Литература
1.Воронин А.В. Стратегический подход к управлению инвестиционно-строительным комплексом региона // Экономические науки. - 2008. - № 3(40). - С. 285-288.
2.Евтодиева Т.Е. Сравнительная характеристика системной и сетевой форм организации логистики // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1 (37). — С. 169-171.
3.Клиффорд Ф-Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство / Пер с англ. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. — 528 с.
4.Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология // Вопр. экономики. — 1993. — №4 — С. 1-15.
5.Олейников Д.А. Кластерный подход к организации инвестиционно-строительного комплекса региона: логистический аспект // Технологии управления и маркетинга — Ростов-на-Дону. — 2011. — №5(61)
6.Хаиров Б.Г. Вопросы формирования вертикальной интеграции предприятий лесопромышленного комплекса Омской области // Российское предпринимательство. — 2007. — №4. — С.3-6.
7.Хаиров Б.Г Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования // Вестн. СибАДИ. — Омск. — 2012. — Вып. 5 (27) — С. 148-152.
8. Хаирова С.М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортно-логистической системы // Вестник СибАДИ. — Омск. — 2011. — Вып. 4 (22) — С. 85-88.
9.Хаирова С.М. Маркетинговое и логистическое обеспечение услуг транспортно-экспедиционных организаций региона // Вестн. СибАДИ. — Омск. — 2012. — Вып.2 (24) — С. 136-140.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ
транспортно-логистических центров
(НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.В. Шелег,
ассистент кафедры логистики и организации перевозок Санкт-Петербургского
государственного экономического университета,
sheleg.elena@bk.ru
В статье рассмотрены основные предпосылки формирования транспортно-логистического центра в Псковской области, а также влияние мирового экономического кризиса на развитие самой логистики. Дана характеристика развития сценариев логопарков в Псковской области.
Ключевые слова: региональный логистический центр; макрорегиональный кластер; транзит; таможенная логистика; контрактная логистика; специализированная логистика; логопарк.
УДК 656.078 ББК 65.050
Развитие транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Псковской области в настоящее время играет важнейшую роль, как для самого региона, так и для всей страны в целом. Являясь связующим звеном между Россией и Европой, ТЛК Псковской области обеспечивает транспортировку международных грузов между Россией и странами Евросоюза, способствуя при этом развитию торговли и международных отношений (рис. 1).
Высокая значимость сектора для российской экономики предопределена приграничным положением Псковской области и большим объемом транзитного (экспортного и импортного) грузопотока (рис. 2). Псковская область граничит с тремя государствами — Эстонией, Латвией, Республикой Беларусь и имеет 6 международных пунктов пропуска (транзитный поток между Россией и Европой). Через Псковскую область проходят автомобильные трассы в Германию, страны Балтии и республику Беларусь. Автотрассы и железные дороги, связывающие область с двумя крупнейшими экономическими центрами России — Москвой и Санкт-Петербургом, расстояние от г. Пскова до которых составляет 742 км и 280 км соответственно и имеет высокие показатели транспортной доступности по отношению к российским и прибалтийским портам. Через Псковскую область проходит свыше 5% российского импорта и свыше 10% российского экспорта.
На территории области обрабатывается только 5% грузов — остальное отвозится в крупные распределительные центры Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время в Смоленской области доля обработанных на территории региона грузов составляет до 30% и продолжает расти. [4]
Псковская область обладает большим потенциалом развития транспорта и логистических услуг. При этом на сегодняшний день инфраструктура региона развита недостаточно и неравномерно, вследствие чего область выполняет исключительно транзитную функцию. Приоритетом является превращение Псковской области в транспортнологистический центр, вовлеченный в обработку и глубокую переработку грузов. Для этого необходимо развитие автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного транспорта, а также транспортных узлов. Интенсивное, опережающее развитие транспорта — необходимый шаг для преодоления неэффективной транзитной роли Псковской области и начала масштабного сотрудничества с ЕС. Реализация приоритета приведет к более эффективному обслуживанию возрастающих транзитных потоков, стимулированию роста других отраслей экономики и потокообразующего значения самой области.
В будущем динамика транзита грузов через территорию Псковской области будет определяться как внешнеторговой
Рис. 1. Региональный ТЛК Псковской области
деятельностью России в целом, так и динамикой развития крупнейших российских центров потребления и производства товаров — Москвы и Санкт-Петербурга. В дальнейшем логистика Псковской области будет развиваться под влиянием трех основных направлений: изменения схемы грузопотоков в Европе, изменения правил таможенного оформления, развития локальных и макрорегиональных производственных кластеров и рынков потребления производственных кластеров и рынков потребления [6].
