Иванов Г.В.
к.э.н., Институт экономики НАН Беларуси, г. Минск
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: региональная интеграция, региональные объединения государств, евразийское интеграционное пространство.
Keywords: regional integration, regional states of states, Eurasian integration space.
На современном этапе развития мировой экономики к числу основных приоритетов развития мирового хозяйства относят объективную необходимость и потребность построения в регионах интеграционных объединений государств, отвечающих, как минимум, двум требованиям: во-первых, всеобщей, комплексной и надежной безопасности регионов; во-вторых, устойчивому росту экономик региональных объединений и экономик стран-участниц таких объединений.
Базовыми принципами функционирования региональных объединений государств как субъектов мировой экономики являются: верховенство международного права, неприменение силы или угрозы применения силы, уважение территориальной целостности, государственного суверенитета и независимости стран, открытого, равноправного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
Следует отметить, что региональные объединения весьма разнообразны по географическому расположению, составу участников и степени реализации интеграционного потенциала. Кроме того, они имеют различную силу экономических связей, а также отличаются уровнями интеграции рынков капитала, товаров, услуг и трудовых ресурсов.
В экономическом плане региональные объединения государств создаются для получения определенных выгод (эффектов) для всех его участников. При этом в первоочередном порядке предусматривается, как правило, решение триединой задачи:
- повышение конкурентоспособности регионов в рамках функционирования региональных объединений - европейского, североамериканского, латиноамериканского («Глобальный Юг»), африканского, Тихоокеанской Азии, Большой Евразии, Ближнего Востока;
- формирование экспортного потенциала конкурентоспособной продукции и услуг - как основы роста национальных экономик всех участников региональных объединений;
- обеспечение достойного уровня жизни граждан, проживающих на территории региональных объединений.
Сводный анализ зарубежных практик функционирования основных региональных объединений и реализации
стратегических целей и задач их развития отражен в табл. 1.
Таблица 1
Сводный анализ зарубежных практик функционирования основных региональных объединений и реализации стратегических направления их развития1
Приоритетные цели интеграционного потенциала Региональные объединения Примеры реализации интеграционного потенциала
Совместное развитие системообразующих для всех стран регионального объединения отраслей экономики COMESA, EU, ECOWAS, SADC, ECCAS, SACU, UEMOA, CARICOM, SAARC Реализация договора об учреждении Европейского объединения угля и стали, предусматривающего совместное согласованное развитие угольной и сталелитейной отраслей промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга послужила основой создания Европейского Союза, как наиболее эффективно функционирующего интеграционного объединения. Достаточно отметить, что в начальной стадии своего развития ежегодные темпы роста ВВП в регионе с 1950 по 1960 годы составляли в среднем 5% в год, а к 1975 году ЕСБС концентрировало почти 90% выплавки стали, 100% добычи угля и 50% добычи железной руды в Западной Европе
Развитие отраслей, представляющих интерес для всех стран регионального объединения NAFTA, CAEU, GAFTA, CCASG, SPARTECA, SAARC, OECS Примером такого объединения является развитие в странах АЖСЕЯТА (Австралии и Новой Зеландии) отраслей животноводства, в частности, скотоводства и овцеводства, обеспечивающих ведущие позиции по экспорту шерстяного волокна и другой продукции животноводства
1 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/
Совместное развитие взаимодополняемых отраслей национальных экономик UNASUR, ASEAN На основе соглашения о сотрудничестве между Бразилией и Аргентиной в рамках интеграционного объединения MERCOSUR осуществляется совместное производство грузовых и легковых автомобилей, при этом сборка осуществляется в Аргентине с использованием комплектующих из Бразилии (Бразилия поставляет 46% автомобильных частей, деталей и механизмов). Готовая продукция реализуются в основном на внутреннем рынке объединения
Совместное развитие отраслей с использованием конкурентных преимуществ стран интеграционного объединения COMESA, MERCOSUR, ASEAN, SPARTECA В настоящее время в рамках NAFTA реализуются многочисленные проекты в сферах машиностроения, производства строительных материалов, энергетике, сельском хозяйстве, где инвестиции и технологии поставляют в основном США и Канада, а рабочую силу - Мексика. Характерной особенностью периода после вступления в силу соглашения NAFTA стал устойчивый рост в экспорте Мексики доли продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате доля США в экспорте мексиканских товаров достигла 80%, при этом 85% экспорта составляет промежуточная и конечная промышленная продукция
