Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1913
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ВИДЫ БУЛЛИНГА / АГРЕССИЯ / ПРИЧИНЫ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Череватая Ю.Н.

В данной статье вводится понятие подросткового буллинга, а также рассматриваются причины и последствия его возникновения. Особенное внимание уделяется видам буллинга, его характерным чертам, мотивам, и психологии поведения его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES AND EFFECTS OCCURRENCE OF BULLING AMONG ADOLESCENTS

This article introduces the concept of teenage bullying, and examines the causes and consequences of its occurrence. Particular attention is paid to the types of bullying, its characteristics, motives, and the psychology of behavior of its participants.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 316.48

Череватая Ю.Н.

студентка 2-го курса магистратуры направления «Конфликтология» Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в данной статье вводится понятие подросткового буллинга, а также рассматриваются причины и последствия его возникновения. Особенное внимание уделяется видам буллинга, его характерным чертам, мотивам, и психологии поведения его участников.

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, агрессия, причины, негативные последствия.

Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в жизни человека, и чуть ли не важнейшим этапом становления личности. Подростки учатся воспринимать реальность таковой, какая она есть, и адекватно реагировать на вызовы окружающего их мира, который уже перестает быть таким «радужным», каким мог казаться в раннем детстве, когда они были постоянно окружены родителями, близкими и друзьями. Они прошли первый этап социализации в кругу семьи, однако не исключено, что родители приняли решение перед школой отправить детей в детский сад. Однако же, стоит заметить, что на сегодняшний день можно наблюдать относительное сокращение такой тенденции среди молодых семей по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад. Пребывание в детском саду для ребенка может стать весьма полезным опытом при переходе в школу. Ребенок в данном случае уже будет уметь общаться со сверстниками и проявлять некоторую степень гибкости в общении

с одноклассниками. Тем не менее детский сад нельзя полностью определять как поле для свободного развития индивида, поскольку в детском саду влияние взрослых все еще велико, и контроль над попытками детей взаимодействий со сверстниками весьма велик. Школа же дает больше свободы для развития, общения, изучения. Однако существует довольно много вызовов, обусловленных предоставлением некой степени самостоятельности с расчетом на дальнейшее развитие индивида. Главной опасностью для развития ребенка может послужить так называемый «буллинг». Для дальнейшего изучения его причин и последствий следует определить, что являет собой данное понятие.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других при наличии неравенства сил. При этом жертва демонстрирует, как сильно ее это задевает, что создает возможность трансформации таких действий в регулярную травлю. Если говорить более подробно, то буллинг - это школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Цель буллинга -вызов страха у объекта травли с целью подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического давления и физического притеснения.

Характерные черты буллинга:

• Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.

• Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Существует два основных вида буллинга: прямой и косвенный. Прямой буллинг предполагает открытое воздействие: избиения, оскорбления. Косвенный - непрямые способы влияния и давления, например, распространение слухов или объявление бойкота (намеренные игнорирования одним или группой одноклассников).

Также существует классификация буллинга по направленности. Таким образом, буллинг бывает между:

- двумя учениками;

- несколькими учениками и учеником;

- учителем и учеником и наоборот;

- учителем и несколькими учениками и наоборот (в некоторых случаях и всем классом).

По особенности содержания можно выделить 4 основных вида буллинга:

• Физический: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Является самым распространенным и явным типом буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается среди учеников средних классов (5-8 класс), а к старшим классам исчезает. Такое распространение оправдано юридически, поскольку 14-15 лет - возраст начала уголовной ответственности, и данный возрастной период приходится в среднем на 8-9 класс.

• Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Этот вид буллинга очень часто выходит и за пределы школы, однако в школе может встречаться даже в младших классах. Существуют также случаи подобных взаимодействий между школьниками разных возрастов, например, средних и младших классов, либо средних и старших, где давление исходит от ученика или группы учеников наиболее старшей возрастной группы.

• Социально-психологический буллинг: распространение сплетен и слухов, игнорирование, недопуск к общим делам группы и мероприятиям, выставление на посмешище, манипуляции. Данный тип буллинга актуален для всех возрастов, но гораздо чаще остается незамеченным. Следует отметить, что именно этот тип вызывает самые сильные эмоциональные потрясения у жертвы.

• Электронный (виртуальный) буллинг: предполагает травлю через телефонные звонки, записки по электронной почте и мессенджерам, а также травлю в социальных сетях. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц,

отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных и их обнародование.

Буллинг можно охарактеризовать как неадекватную асоциальную попытку самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

• привлечение внимания со стороны взрослых и сверстников

• демонстрация силы;

• утаивание неуверенности и страхов;

• удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия — это защитная реакция психики, и потому можно

предположить, что агрессоры ощущают тревогу, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. Артур Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

• Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.

• Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков - агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой, порой даже завышенной и граничащей с нарциссизмом.

• Тревожность. При этом типе булли сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально -личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.

• Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им недоступны другие способы самоутверждения.

Стоит отметить, что наблюдение за отношениями в подростковом коллективе является очень важным моментом. Если ребенок на протяжении всего школьного обучения не меняет класс и окружение, укореняется определенная иерархия среди детей, внутри которой существуют свои лидеры, их окружение и жертвы. Некоторые и до конца могут быть непричастными, оставаясь абсолютно безразличными к жизни класса и отношениям между сверстниками. Формирование коллективов в школах происходит по-разному: некоторые классы перемешивают, некоторые школы принимают учеников лишь после 7-8 класса (как правило, это специализированные школы, лицеи, гимназии). Однако иной раз бывает и так, что детей, подвергшихся травле в школе, родители вынуждены переводить в другие учебные заведения. А дети в свою очередь должны вновь вливаться в новый коллектив, проходить социальную стратификацию среди новых людей, утверждаться заново. А это тоже может являться большой проблемой для тех, кто уже подвергся буллингу ранее и не решил эту проблему. В данном случае подростки бывают затравлены настолько, что находятся в постоянном страхе и закрываются в себе. Это негативно влияет на учебу, отношения в семье и в целом на дальнейшее развитие подростка как личности.

Буллинг может привести к различным негативным последствиям: психологические травмы, возникновение неврозов и фобий, попытки изоляции от общества. Наиболее острыми последствиями травмы являются суицид и убийство. Когда травля переходит всякие рамки, как уже говорилось ранее, в данном случае насилие может породить еще большее насилие.

К сожалению, многие учителя и родители не воспринимают данную проблему всерьез. Поэтому в таких случаях подростки вынуждены сами справляться с проблемами в школе. Некоторых это закаляет и воспитывает в них стержень для будущего успешного взаимодействия в обществе. Однако есть те, кто не справляется, и это ведет к очередным личным трагедиям многих не успевших сформироваться и проявить себя индивидов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Буллинг причины, формы, профилактика [Электронный ресурс]: http://skazka-ozersk.ru/2018-2019/bezopasmst/bullmg-prichmy-formy-profilaktika.pdf (дата обращения: 01.03.2021);

Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа, 2006 - № 11;

Трошина С. Советы психолога [Электронный ресурс]: https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html#i-10 (дата обращения: 01.03.2021).

Cherevataya Y.N.

2nd year student of the program Conflictology Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

CAUSES AND EFFECTS OCCURRENCE OF BULLING AMONG ADOLESCENTS

Abstract: this article introduces the concept of teenage bullying, and examines the causes and consequences of its occurrence. Particular attention is paid to the types of bullying, its characteristics, motives, and the psychology of behavior of its participants.

Keywords: bullying, types of bullying, aggression, reasons, negative consequences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.