Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378). Право. Вып. 44. С. 150-155.
УДК 343.9 ББК 67.7
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
A. П. Некрасов
ФГБОУ ВПО «Самарский юридический институт ФСИНРоссии», Самара, Россия
B. А. Шиханов
ФГБОУ ВПО «Самарский юридический институт ФСИН России», Самара, Россия
Рассматриваются групповая преступность несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях ФСИН России, виды преступлений, а также их профилактика.
Ключевые слова: групповая преступность несовершеннолетних, пенитенциарные учреждения, детерминант, криминальная активность, профилактика.
Групповая преступность несовершеннолетних в местах лишения свободы связана непосредственно с особенностями протекания негативных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и обусловлена спецификой пенитенциарной системы, поэтому объектом профилактики является именно детерминационный механизм преступного поведения подростков, со -держащихся в воспитательных колониях (ВК).
Очень много факторов свидетельствуют о том, что преступная активность несовершеннолетних осужденных в значительной степени проявляется в групповых посягательствах. Проведенный нами анализ показал, что увеличивается количество устойчивых преступных групп в силу определенных причин в воспитательных учреждениях. Это множество индивидуальных качеств самого несовершеннолетнего преступника: его физические данные, рост, тембр голоса, продолжающееся развитие его физических данных (иногда благодаря им он и становится лидером), возраст, поддержка со стороны авторитетов, содержащихся в местах лишения свободы, лидерство, позиция презрения к общественным советам в воспитательных колониях, отказ от работы, гордость за наложение взысканий, издевательства над сверстниками и т. д. Отдельный вопрос — каково воспитание такого несовершеннолетнего, как он учится в школе, кто его родители, с кем из сверстников он общается и пр. Все упомянутые факторы при негативном стечении обстоятельств крайне отрицательно влияют на поведение несовершеннолетнего.
Существуют многочисленные подходы к определению детерминантов преступности, однако
с нашей точки зрения наиболее эффективным методом изучения проблемы групповой преступности несовершеннолетних осужденных является комплексный подход, с помощью которого представляется возможным системно рассмотреть наиболее характерные социально негативные явления, оказывающие воздействие на подростков, а также выделить составные элементы детерминантов групповой пенитенциарной преступности, установить их связь между собой.
Не вызывает сомнений, что общетеоретическое понятие детерминантов и уровень их влияния (общесоциальный, социально-психологический) распространяются на всю групповую преступность несовершеннолетних, но детерминанты групповой подростковой преступности в местах лишения свободы обладают выраженной спецификой, о которой сказано выше.
Рассматривая общесоциальные детерминанты групповой преступности несовершеннолетних осужденных, следует акцентировать внимание на ряде моментов. Так, содержание и направленность общественных процессов в России определяются многослойным наложением кризисных явлений в ювенальной сфере, области культуры, идеологии. Наблюдается нарастающий кризис механизмов воспроизводства культурных и нравственных ценностей, что наиболее зримо проявляется в утрате людьми различных возрастных категорий прежних ориентиров самоопределения. Ни для кого не секрет, что сегодняшняя экономическая, социально-политическая, финансовая политика сказывается и на пенитенциарной сфере, особенно на подрастающем поколении. Известно, что на сегодняшний день социально-
экономический кризис будет только углубляться, и это, несомненно, отразится и на пенитенциарных учреждениях, в том числе на воспитательных колониях. В первую очередь он коснется вопросов дисциплины, она не будет отвечать тем требованиям, на которые расчитывают сотрудники УИС. Возрастет групповая преступность среди несовершеннолетних по таким видам преступлений, как насильственная преступность, незаконный оборот наркотических средств, побеги и др.
Важнейшим общесоциальным детерминантом криминальной активности несовершеннолетних является отсутствие внятной ювенальной политики, молодежных, спортивных программ. С конца ХХ столетия в стране наблюдается снижение материальных затрат на развитие образования, охрану здоровья детей и подростков, материнства и детства. Ежегодно снижаются объемы предоставляемых семьям социальных услуг, в итоге досуговая среда теряет положительные формы и криминализируется. Российские ученые-юристы указывают, что государство не может нормально обеспечить реализацию основного конституционного права несовершеннолетних — права развиваться в сфере культурно-массовых мероприятий.
