добровольных началах. Налоговое консультирование обязательно предполагает некоторую внутреннюю работу клиента, которая может осуществляться только добровольно, с опорой на искреннее желание клиента преодолеть трудности и решить проблему. Принцип добровольности тесно связан с принципом разделения ответственности. Клиент сам принимает решение и должен принять это решение об обращении к налоговому консультанту добровольно, так как клиент сам стремится решить сложную проблему, сам ощущает необходимость преодоления проблемной ситуации, сам отвечает за собственные действия [2, с. 6].

Принцип профессионализма предполагает, в первую очередь, поддержание высокой репутации профессии, соблюдение этических норм профессии. Консультант должен оказывать помощь в разрешении нестандартных проблем силами самих руководителей и специалистов организации с использованием уже имеющихся у них знаний и опыта. Консультант должен быть своеобразным «катализатором», запускающим механизм самоорганизации и саморазвития организации; обладать отработанными технологиями решения задач в области, связанной с налогообложением, по вопросам, интересующим клиентов, в сочетании с навыками их описания и структурирования; должен уметь слушать, слышать, понимать и излагать суть получаемой и передаваемой информации. С целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант должен работать со многими организациями, постоянно повышать квалификацию как в области налогообложения, так и смежных областях; обладать обучающим воздействием на персонал организации, обратившейся к нему за услугами. После окончания консультационного проекта руководители и специалисты организации должны уметь самостоятельно ставить и решать задачи аналогичного уровня сложности, что были поставлены перед консультантом.

Кроме того, российскими консультантами были выработаны следующие простые и понятные этические нормы:

- хранить верность слову (обеспечивает надежность в партнерстве и устраняет двойные стандарты в поведении);

- не делать пакостей больших и малых (требует элементарной порядочности, обеспечивает безопасность деловых связей и отношений);

- заботиться об интересах другого (обеспечивает взаимную выгодность деловых отношений, сбалансированность обязательств и ответственности);

- не распространять негативную информацию о ком бы то ни было или о чем бы то ни

было;

- не передавать негативную информацию ее объекту;

- соблюдать «информационную гигиену» (не перегружает окружающих ненужной или несвоевременной информацией);

- не участвовать в склоках и интригах;

- не участвовать в сговорах и конфликтах;

- оказавшись втянутыми в конфликт, следует им управлять, а не плыть по течению.

Принцип добросовестности налогового консультанта предполагает полноту и качество

предоставления услуг, профессиональную компетентность и учет конфликта интересов; определяется полнотой рассмотрения и проработки проблемы клиента, глубиной анализа возможных вариантов решений и реальной помощью при выборе окончательного решения (в форме совета) [2, с. 5].

Принцип независимости в профессиональной деятельности по налоговому консультированию характеризует, с одной стороны, независимость налогового консультанта от государственных органов законодательной и исполнительной власти, с другой - консультационного клиента. Консультант сам должен быть независим от поставщиков продуктов и решений в предметной области, интересующей организацию, если он сам не поставщик этих продуктов или решений; должен быть независим от традиций и неписаных законов, бытующих в организации, при этом быть адаптированным к организационной культуре, сохраняя собственную индивидуальность. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер, основываться только на достоверных данных.

Независимость консультанта состоит из следующих составляющих:

- финансовая независимость означает, что консультант не заинтересован в том, как будет действовать клиент; желание вести в дальнейшем дела с тем же клиентом не должно влиять на объективность совета, дающегося применительно к текущему заданию;

- административная независимость подразумевает, что консультант не подчинен клиенту, и на него не распространяются административные решения последнего;

- эмоциональная независимость означает, что консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут существовать с самого начала или развиваться в ходе выполнения задания.

Принцип конфиденциальности в составе принципов деятельности налоговых консультантов связан с оказанием услуг в области налогообложения. Заключая договор с налоговым консультантом, клиент понимает, что помощь в решении проблем сопровождается раскрытием финансовой информации организации, часто в процессе консультации раскрывается коммерческая тайна - все это требует обеспечения конфиденциальности от налогового консультанта. Знакомство с налоговым консультантом начинается с просьбы поделиться опытом работы по схожим проблемам. Налоговый консультант, рассказывая о решении проблем клиентов, должен помнить о конфиденциальности, т.е. предоставлять информацию о предыдущих работах, услугах, проблемах, причинах их возникновения, решаемые задачи, трудности, результативность и т.п. без названий, имен и прямых аналогий. Обсуждая решенные проблемы клиентов, важно придерживаться нейтральности отзывов о бывших клиентах. Если в процессе обсуждения возникает имя коллеги по профессии или название конкурирующей фирмы, то лучше отзываться о коллегах по профессии, как минимум, в нейтральной форме, но важнее - подчеркнуть их сильные стороны, сформулировать проблемы, за разрешением которых следует обращаться к ним.

В заключение необходимо инициировать следующее: если клиент сам не понимает вопрос, соглашение о конфиденциальности, то нужно ясно сформулировать условия и гарантии предоставления конфиденциальности, подписать соглашение, а в дальнейшем последовательно исполнять его. Для такого обсуждения необходимо иметь домашние заготовки формулировок о конфиденциальности, включить их в проект договора с клиентом. При работе с клиентом необходимо быть открытым при разумном соблюдении собственных интересов и интересов бывших и настоящих клиентов.

По результатам анкетирования, проведенного в 2011-2012 гг. среди налоговых консультантов, можно сделать следующие выводы о налоговом консультанте как представителе профессионального социума:

1. Налоговый консультант - высокообразованный профессионал, имеющий наряду с высшим образованием и аттестатом «Консультант по налогам и сборам» документы о дополнительном профессиональном образовании (64 %), владеющий иностранным языком (70 %). Налоговые консультанты наряду с английским языком (56 %) знают немецкий, итальянский, французский, болгарский, армянский, испанский.

2. Налоговый консультант - это опытный специалист; среди опрошенных специалистов преобладают консультанты, имеющие опыт налогового консультирования более 3 лет (68 %), из них опыт налогового консультирования от 6 до 17 лет имеют 45 % консультантов.

3. Налоговый консультант - специалист, обладающий определенным социальным статусом; 90 % налоговых консультантов занимают должности от ведущего специалиста до руководителя организации, из них:

- 62 % - руководители высшего звена (заместитель директора, директор, главный бухгалтер);

- 38 % - руководители среднего звена (ведущий специалист, заместитель начальника отдела, начальник отдела, заместитель главного бухгалтера).

4. Налоговый консультант - специалист с динамичной профессиональной судьбой, так как в жизни налоговых консультантов произошли значительные изменения по нескольким направлениям, а именно:

- у 94 % налоговых консультантов повысился уровень профессионализма;

- у 63 % налоговых консультантов повысилась должность, или изменилось место работы на лучшее, или увеличился поток обращения клиентов, причем можно наблюдать различную динамику у разных групп налоговых консультантов [3].

5. Налоговый консультант сегодня - это разносторонне образованный специалист, имеющий определенный социальный статус, обладающий уникальным опытом налогового консультирования, являющийся ярким представителем профессиональной элиты, в основе своей деятельности соблюдающий основные принципы налогового консультирования.

Литература

1. О налоговом консультировании : проект федер. закона Рос. Федерации № 529626-6 от 27 мая 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2015).

2. Основы налогового консультирования / под ред. Л. И. Гончаренко М. : Магистр, 2010. 175 с.

3. Перспективы налоговых консультантов из выступления на ежегодной конференции Палаты налоговых консультантов. URL: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=2600 (дата обращения: 20.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.