Научная статья на тему 'Основные предпосылки становления педагогической культуры в России в период до второй половины XVIII века'

Основные предпосылки становления педагогической культуры в России в период до второй половины XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article premises of pedagogical culture – family, religious, state and then secular education – are analyzed.

Текст научной работы на тему «Основные предпосылки становления педагогической культуры в России в период до второй половины XVIII века»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПГЕПОДАВАНИЯ

Вестник Омского университета, 2003, №1, с. 128-131 © Омский государственный университет

УДК 37.01(470)

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ В ПЕРИОД ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

О.Е. Костенко

Омский государственный университет, кафедра педагогики и психологии 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 15 декабря 2002 г.

In article premises of pedagogical culture - family, religious, state and then secular education -are analyzed.

Педагогическая культура в самом общем виде - это способ социализации человека к окружающей его социальной среде (культуре). В данной статье ставится цель рассмотреть те способы социализации, которые в различной мере стали предпосылками современной российской педагогической культуры.

Начало российской школы и, соответственно, российской педагогики во многом обусловлено семейным укладом жизни, традициями, обычаями той среды, в которой существовала семья. На ранних этапах развития общества первоначальное обучение и воспитание осуществлялось в семье в соответствии с ее социальным статусом. Происходил сложный многоуровневый процесс перехода жизненного уклада от кочевого (родового) - II-VII вв. - к дворовому (оседлому) образу жизни - УШ-1Х вв. [1, ч. 2, с. 124-130].

Старинный русский двор - сложная семья, в которую входили домохозяин с женой, дети и неотделимые родственники: братья, племянники - служил переходным этапом от родового уклада к семейному, что отражено в сказаниях и обычаях [1, ч. 2, с. 132]. В этот период воспитание основывалось главным образом на преемственности обычаев, традиций прошлых поколений, которые оказывали основное воздействие на привычки, нравы и нормы поведения как внутри семьи, так и вне ее.

В 1Х-Х вв. наряду с двором и дворовыми поселениями (погосты, гостинные места, городища) возникают города и городовые области - территории, управляемые городом и служившие основой его дальнейшего развития. Эти области именовались по названиям городов: Киевская, Смоленская и др. [1, ч. 2, с. 141]. Но несмотря на возник-

новение новых форм проживания, а следовательно, и взаимодействие, определяющей формой воспитания каждого нового поколения являлся двор с его прочным семейным укладом.

Новые дворовые поселения (города, городские области), являясь административными, военными и политическими центрами, оказывали влияние и на развитие двора. В первом тысячелетии на Гуси основным элементом культуры была семья. Именно поэтому сохранение культуры Древней Гуси во многом было обусловлено сохранением семьи (двора). Передача культуры от одного поколения к другому осуществлялась через семейное воспитание.

В древнерусском обществе именно семья (семейное воспитание) формирует традиции, обычаи, ритуалы, обряды, церемониалы, нравственные, народно-правовые типизированные формы различных сфер человеческой деятельности. Это отражено в летописных известиях о начале просвещения. Нестор «Житие Феодосия Печерско-го», «Поучения Владимира Мономаха», «Наставления о детях Князя Константина Владимировича». Содержание семейного воспитания фактически отражало основные элементы древнерусской культуры, что наиболее полно выражено в Поучении Владимира Мономаха [2, с. 165-166]. Оно обращено к главе семьи (дома), который отвечает за порядок в доме и вне его, членов семьи содержит и воспитывает, за их поведение отвечает. Так, отмечает в своем поучении Владимир Мономах, поступал отец мой блаженный и все добрые мужья совершенные [2, с. 166].

Начиная с XI века в России, наряду с первоначальным воспитанием в семье, формируются школы, в которых обучение развивается по

Основные предпосылки становления педагогической культуры в России.

129

нескольким направлениям. Проходило обучение учителями на дому, что могли себе позволить семьи, имеющие высокий социальный статус, в училищах при монастырях для девочек и мальчиков. Эти училища были двух типов. Элементарное обучение включало чтение, письмо, счет, церковное пение. Его проходили все, кто находился в училищах, но лишь немногие продолжали обучение грамматике, риторике, диалектике, арифметике, астрономии, геометрии и даже музыке [3, ч. 1, с. 4-5].

