22
НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА
УДК 629.4.027
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ II ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ КОЛЕС И РЕЛЬСОВ
. С.М. Биттибаев
Казахская академия транспорта и коммуникаций ¡§¡t им. М Тынышпаева
Ma крьшда двцгехктердг домалатудыц жэне рельстерд'щ бузылуыньщ Hezbei ceoenmepi.
Встатье исследуются основные причины разрушения поверхностей катания колес и рельсов.
Иге main reasons of wheel and rail tread destruction are investigated in ¡¡11 the article.
Как известно, условия разрушения поверхностей катания колес подвижного состава и рельсов железнодорожного магистрального пути взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это определяется, прежде всего, динамическим воздействием колес подвижного состава на путь и возмущениями рельсового пути. Как правильно отмечается в работе [1] "возмущения, действующие на подвижной состав, являются наиболее сложной и менее других изученной областью динамики рельсового транспорта что объясняется сложностью взаимодействия колесных пар подвижного состава и пути".
Поверхностные дефекты появляющиеся в процесс эксплу атации как на поверхности катания колес (дефекты 20,21,22 по классификации неисправностей вагонных колесных пар и их элементов), так и на поверхности катания рельсов (дефекты 10, 11, 14, 17 и 18 по классификации дефектов на железнодорожных рельсах) существенно изменяют динамику контакта. Так, выщербины на поверхности контакта колеса с рельсом нарушают плавность качения колесной пары и при высоких скоростях движения вредно отражаются на рельсах, а также на подвижном составе. Выкрашивания поверхностей катания приводят к необходимости преждевременной обточки колесных пар. Как отмечено в |3], в современных условиях работы железнодорожного транспорта и при внедрении роликовых буксовых подшипников борьба с выкрашиванием становится одной
№3, 2006 г.
23
из основных проблем улучшения качества колес. С другой стороны, как показано в [4], за последние десятилетия существенно изменились структура дефектов рельсов. Так, основной вид дефекта - выкрашивание металла на поверхности головки рельсов, составляющий 44,3% от всех видов дефектов рельсов по данным 2000г. по сравнению с 1980г., вырос в 2 раза.
Основными причинами разрушения поверхностей катания юлес и рельсов являются:
- изменения динамических составляющих нагружений, связанных с дефектами на поверхностях катания колес и рельсов;
- увеличение жесткости подрельсового основания;
- отсутствие эффективных методов смазки трущихся поверхностей;
- повышение нагрузки колес подвижного состава.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование динамики и прочности пассажирских вагонов. / под. Ред. С.Н.Соколова.-М: Машиностроение, 1976.-223с.
2. Гура Г.С. "Колесо-рельс": проблемы, противоречия, компромиссы. // Локомотивы.-2006.-№3.-С. 30-33.
3. Ларин Т.В., Девяткин В.П. О природе выкрашивания поверхности катания железнодорожных рельс://Сб. "Контактная прочность машиностроительных материалов" М.: Наука, 1964№-С. 147-151.
4. Повышение надежности пути. / Под ред. В.С Лысюка. М.: Транспорт, 1999.-256 с.
5. Биттибаев С.М. Проблемы прочности элементов транспортных конструкций //Вестник КазАТК, 2003.-№2.-с. 27-31.