Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБХСС В УБХСС'

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБХСС В УБХСС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ОБХСС / УБХСС / ОТДЕЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вафин Максим Олегович

В данной статье были выявлены и проанализированы факторы, которые предопределили необходимость по реорганизации Отдела БХСС в Управление БХСС, находившихся в системе Главного управления милиции НКВД-МВД СССР во второй половине 1940-х гг. В общих чертах рассмотрены детерминанты, которые привели к трансформации в первые послевоенные годы всей системы органов исполнительной власти Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вафин Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PREREQUISITES FOR THE TRANSFORMATION OF OBHSS INTO UBHSS

This article identifies and analyzes the factors that predetermined the need to reorganize the BHSS Division into the BHSS Department, which were in the system of the Main Police Department of the NKVD-Ministry of Internal Affairs of the USSR in the second half of the 1940s. In general terms, the determinants that led to the transformation in the first post-war years of the entire system of executive authorities of the Soviet Union are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБХСС В УБХСС»

Научная статья Original article УДК 94(47)

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБХСС В УБХСС

THE MAIN PREREQUISITES FOR THE TRANSFORMATION OF OBHSS

INTO UBHSS

ЁШ

Вафин Максим Олегович, адъюнкт, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт МВД России», (680020 Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15), [email protected]

Maxim O. Vafin, postgraduate student, Far Eastern Home Ministry Law Institute of the Russia, (15 per. Kazarmennyi, Khabarovsk, 680020 Russia), [email protected]

Аннотация. В данной статье были выявлены и проанализированы факторы, которые предопределили необходимость по реорганизации Отдела БХСС в Управление БХСС, находившихся в системе Главного управления милиции НКВД-МВД СССР во второй половине 1940-х гг. В общих чертах рассмотрены детерминанты, которые привели к трансформации в первые послевоенные годы всей системы органов исполнительной власти Советского Союза.

Abstract. This article identifies and analyzes the factors that predetermined the need to reorganize the BHSS Division into the BHSS Department, which were in the system of the Main Police Department of the NKVD-Ministry of Internal Affairs of the USSR in the second half of the 1940s. In general terms, the determinants that led

to the transformation in the first post-war years of the entire system of executive authorities of the Soviet Union are considered.

Ключевые слова: ОБХСС, УБХСС, отдел, управление, преобразование государственных служб, послевоенный период, противодействие преступлениям экономической направленности

Keywords: OBHSS, UBHSS, division, department, transformation of public services, post-war period, countering economic crimes

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время на достаточно высоком уровне сохраняется уровень преступлений экономической направленности. При этом криминогенная обстановка обостряется и за счет того, что факты совершения данного вида преступлений имеют место в тех государственных службах, которые направлены на борьбу с ними, в частности службы ЭБиПК МВД России. Данная тенденция обусловлена совокупностью причин, одними из которых, на наш взгляд, являются необходимость государственных реформ ряда правоохранительных органов, а также недостаточный учет исторического опыта организации деятельности государственных служб советского периода, которые были направлены на борьбу с преступлениями экономической направленности. В связи с этим, проведенное в настоящей работе исследование может стать одним из допустимых ориентиров, базируясь на котором руководство страны сможет выбрать наиболее целесообразный вектор дальнейшего совершенствования подразделений ЭБиПК, на основе учета всех отрицательных и положительных моментов, имевших место в процессе реформирования аппаратов по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС) во второй половине 1940-х гг. Кроме этого, некоторые факторы, которые привели к подобным преобразованиям в послевоенный период, имеют частичную схожесть с условиями настоящего времени.

Научная новизна работы состоит в обобщении и систематизации некоторых детерминант, ранее разрозненных в трудах различных авторов, которые предопределили необходимость в трансформации аппаратов БХСС в 1947 г.

Целью настоящей работы является выявление и анализ предпосылок, приведших к реформированию во второй половине 1940-х гг. служб БХСС, а именно головной их части расположенной в структуре Главного управления милиции (ГУМ) МВД СССР.

Настоящее исследование проведено посредством применения общенаучных (анализ, обобщение, исторический метод, логический метод) и частнонаучных методов (проблемно-хронологический метод и синхронный метод).

После окончания в 1945 г. Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии Советского Союза, связанный с демилитаризацией и переводом всех сфер жизни общества в мирное русло, а также восстановлением понесшей колоссальный ущерб экономики страны. Закономерно, что подобная государственная переориентация не могла не отразиться на правоохранительной системе, которая также была демилитаризована до уровня, соответствующего условиям послевоенного периода. Однако в условиях начала второй половины 1940-х гг. связанных с политикой восстановления народного хозяйства СССР, требовались решительные действия, направленные на трансформацию всей системы государственного управления. Так Законом от 15 марта 1946 г. [4] СНК было преобразовано в СМ и, соответственно, Наркоматы в Министерства. Так НКВД было реформирован в МВД, что являлось началом качественных внутриведомственных преобразований. Так в начале 1947 г. Отдел БХСС был реорганизован в Управление БХСС. При этом подобные изменения не отразились на структурном положении УБХСС в системе МВД СССР. Данная служба, как и ранее продолжала функционировать в составе Главного управления милиции [6, с. 58].

Важно подчеркнуть, что реформирование ОБХСС в УБХСС обуславливалось и рядом иных предпосылок, к которым следует отнести следующие факторы.