Развитие древнерусской культуры, а следовательно, обучения и просвещения, на несколько столетий законсервировалось в связи с крещением Руси. Православная культура и православная религия в цивилизованном смысле стояли выше древнерусской культуры и древнерусской религии. Но нельзя отрицать, что православие прежде всего необходимо было князьям. Православная религия поддерживала, освящала, восхваляла власть князя и способствовала ее усилению.

Поэтому нельзя игнорировать тот факт, что прямо или косвенно православная религия противоречила сложившейся культуре древнерусского государства, основанной на поклонении природе, семейном воспитании и власти главы дома. Фактически с начала XI века в России насаждается православная религия, которая являлась в то же время и православной культурой, созданной Византийской империей в период с V в. до нашей эры по XV в. нашей эры.

В конце XVI и особенно в XVII столетии православие как религия заняло господствующее положение в русском обществе. Этому периоду соответствуют объединение и консолидация славянского населения, что создает, в свою очередь, экономические и политические предпосылки объединения Русского государства в Великороссию [1, ч. 1, с. 286-293]. Объединяющим фактором выступили московские князья, на землях которых православие являлось господствующей религией.

С XVI в. православие и государство объединились и совместными усилиями начали теснить культуру Древней Руси, основанную на семейном воспитании, и насаждать культуру православия. Экспансию православной религии остановил Петр I, подчинив церковь государству.

В XVI - XVII вв. основные противоречия между православной религией и древнерусской культурой сглаживаются.

К концу XVII в. российская культура объединяет древнерусскую культуру и православную религию, но каждая из них по-своему воздействует на общество. Православная культура охватывает духовную сферу культуры и освящает, поддерживает не только власть государства, но и власть главы семьи, семейные устои. Древ-

нерусская культура стала частью материальной культуры российского общества, направленной на семейное воспитание, социализацию индивида.

Указанные направления российской культуры, их содержательные характеристики отражены в Стоглаве и Домострое.

Собравшийся в 1551 г. Стоглавый Собор рассмотрел не только государственные вопросы, но и вопросы просвещения, признав необходимость повысить роль Церкви в просвещении на Руси.

Усиление роли Церкви в просвещении осуществлялось по двум направлениям: обучение священников и обучение мирян священниками. Повышение образования священнослужителей было необходимо для того, чтобы они могли объяснять и отстаивать догматы христианства и поддерживать православную веру. Стоглав предусматривал: у наиболее образованных и благочестивых священников, дьяконов и дьяков учинить в домах училища, чтобы православные христиане в каждом городе передавали им своих детей на обучение грамоте, книжного письма, церковного пения и чтения палатного [4, с. 222-223].

Домострой сконцентрировал правила семейного воспитания, права и обязанности главы семьи, обобщил и описал основные правила семейного воспитания Древней Руси в соответствующих разделах, например:

- как воспитать детей своих в поучениях разных и в страхе божьем;

- как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать;

- как детей учить и страхом спасать;

- как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем [5, с. 224227].

Таков план воспитания, сформированный в Древней Руси, который был отражен в древнерусских поучениях и сведен в общую программу воспитания в Домострое священника Сильвестра. Она предполагает присутствие грамотных людей, имеющих навыки книжного обучения, в составе древнерусской семьи, но не считает необходимым элементом семейного воспитания училище с книгами и книжным обучением.

В Домострое и Стоглаве были сформулированы основные принципы семейного воспитания и книжной грамоты, которые использовались в Российском государстве вплоть до XVI в. Но уже в XVII и особенно в XVIII в. сложившиеся механизмы воспитания и обучения стали недостаточны. Наряду с ними, а затем отвергая их, в том числе собственно семейное воспитание, формируются новые школы и подходы, соответствующие общественным преобразованиям того времени.

В XVII и первой половине XVIII в. возникают вне монастырских училищ публичные и

130

О.Е. Костенко.

