Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
НАВЫК / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова В.В.

В статье рассматриваются основные причины нарушений в развитии коммуникативных навыков в группе младших школьников с умственной отсталостью. Приводятся результаты теоретического исследования специализированной литературы и работ педагогов и психологов по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.99

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020 В. В. Кузнецова

обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология e-mail: kolyadova.veronika@mail.ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В статье рассматриваются основные причины нарушений в развитии коммуникативных навыков в группе младших школьников с умственной отсталостью. Приводятся результаты теоретического исследования специализированной литературы и работ педагогов и психологов по данной проблеме.

Ключевые слова: навык, общение, коммуникативные навыки, младший школьный возраст, дети с умственной отсталостью.

В младшем школьном возрасте каждый ребенок активно развивается и познает мир. Для полноценного развития познавательных способностей, социальной сферы и сферы эмоциональных переживаний, играющих важную роль, детям нужно активное общение со сверстниками и взрослыми.

Успешно взаимодействовать с другими людьми ребенку позволяет развитие у него коммуникативных навыков. Они выступают как средство установления социальных контактов, позволяют осуществлять культурное взаимодействие с окружающими людьми.

Когда человек может эффективно налаживать коммуникацию с другими людьми, он может добиться больших успехов в разных сферах социальной жизни -в обучении, в межличностном общении, в сфере профессиональной деятельности.

Коммуникативные навыки представляют собой единство личностных качеств, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде (Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина), проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника [Трофимова 2019 : 10].

Коммуникативные навыки включают в себя умения слушать, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, намерениями, идеями, переживаниями, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [Зайцева 2019 : 6]. Достаточное развитие этих навыков позволяет человеку эффективно организовывать контакты с другими людьми в процессе совместной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков часто бывает затруднено у обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Это связано с тем, что у них обычно отсутствуют навыки межличностного общения в среде нормальных людей, отсутствует речевая инициатива, не сформирована потребность в общении. Часто такие дети имеют неадекватную самооценку, бывают замкнуты и нерешительны. У них

наблюдается речевой негативизм и склонность использовать стереотипы и штампы в речевых конструкциях [Кнапп 2007: 7].

Умственная отсталость представляет собой врожденное или приобретенное стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Люди с умственной отсталостью испытывают определенные затруднения с социализацией на всех уровнях жизнедеятельности [Ермолаев 2013: 4].

В работах В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и других психологов можно найти информацию о том, что к умственной отсталости относятся состояния, которые сопровождаются стойкими и необратимыми нарушениями преимущественно познавательной деятельности и обусловлены органическим повреждением коры головного мозга [Забрамная 2012: 5].

Из-за нарушений в развитии внимания дети с умственной отсталостью склонны часто отвлекаться в процессе общения, переставать слушать собеседника, могут забывать то, о чем говорили. Особенно это заметно, когда есть какие-то внешние раздражители - посторонние звуки, шумы, яркие предметы в поле зрения, посторонние люди.

В.Г. Петрова изучала особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста. В результате исследований она выявила следующее.

У таких детей чаще, чем у сверстников с нормальным развитием, встречаются нарушения в развитии сферы общения и коммуникативных навыков. Причин этому несколько [Петрова 2002: 9].

В качестве первой из причин В.Г. Петрова называет проблемы с развитием речи у обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста. У них обычно речь появляется позже, чем у нормально развивающихся сверстников. К тому же наблюдается недоразвитие всех ее компонентов. Интеллектуальное недоразвитие не позволяет таким детям строить свои высказывания грамотно, выразить мысль полно. Часто у них можно наблюдать речевой негативизм, безынициативность, использование штампов в речи и т.п. Поэтому их речь не позволяет им выстраивать с другими людьми полноценного речевого общения. Это значительно тормозит развитие сферы общения таких детей. У таких детей часто бывают нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая (М.Ф. Гнездилов). У них также есть трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Это ведет к снижению потребности в речевом общении.

Второй важной причиной проблем с развитием коммуникативных навыков таких детей В.Г. Петрова называет недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Дети с умственной отсталостью склонны к резким перепадам настроения, их эмоции нестабильны и часто бедны. Свои эмоции они часто выражают неадекватно, эмоции окружающих не всегда могут правильно распознавать. Это негативно влияет на способность устанавливать и налаживать контакты с другими людьми [Там же].

Они редко активно использую мимику и жестикуляцию, общаясь с другими людьми. Их мимика и жесты обычно вялые и однообразные [Немов 2004: 8].