Развитие отраслей специализации на основе конкурентных преимуществ стран интеграционного объединения EU, CAEU, GAFTA, ANZCERTA Типовым примером такого объединения является Европейский Союз. В нем: на производстве машиностроительной, электротехнической и автомобилестроительной продукции специализируются Германия, Италия и Франция; на производстве продовольствия - Италия, Испания, Греция; на производстве мясомолочной продукции - Дания и Нидерланды; на производстве одежды, обуви и бытовой техники - Италия, Испания и Германия; на производстве сельскохозяйственного оборудования - Нидерланды; на производстве рыбопродуктов - Дания; на производстве лесоматериалов - Финляндия; на добыче каменного угля - Польша и Германия
Совместное развитие импортозамещающих отраслей ASEAN Примером совместного развития импортозамещающих отраслей является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Импортозамещающая политика в отраслях легкой и пищевой промышленности, электротоваров, электронной аппаратуры, промышленного оборудования, тяжелого машиностроения ASEAN, направленная на снижение зависимости внутренних рынков от продукции японского производства, учитывала не только национальные интересы, но и потребности мирового рынка. После насыщения внутреннего рынка продукция не менее успешно стала поставляться и в третьи страны. В результате отрицательное сальдо платежного баланса стран ASEAN в торговле с Японией снизилось, а объединение ASEAN стало ведущим мировым экспортером данной продукции на мировой рынок
Совместное развитие инфраструктуры для расширения взаимной и внешней торговли COMESA, MERCOSUR, UNASUR, ASEAN, ECOWAS, SADC, ECCAS, SACU, CCASG, SAARC, OECS Примером совместного развития инфраструктуры для расширения внутренней и внешней торговли является Восточноафри-канское сообщество (ЕАС), в котором наблюдается высокая концентрация стран, не имеюшцх выхода к морю, что являлось непреодолимым препятствием на пути расширения торговых связей, а также экономического роста и развития этих стран
Среди основных региональных объединений реализации интеграционного потенциала следует выделить EU -как модель равноскоростной интеграции; ASEAN - как модель «треугольников интенсивного роста», объединяющих приграничные районы нескольких соседних стран; COMESA, MERCOSUR - как модель многоуровневой интеграции. При этом перспектива дальнейшего развития интеграционных процессов региональных объединений связана либо с углублением интеграции, т.е. созданием наднациональных норм и институтов, унификации законодательства и национальных органов, либо с расширением интеграции за счет принятия новых членов в региональное интеграционное объединение при сохранении текущей степени развития общего рынка и движения ресурсов.
Зарубежная практика функционирования региональных объединений свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования теоретико-методологических основ развития интеграционных процессов. Отличительная особенность зарубежных теоретических концепций заключается в их целостности, системности и последовательности, жесткой регламентации сфер и направлений экономической деятельности, то есть в верховенстве интересов и выгод коллективных интересов всех участников объединения над частными национальными, а также в доминировании экономической составляющей над политической.
Развитие теоретико-методологических основ начало активно воплощаться в практику формирования региональных объединений после принятия Генерального соглашения по тарифам и торговле 30 октября 1947 г., а также изложения пяти форм региональной экономической интеграции (табл. 2).
Таблица 2
Основные характеристики форм и этапов региональной экономической интеграции
Формы и этапы Характерные черты форм и этапов региональной интеграции
1. Зона свободной торговли Упразднены тарифы и квоты в торговле между странами-участницами (далее - УТК)
2. Таможенный союз УТК Общий внешнеторговый тариф (далее - ОВТ)
3. Общий рынок УТК ОВТ Свобода движения факторов производства (далее - СДФП)
4. Валютный и экономический союз УТК ОВТ СДФП Гармонизация валютной и экономической политики (далее - ГВЭП)
5. Полный валютный и экономический союз УТК ОВТ СДФП Полная унификация экономической ГВЭП „ и валютной политики
Как видно из табл. 2 экономическая интеграция идет поэтапно, от более простой, к более высокой форме экономического сотрудничества.