государственно-военные школы с иноземными учителями, учебниками грамматики, арифметики, геометрии и др. Государство издает законы об обязательном обучении духовенства и дворянства. Грамотность, цифирь и геометрия объявлены необходимыми элементами общего образования, которое во многом было основано на европейских педагогических воззрениях, зачастую непоследовательных и своеобразно истолкованных, особенно в государственно-военном аспекте.

В 1707 г. открыта школа математических и навигацких наук. В 1715 навигаторские классы переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия. Затем были открыты артиллерийско-инженерная, медицинская и др. школы [3, ч. 1, с. 40-41].

Петр I наряду с созданием государственно-военных школ делает попытку создать на территории России государственные общеобразовательные начальные школы, которые давали знания в чтении, письме, арифметике, подготавливали к государственной и военной службе.

Реформы Петра I в области просвещения и образования во многом не состоялись, особенно в части создания общеобязательного начального образования. Это объясняется тем, что наряду с европейской педагогикой в школах действовала педагогика древнерусского воспитания, основанная на страхе, поклонении, почитании учителей. Европейская же педагогика основывалась на добровольном, а не на принудительном обучении.

Школы времен Петра I были основаны на системе угроз, страха и тяжких наказаний [3, с. 41].

В.О. Ключевский, анализируя результаты просвещения в ту эпоху, верно отметил: «Педагоги эпохи реформ Петра I, опираясь на педагогический опыт Европы, надеялись создать новых нужных государству людей, но фактически переодевали в новенькое модное платьице старую педагогическую куклу попа Сильвестра, педагогика которого сформулирована в Домострое и была основана на страхе, наказании и почитании» [1, ч. 9, с. 25].

В период до второй половины XVIII в. можно выделить два специфических этапа в социализации населения: до XVI в. и XVГXVII вв.

В течение первого тысячелетия существования Древнерусского государства осуществлялся переход от родо-племенных отношений к семейным. Следовательно, на первом этапе становления педагогической культуры ее главным и основным элементом являлось семейное воспитание, в котором сочетались как элементы родо-племенных нравов, традиций и порядков, так и собственно семейные.

Древнерусское семейное воспитание было основано на функционально-консервативном прин-

ципе: усвоение, обучение и повторение того, что уже имеется и является социальной ценностью на данном этапе общественного развития. Функционально-консервативное воспитание - начальный этап социализации.

Содержание этого воспитания по своей природе было многовариантным. Дворы и дворовые, сельские, затем городские общины, как правило, были автономны. В каждой из них складывался свой самостоятельный особый общественный уклад жизнедеятельности. Именно этот уклад усваивало и поддерживало каждое новое поколение. Первоначальное объединение сельских общин в более крупные образования происходило на основе военных и экономических интересов, которые не затрагивали основ жизнедеятельности общин, а следовательно, и консервативно-функциональное воспитание в каждой из них. Но объединение и взаимодействие общин на уровне города, области существенно воздействовало на состояние воспитания в отдельной общине.

На втором этапе в российском государстве в основном сохраняется функциональность воспитания, в котором в качестве самостоятельных составляющих, наряду с семейным, формируются религиозное и государственное воспитание. Новым элементом социализации стало обучение грамоте (грамотность).

В указанный период основную часть функционального воспитания составляет семейное. Его правила и нормы обобщены и сформулированы в Домострое. В нем четко изложены основные формы семейного воспитания: послушание, почитание, страх и наказание.

Религиозное воспитание поддерживает семейное, освящая его, призывает к смирению и терпению перед Богом и родителями. Важное значение придается религиозным постулатам: равенство всех перед Богом, послушание и служение Богу, терпимость и милосердие. Религиозное смещает центр воспитания с родительского на божественное, при котором родители не имеют всей власти над детьми. Они занимаются богоугодным воспитанием в семье.

В течение XI-XVII вв. постепенно возрастает роль религиозного (духовного) влияния. В XVI в. оно составляет основную долю функционального воспитания и определяет в целом его направление.