Для подросткового возраста характерны высокая зависимость от микросреды (семейного окружения, друзей, компании), несформированность четких социальных установок и жизненной позиции, а первичная социально-профессиональная дифференциация во многом определяется внешними обстоятельствами.
Практика показывает, что деструктивные процессы, сопровождающие преобразования в стране, существенно ослабили прежде всего семью как важный социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их моральное и интеллектуальное развитие. Нужно признать такое социально-общественное явление, как бесконтрольность несовершеннолетних, которые предоставлены сами себе и среди которых вполне обычны курение, алкоголизм, аморальный образ жизни и прочее — вот главные причины социальных преступлений подростков. Следует констатировать отсутствие на государственном уровне социальных программ занятости несовершеннолетних.
Разрушение родительской семьи оказывает существенное влияние на преступность как самих
несовершеннолетних, так и против них. Изучив причины и условия, способствующие совершению преступлений подростками, правоведы убедительно доказали, что в большинстве своем наиболее криминогенным фактором, продуцирующим противоправное поведение детей и подрост -ков, является кризисная, неблагополучная, незащищенная и необеспеченная родительская семья. Именно она чаще всего и наиболее интенсивно формирует личность, способную совершать преступления. Защита семьи и детей — это приоритет, на который должно ориентироваться любое государство.
Значительное число подростков, попадая в места лишения свободы, уже имеют девиантные наклонности, своеобразные привычки и навыки, а в ряде случаев выраженный стереотип преступного поведения. Стоит особо подчеркнуть, что процент неблагополучия малолетних и несовершеннолетних в учебе возрастает с каждым годом как среди мальчиков, так и среди девочек. Нетрудно спрогнозировать их дальнейшую судьбу, прогрессирование разрушения моральных устоев. Алкоголь, проституция, бродяжничество, попрошайничество — вот далеко не полный перечень негативных явлений, толкающих на совершение преступлений.
Поведение несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы отражает сложившуюся социальную и криминальную ситуацию как в пенитенциарной системе, так и в обществе в целом. Следует особо заметить, что различные деструктивные процессы имеют свое продолжение и в учреждениях, обеспечивающих изоляцию преступников от общества, поэтому при оценке криминальной обстановки в них должны учитываться и внешние социальные факторы, в обществе, и внутренние, тюремные.
Немаловажным фактором для несовершеннолетних является и криминальная субкультура, которая побуждает к самоутверждению в местах лишения свободы и даже добиваться лидерства в преступных группировках. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые нашему гражданскому обществу ценности, традиции, нормы, различные ритуалы преступников; здесь происходит непосредственное и жесткое регулирование криминальной деятельности этих лиц, их образ жизни. Носителями криминальной субкультуры являются преступные группы в составе преступников и рецидивистов. Представляя собой единое целое, криминальная субкультура
с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем, противостоящих культуре официального общества. Можно сказать, что субкультура в какой-то мере нивелирует классическую культуру в целом.
Причины и условия преступного поведения в местах лишения свободы О. В. Старков подразделяет на внутренние и внешние. По его мнению, внутренней причиной является криминогенная мотивация осужденного, в первую очередь мотивация для поддержания престижа, завоевания авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную, корыстную, а внутренними условиями — особенности психофизиологической и психологической среды осужденных: невротические отклонения, негативные ценностные ориентации, эмоциональная неустойчивость, повышенная самооценка, упрямство, различные психические состояния (печаль, уныние, депрессия и пр.). Внешними причинами и условиями выступают криминогенная конфликтная ситуация и особенности микросреды осужденных. О. В. Старков также сделал попытку раскрыть факторы, относящиеся к организации процесса исполнения наказания. К таковым он относит технические и организационно-управленческие условия [7. С. 103-115].
Одной из важнейших причин возобновления криминальной активности осужденных (как взрослых, так и подростков) Г. Ф. Хохряков считает психические состояния, вызывающие у них внутреннюю напряженность (неуверенность, агрессивность, возбудимость, опасения, страхи, тревожность, мнительность, эмоциональную неустойчивость недоверчивость, обидчивость, подозрительность, беспокойство, раздражительность, враждебность, нерешительность). Вторая причина — консолидация осужденных, усиливающая их отчужденность от общества, администрации учреждения. И, наконец, криминальная самоорганизация (в том числе формирование преступных групп) выступает в качестве третьей причины, персонифицирующей конфликт. Автономные, субкультуральные ценности осужденных также определяют принципы поведения и нормопоря-док в их кругу [9. С. 296-327].