Исходной формой интеграционного объединения государств является «зона свободной торговли», которая подразумевает устранение всех барьеров в торговле между странами-участницами при их сохранении в торговле с третьими странами.
В рамках таможенного союза страны-участницы вводят единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами. Стадия ТС представляет собой достаточно серьезный уровень развития интеграционных процессов. Многие интеграционные объединения в силу объективных причин часто либо останавливаются на ЗСТ из-за неготовности (или невозможности) перейти на ТС, либо «перескакивают» этот этап. Ярким примером может служить НАФТА, где следует учитывать огромные различия в размерах экономик стран-участниц, в частности США и Мексики.
Общий рынок - качественно более высокая форма интеграции в силу того, что либерализация затрагивает не только товарные, но и рынки факторов производства. Таким образом, в рамках ОР устанавливаются так называемые «четыре свободы»: свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Вполне естественно, что такое продвинутое переплетение экономик не может быть эффективным без координации ключевых политик, в первую очередь проведения общей экономической политики, а впоследствии и введения единой валюты в рамках объединения, которые осуществляются в рамках экономического союза и экономического и валютного союза соответственно.
По мнению аналитиков, политический союз подразумевает объединение всех политик, в том числе унификацию внешней политики, и фактически приводит к образованию нового государства федеративного или конфедеративного типа.
В обобщенном виде этапы экономической интеграции отражены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительные формы этапов региональной интеграции, которые могут пройти страны - участники
региональных объединений1
Общее количество стадий региональной интеграции с учетом:
№ п/п зарубежной практики государств-членов объединений практики объединившихся государств в евразийском интеграционном пространстве
1. доинтеграционное сотрудничество стран
2. зона преференциальной торговли зона преференциальной торговли
3. зона свободной торговли зона свободной торговли
4. таможенный союз таможенный союз
5. общий рынок единое экономическое пространство (общий рынок)
6. экономический союз экономический союз
7. экономический и валютный союз
8. политический союз
Итоговая диаграмма результативности зарубежной практики в форме диаграмм динамики ВВП отдельных региональных объединений с 2011 по 2019 годы отражена на рис. 1.
В настоящее время наиболее высокая степень международной экономической интеграции достигнута в рамках Европейского Союза (ЕС), прошедшего все этапы интеграционного процесса и находящегося ныне в состоянии трансформации экономического и валютного союза в политический.
Европейский союз - организация, которая объединяет 27 европейских стран, которая имеет ряд характерных для государства признаков, включая свою символику: Флаг, Гимн и Девиз - «Единство в многообразии», официально принятую в 2000 г. и символизирующую как многообразие европейских культур и наций, так и общую цель ЕС - достижение мира и процветания.
Официальное определение: «ЕС - это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства». То есть, все страны, входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые программы обучения (разница только в языке преподавания), одинаковые стандарты медицинского обслуживания, одинаковые
1 https://ru.qwe.wiki/wiki/
пенсионная и судебная системы и т.п. Таким образом, законы Евросоюза действуют во всех странах ЕС. Благодаря этому в ЕС существует:
Рисунок 1.
Динамика ВВП отдельных интеграционных объединений в 2011-2019 гг.1
- свободный рынок со свободным перемещением товаров и услуг;
- единое образовательное пространство: школьники и студенты могут менять страну обучения без каких-либо ограничений; диплом об образовании, полученный в одной стране, признается в любой другой без ограничения;
- единое социальное пространство: жители могут лечиться и получать социальные пособия в любой стране
19 стран ЕС ввели в обращение единую валюту Евро (они образуют «еврозону»). В ЕС создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются: Совет ЕС - в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже двух раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). На уровне этих органов управления принимаются решения, определяющие стратегию развития интеграционного объединения; Комиссия ЕС - исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; она включает в свой состав основных руководителей (комиссаров), ведающих определенными функциональными и отраслевыми сферами управления; Европейский парламент (Европарламент) - избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан стран-членов ЕС; принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность КЕС и разрабатывает для нее поручения по конкретным вопросам развития интеграции; Система европейских банков; Европейский суд; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития и др.