Следует отметить не только позитивные, но и негативные стороны религиозного воспитания. Оно, как и в целом православная религия, было навязано древнерусскому обществу. Православная церковь была выгодна прежде всего князьям для оправдания и усиления своей власти. Поддерживая князей и опираясь в свою очередь на силу их власти, она внедряла в русском обществе

Основные предпосылки становления педагогической культуры, в России.

131

в целом и в каждой общине в отдельности единую систему семейного воспитания.

В этих целях была обобщена и описана в Домострое система богоугодного домашнего воспитания. Поэтому закономерно, что составителем Домостроя выступает священнослужитель. С другой стороны, религиозное воспитание основывалось на приоритете духовных (религиозных) ценностей над материальными, в том числе семейными.

Возобладание религиозного элемента привело в конечном итоге к тому, что многовариантность функционально-консервативного воспитания древнерусского общества претерпела существенные изменения и стала монофункциональной консервативной системой. Религиозное воспитание православной церкви по своей природе - поклонение единому символу и единым ценностям.

В конце XVI в. церковное влияние на общество было более сильным, чем влияние государства, с которым церковь вступила в конфронтацию. Именно поэтому Петр I, решая вопросы усиления государства и учитывая влияние церкви, подчинил ее государству, чем косвенно определил цели и задачи религиозного воспитания - поддерживать государство и государственные институты. Опираясь на влияние церкви, удалось преодолеть раздробленность и создать в конце XVI в. единое Великоросское государство. Православная церковь не только занималась монестическим религиозным воспитанием, но и активно способствовала развитию грамотности. Постановлением Стоглава об обучении и училищах обучение грамоте подчинялось задачам распространения церковных книг и церковных правил среди населения (приходские и монастырские школы).

Наряду с церковью в XVI-XVII вв. государство создает школы, в которых обучение грамоте проводится для целей и нужд государственного управления (грамматические школы: греко-латинская академия, училища при московских приказах). В XVII в. педагогика российского общества основывалась на едином функционально-консервативном семейном, религиозном воспитании. Последнее определяло направленность семейного и государственного воспитания. Обучение грамоте было подчинено задачам религиозного воспитания и религиозного просвещения. Грамота для государственных служащих еще не являлась обязательным условием. Эта задача решалась на третьем этапе в XVIII в.

Обучение и рост грамотности населения способствовали знакомству с культурой и ценностями более цивилизованных народов Западной Европы. Грамота стала необходимой прежде всего в семьях с высоким социальным статусом, чьи

представители занимали высокие государственные и церковные посты и в силу этого способствовали распространению грамоты в целях государственного и религиозного управления. В XVII в. Великорусское государство испытывало значительные затруднения из-за недостаточной грамотности своих служащих, а то и их полной неграмотности при решении государственных задач. Поэтому уже в конце XVII в. Петр I издает ряд указов об обязательном обучении грамоте детей бояр и дворян.

В ХУП-ХУШ вв. обучением грамоте и образованием были охвачены дети бояр, дворян, купцов, на государственном уровне ставится задача всеобщего начального образования. XVIII в. - это век внедрения и развития общего образования в российском обществе.

В первой половине XVIII в. образование имело военно-государственную направленность, поддерживалось мерами государственного принуждения. Государственное образование этого периода не дало и не могло дать ощутимых результатов, поскольку принуждение противоречило сути образования, основанного на добровольности, заинтересованности учащихся.

Начиная со второй половины XVIII в. воспитание, обучение преобразовываются на принципах светского гуманистического образования, основные черты которого уже сформировались в Западной Европе.

1. Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1988.

2. Владимир Мономах. Поучение // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII вв. / Сост. Бабишин С.Д., Митюрин Б.Н. М.: Педагогика, 1985.

3. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России X-XVIII вв.: Уч. пос. Часть 1 / Сост. A.B. Те-реньев. СПб.: Геза ком, 1996.

4. Постановления «Стоглава» об обучении и училищах // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII вв. / Сост. Бабишин С.Д., Митюрин Б.Н. М.: Педагогика, 1985.

5. Домострой. Антология педагогическо мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII вв. / Сост. Бабишин С.Д., Митюрин Б.Н. М.: Педагогика, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.