Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЧТЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ'

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЧТЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
инновация / графика / модель / проектирование / оценивание / учебные предметы / чертеж. / innovation / graphics / model / design / assessment / subjects / drawing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилфуза Авазбековна Тулянова

Данная статья включает в себя технологию по обучению чтения чертежей на основе моделей. А также дидактический подход к чертежам, проверку знаний и навыков, обучающихся по теме чтения чертежей, даются методические рекомендации по методике использования современных педагогических технологий и методов обучения в целях повышения активности учащихся во время занятий по предмету черчения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC RULES FOR READING DRAWINGS

This article includes technology for teaching model-based drawing reading. As well as a didactic approach to drawings, testing the knowledge and skills of students on the topic of reading drawings, methodological recommendations are given on the methodology of using modern pedagogical technologies and teaching methods in order to increase the activity of students during classes on the subject of drawing.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЧТЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ЧТЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ

Дилфуза Авазбековна Тулянова

Преподаватель средней общеобразовательной школы № 203 г. Ташкента

АННОТАЦИЯ

Данная статья включает в себя технологию по обучению чтения чертежей на основе моделей. А также дидактический подход к чертежам, проверку знаний и навыков, обучающихся по теме чтения чертежей, даются методические рекомендации по методике использования современных педагогических технологий и методов обучения в целях повышения активности учащихся во время занятий по предмету черчения.

Ключевые слова: инновация, графика, модель, проектирование, оценивание, учебные предметы, чертеж.

BASIC RULES FOR READING DRAWINGS

Dilfuza Avazbekovna Tulyanova

Teacher of secondary school № 203 in Tashkent

ABSTRACT

This article includes technology for teaching model-based drawing reading. As well as a didactic approach to drawings, testing the knowledge and skills of students on the topic of reading drawings, methodological recommendations are given on the methodology of using modern pedagogical technologies and teaching methods in order to increase the activity of students during classes on the subject of drawing.

Key words: innovation, graphics, model, design, assessment, subjects, drawing.

В процессе чтения чертежей пространственное представление и пространственное мышление взаимосвязываясь, через геометрические проекции, происходит попытка представления внешнего вида детали, то есть, синтезируя виды детали, его наглядное изображение собирают вместе в единую фигуру. Только так происходит полное понимание и получение полной информации о детали [1-4].

Форма любого тела (предмета) создается из совокупности геометрических тел, следовательно, геометрическая форма каждого предмета состоит из совокупности геометрических тел. По этой причине, форма каждой детали характеризуется геометрическими понятиями. Чтобы иметь точное представление о форме детали, необходимо иметь точное представление о геометрических телах

и их взаимосвязи между собой. В процессе чтения видов детали на чертеже, необходимо деление его на геометрические тела, и в результате проверки взаимосвязи их между собой в нашем сознании формируется величина и внешний вид детали [5-9].

В результате анализа всех видов детали на чертеже образуется пространственный облик детали. Наглядное представление детали на основе его видов называется чтением чертежей. Прочитать чертеж - это значит представить по плоским изображениям чертежа объёмную форму изображенного на нём предмета. Имеет смысл, когда чтение чертежей начинают с чтения простых геометрических деталей. В процессе чтения чертежей возможно изучение изображения деталей.

Пример. Даны два вида параллелепипеда. Найдите его третий (слева) вид (Чертёж 2.1, а).

1. Два вида параллелепипеда копируются на чертеж (Чертёж 2.1, Ь).

2. Проводятся лучи ОХ, ОУ, О/ (Чертёж 2.1, с).

3. Видимые контуры (параллельные ОХ) детали на Н проводятся до ОУ и с помощью центра О циркулем переносятся на ОУ, расположенной на Ж или проводят прямые отрезки под углом 450 (Чертёж 2.1, с).