Необходимо отметить, что ЕС - это не только региональный, но и глобальный субъект мировой экономики. Более 50 стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС.
В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики.
На основе проведенного анализа можно говорить о наличии следующих тенденций в зарубежной практике региональной интеграции:
- пошаговая синхронизация процессов экономического и социального развития стран-участников региональных объединений, относительное сближение значений макроэкономических показателей развития стран-участниц;
- углубление взаимозависимости экономик стран-участниц, усиление их интегрированности в разных сферах международного сотрудничества;
- устойчивый рост ВВП, доли сферы услуг в совокупном ВВП, производительности труда и «зеленых» технологий;
- рост масштабов производства, наукоемкости технологий и продукции, снижение их материалоемкости на основе построения экономики знаний, базирующейся в том числе и на искусственном интеллекте;
- существенная активизация внутренней и внешней торговли товарами и услугами.
1 Статистическая база данных Конференции ООН по торговле и развитию / ЮНКТАД: - М1:р://ипс1а1181а1;:ипс1а11о^/
221
Вместе с тем, как известно, на определенном этапе развития ЕС существовал ряд серьезных проблем, и не все стратегические цели интеграционного объединения были достигнуты. Достаточно отметить неудачу с Лиссабонской стратегией развития ЕС на 2000-2010 гг., которая, помимо других целей, предусматривала технологический прорыв стран Евросоюза на мировой арене, превращение его в самое конкурентоспособное и динамичное, «основанное на знаниях, экономическое пространство в мире».
Кроме того, о серьезных проблемах в развитии зарубежных интеграционных объединений свидетельствует и выход Великобритании из Евросоюза в 2020 году.
Таким образом, шаблонно использовать опыт зарубежных практик функционирования региональных объединений в евразийском интеграционном пространстве вряд ли целесообразно, вместе с тем отдельные элементы зарубежной практики функционирования региональных объединений заслуживают внимания и, в определенной мере, могут учитываться и использоваться в евразийском интеграционном пространстве.
С учетом основных тенденций, происходящих в последнее время в сфере международных отношений, а также на основе анализа информационных ресурсов по данному вопросу можно ориентироваться на комплекс приоритетных инициатив, предусматривающий дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (см. табл. 4).
Таблица 4
Комплекс приоритетных инициатив, предусматривающий дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности ЕАЭС1
№ п/п Содержание мероприятий Сроки реализации мероприятий
Краткосрочная перспектива до 2023 г.
1. Развитие института наблюдателя при ЕАЭС. Кроме Молдовы в этом формате ЕАЭС мог бы работать, как минимум, с двумя постсоветскими странами: Таджикистаном и Узбекистаном. до 2023 г.
2. Разработка Стратегии углубленного сопряжения форматов ЕАЭС и СНГ и выработка конкретных планов сотрудничества ЕАЭС с каждой из стран СНГ
3. Подписание унифицированного Соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Сербией
4. Подписание соглашений о ЗСТ или торгово-экономическом партнерстве ЕАЭС с Индией и отдельными странами АСЕАН
5. Выработка Стратегии сопряжения ЕАЭС с индоиранской инициативой международного транспортного коридора «Север-Юг» («Пряного пути»). Принятие «дорожной карты» и учреждение трехстороннего проектного офиса по реализации проекта.
6. Интенсификация диалога профильных рабочих групп, обозначенных в Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС - Китай с целью активизации сотрудничества в сферах, представляющих повышенный интерес для Республики Беларусь и государств-членов ЕАЭС (инвестиции в реальный сектор, промышленная кооперация, транспорт, цифровая экономика)
7. Использование председательства Республики Беларусь (2020 г.) в органах ЕАЭС для проведения мероприятий, направленных на развитие сотрудничества ЕС с ЕАЭС с учетом их участия в программе ЕС «Восточное партнерство»
8. Взаимодействие с международными экспертными центрами по изучению вызовов и возможностей общего экономического пространства ЕС - ЕАЭС (универсальная рекомендация, применимая для средне- и долгосрочного сотрудничества)
9. Выработка конкретной Стратегии целей, задач, принципов, содержания (конкретных проектов) сопряжения ЕАЭС с ЭПШП
10. Учреждение совместной комиссии ЕАЭС - Китай по вопросам гармонизации «мягкой» инфраструктуры ЭПШП (упрощение таможенных процедур, гармонизация технических регламентов, стандартов и транспортно-сопроводительных документов, создание системы «единого окна», цифровизация)
Среднесрочная перспектива до 2025 г.