Мировой экономический кризис отразился и на основных показателях деятельности транспортного комплекса (см. рис. 3, 4). Так, объемы перевозок грузов по всем видам транспорта снизились в 2009 годы. Причины падения перевозок для каждого вида транспорта свои. Для автомобильного — уменьшение объема груза и увеличение расстояния транспортировки, для железнодорожного — увеличение сто-
имости тарифов, слаборазвитая и устаревшая инфраструктура вблизи крупных ж/д узлов, а за счет этого — простой груза, для авиационного — переход клиентов в режим экономии и ориентация на более дешевые виды транспортных услуг. Начиная с 2010 г. отмечается увеличение объемов перевозок и уже к концу 2012 года объем перевозимых грузов увеличился на 25,97% по отношению к 2009 году. [1]
Больше половины грузов, перевозимых в регионе транспортом общего пользования, приходится на автомобильный транспорт, являющийся приоритетным по доставке грузов. В 2012 г. в структуре перевозок грузов по видам транспорта доля перевозок автомобильным транспортом составила 52,3%. На железнодорожный транспорт приходилось 46,2%. Незначительные объемы перевозки грузов в регионе осуществляются воздушным и речным транспортом — около 1,5%.
Экономические и географические особенности, в числе которых приграничное расположение и ориентированность на экспорт, делают экономику Псковской области одной из наиболее грузоемких в стране, обуславливая высокую зависимость от транспортной системы.
В первую очередь следует отметить, что в 2011 г. на экспорт из Псковской области пришлось 0,1% от стоимости экспорта СЗФО, а на импорт — 2,5% от стоимости импорта СЗФО, что соответствует 4-му месту после таких субъектов РФ как Санкт-Петербург, Калининградская и Ленинградская области. Если же говорить о внешнеторговом обороте Псковской области в целом, то в 2011 г. он достиг 1370,2 млн долл. США, что составило 1,3% от внешнеторгового оборота СЗФО за этот период (табл.
Санкт-Петербург ({
Псковская область
35% - в Сашгг-ГТоторбург 60% • в Москву
Смоленская область
Москва
Автомобильный кластер 4ебельная промышленность Фармацевтический кластер и другие
4,5 млн чел.
распределительный центр СЗФО
10,5 млн чел.
распределительный центр ЦФО Крупнейший центр потребления FMCG ынок стройматериалов другие
Рис. 2. Основные направления логистической структуры Псковской области
5000
2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 3. Динамика объема перевозок грузов всеми видами транспорта
■ Внутренний водный
■ Воздушный
■ Железнодорожный
■ Автомобильный
Рис. 4. Структура перевозок грузов по видам транспорта общего пользования
1). В целом же, по товарообороту среди регионов СЗФО Псковская область занимает последнее место [2].
В долгосрочной Концепции социально-экономического развития Псковской области на период до 2015 года, отмечается, что организация перевозочного процесса будет базироваться на организационно-техническом и технологическом взаимодействии разных видов транспорта, широком развитии интермодальных и комбинированных перевозок грузов, основанных на логистических принципах. С этой целью потребуется создать логистические транспортнораспределительные центры и терминальные комплексы, включающие крытые склады и площадки с соответствую-
Структура внешнеторгового оборот
щим техническим оборудованием, перегрузочную технику, диспетчерские и информационные системы управления транспортными потоками, включая сбор и оформление заказов от клиентуры, оповещение о прибытии и отправке грузов, информацию о местонахождении грузов и транспортных средств, введение единого документооборота, заказы на подвижные средства транспорта, организацию расчетов, страхование грузов и технических средств.
Создаваемые в транспортных узлах логистические транспортно-распределительные и информационно-аналитические центры будут подключаться к логистическим центрам более высокого иерархического уровня (в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации), межрегиональным и международным, что обеспечит формирование транспортно-логистических систем различного иерархического уровня и их последующую интеграцию в мировое экономическое пространство.
Формирование и развитие международных транспортных коридоров позволит значительно расширить экспорт Псковских транспортных услуг на мировых рынках, прежде всего, путем более широкого использования транспортной инфраструктуры и воздушного пространства для осуществления транзитных перевозок пассажиров и грузов, что будет стимулировать повышение спроса на услуги Псковской транспортной системы.
Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по Псковской части международных транспортных коридоров и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания первостепенное значение наряду с развитием транспортных коммуникаций, имеет создание в крупных транспортных узлах вдоль трасс МТК мультимодальных терминальных комплексов и логистических транспортно-распределительных центров, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков [7].
Реализация Концепции таможенного оформления приведет к изменениям системы приграничной инфраструктуры. Для Псковской области это означает создание сети новых объектов логистики и развитие сопутствующей инфраструктуры. На территории Псковской области запланировано создание, по меньшей мере, 7 таможенно-логистических терминалов (реконструкция и строительство новых) [3].
По направлению грузопотоков:
1. Кучинина Гора и Шумилкино будут обслуживать грузопоток преимущественно в направлении регионов СЗФО, в том числе Санкт-Петербурга.
2. Лудонка, Убылинка и Бурачки — преимущественно в направлении регионов ЦФО, включая Москву.
Перенос таможенного оформления на приграничные территории потребует от региональных властей
Таблица 1
СЗФО по субъектам РФ в 2011 году
Экспорт Импорт Внешнеторговый оборот
млн долл. США % млн долл. США % млн долл. США %
Архангельская обл. 4964,0 8,9 197,0 0,4 5161 4,7
Вологодская обл. 4392,5 7,9 689,6 1,3 5082,1 4,6
Калининградская обл. 1268,1 2,3 10369,1 19,0 11637,2 10,6
Карелия 1458,4 2,6 319,0 0,6 1777,4 1,6
Коми 2446,8 4,4 258,7 0,5 2705,5 2,5
Ленинградская обл. 15643,5 28,1 7540,9 13,8 23184,4 21,0
Мурманская обл. 2781,2 5,0 562,1 1,0 3343,3 3,0
Новгородская обл. 1317,4 2,4 576,9 1,1 576,9 1,7
Псковская обл. 67,2 0,1 1370,2 2,5 1370,2 1,3
Санкт-Петербург 21304,5 38,3 32773,7 60,0 32773,7 49,0
Итого по СЗФО: 55643,6 100,0 54657,2 100,0 110300,8 100,0
Таблица 2
Сценарии развития логопарков в Псковской области
Сценарий 1 Распределенная сеть логопарков Сценарий 2 Концентрированная сеть логопарков
Преимущества: 1. Гибкая система управления (строительство парков в соответствии с возникающим спросом) 2. Постепенное привлечение инвестиций Преимущества: 1. Относительная простота управления кластером 2. Экономия от эффекта масштаба (на инженерной подготовке + отсутствие потребности возведения дополнительных социальных инфраструктур и жилья)
Риски: 1. Возникновение локальных перегрузок 2. Потребность развития дополнительной смежной инфраструктуры (жилье для специалистов, соцкультбыт и проч.) 3. Повышенный общий объем капитальных затрат (обустройство каждой площадки) Риски: 1. Риски переоценки потенциальной емкости рынка 2. Конкуренция со стороны других логистических центров в транспортных узлах 3. Более высокие первоначальные инвестиции 4. Потребность поиска крупных институциональных инвесторов
Общие риски: 1. Конкуренция со стороны других логистических центров в транспортных узлах России и других зарубежных центрах 2. Превышение фактических капитальных затрат над планируемыми 3. Превышение фактических операционных затрат над планируемыми 4. Выход одного из участников ранее запланированного
решения ряда вопросов: подготовку земельных участков под ТЛТ, кадровые и образовательные программы, развитие сопутствующей социальной инфраструктуры, развитие транспортной логистики, совершенствование тарифной политики, снятие нефизических барьеров, обновление основных фондов и подвижного состава транспорта и пр.
Логистика Псковской области имеет высокий потенциал развития в трех направлениях:
— таможенная логистика;
— контрактная логистика с ориентацией на обслуживание других регионов;
— внутрирегиональная (специализированная) логистика.
Рассматривается два варианта размещения объектов: распределенная (ближе к пунктам пропуска и равномерно по узлам распределения) и централизованная (в опорных узлах распределения — Псков, Пустошка) (табл. 2) [6].