1. Сформированный в годы Великой Отечественной войны механизм руководства со стороны подразделений ГУМ НКВД-МВД СССР над периферийными службами не соответствовал послевоенным условиям демилитаризации и восстановления экономики страны. Кроме этого, в первые послевоенные годы имел место параллелизм в функционировании различных подразделений НКВД. Для разрешения данных проблем в августе 1945 г. была образована специальная комиссия, задачей которой являлась разработка вариантов преобразований центрального аппарата НКВД СССР [5, с. 44]. Стоит отметить, что часть сформулированных предложений позже была реализована в ходе реформирования НКВД в МВД, а также ОБХСС в УБХСС.

2. В начале второй половины 1940-х гг. криминогенная ситуация в стране находилась в обостренном состоянии, особенно уровень преступлений экономической направленности. Последнее усугублялось массовым голодом 1946-1947 гг., например, уровень хищений социалистической собственности и спекуляции в 1947 г. по сравнению с 1945 г. увеличился более чем на 40% и более 50% соответственно [2, с. 143]. Данной негативной тенденцией была продиктована необходимость в совершенствовании служб, нацеленных на борьбу с преступлениями экономической направленности.

3. В послевоенные годы фактически существовавшая практика функционирования аппаратов БХСС не соответствовала действующему законодательству. Так с момента создания в 1937 г. подразделений БХСС [3, с. 104], исходя из анализа ведомственных правовых актов, на них не были прямо возложены задачи по борьбе со взяточничеством. Однако фактически, на протяжении 10 лет своего существования, подразделения БХСС неоднократно выявляли факты взяточничества, сопряженного с преступными посягательствами на социалистическую собственность и спекуляцией. Наряду с этим, в послевоенный период возросло количество фактов взяточничества, с

параллельным совершенствованием способов их совершения криминальными элементами. Закономерно, что в подобных условиях требовалось приведение действовавшего законодательства, к сложившейся в первые послевоенные годы фактической ситуации. Важно подчеркнуть, что в целях усиления борьбы со взяточничеством, руководством страны рассматривались варианты создания нового специализированного отдела в структуре милиции [1, с. 50]. Но подобных изменений не произошло по причине нецелесообразности и создания параллелизма в деятельности подразделений милиции. В результате чего аппараты БХСС были наделены непосредственной обязанностью по противодействию взяточничеству, что было законодательно закреплено после преобразования ОБХСС в УБХСС.

Таким образом, ко второй половине 1940-х гг. сложились предпосылки, детерминировавшие первоначально трансформацию всей системы государственного управления из Народных комиссариатов в Министерства, затем реформированию были подвержены конкретные подразделения и службы различных органов государственной власти. В числе их были аппараты БХСС. Однако трансформация ОБХСС в УБХСС была обусловлена не только общими для всех органов системы государственно управления причинами, для данных служб имели место факторы, которые затрагивали в большей степени именно их. К числу таких предпосылок следует отнести: несовершенство существовавшего в НКВД-МВД механизма руководства; обострения преступлений экономической направленности в первые послевоенные годы; несоответствие фактической практики функционирования служб БХСС с действовавшим нормативным правовым регулированием относительно противодействия фактам взяточничества.

Литература

1. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: развитие

системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация.

2003. - 92 с.

2. Богданов С.В. Хозяйственно-корыстная преступность в СССР 1945 - 1990 гг.: факторы воспроизводства, основные показатели, особенности государственного противодействия: дис. д-р ист. наук: 07.00.02. - Курск, 2010. - 580 с.

3. Вафин М.О. Формирование подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией НКВД СССР в 1937 г / М.О. Вафин // Клио. - 2021. - № 8(176). - С. 103 - 108.

4. Закон СССР от 15 марта 1946 года «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 28.03.1946 г. № 10.

5. Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1960: Справочник / Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров; Науч. редактор Р.Г. Пихоя. - М.: МФД, 1997. - 348 с.

6. Становление и развитие подразделений экономической безопасности МВД России. Исторический очерк (посвящается 80-летию службы БХСС

- БЭП - ЭБиПК) / Л. Ю. Варенцова, Е. П. Колодеев, А. Н. Лушин [и др.].

- Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - 117 с.

References

1. Astanin V.V. The fight against corruption in Russia of the XVI-XX centuries: the development of a systematic approach. Moscow: Russian Criminological Association. 2003. - 92 p.

2. Bogdanov S.V. Economic and mercenary crime in the USSR 1945 - 1990: factors of reproduction, main indicators, features of state counteraction: dis. Doctor of Historical Sciences: 07.00.02. - Kursk, 2010- - 580 p.

3. Vafin M.O. Formation of units to combat theft of socialist property and speculation of the NKVD of the USSR in 1937 / M.O. Vafin // Klio. - 2021. -№ 8(176). - Pp. 103 - 108.

4. The Law of the USSR of March 15, 1946 «On the transformation of the Council of People's Commissars of the USSR into the Council of Ministers of the USSR and the Councils of People's Commissars of the Union and Autonomous Republics - into the Councils of Ministers of the Union and Autonomous Republics» // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 03/28/1946, No. 10.

5. Lubyanka: CHEKA-OGPU-NKVD-MGB-MVD-KGB, 1917-1960: Handbook / Comp. A.I. Kokurin, N.V. Petrov; Scientific editor R.G. Pihoya. - M.: MFD, 1997. - 348 p.

6. Formation and development of economic security units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Historical essay (dedicated to the 80th anniversary of the BHSS - BEP - EBiPK service) / L. Yu. Varentsova, E. P. Kolodeev, A. N. Lushin [et al.]. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. - 117 p.

© Вафин М.О., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

Для цитирования: Вафин МО. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБХСС В УБХСС // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.