4. С контурных (параллельно ОХ) отрезков параллелепипеда на виде V проводятся перпендикулярные прямые отрезки на О2 и пересекаются с отрезками, параллельными от ОУ до О2. В итоге, эти отрезки, пересекаясь друг с другом, образуют вид слева параллелепипеда. Эта задача сопоставляется с процессом проецирования параллелепипеда на Н, V, Ж плоскостях. Таким образом, происходит знакомство с системой проецирования и методом чтения чертежей.

Чертёж 2.1

В заключении, по двум видам детали при определении его третьего вида-по верхним и нижним контурам стороны В проводят вспомогательные линии, и по толщине Х ставится размер «Т» и определяется третий вид детали. В целях закрепления этого метода, далее приводятся такие же задачи с использованием

квадрата, треугольника и окружности [10-14]. Далее рассмотрим способы выполнения деталей на плоскости:

1. Какая фигура получится, если под видом в форме квадрата на плоскости V квадрата расположить такой же квадрат?

Когда геометрические фигуры V и Н берут одинаковой величины, то это будет куб.

2. Какая фигура получится, если под квадратным видом на плоскости V квадрата начертить треугольник? Это будет призма.

3. Если под видом в форме квадрата на плоскости V квадрата начертить окружность, это конечно будет цилиндр.

Так в целях определения одного вида детали необходимо иметь его второй

вид.

4. Если под видом в форме треугольника на плоскости V начертить квадрат, это конечно будет призма.

5. Какая фигура получится, если под видом в форме треугольника на плоскости V начертить квадрат с диагоналями? Ответ - пирамида.

6. Если под видом в форме треугольника на плоскости V начертить окружность- это конечно будет конус.

7. Если под видом в форме окружности на плоскости V начертить треугольник- это конечно будет конус.

8. Если под видом в форме окружности на плоскости V начертить квадрат, это конечно будет цилиндр.

Чертёж 2.2

9. Если вид предмета на плоскости V - окружность, а под ним начерчена такая же окружность, это геометрическое тело называют шаром (сфера). Применив некоторые упрощения и условности, разрешённые в стандарте чертежей, можно в одном виде начертить некоторые геометрические тела. Например, цилиндр, конус, шар (сферу) (Чертёж 2.2). Для таких поверхностей с окружностью, при проставлении размеров перед цифрами ставится значок диаметра 0, а для шара вводят запись «сфера». Используя эти значки, можно обойтись изображением только одного вида детали, состоящий из округлых поверхностей (Чертёж 2.3).

В этом порядке начинается изучение простых и несложных деталей по их видам.

Вид детали на плоскости V называют главным или видом спереди, на плоскости Н - вид сверху, и на плоскости Ж - это вид слева или сбоку. Предмет, состоящий из нескольких геометрических тел, называется модель или деталь [1517].

Для совершенного усвоения чтения чертежей, необходимо выполнять упражнения, постепенно увеличивая элементы модели.

Чертёж 2.3

Задача 1. На чертеже 2.4 изображены виды спереди и сверху детали. Нахождением его вида слева, определяют какая эта деталь [18-21].

Чертёж 2.4

a) Отрезок прямой линии, находящийся под углом 450 относительно плоскости Н и плоскости V доказывает, что эта прямоугольная форма. (Чертёж 2.4, а).

b) Его катеты, с правильным треугольником показывают, что это куб (Чертёж 2.4, Ь).

c) С помощью квадрата, равного спереди и сверху, определяем, что это куб (Чертёж 2.4, с).

Задача 2. На чертёже 2.5 даны виды спереди и сверху двухэлементной модели. Необходимо определить какая эта деталь, путем нахождения его вида сбоку. По его виду слева становится ясно, что это куб, вырезанный в шести видах (Чертёж 2.5, а, Ь, с, в,/).

Чертёж 2.5

Следующий шаг, это определение наглядного вида детали по его видам спереди и сбоку (слева).

