Научная статья на тему 'Основные права личности в истории и современной России: законодательное признание и практика'

Основные права личности в истории и современной России: законодательное признание и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1606
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные права личности в истории и современной России: законодательное признание и практика»

© И.В. Ростовщиков, 2006

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

И.В. Ростовщиков

Вопросы прав человека всегда отличались исключительной актуальностью. Не исключение и современная Россия, где права человека объективно становятся все более значимыми на фоне радикальных и многосложных преобразований в социально-экономической, политической, духовной, правовой и иных сферах жизни. Совершенно очевидными стали проблемы расхождения между конституционным признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, их конституционным закреплением на уровне высоких международных стандартов и их реальным осуществлением, гарантированием. Соответствующий исторический, ровно столетний, опыт нашей страны в плане конституционного признания прав личности и их воплощения на практике небезынтересен и с теоретической, и с прикладной точек зрения, при осмыслении и учете как позитивных, так и негативных явлений.

Не требует пояснений исторический факт (закономерный с точки зрения общественного развития) того, что многовековой феодально-крепостной строй и абсолютная монархия в России были несовместимы с признанием и осуществлением фундаментальных прав человека. Лишь отмена крепостного права и проведение в России судебной, земельной, военной и ряда других прогрессивных реформ 1860-1870 годов в известной мере послужили импульсом к демократизации жизни общества, расширению прав простого населения. Вместе с тем к началу ХХ века правовое положение подданных по-прежнему строилось на сословном делении общества, неравенстве их перед законом. Принципы общественного и государственного устройства, господствовавшая идеология не допускали законодательного признания основных неотъемлемых прав и

свобод человека, которое уже имело место во многих западноевропейских странах.

Ситуация в России стала быстро меняться на фоне бурного развития капиталистических отношений и революционного движения масс, что самодержавие уже не могло не учитывать. Начались радикальные преобразования в государственно-правовой сфере, включая и правовое положение личности. Отправной точкой официального становления в России основных прав и свобод подданных можно считать царский Манифест от 17 октября

1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещалось даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права»1.

В высочайше утвержденных Основных государственных законах от 23 апреля

1906 года, правам и обязанностям российских подданных отводилась отдельная - вторая глава 2. Устанавливалась неприкосновенность собственности. Вводились политические свободы. Предоставлялся широкий спектр гражданских прав и свобод. В частности, указывалось, что никто не может быть задержан под стражей иначе, как в случаях, законом определенных; что жилище каждого неприкосновенно; что каждый российский подданный имеет право избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства и др.

Вскоре был принят целый ряд нормативных актов, направленных на регламентацию осуществления отдельных политических прав и свобод. Сюда относятся утвержденные Высочайшими Указами Временные правила

о повременных изданиях от 24 ноября

1905 года 3, Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 года 4, Временные правила о собраниях от 4 марта 1906 года 5, Временные правила для неповременной печати от 26 апреля 1906 года 6.

Основные государственные законы

1906 года и конкретизирующие их нормативно-правовые акты можно считать первым позитивным опытом комплексного законодательного, фактически конституционного закрепления в России ряда основных гражданских и политических прав и свобод личности. Противоречивость ситуации здесь состояла в том, что многим правам и свободам придавался новый для России - естественно-правовой оттенок, но одновременно сохранялся их «дарованный» властью характер. Примечательно и то, что стала формироваться своеобразная российская традиция: конституционное закрепление основных прав и свобод личности на новых принципах стало сопровождаться их предварительным официальным декларативным провозглашением.

Между тем указанные либерально-демократические преобразования носили половинчатый характер. С одной стороны, властью допускалась политическая борьба и пропаганда, многопартийность, профсоюзная деятельность и др., с другой - оставались лазейки для судебного и административного произвола. К примеру, требовалось разрешение начальника местной полиции на проведение собраний в закрытых помещениях, сохранялось преследование по политическим мотивам и т. д. В итоге преобразования свернулись из-за обострения обстановки на фоне Первой мировой войны, мощного наступления реакционных сил, кризисных социально-экономических явлений, стремления царизма к сохранению политического режима.

