Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА'

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS / COST / ORGANIZATION / EVALUATION / EFFICIENCY / COMPANY / БИЗНЕС / СТОИМОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова М.А.

В данной статье рассматривается бизнес как предмет оценки. Даны важные ответы на вопросы связанные с необходимостью оценки бизнеса. Выделены факторы, определяющие стоимость бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS AND DEFINITIONS OF BUSINESS VALUATION

This article discusses business as a subject of evaluation. Important answers to questions related to the need for business valuation are given. The factors determining the cost of business are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА»

УДК 336.330.334

Власова М.А. студент магистратуры 1 курса «Экономика и управление фирмой» научный руководитель: Гордеева Е.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Экономики и менеджмента» ФГБОУВО Сочинский Государственный Университет

Россия, г. Сочи

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

Аннотация: в данной статье рассматривается бизнес как предмет оценки. Даны важные ответы на вопросы связанные с необходимостью оценки бизнеса. Выделены факторы, определяющие стоимость бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, стоимость, организация, оценка, эффективность, компания.

Vlasova M.A. graduate student "Economics and management" 2 course Sochi State University Russia, Sochi

scientific adviser: Gordeeva E. V., Candidate of economic Sciences

Associate Professor of Department «Economics and management»

Sochi State University Russia, Sochi

BASIC CONCEPTS AND DEFINITIONS OF BUSINESS

VALUATION

Abstract: this article discusses business as a subject of evaluation. Important answers to questions related to the need for business valuation are given. The factors determining the cost of business are highlighted.

Keywords: business, cost, organization, evaluation, efficiency, company.

Актуальность проблемы оценки бизнеса является одной из наиболее острых, возрастающей на фоне социально-экономического кризиса в стране.

Что мы подразумеваем под оценкой бизнеса?

По моему мнению, оценить бизнес не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы понять, что мы подразумеваем под оценкой бизнеса, мы рассмотрим четыре основных вопроса:

Зачем мне нужна оценка бизнеса?

Кто проводит оценку компаний?

что является предметом оценки?

Как оценивается компания?

Зачем мне нужна оценка бизнеса? Оценка компании, как и любого другого актива, необходима не сама по себе, а только в ситуации выбора и принятия решений. Считается, что оценка предшествует принятию решения

с целью последующего принятия решения. На самом деле, оценка является наиболее важной частью этого решения: в процессе принятия решения принимать или не принимать решение является обременительным. Оценка необходима для обоснованных и экономически эффективных решений.

Кто участвует в оценке бизнеса? Оценивайте дела того, кто находится в хорошем положении и имеет право принимать решения. Это право предоставляется тем, кто имеет право собственности на объект оценки или возможность приобрести эти права.

Поэтому вопрос, кто может оценить, можно совершенно точно ответить: индивидуальный предприниматель. Когда мы говорим, что организации, компании и рынок также делают оценку и выбор, мы говорим о сумме рейтингов и выборов людей. Экономическая оценка может также проводиться владельцами объектов оценки (оценщиками) и управляющими недвижимостью (управляющими) от имени владельцев.

Что является предметом оценки? Если целью оценки является принятие решения, его целью является экономическая выгода от решения. Объектами оценки могут быть разные типы имуществ, любой актив, но объектом оценки в любом случае является экономическая выгода. Другими словами, оценка проводится не бизнес как таковой, как «предмет», а как целая система всех возможных действий по отношению к активу, связанных с наличием фактических или потенциальных прав и экономической выгодой от предполагаемых действий по покупке, продаже или управлению бизнесом.

Как оценивается компания? Экономические выгоды измеряются путем сравнения стоимости других видов использования имущества. Но суть любой оценки заключается в оценке (сравнении) стоимости альтернативных продуктов.

Оценка может быть связана с запланированными действиями в отношении различных типов имущества: денег, вещей, активов. Активы другой недвижимости различны, потому что они могут приносить доход владельцу. Таким образом, оценка запасов является оценкой экономических выгод от их владения. Экономическая выгода определяется как разница между суммой дохода, ожидаемой владельцем актива, и стоимостью отказа от получения дохода от инвестиций в другие подобные активы.

Решение считается прибыльным, когда стоимость ожидаемых результатов превышает стоимость отклоненных альтернатив.