Задача 1. На чертеже 2.7 даны виды спереди и слева равностороннего квадрата с линией, проходящей посередине. Ответ, что это модель различного вида показан на чертеже 2.7, a, Ь, c, d, e, f (могут быть еще и другие виды данной модели). Наше исследование показывает, как можно варьировать детали и производить их внешнюю форму путем чтения чертежей или описания уже готового чертежа, но важно отметить, что по описанию модели выполняется его наглядный чертеж [22-30]. И также самым лучшим способом чтения чертежей является построение модели по его чертежу.

Чертёж 2.7

REFERENCES

[1] Juraxanovna, T. D. (2021). Creativity And Pedagogical Activity Of The Academician Of The Art Academy Of Uzbekistan, Holder Of The Order Of Friendship Of Peoples - Janis Salpinkidi (Dedicated To The 75th Anniversary Of The Artist And Teacher). The American Journal of Social Science and Education Innovations, 03(06), 123-127. https://doi.org/10.37547/tajssei/volume03issue06-21

[2] Sobitovich, B. S., Ahmedovich, M. N., Erpolatovich, T. N., Khotamovna, G. N., & Jurakhanovna, T. D. (2020). PRINCIPLES OF USING SCIENTIFIC DISCOVERIES IN MODERNIZATION OF THE ART EDUCATION SYSTEM. Journal of Critical Reviews, 7(11), 2020.

[3] Tulanova, D. (2021). Imaginary line in landscape painting o f Uzbekistan. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESE ARCH JOURNAL, 11(2), 773-778. http://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2021.00426.2

[4] Gulomova, N. (2021). Use of interactive methods for students in teaching drawing lessons (on the example of views). ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 77(1), 1637-1642.

[5] Туланова, Д. Ж., & Гуломова, Н. Х. (2018). Технология и условия проведения дидактических игр в процессе преподавания черчения в вузе. In Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества (pp. 89-93).

[6] Саидалиев, С. С., Гуломова, Н. Х., & Туланова, Д. Ж. (2017). Методы эффективного использования законов перспективы при обучении изобразительному искусству. Молодой ученый, (7), 462-469.

[7] Гуломова, Н. Х., & Туланова, Д. Ж. (2017). Использование законов перспективы при обучении изобразительному искусству: Материалы науч.-практ. конф. Какандский государственный педагогический институт (Республика илмий амалий конференция маколалари туплами. Кукон Давлат педагогика институти). In Какандский государственный педагогический институт (Республика илмий амалий конференция маколалари туплами. Кукон Давлат педагогика институти).

[8] Туланова, Д. Ж., & Файзуллаева, З. Ж. (2016). История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых методологических подходов. Молодой ученый, (18), 397-401.

[9] Туланова Дилноза Журахановна 2020. Творчество и педагогическая деятельность академика художественной академии Узбекистана, кавалера ордена дружбы народов Яниса Салпинкиди. ISBN 978-985-541-885-7, Pp-132-135, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка.

[10] Валиев, А. Н., Туланова, Д. Ж., & Гуломова, Н. Х. (2018). Современные педагогические и инновационные технологии обучения на занятиях по черчению. Молодой ученый, (3), 183-184.

[11] Гуломова Н.Х., Туланова Д.Ж. Методические основы использования законов перспективы при обучении изобразительному искусству. ISBN 978-601-08-0260-5. Pp-80-86. АЛМАТЫ 2020.

[12] Ишанова Ч. Туланова Д.Ж., Худоёрова У., Норбоева М. Материалы международной научно-практической онлайн конференции «наследие А.Кастеева в изобразительном искусстве», посвященной творчеству народного художника казсср, лауреата государственной премии Казсср им. Ч.Валиханова Абылхану кастееву. ISBN 978-601-08-0260-5. Pp-90-94. АЛМАТЫ 2020.