Февральская революция 1917 года положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России, в том числе и в сфере прав человека. Формально они не получили конституционного закрепления в силу того, что не успела появиться новая буржуазная конституция, к чему стремилось Временное правительство. Однако оно в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 года провозгласило: полную и

немедленную амнистию по всем делам - политическим и религиозным; свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования 7. Отдельные из перечисленных положений конкретизировались соответствующими законами и постановлениями. Так, законодательство о выборах закрепляло их свободный характер 8. Подвергался либерализации уголовный процесс, другие отрасли права. Вносились элементы гуманизации в деятельность пенитенциарных учреждений (признавалось личное достоинство заключенных, ограничивалось заключение в карцер и пр.).

Хотя и далеко не во всем последовательно и решительно, но в России Временным правительством была предпринята попытка становления модели буржуазно-демократического правового государства с присущими ему основными правами и свободами личности. Неудачный результат не является основанием для отказа в признании этого исторического факта.

Завоевание в октябре 1917 года власти большевиками повлекло кардинальный поворот в организации всех сторон жизни российского общества - от не успевшего утвердиться либерализма к диктатуре. Следует, однако, заметить, что победа и первые годы советской власти ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации человека труда, начал справедливости в отношениях собственности. Уделялось внимание и основным правам и свободам граждан. Изначально, как и при царе Николае II, и при Временном правительстве, они официально провозглашались - в данном случае - в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»9.

Уже первая Конституция РСФСР, 1918 года, в качестве ведущего раздела включала положения названной Декларации. Устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свободы совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др. Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Вместе с тем Кон-

ституция 1918 года четко определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои. В.И. Ленин говорил о названном Основном Законе, как о Конституции «борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны и во всем мире»10. Это предопределяло вводимые в стране принципы правового положения личности, в корне отличавшиеся от естественноправовых. Права и свободы индивида рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства и как отнимаемые им же у отдельных лиц или групп, если права «используются в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23 Конституции).

Абсолютизировалась материальная, социально-классовая обусловленность основных прав и свобод граждан на фоне провозглашения верховенства общественных, государственных ценностей и интересов над индивидуальными. Не случайно Основной Закон РСФСР 1918 года обходил молчанием сферу личной свободы индивида (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т. д.). Большевистская власть официально лишала избирательных прав «эксплуататоров», к которым относились лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, священнослужители и др.

Последующие годы характеризовались в области правового статуса личности как формально позитивными сдвигами (введение частной торговли в период нэпа, восьмичасового рабочего дня и др.), так и негативными (установление цензуры печати, разгон казачества и др.). Нельзя не упомянуть, что к массовому попранию элементарных прав человека, неисчислимым страданиям людей привела развязанная после октябрьского большевистского переворота гражданская война.

Конституция СССР 1936 года (аналогично - Конституция РСФСР и конституции советских республик) формально устраняла существующие юридические ограничения отдельных категорий лиц 11. К тому же закреплялась система социально-экономических прав граждан с соответствующими гарантиями: на труд с обеспечением работой (ст. 118), на отдых с

установлением семичасового рабочего дня (ст. 119), на материальное обеспечение в старости и болезни с бесплатной медицинской помощью (ст. 120) и т. д. Само по себе это явилось фактором большого значения с известным влиянием на дальнейшее становление прав «второго поколения» в других государствах и на международном уровне.

Однако в СССР по-прежнему речь шла не о правах человека вообще, а о правах «советского человека», предоставляемых ему властью, об их поднадзорной реализации, в частности политических свобод слова, печати, собраний, демонстраций лишь «в целях укрепления социалистического строя» (ст. 125 Конституции СССР 1936 года). Устанавливаемые основные права и свободы объявлялись результатом осуществления марксистской доктрины, обещавшей обеспечить достойный материальный уровень жизни всем трудящимся, но при непременном условии - победе социалистической революции, установлении диктатуры пролетариата, уничтожении частной собственности, ликвидации эксплуататорских классов.