Другой автор, который изучал эту проблему, - Э.В. Якубовская выяснила, что у обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста с нарушениями идет формирование отношений личностного и делового характера. Причины этого исследователь видит в малой коммуникабельности таких детей, неспособности осознавать в полной мере характер складывающихся отношений с другими людьми, склонности к неадекватным реакциям при общении с людьми. Дети не только

Кузнецова В. В. Основные причины проблем в развитии коммуникативных навыков

в группе обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста

затрудняются распознавать эмоции собеседника, но и не всегда могут понимать их интересы [Борисова 2017].

Это связано с тем, что у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью еще не происходит преодоления эгоцентрической позиции. Это также отличает их от сверстников с нормальным развитием. По этой причине они могут приписывать собеседнику собственные мысли, эмоции, вместо того чтобы «встать на их место» и понять их мысли. Происходит «застревание» на собственной точке зрения. Поэтому для них часто оказывается недоступно такое коммуникативное действие, как кооперация, предполагающая сотрудничество с другими людьми. Им сложно о чем-то договариваться, согласовывать свои действия с собеседником. Это ведет к проблемам в коллективной деятельности детей, потому что дети будут выполнять действия в соответствии с собственным планом.

Одной из причин нарушений в развитии коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью является характерное снижение активности во всех видах деятельности. Поскольку они малоактивны в общении, не стремятся устанавливать контакты с другими людьми, их коммуникативные навыки формируются замедленно [Емельянова 2009: 3].

Ситуация осложняется тем фактом, что у таких детей часто не хватает опыта общения в среде нормальных людей. Поэтому им не хватает «наглядного образца» грамотной речи, правильного построения высказываний, налаживания коммуникаций с собеседником.

К этому можно добавить результаты исследований Л.С. Выготского. Он выявил, что такие дети чаще общаются с теми, у кого тоже есть интеллектуальные нарушения. Причем часто предпочитают общение с детьми, имеющими более тяжелые интеллектуальные нарушения. Это позволяет им проявлять к ним заботу, социальную активность и тем самым удовлетворять потребность в контроле и признании. Для детей, с которыми они общаются, становится доступно общение с более активным субъектом, который неосознанно воспринимается как идеал [Выготский 2005: 2]. Это благоприятно отражается на их развитии. Но все же недостаток общения со сверстниками с нормальным развитием отражается на развитии их коммуникативных навыков сильнее.

Таким образом, затруднения в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью обусловлены различными причинами. Их речь отстает в развитии и не может обеспечить качественное взаимодействие с окружающими. Это ведет к обеднению всех видов речевой деятельности. Дефицитарность речемыслительных средств приводит к возникновению речевого негативизма, стереотипов и штампов в использовании речевых конструкций. Из-за этого у них нет речевой инициативы.

Из-за нарушений в развитии внимания они склонны отвлекаться в процессе общения, забывать, о чем говорили, перестают слушать собеседника. Из-за нарушений эмоционально-волевой сферы они с трудом могут выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих.

В целом у них низкая социальная активность. Такие дети предпочитают общаться с теми детьми, у кого интеллектуальное нарушение тяжелее. Они могут проявлять к ним заботу, активность, что дает им реализацию потребности в контроле и признании. Ребенку с более тяжелым нарушением это позволяет реализовать потребность в общении с более активным субъектом.

У таких детей медленнее формируются отношения личностного и делового характера. Это происходит из-за их малой коммуникабельности, затруднений в

осознании характера отношений с другими людьми, склонности к неадекватным реакциям в ситуации общения.

В качестве итога можно сказать, что нарушения интеллектуального развития, речи, эмоционально-волевой сферы, внимания, которые характерны для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, негативно влияют на процесс развития у них коммуникативных навыков.

Библиографический список

Борисова Е.С. Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. №22. С. 395398. URL: https://moluch.ru/archive/156/44129/ (дата обращения: 17.01.2020).

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. №1. С. 86-96.

Ермолаев Д. О. Социализация детей с интеллектуальными недостатками развития [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. №9-1. С. 32-36. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=32172 (дата обращения: 17.01.2020).

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Астрель, 2012. 91 с.

Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm (дата обращения: 17.01.2020).

КнаппМ.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2007. 308 с.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2004.

571 с.

Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 160 с.

Трофимова О.В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2019. С. 105-110. URL : https://cyberleninka.ru/artide/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommumkativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika/viewer (дата обращения: 17.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.