1. Инициирование трехстороннего партнерства между ЕС, ЕАЭС и странами «Восточного партнерства», в том числе подписавшими Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ААЮСЕТА) до 2025 г.
2. Использование председательства Республики Казахстан (2021 г.) и Республики Кыргызстан (2020 г.) в органах Союза для реализации инициатив, направленных на укрепление сотрудничества ЕАЭС и сопредельных стран СНГ, а также на придание большей динамики взаимодействия в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
3. Изучение возможности Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) для финансирования проектов в странах СНГ и ближнего зарубежья, направленных на дальнейшее улучшение качества евразийской интеграции
4. Учреждение «Большого евразийского партнерства» на базе ШОС в качестве неформальной межгосударственной организации с участием ЕАЭС, Китая, Индии, Ирана, Пакистана, Турции и других стран Большой Евразии
5. Углубленная проработка стратегии Сопряжения ЕАЭС и ЭПШП и ее имплементация в нормативно-правовую базу ЕАЭС
6. Разработка и подписание меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве между ЕЭК и отдельными странами Европы (при координации с МИДами стран Союза)
1 ЕАЭС в меняющемся геополитическом контексте: приоритеты международного сотрудничества / Т.А. Мешкова, В.С. Изотов, О.В. Демидкина, Ю.К. Кофнер // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - М., 2019. - Т. 21, № 1. - С. 7-33.
Долгосрочная стратегия до 2030 г.
1. Продолжение разработки стратегии сопряжения ЕАЭС и ЭПШП до 2030 г.
2. Содействие вступлению Молдовы, Таджикистана и Узбекистана в ЕАЭС
3. Учреждение «Евразийского диалога ЕАЭС» (по аналогии с Программой ЕС «Восточное партнерство») с целью более глубокого сопряжения форматов ЕАЭС, СНГ и ближнего зарубежья
4. Изучение возможностей использования ресурсов ЕАБР и ЕФСР для финансирования проектов, обладающих интеграционным потенциалом, в странах «Евразийского диалога»
5. Подписание соглашения о комплексном и глубоком торгово-экономическом партнерстве ЕАЭС - ЕС (асимметричная ЗСТ, дополненная сотрудничеством в секторальных и кросс-секторальных направлениях)
6. Начало реализации глобальной стратегии сопряжения нескольких интеграционных форматов в границах «Большой Евразии» - ЕАЭС, ИПП, ШОС и АСЕАН, соотнося ее с долгосрочными целями внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь
Таким образом к числу основных предпосылок формирования региональных объединений в евразийском интеграционном пространстве следует отнести ряд объективных процессов, происходящих в мировой экономике, включая развитие процессов глобализации, которые содействуют формированию экономики интеграционных объединений на основе усиления роли и значимости региональных торговых соглашений в условиях ужесточения конкурентной борьбы за рынки сбыта между регионами в мировом масштабе.
Сопутствующими предпосылками активизации процессов интеграции в евразийском интеграционном пространстве являются: наличие значительного ресурсного потенциала евразийского региона, территориальная расположенность государств и наличие общих границ, сопоставимый уровень экономического развития интегрирующихся евразийских государств по основным макроэкономическим показателям, технологическая общность, совместимость хозяйственных механизмов и др.
Отметим, что в настоящее время политика санкций, торговых войн, пандемия, протекционизм и ряд других факторов оказывают негативное воздействие на мировую экономику и эффективность развития региональных объединений. Исходя из оценки нынешней ситуации, при выборе стратегии развития евразийской интеграции следует учитывать:
- несовершенство интеграционных конструкций;
- преждевременность и возможную бесперспективность шаблонного копирования и применения зарубежной практики (опыта) в евразийском интеграционном пространстве.