В результате закрепленные в Основном Законе страны политические и личные права и свободы граждан были полностью попраны. Выдвигаемые же на передний план по значимости социально-экономические права напрочь исключали частную собственность и нередко имели крайне ограниченную обеспеченность или даже «квазигарантии». Яркий пример: осуществление права граждан СССР на труд с гарантированной оплатой их труда (ст. 118 Конституции СССР 1936 года) многие годы «обеспечивалось» колхозникам в виде начисления «трудодней», а не заработной платы. К тому же на фоне конституционного развития прав и свобод граждан сталинская административно-командная система против своего народа развязала широкомасштабные жесточайшие репрессии, в результате которых с 1929 по 1953 год в СССР погибли миллионы людей, не считая исковерканных судеб ГУЛАГом, ссылками, раскулачиванием и прочим насилием.

Характерен факт, что при принятии в 1948 года Всеобщей декларации прав человека СССР был в числе воздержавшихся. Выступивший на Генеральной Ассамблее ООН А.Я. Вышинский заявил, что через Деклара-

цию избран «путь абстрактный, усеянный цветами пышной фразеологии... которая сейчас уже никого не может прельстить», что «в СССР... уже осуществлено то, о чем в проекте Декларации говорится как о высоком идеале»12.

В ту пору уже складывались основные особенности советской доктрины прав человека, которую представители СССР неизменно (за исключением короткого времени перед распадом СССР) стремились проводить в жизнь в процессе принятия основных документов о правах человека на международной арене. Таких особенностей исследователями проблемы небезосновательно выделено несколько. Первая заключалась в полном отрицании идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении лишь государством. Второе: претензия на превосходство социалистических представлений о правах как гарантированных социалистическим обществом в противовес их якобы лишь формальному характеру в условиях капитализма. Третье: утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими. Четвертое: трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающего международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет. Пятое: отрицание частной собственности как основы свободы личности и гарантии ее независимости от всевластия государства. Шестое: реализация прав с учетом первостепенности интересов социалистического общества и в рамках «единственно верной» марксистско-ленинской идеологии и политики 13.

Последующие после сталинского правления десятилетия отмечены рядом прогрессивных тенденций в области развития прав и свобод граждан. На ХХ съезде КПСС был развенчан культ личности «вождя народов». Началась массовая реабилитация невинно осужденных. Упрочивались социально-экономические права рабочих и служащих, существенно изменялось правовое положение колхозников вследствие выдачи паспортов и др. На рубеже 50-60-х годов существенно обновилось отраслевое законодательство: уголовное, гражданское, соответствующее процессуальное и т. д. Демократизировались и совершенствовались нормы, обеспечивающие

права личности на неприкосновенность, на обжалование действий должностных лиц, на распоряжение личным имуществом, включая его завещание, на охрану авторства и др. Принимались меры по упрочению законности в деятельности правоохранительных органов.

Вместе с тем «хрущевская оттепель» характеризовалась крайностями, волюнтаризмом в экономике, политике и других сферах жизни, что не могло не сказаться отрицательно на правах и свободах граждан. Внутри страны бюрократия провела очередное наступление против свободы слова, свободы совести и вероисповедания, свободы художественного творчества, права личной собственности крестьян и т. д. Расстрел мирной демонстрации рабочих Новочеркасска в 1962 году еще раз наглядно продемонстрировал диктаторскую сущность режима.