[13] Ashirbaev, A. . (2021). Типичные ошибки, которые могут изменить размеры чертежей и их предупреждающие факторы. Общество и инновации, 2(3), 7-15. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss3-pp7-15

[14] Ozodovich, A. A. (2021). The Use Of Tasks That Create A Tendency To The Prob lems Of Making Typical Mistakes In The Possession Of Graphic Literacy. The America n Journal of Social Science and Education Innovations, 03(06), 99-103. https://doi.org/ 10.37547/taissei/Volume03Issue06-16

[15] Жаббаров, Р. (2019). Манзара ранг тасвири. ни уцитиш орцали талабаларнинг ижодий цобилиятларини ривожлантириш. Uzbekistan state institute of arts and culture https://uzjournals. edu. uz/cacenas/, Culture and Arts of Central Asia, pp-48-52, ISSN, 2181-8932.

[16] Xalilov, R. (2021). Роль карандашного рисунка в будущей профориентации уч ителей изобразительного искусства. Общество и инновации, 2(4/S), 585-590. https: //doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp585-590

[17] Khamidovich, T. N., Nozimovich, T. N., Ibrohimovna, Y. N., Ravshanovich, J.R., & Kholmuratovich, M. K. (2020). DEVELOPMENT OF STUDENTS'CREATIVE ABI LITIES THROUGH TEACHING. Journal of critical reviews, 7(6), 227-230.

[18] Jabbarov, R. (2021). HISTORICAL DEVELOPMENT OF TRADITIONS AND STUDENT TRADITIONS. Конференции, 7(1). https: //doi.org/10.47100/conferences.v1i1.1285

[19] Saydaliyev, S., & Gulomova, N. (2019). Development of Spatial Thinking of Students Based on the Traditions of Eastern Architecture. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 74(2), 210-214.

[20] Гуломова Нозима Хотамовна., Туланова Дилноза Журахановта. Методика контроля графических работ по черчению студентов высшей школы. ISBN 996528-Х. Pp-127-128. Сборник трудов международной научно-теоретической конференции на тему: «Куатбековские чтения-1: Уроки Независимости», посвященной 30-летию Независимости Республики Казахстан.

[21] Maxkamova, S. B., & Sunatulla, F. A. (2018). Fine Arts Value in Patriotic School Education. Eastern European Scientific Journal. Ausgabe, 5-2018.

[22] Avazbayev, A., Jo'rayev, Y., & Tursunxo'jayeva, Z. (2021). Условия организации процесса технологического образования на основе кредитно-модульной системы. Общество и инновации, 2(4/S), 171-176. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp171-176

[23] Талипов, Н., & Талипов, Н. (2021). Тасвирий санъатда тарихий жанр муаммоси: рассом Малик Набиев ижодий мактабига бир назар. Общество и инновации, 2(4/S), 607-613. https://doi.org/10.47689/2181 -1415-vol2-iss4/S-pp607-613

[24] Nurdinova, F. X. (2018). Information technologies in the learning process. Экономика и социум, (9), 49-51.

[25] Khasanov, A. A. (2017). Methods and methods of forming economic education through interdisciplinary communication through information technology. Education,

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

Science and Innovation//Spiritual-Educational, Scientific and Methodological Journal, (3), 38-44.

[26] Urokova, S. B. (2020). Advantages and disadvantages of online education. ISJ

Theoretical & Applied Science, 9(89), 34-37.

[27] Alimovich, N. E. (2021). Determination Of General Positions For The Solution Of Geometric Tasks. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 25(2), 237-241.

[28] Хасанова, М. (2021). Олий педагогик таълимда "Композиция" фани мазмунини такомиллаштиришда тарихий манбалардан фойдаланиш. Общество и инновации, 2(5/S), 112-118. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss5/S-pp112-118

[29] Jabbarov, R., & Rasulov, M. (2021). FURTHER FORMATION OF STUDENTS'CREATIVE ABILITIES BY DRAWING LANDSCAPES IN PAINTING. Зб1рник наукових працъ AörOZ.

[30] Jabbarov, R. (2021). Уникальное направление, вдохновленное творчеством Камолиддина Бехзода, великого миниатюриста Восточного Возрождения. Общество и инновации, 2(5/S), 59-67. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss5/S-pp59-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.