Научная статья на тему 'Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов'

Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
41
Поделиться
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРСТВА / МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ / ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Барышникова Марина Юрьевна, Еленева Юлия Яковлевна, Просвирина Мария Евгеньевна, Бадалова Анна Георгиевна

В работе представлены основные положения методологии экспертной оценки вузов, являющихся членами стратегических партнерств. Затронуты вопросы формирования критериев, выбора методов и определения этапов проведения экспертной оценки.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Барышникова Марина Юрьевна, Еленева Юлия Яковлевна, Просвирина Мария Евгеньевна, Бадалова Анна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов»

Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе

кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов1

Аржанова Ирина Вадимовна, к.т.н., исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, arzhanova@ntf. ru Бадалова Анна Георгиевна, д.э.н., профессор каф. «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин», abadalova@mail.ru Барышникова Марина Юрьевна, к.п.н., руководитель отдела

проектов в сфере высшего образования Национального фонда подготовки кадров, baryshnikova@ntf.ru Еленева Юлия Яковлевна, д.э.н., зав.кафедрой «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин», aprelenv@inbox.ru Просвирина Мария Евгеньевна, к.э.н., доцент каф. «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин», mprosvirina@mail. ru

Expert evaluation methodology of strategic partnership forming and development: the basic propositions on the basis of leading engineering higher schools cluster projects

Аннотация

В работе представлены основные положения методологии экспертной оценки вузов, являющихся членами стратегических партнерств. Затронуты вопросы формирования критериев, выбора методов и определения этапов проведения экспертной оценки.

Ключевые слова: стратегические партнерства, методология оценки, потенциал вуза, уровень интегрального сбалансированного развития вуза.

1 Данный материал подготовлен в рамках проекта «Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных вузов с предприятиями и учреждениями профессионального образования других уровней в интересах развития приоритетных отраслей экономики в субъектах Российской Федерации», который реализуется Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки России

Abstract

The articles illustrates the main propositions of the higher schools -members of strategic partnerships expert evaluation. The problem of evaluation criteria formalization, methods and stages elaboration is highlighted in the article.

Key words: strategic partnerships, evaluation methodology, higher school potential, level of balanced integral higher schools development

Решение задачи формирования в России экономики знаний, обеспечения инновационного развития и глобальной конкурентоспособности страны на основе подготовки нового поколения кадров для модернизации реального сектора экономики требуют от высшей школы активизации усилий по внедрению наиболее эффективных методов и инструментов управления кооперационными связями с промышленными предприятиями, научными организациями и образовательным сообществом.

Наиболее распространенной формой реализации кооперационных связей инженерных вузов в последнее время становятся стратегические партнерства. Участие вуза в стратегическом партнерстве на сегодняшний день является обязательным элементом формирования инновационной инфраструктуры вуза, эффективность функционирования которой создает условия для повышения его инновационной, инвестиционной привлекательности и, соответственно, конкурентоспособности.

Проведенный анализ целей создания стратегических партнерств с участием высших учебных заведений показал, что основной целью формирования и развития стратегических партнерств вузов с предпринимательским сообществом и научно-образовательными учреждениями является объединение усилий для повышения качества и конкурентоспособности высших учебных заведений. Реализация эффективных механизмов формирования и развития стратегических

партнерств, адекватных экономическим особенностям региона, а также целям и интересам участников стратегических партнерств, создают синергетические эффекты для всех участников партнерств, что, в конечном итоге, способствует развитию российского высшего образования, инновационному развитию экономики регионов и национальной экономики в целом.

Таким образом, встает вопрос о том, насколько в рамках функционирования стратегического партнерства достигаются указанные синергетические эффекты, а также насколько участие вуза в стратегическом партнерстве способствует достижению целевых показателей его деятельности и повышению его конкурентоспособности. В связи с этим возникает задача разработки системы критериев и методологии оценки, позволяющих проводить экспертизу процессов формирования и развития стратегических партнерств. Решение данной задачи отличается высокой актуальностью еще и в контексте оценки эффективности мер государственной поддержки инфраструктуры и проектов, реализуемых ведущими вузами в процессе реализации сетевого взаимодействия, в частности, в рамках территориально-отраслевых кластеров.

Разработка методологии оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов предполагает, в первую очередь:

- определение объекта проведения оценки;

- определение требований к критериям оценки;

- формирование и описание агрегированных групп критериев оценки;

- формирование информационной базы по критериям оценки.

Объектом проведения экспертной оценки являются процессы

формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов. С учетом положений процессного подхода оценка любых процессов предполагает оценку результатов этих процессов, поэтому можно говорить о том, что объектом проведения

экспертной оценки являются результаты процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов.