Несмотря на обострение проблемы прав человека и гражданина в СССР во второй половине 60-х годов, следует отметить факты подписания и ратификации СССР Международных пактов о правах человека 1966 года, Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 год). Принятая в 1977 году Конституция СССР 14 (аналогично - Конституции советских республик) формально закрепляла принципы «уважения прав человека и основных свобод», «добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров» (ст. 29). Основной Закон СССР (аналогично Основные Законы союзных и автономных республик) значительно расширял и демократизировал правовой статус личности. Впервые закреплялись права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы (ст. 40), на жилище (ст. 44), пользование достижениями культуры (ст. 46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), свобода творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст. 160). Получили развитие права в сфере личной свободы индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства (ст. 54, 55, 56, 57) и др.15

С другой стороны, конституционное закрепление КПСС в качестве руководящей и на-

правляющей силы советского общества и ядра его политической системы (ст. 6) предопределяло недопустимость политического и идеологического многообразия, свойственного правовому демократическому обществу. Сосредоточение почти всей собственности на средства производства в руках государства ограничивало и экономические права граждан в виде запрета частной собственности, предпринимательства и т. д. Даже в отношении имущества, находящегося в личной собственности или в пользовании граждан, делались оговорки с политическим оттенком: оно не должно было «служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества» (ст. 13 Конституции СССР). Декларативный характер носила зафиксированная в Конституции судебная защита прав граждан (ст. 58).

Примечательно, что в Конституции СССР и в принятых на ее основе Конституциях союзных республик, как и во всех предыдущих советских Основных Законах, так и не было провозглашено право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства на территории страны, право граждан покидать страну и беспрепятственно возвращаться. По-прежнему реализация прав и свобод советскими гражданами, согласно Конституции СССР 1977 года, допускалась только «в целях коммунистического строительства», «укрепления и развития социалистического строя» (например, ст. 47, 50, 51).

Почти весь период горбачевской «перестройки социализма», при известной либерализации режима, в законодательстве и на практике власть все еще стремилась соблюдать марксистско-ленинскую концепцию правового положения личности. Коренной поворот в трактовке прав и свобод личности произошел только с принятием 5 сентября 1991 года Декларации прав и свобод человека 16 на Внеочередном Съезде народных депутатов СССР, тональность которого во многом определилась низвержением ГКЧП и победой демократических сил в августе 1991 года. Документ (ст. 1), о котором сейчас редко вспоминают, в отличие от действовавших тогда союзной и республиканских Конституций, основывался на том, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушаемыми правами.

В преддверии своего распада Советский Союз ратифицировал Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах 1966 года, признав тем самым компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Между тем многие гуманитарно-демократические преобразования все еще носили половинчатый характер. В конечном итоге административно-командная система показала свою несовместимость с действительно демократической организацией жизни.

Суверенная Россия пошла по пути формирования правового государства, становления демократии, утверждения свободы личности. Официальным отправным пунктом (в развитие традиции) стала принятая в 1991 году российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 17, которая с незначительными изменениями была инкорпорирована в обновленный текст действовавшей тогда Конституции РСФСР 1978 года 18. В результате этого нормы Основного Закона о правовом положении личности (раздел II) концептуально реформировались и стали соответствовать международно-правовым стандартам.

Принятая в 1993 году ныне действующая Конституция страны подтвердила, что права и свободы человека признаются высшей ценностью (ст. 2), что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).

О значении прав и свобод личности, которое придает им Основной Закон, свидетельствует уже объем закрепляющих их конституционных норм, составляющий около половины текста всей Конституции. Для российских граждан ею провозглашен практически весь комплекс прав и свобод человека, зафиксированный во Всеобщей декларации и Международных пактах о правах человека 1966 года. Соответственно, вполне логичным, не требующим конституционных новелл, стало присоединение России к Европейской кон-

венции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В рассматриваемом плане адекватное и последовательное развитие получают нормы отраслевого законодательства о правах российских граждан.

Исключительно важно то, что содержащиеся в Конституции права и свободы человека и гражданина утверждаются как непосредственно действующие, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность властей, обеспеченные правосудием (ст. 18). В этом заключено одно из принципиальных отличий современного российского конституционного законодательства о правовом положении личности от советских конституций «социалистического периода», которые, как правило, предполагали дополнительную многоступенчатую нормативную регламентацию осуществления многих основных прав и свобод, что, по сути, вело к их декларативности. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает возможность индивида их осуществлять и защищать всеми правомерными способами, напрямую руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу.