Эффекты от развития логистического комплекса:
1. Формирование новой системообразующей отрасли экономики, а также развитие сопутствующих видов деятельности в Псковской области, которые с минимальными затратами обеспечат в масштабах экономики региона оптимизацию складских запасов и высвобождение «замороженных» финансовых ресурсов и комплексную логистику распределения товаров от центров производства к центрам потребления (в том числе импортных товаров).
2. Разгрузка городской уличной сети за счет сокращения или полного запрета въезда в город большегрузных автомобилей.
3. Повышение эффективности использования подвижного состава и производительности работы автомобильного транспорта за счет подгруппировки на складах мелких отправок по направлениям и последующего вывоза их большегрузными автомобилями.
4. Рационализация использования земельного фонда региона на основе высвобождения земельных участков под складскими площадями промышленных предприятий за счет передачи (полностью или частично) складских функций на близлежащие логистические комплексы.
5. Создание рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы бюджета, а так же приход и развитие в регион крупных российских и международных производственных и торговых компаний.
6. Повышение инвестиционной привлекательности Псковской области.
7. Улучшение организации и значительное увеличение объема перевозок грузов в международном сообщении на основе расширения рынка транспортно-экспедиционных
услуг за счет подключения к нему развитых стран, в которых применение технологий контрактной логистики нашло повсеместное применение.
Важнейшие косвенные эффекты:
1. Качественное повышение эффективности функционирования потребительских рынков, повышение доступности товаров за счет снижения потребительских цен, повышение качества и уровня жизни населения;
2. Снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям, сокращение (поэтапное «отмирание») непроизводительных посредников.
В количественном выражении планируется ввести на территории области:
— 7 таможенно-логистических комплексов на территории Псковской области;
— свыше 1500 новых рабочих мест только в таможенной службе;
— свыше 130 тыс. км2 потенциальной емкости рынка складской недвижимости Псковской области;
— потенциальный объем инвестиций составит до 10,5 млрд руб.
Состояние транспортной и логистической инфраструктуры Псковской области требует коренной модернизации, реконструкции и обновления. Решение этой задачи в среднесрочной перспективе невозможно без широкого привлечения частного капитала, в первую очередь отечественного. Одним из перспективных решений инвестиционной проблемы является объединение ресурсов и действий государства и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства. Выгоды частных инвесторов и операторов будут заключаться в том, что в рамках государственно-частного партнерства государство примет на себя определенную часть затрат, рисков, а также использует имеющийся административный ресурс для повышения привлекательности соответствующего проекта для негосударственного участника.
В условиях глобализации мировой экономики и расширения интеграционных процессов между странами-участ-ницами внешнеторговой деятельности, Псковская область, являясь полноправным участником мирового рынка, реализует масштабную стратегическую задачу строительства конкурентоспособной экономики и конкурентоспособного региона.
Огромное значение придается формированию единого информационного пространства, в котором будут комфортно работать и грузовладельцы, и перевозчики. Без этого транспортный рынок не может функционировать как единый организм. Решение этого вопроса позволит обеспечить
наиболее конкурентоспособные условия доставки грузов, ласти должно являться составной частью государственной
повысить качество сервиса, в результате чего выиграют все (федеральной и региональной) транспортной политики и
участники логистической цепи. [5] играть ведущую роль в развитии транспортной инфраструк-
Создание региональных логистических транспортно- туры, рационализации транспортно-экономических связей
распределительных систем на территории Псковской об- и всей системы товародвижения.
Литература
1. Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Псковской области» январь-декабрь 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pskovstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/pskovstat/ru/statistics/foreign_trade/, свободный. — Яз. рус.
2. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cbsd.gks.ru//, свободный. — Яз. рус.
3. Концепция переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров на места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tks.ru/news/law/2009/09/09/0005/, свободный. — Яз. рус.
4. Программа развития логистического комплекса Псковской области до 2015 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://csr-nw.ru/upload/file_content_58.pdf, свободный. — Яз. рус.
5. Бентцен К., Хоффман Т., Бентцен Л. Практическое руководство для логистических центров региона Балтийского моря: справ. пособ. / Пер под ред. М.М. Пимоненко. — СПб, 2008. — 189 с.
6. Санатов Д.В. Потенциал развития логистического комплекса псковской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://csr-nw.ru/upload/ file_category_93.pdf, свободный. — Яз. рус.
7. Шарапов С.А. Основные предпосылки для реализации проекта «Создание межрегиональных мультимодальных логистических центров». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.citp.ru/smmlc.doc, свободный. — Яз. рус.