Ценность отклоненных альтернатив - это стоимость решения, соответственно, это стоимость не любая, а максимально возможная.

Хотя в экономической литературе США термин «value» переводится как «стоимость», и поэтому мы всегда говорим об оценке бизнеса, мы будем говорить о стоимости и ценности бизнеса, мы имеем в виду альтернативные затраты.

В финансовой науке, как и в экономике в целом, основной смысловой единицей является выбор, сделанный участниками рынка (инвесторами),

владельцами бизнеса, руководителями предприятий, корпораций (как систем, стремящихся повысить свою устойчивость и развивать их воспроизводство), рынок в целом. Экономика предполагает, что любой субъект рынка делает выбор (принимает решения) на основе оценки экономических выгод. Отклоненные альтернативы образуют ценность, часто называемую альтернативой. Но ценность всегда создается альтернативами, поэтому она всегда альтернативна - другого нет. «Следует отметить, что альтернативные затраты - это затраты на упущенные возможности.

Оценка может рассматриваться как взвешивание ответов на два вопроса: что это мне дает и сколько это будет стоить. Другими словами:

Какова ценность для меня этого блага?

И какова его цена?

Таким образом, объектом оценки бизнеса является оценка экономических выгод от владения и распоряжения долями в капитале компании.

Оценка бизнеса означает оценку экономических выгод от принятия мер, связанных с правом собственности: покупка или продажа бизнеса, ликвидация, продолжение владения бизнесом или использование любого другого варианта использования.

Оценка варьируется в зависимости от типа имущества, процедур и технологий. Поскольку оцениваются предполагаемые действия по осуществлению прав собственности, а объем прав различных владельцев различается, список возможных действий также различается. Для покупателя и продавца одного и того же пакета акций компании стоимость бизнеса будет разной, так как покупка и дальнейшее использование имущества, и его продажа - это разные действия. Стоимость бизнеса для разных владельцев одного и того же бизнеса варьируется в зависимости от размера этой доли, прав управления.

Стоимость доли в компании зависит от стоимости самой компании, в то время как стоимость и стоимость акций для реализации прав на участие в капитале компании различны для разных владельцев.

Поэтому факторы, определяющие стоимость бизнеса для владельца, состоят из двух частей: факторы стоимости бизнеса и факторы стоимости для данного владельца.

Факторы стоимости предприятия. Стоимость бизнеса определяется его способностью приносить доход владельцам (акционерам). Эта способность определяется привлекательностью рынков, на которых работает компания, а также конкурентной позицией самой компании, ее производительным потенциалом, состоящим из ресурсов и компетенций.

Факторы стоимости для конкретного владельца. Для данного владельца стоимость его доли определяется как стоимостью самой компании, так и другими факторами, такими как степень контроля и ликвидность доли в капитале.

Владение контрольным пакетом акций предлагает несколько

преимуществ, отраженных в стоимости пакета акций, и наоборот. Ликвидность - это способность быстро продать свой бизнес и конвертировать его в наличные. Поэтому недостаточно ликвидные пакеты акций ценятся дешевле. Кроме того, контроль также влияет на ликвидность. Например, контрольный пакет акций в закрытом бизнесе является более ликвидным, чем неконтролирующий (миноритарный).

Поэтому важно, чтобы вы четко определили свой объект перед началом оценки:

1) общий вложенный капитал (стоимость собственного капитала плюс затраты по займам) компании;

2) собственные средства;

3) контрольный пакет акций;

4) монетарный пакет акций.

Использованные источники:

1. Габлая Д. Р., Гордеева Е. В., Новейшие предложения по совершенствованию структуры персонала в компаниях по сотовой связи// Международное научно-практическое периодическое сетевое издание "Форум молодых ученых" - 2018. - №5(21), URL: www.forum-nauka.ru

2. Филь Е.А., Гордеева Е.В. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(65).pdf

3. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)"

4. Илларионова С. А., Гордеева Е. В., Мотивация в управлении трудовой деятельностью// Международное научно-практическое периодическое сетевое издание "Форум молодых ученых"/ Отв. ред. Зарайский А. А. - 2018 №5(21) (май), URL: www.forum-nauka.ru

5. Ходыревская В. Н., Меньшикова М. А.. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 8. — С. 22-26.

6. Чакалян К. Г. Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 590592. — URL https://moluch.ru/archive/132/37078/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.