Принцип прямого действия конституционных прав и свобод подчеркивает их значение как первейшей ценности общества, их верховенство в правовой системе государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции). Запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции). Иными словами, конституционное регулирование правового статуса личности служит универсализации правового регулирования общественных отношений с ее участием. К тому же непосредственное действие основных прав и свобод человека и гражданина порождает прямые государственные обязательства по гарантированию их защиты (ч. 1 ст. 45 Конституции).

В советской юриспруденции и законодательстве прежних лет устанавливалась известная иерархия прав и свобод личности. В перечне их видов главенствующее место отводилось социально-экономическим правам, а замыкающее - гражданским (личным), что

отражало господствующую классово-материалистическую методологию, идеологию, провозглашаемые приоритеты ценностей. Действующая российская Конституция исходит из равенства, неделимости и взаимозависимости всех видов прав и свобод личности согласно международным стандартам. В развитие данного положения в Конституцию Российской Федерации включена норма, согласно которой перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Таким образом, отсутствие в Конституции права каждого на достойный жизненный уровень (включая питание, одежду и жилище), содержащегося в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11), не означает, что оно не признается и не требует мер по осуществлению, тем более в условиях примата международных договоров о правах человека.

Несмотря на глобальный прорыв России из административно-командного прошлого к демократии, современное российское общество сегодня все чаще называют «недорефор-мированным». Такой вывод касается и проблем прав человека. Ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая стала частью отечественного законодательства, открыла возможность россиянам обращения в Европейский суд по правам человека, наделенный компетенцией решать споры между личностью и государством. Это усилило международные гарантии обеспечения и защиты прав и свобод личности в Российской Федерации. К началу 2005 года в Европейский суд поступило около 18 тысяч обращений граждан из России. По данному показателю мы занимаем 3-е место среди стран - членов Совета Европы, что свидетельствует о неудовлетворенности россиян функционированием правоохранительных органов.

Вместе с тем нельзя не сказать о немалом прогрессе в реализации россиянами гражданских прав и свобод. Это касается, к примеру, неприкосновенности жилища, права на свободное передвижение и выбор места жительства, свободы выезда за пределы Российской Федерации, свободы совести, мысли,

слова и др. Как бы там ни было, но граждане обрели возможность свободно осуществлять политические права: право на объединение; право на проведение шествий, митингов и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право на судебную защиту и т. д. Получило законодательную защиту право частной собственности, и никто ныне не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

С другой стороны, многие провозглашенные права и свободы личности так и не стали реальностью. Особенно это касается социально-экономических прав граждан: права на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и др. К примеру, конституционное положение о бесплатности медицинской помощи стало в значительной мере декларативным, поскольку полноценная помощь стала платной и доступной состоятельным людям. Иными словами, кризисные явления в экономике, низкие темпы ее развития подорвали гарантии социально-экономических прав граждан. Достаточно сказать, что в богатейшей по природным ресурсам стране проживают десятки миллионов бедных и нищих людей. Смертность превысила рождаемость. В России около 800 тысяч детей-сирот. Данные негативные явления известны, и их можно не продолжать перечислять.

Надо заметить, что при всей демократичности положений действующей Конституции о правах и свободах человека, отдельные из них являются определенным шагом назад, в сравнении с предыдущими Основными Законами страны. Так, право на бесплатное жилище (ст. 40) предоставляется ныне не всем гражданам, а лишь малоимущим и некоторым другим нуждающимся в нем категориям. Нет больше в Конституции и прямого закрепления права на труд, что предполагало обязанность государства трудоустроить гражданина и не допускать безработицы. Речь теперь идет о свободе труда (ст. 37).