Высокий процент подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, с огромным трудом приспосабливается к требованиям режима, труду, учебе, воспитательному воздействию. Это связано с тем, что ранее несовершеннолетние были лишены контроля со стороны родите-
лей, проводили большую часть времени на улице, демонстрировали асоциальное поведение. В то же время высокая адаптация к уличной среде, маргинальным компаниям способствует активному поиску отрицательных лидеров в местах лишения свободы.
Неформальная структура взаимоотношений осужденных в значительной степени обусловливает их линию поведения, а также происходящие в воспитательных колониях явления и процессы. Борьба каждого подростка за положение (статус) в неформальной иерархической структуре служит постоянным источником межличностных и межгрупповых противоречий.
Анализ процесса образования и функционирования преступных группировок несовершеннолетних осужденных позволяет утверждать, что они существуют каждом отряде, являясь продуктом специфичной микросреды. Подростковые преступные группировки объединяют все категории осужденных (отрицательно, положительно и нейтрально настроенных). Наибольшее количество преступных группировок образуется в микросреде отрицательной части осужденных [1. С. 100-131; 2. С. 17-18].
Именно отрицательные группировки осужденных, демонстрируя свою власть в исправительном учреждении (ИУ), конкурируют между собой, создают криминогенную атмосферу враждебности, организуют разборки, распространение провокационных слухов, приводящих к криминальным конфликтам [3. С. 55-60].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преступные группировки несовершеннолетних осужденных возникают в воспитательных колониях стихийно, в силу попустительства сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Между тем необходима организация воспитательного процесса по отношению к несовершеннолетним, специальные индивидуальные беседы, а также применение к ним всех нормативных и подзаконных актов, направленных на их исправление и воспитание. Поскольку криминологическая профилактика есть главное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, главным средством обеспечения безопасности УИС от криминальных угроз является пенитенциарная профилактика несовершеннолетних.
Пенитенциарная профилактика несовершеннолетних должна рассматриваться как вид практики на концептуальной научной основе, направлен-
ной на недопущение антиобщественных проявлений в местах лишения свободы. Профилактика выступает как определенная совокупность идей, концепций, научных гипотез, проектов, практических решений, нацеленных на обеспечение соответствующей деятельности государства и общества.
Пенитенциарная профилактика преступлений в воспитательных колониях призвана исключить антиобщественное поведение и тем самым создать условия нормального функционирования учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Изложенное позволяет определить пенитенциарную профилактику преступлений как совокупность мер по выявлению и устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминантов преступности в местах лишения свободы.
Кроме того, пенитенциарная профилактика преступлений в ВК представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью в местах лишения свободы, обеспечивает выявле -ние и устранение ее корней, истоков, предупреждает возможность совершить преступление в условиях изоляции, а также воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силу и легче поддаются устранению. Целью пенитенциарной профилактики преступлений является противодействие криминальным процессам, происходящим в ВК. Ее достижению способствует решение соответствующих задач. Они состоят не только в том, чтобы обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к профилактическому воздействию, но и в том, чтобы постоянно приводить это воздействие в соответствие с данными требованиями. Задачи, таким образом, способствуют практическому достижению целей профилактики и сводятся к следующему: выявление, устранение или нейтрализация причин преступлений и условий, способствующих их совершению, индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с антиобщественным поведением, предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений [12. С. 72-78].
Традиционно в криминологии профилактику преступлений принято разделять на общую и индивидуальную. Пенитенциарная профилактика преступлений не является исключением. Оперируя теми же категориями, что и в сфере профилактики преступлений в целом, пенитенциарная выступает ее самостоятельной частью.
Под общей профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать деятельность ВК и ИУ по обеспечению законопослушного поведения осужденных в период отбывания наказания. Это сдерживающее воздействие на осужденных, исходящее от социальных норм, и соответствующая деятельность всех субъектов пенитенциарного профилактического воздействия.
Общей профилактика является потому, что включает в себя меры, которые специально не направлены на предупреждение пенитенциарных преступлений. К ним можно отнести, например, улучшение жилищных условий осужденных, лечение и питание, укрепление их связей с родственниками и близкими, но вместе с тем они соз -дают условия по предотвращению преступлений.