- персонифицированность (то есть индивидуальность) выбора стратегии развития интеграции в евразийском интеграционном пространстве.
В евразийском интеграционном пространстве, в том числе на территории бывших постсоветских республик, повышается востребованность теоретических концепций региональной интеграции, которые могли бы лечь в основу экономической политики независимых государств в области формирования и развития региональных объединений на основе активизации интеграционных процессов и роста эффективности национальных экономик.
С учетом анализа теоретико-методологической основы зарубежной практики функционирования региональных объединений в мировой экономике рекомендуется:
- принятие единой долгосрочной концепции развития региональных объединений в евразийском интеграционном пространстве на период до 2035 года, с учетом особенностей развития национальных экономик и с определением конечной цели их формирования.
Справочно
Такой целью (ориентиром) может стать интеграционная конструкция под условным названием «Соединенные штаты Евразии», по аналогии с Соединенными штатами Европы или Америки;
- разработка и реализация секторальных программ (дорожных карт) среднесрочного (до 2030 г.) и краткосрочного (до 2025 г.) развития региональных объединений на основе научно-обоснованного подхода с учетом тенденций развития цифровых технологий и экономики знаний, базирующихся на искусственном интеллекте с использованием элементов природоподобных технологий. Такие программы, в первоочередном порядке, могут включать соответствующий комплекс мер, предусматривающих развитие:
• сельскохозяйственного, промышленного, транспортного и строительного комплексов;
• социальной сферы, включая развитие образования, здравоохранения, связи, туризма и др.;
• научно-исследовательского и инновационного обеспечения.
Особого внимания заслуживает опыт зарубежных региональных объединений в сферах финансовых и бюджет-но-кредитных отношений, «зеленой энергетики» и экологии, в обеспечении конкурентоспособности, разработки и реализации региональной политики.
- формирование правомочности или правосубъектности наднациональной конструкции региональных объединений в евразийском интеграционном пространстве как субъекта мировой экономики, которая включает три позиции:
1) разграничение полномочий между наднациональным органом управления и государствами-участниками;
2) выполнение представительных функций регионального объединения на международной арене;
3) координацию деятельности всех участников регионального объединения в соответствии с нормами международного права.
При этом могут быть приняты во внимание отдельные элементы опыта ЕС в части правомочности наднациональной конструкции ЕС как регионального объединения в европейском интеграционном пространстве.
При формировании наднациональных конструкций на постсоветском пространстве рекомендуется учитывать тот факт, что одним из основных сдерживающих факторов развития интеграции в евразийском интеграционном пространстве является наличие негативного опыта углубленной интеграции бывших постсоветских стран в рамках СССР. Наднациональные органы управления (конструкции) в рамках СССР по оценкам ряда исследователей не всегда и не в полной мере учитывали особенности развития и потребности национальных экономик, что в итоге способствовало распаду самого крупного регионального объединения государств в евразийском интеграционном пространстве.
Дальнейшее развитие и углубление интеграционных процессов в евразийском пространстве рекомендуется вести на основе учета опыта зарубежных практик в части:
- укрепления и поощрения всего спектра форм инвестиционного сотрудничества, включая стимулирование притока инвестиций в национальную экономику, покупку акций, создание совместных производств и другие формы организации совместной хозяйственной деятельности;
- стимулирования сотрудничества в области создания информационных технологий нового поколения, новых производств по выпуску высокоточного оборудования, биофармацевтической продукции и медицинского оборудования, железнодорожного транспортного оборудования, авиационно-космической техники, новых материалов, электрических автомобилей и оборудования, современных сельскохозяйственных машин, высокопроизводительного оборудования для инновационных проектов.
С учетом анализа практик зарубежных региональных объединений, приоритетным направлением в сфере экономического сотрудничества в евразийском интеграционном пространстве является первоочередная реализация комплекса мер по переходу к цифровым технологиям и искусственному интеллекту, базирующемуся на природоподоб-ных технологиях, что в перспективе обеспечит эффективное развитие национальных экономик всех участников евразийского интеграционного пространства.