К сожалению, сегодня, по прошествии

15 лет демократических реформ, вызывают тревогу и многочисленные факты нарушений гражданских прав и свобод человека, что не связано с напрямую негативными явлениями

социально-экономического плана. Речь идет о бюрократическом произволе, коррупции, некомпетентности многих чиновников, работающих с гражданами. Более того, права человека, его честь и достоинство нередко попираются теми, кто призван их защищать. Ни для кого не секрет, что в милиции по отношению к задержанным подчас применяются недозволенные методы обращения, вплоть до пыток и др. Далеко не всегда права и свободы человека эффективно защищаются и судом, который в глазах граждан пока не стал ведущим средством их защиты. Да и сами решения суда далеко не всегда надлежащим образом исполняются.

Возросшая за годы реформ преступность, особенно такие ее проявления, как терроризм, взятие заложников, бандитизм, заказные убийства, вселяет в людей страх и тревогу за безопасность свою и близких. Причем криминогенная ситуация в России, несмотря на известные усилия, не претерпевает радикальных позитивных изменений.

Примечательно, что необеспеченность и нарушения прав человека вредоносны не только сами по себе. Это подрывает устои государства, веру в ценности демократии, идеалы правового государства и гражданского общества. Не случайно именование кого-либо словом «правозащитник» порождают у населения весьма противоречивое восприятие.

Сейчас исключительно актуальным является вопрос о том, что необходимо для того, чтобы в максимально короткие сроки исправлять положение в области прав человека. Ведь экономика в одночасье не поднимается, по одному лишь закону государство не становится демократическим, общество сразу не становится высоконравственным.

Думается, что действенным здесь может стать повышение правовой грамотности населения в сфере предоставленным им по закону прав и свобод, расширение возможностей самозащиты отдельной личности, общностей людей в случае посягательства на их права и свободы. Можно привести массу примеров, когда граждане попросту не знают своих прав, элементарных способов их защиты. Социальные опросы показывают, что очень многие граждане не знакомы даже с положениями Конституции о права и свободах, не говоря уже

о правах, которые закреплены текущим зако-

нодательством. Так, большинство населения не имеет представления о своих правах в случае задержания сотрудниками милиции, о своих правах на обжалование действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. В свою очередь, незнание закона, пренебрежение к правам и свободам человека со стороны самого населения крайне негативно сказываются на состоянии общества в целом, порождают апатию, цинизм, озлобление, способствуют административному произволу.

К сожалению, ныне в России отсутствует всесторонне разработанная концепция обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, которая поддерживалась бы всеми ветвями власти. В частности, проблематика прав человека не стала приоритетной и для основных политических партий в России, адекватно не отражается в их программах.

Между тем основным критерием режима законности в государстве, основным критерием признания его правовым, выступают признаваемые и реально гарантированные права человека. Данная формула должна быть на вооружении у каждого гражданина. В этом залог формирования гражданского общества, правового государства, где права человека есть реальный противовес всесилию государственной власти, призванный обеспечивать ее ограничение на основе принципов народовластия и свободы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СУ 1905. Отд. 1. Ст. 1658.

2 См.: СУ 1906. Отд. 1. № 98. Ст. 603.

3 См.: СУ 1905. Отд. 1. № 226. Ст. 1879.

4 См.: СУ 1906. Отд. 1. № 48. Ст. 308.

5 См.: СУ 1906. Отд. 1. № 48. Ст. 309.

6 См.: СУ 1906. Отд. 1. № 107. Ст. 637.

7 См.: Вестник Временного правительства. № 1 (46) от 5 (18) марта 1917 года.

8 См.: Положение о выборах в Учредительное собрание от июля - сентября 1917 г. // СУ Временного правительства. 1917. № 169. Ст. 915; № 251. Ст. 1801.

9 См.: СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 147.

11 См.: Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 6 дек. 1936 г. № 283.

12 Вышинский А.Я. Вопросы международного права и международной политики. М. , 1951. С. 370, 389.

13 Об этом см., например: Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. (197080-е и начало 90-х гг.). М., 1999. С. 32-33.

14 См.: Ведомости Верховного Совета СССР 1977. № 41. Ст. 617.

15 Подробнее об этом см., например: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

16 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1991. № 37. Ст. 1083.

17 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 52. Ст. 1865.

18 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. М., 1993. С. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.