Любой сотрудник исправительного учреждения — это воспитатель, и он является носителем пенитенциарной профилактики преступлений. Таким образом, субъекты исправительного воздействия в пенитенциарных учреждениях независимо от своего функционального предназначения решают вопросы общей профилактики.
Непосредственная профилактики пенитенциарных преступлений заключается в организации и осуществлении превентивной деятельности, конкретно направленной на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности [10].
Специальный криминологический уровень пенитенциарной профилактики преступлений включает различные мероприятия, в том числе с участием оперативно-розыскных подразделений. Эти мероприятия направлены специально на недопущение совершения преступлений также и в конкретных группах, где складываются конфликтные ситуации, отмечаются отрицательные явления, формируются антиобщественные установки [4].
Переход от общей и специальной профилактики к индивидуальной есть движение в сторону конкретного, поскольку не общая, а именно индивидуальная профилактика представляет собой так называемый личностный уровень, для которого характерны особые качества, обусловленные спецификой работы с каждым конкретным осужденным [5].
Основными элементами системы индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях выступают: во-первых, тщательное изучение осужденных для выявления среди них тех,
кто может встать на путь совершения преступлений; во-вторых, определение основных мер и мероприятий, с помощью которых можно было бы осуществлять такую работу; в-третьих, выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия [8].
Однако не все осужденные, ведущие антиобщественный образ жизни в местах лишения свободы, совершают или могут совершить преступление. Следовательно, и индивидуальная профилактическая деятельность может проводиться в том случае, если есть данные о том, что конкретное лицо может совершить уголовно наказуемое деяние. Можно разделить индивидуальную профилактику на раннюю и непосредственную, в последнем случае она иногда совпадает с предотвращением преступлений.
Под ранней профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать целенаправлен-
ную воспитательную работу, осуществляемую специально уполномоченными субъектами, например на первых этапах отбывания наказания, когда осужденный лишь адаптируется к условиям жизни в ИУ. Профилактический характер мероприятий определяется его реальным поведением.
Следовательно, правильное определение уровней профилактической деятельности имеет большое значение для создания целостной и стройной системы профилактики применительно к иерархии причин и условий, способствующих совершению преступлений, для разработки конкретных и специфических форм и средств предупредительной деятельности.
Эффективность профилактической деятельности на всех указанных уровнях тесно связана с тем, насколько каждый из субъектов Федеральной системы исполнения наказаний включен в общую систему профилактики антиобщественного поведения.
Список литературы
1. Брезгин, Н. И. Криминальная обстановка (ситуация) в исправительных учреждениях России. Теоретические и прикладные проблемы / Н. И. Брезгин. - Рязань, 2006.
2. Буянов, А. О. Предупреждение насилия в среде осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. О. Буянов. - М., 1996. - С. 17-18.
3. Власенко, В. Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений / В. Г. Власенко // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы : сб. науч. ст. ; под ред. проф. В. В. Козлова. - Саратов, 2008.
4. Дмитриев, В. С. Находчивость и настойчивость подростков помогла разоблачить убийство / В. С. Дмитриев // Следств. практика. - 2015. - Вып. 73. - С. 40-44.
5. Лавров, В. П. Актуальные проблемы научно-прикладных исследований в современной криминалистике / В. П. Лавров // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Всероссийский «круглый стол» 15-16 июня 2009 г. : сб. тез. Ростов н/Д., 2009. С. 145-149.
6. Меркушов, А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних / А. Мер-кушов // Рос. юстиция. - 2008. - № 6. - С. 26-29.
7. Старков, О. В. Основы криминопенологии / О. В. Старков. - Уфа, 2015.
8. Текеев, А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних / А. Теке-ев // Рос. юстиция. - 2008. - № 5. - С. 11-15.
9. Хохряков, Г. Ф. Криминология / Г. Ф. Хохряков ; отв. ред. В. Н. Кудрявцев. - М., 2014.
10. Ченцова, Л. В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними / Л. В. Ченцова // Следователь. - 2005. - № 7. - С. 41-45.
11. Шабалин, С. Н. Развитие понимания реального значения единиц времени у школьников 1-7 классов / С. Н. Шабалин // Ученые записки Московского пединститута им. А. И. Герцена. Т. 96. - М., 2004.
12. Щеглов, М. Е. Педагог как участник допроса несовершеннолетних / М. Е. Щеглов // Следователь сегодня : материалы науч.-практ. конф. (08.12.2009). - Саратов, 2009.
Сведения об авторах
Некрасов Александр Петрович — профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Самарского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, Самара, Россия. ugp@csu.ru
Шиханов Вячеслав Александрович — адъюнкт кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе Самарского юридического института ФСИН России, Самара, Россия. ugp@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 150-155.
THE MAIN REASONS FOR CRIME OF MINORS IN PENAL INSTITUTIONS
AND PREVENTION MEASURES
A. P. Nekrasov
Samara Legal Institute of FSIN of Russia, Samara, Russia. ugp@csu.ru
V. A. Shikhanov
Samara Legal Institute of FSIN of Russia, Samara, Russia. ugp@csu.ru
Attention of readers in article with concentration on group crime of minors in penal institutions of FSIN of
Russia, types of crimes and also their prevention.
Keywords: group crime of minors, penitentiary establishments, determinant, criminal activity, prevention.
References
1. Brezgin N.I. Kriminal 'naya obstanovka (situatsiya) v ispravitel 'nyh uchrezhdeniyah Rossii. Teoreticheskie i prikladnye problem [A criminal situation (situation) in correctional facilities of Russia. Theoretical and applied problems]. Ryazan, 2006. (In Russ.).
2. Buyanov A.O. Preduprezhdenie nasiliya v srede osuzhdennyh k lisheniyu svobody: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The prevention of violence in the environment of condemned to imprisonment. Abstract of thesis]. Moscow, 1996. (In Russ.).
3. Vlasenko V.G. Vzaimodeystviye sledovatelya i specialistovpri rassledovaniiprestupleniy [Interaction of the investigator and experts at investigation of crimes]. Saratov, 2008. (In Russ.).
4. Dmitry V.S. Nakhodchivost' i nastoychivost' podrostkov pomogla razoblachit' ubiystvo [Nakhodchivost and persistence of teenagers helped to expose murder]. Sledstvennayapraktika [Investigative practice], 2015, no. 73, pp. 40-44. (In Russ.).
5. Lavrov V.P. Aktual 'nye problemy nauchno-prikladnyh issledovaniy v sovremennoy kriminalistike. Krimi-nalistika: aktual'nye voprosy teorii i praktiki. Vserossiyskiy «kruglyy stol» 15-16 iyunya 2009 g. [Actual problems of scientific applied researches in modern criminalistics]. Rostov, 2009. (In Russ.).
6. Merkushov A. Praktika rassmotreniya ugolovnyh del v otnoshenii nesovershennoletnih [Practice of consideration of criminal cases concerning minors]. Rossiyskaya yustitsiya [Russian justice], 2008, no. 6, pp. 2629. (In Russ.).
7. Starkov O.V. Osnovy kriminopenologii [Criminopenology bases]. Ufa, 2015. (In Russ.).
8. Tekeev A. Osobennosti sudebnogo razbiratel'stva del s uchastiem nesovershennoletnih [Features of judicial proceedings of affairs with participation of minors]. Rossiyskaya yustitsiya [Russian justice], 2008, 5, pp. 11-15. (In Russ.).
9. Hohryakov G.F., Kudryavtsev V.N. (ed.). Kriminologiya. [Criminology]. Moscow, 2014. (In Russ.).
10. Chentsova L.V. Nekotorye psikhologicheskie i pravovye problemy rassledovaniya prestupleniy, soversh-ennyh nesovershennoletnimi [Some psychological and legal problems of investigation of the crimes committed by minors]. Sledovatel' [Investigator], 2005, no. 7, pp. 41-45. (In Russ.).
11. Shabalin S.N. Razvitieponimaniya real 'nogo znacheniya edinits vremeni u shkol 'nikov 1-7 klassov [Development of understanding of real value of units of time in school students of 1-7 classes]. Moscow, 2004. (In Russ.).
12. Shcheglov M.E. Pedagog kak uchastnik doprosa nesovershennoletnih. Sledovatel' segodnya [Pedagog as participant of interrogation of minors]. Saratov, 2009. (In Russ.).