Анализ основных целей и задач, которые ставятся вузами в рамках функционирования стратегических партнерств, показывают, что эти цели и задачи охватывают основные направления деятельности инженерных вузов -образовательную деятельность и научную деятельность, а также направлены на развитие инновационной деятельности вуза. Поэтому оценку процессов формирования и развития стратегических партнерств необходимо проводить в разрезе образовательной, научной и инновационной деятельности.

Таким образом, в рамках проведения экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств в качестве объектов оценки будут выступать результаты образовательной, научной и инновационной деятельности, достигнутые вузом, в том числе, за счет участия вуза в стратегическом партнерстве.

Разрабатываемые критерии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов должны удовлетворять следующим требованиям:

- иметь стратегический целевой характер;

- учитывать векторы интересов участников стратегического партнерства;

- возможность адаптации к особенностям стратегического партнерства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учитывать положения процессного подхода;

- давать возможность использования существующих наработок;

- давать возможность проведения дифференцированной оценки.

Для удовлетворения данных требований представляется целесообразным выделить две группы критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств: общие и частные.

Общие критерии экспертной оценки отражают общие результаты вуза по выделенным ранее основным направлениям его деятельности -образовательной, научной, инновационной, а также косвенно отражают степень влияния факта участия вуза в стратегическом партнерстве на результаты его деятельности.

Частные критерии экспертной оценки отражают результаты образовательной, научной и инновационной деятельности вуза, полученные за счет участия вуза в стратегическом партнерстве, т.е. напрямую отражают степень влияния факта участия вуза в стратегическом партнерстве на результаты его деятельности.

Ключевой стратегической целью участия вузов в стратегическом партнерстве является повышение его конкурентоспособности. Конкурентоспособность вуза является комплексной характеристикой его деятельности и отражает его превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых, социальных и др., а также свидетельствует о способности вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому в качестве общих критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов были выбраны показатели конкурентоспособности вуза. Под конкурентоспособностью вуза будем понимать совокупность свойств и характеристик образовательных, научных, инновационных, производственных, финансово-экономических и сервисных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность

функционирования вуза на рынках образования, научных исследований, научно-технических разработок, консультационных услуг, капитала и интеллектуального труда в условиях изменений внешней и внутренней среды.

Проведенное обобщение частных целей и задач, которые вузы хотят достичь за счет создания и развития стратегического партнерства, показало, что приоритетными для вузов являются следующие задачи:

- повышение качества и расширение портфеля образовательных программ основного, дополнительного и послевузовского профессионального образования;

- создание дополнительных мест проведения практик и научноисследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов;

- повышение показателей трудоустройства по специальности и общей занятости выпускников вуза;

- привлечение студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности;

- организация на базе участников стратегического партнерства

повышения квалификации и стажировок преподавателей и сотрудников вуза;

- совместная подготовка кадров высшей научной квалификации;

- проведение совместных НИОКР и инновационных разработок, внедрение и выпуск продукции;

- развитие публикационной активности сотрудников вуза;

- создание совместных структур научно-образовательного или

инновационного профиля - учебно-научных центров, лабораторий, базовых кафедр, центров коллективного пользования и т.д.;

- создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий;

- и др.

Основным продуктом, который вуз предлагает на рынке

образовательных услуг, являются его образовательные программы. Поэтому значимую роль в повышении конкурентоспособности вуза играет конкурентоспособность его образовательных программ. Создание

конкурентоспособных образовательных программ, отвечающих требованиям

всех заинтересованных сторон в деятельности вуза, невозможно без привлечения к разработке образовательных программ специалистов из бизнес-среды, которые помогают определить профессиональные требования к выпускникам. Выпускники вуза, подготовленные в рамках реализации таких образовательных программ, будут конкурентоспособны на рынке труда, т.к. будут обладать компетенциями, ориентированными на потребности реального сектора экономики. Таким образом, в качестве первой агрегированной группы частных критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств были определены показатели развития продуктового портфеля вуза.

Организация образовательной, научной и инновационной деятельности в современном вузе невозможна без наличия развитой инновационной инфраструктуры, отвечающей его потребностям. Создаваемая в вузе инновационная инфраструктура должна способствовать развитию современных форм обучения по реализуемым образовательным программам различного уровня, совершенствованию технологического обеспечения научно-образовательного процесса, соответствующего уровню передовой науки, созданию условий для проведения исследований фундаментального и прикладного характера и т.д. Поэтому в качестве второй агрегированной группы частных критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств были определены показатели наращения инфраструктурного потенциала вуза.

Значимую роль в обеспечении устойчивого развития любой организации на сегодняшний день играют ее кадры. Кадровое развитие вузов должно быть направлено на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения научных исследований на международном уровне, на обновление научнопреподавательского состава, на создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности. Актуальной также является задача увеличения доли молодых, творчески активных научных и

научно-педагогических работников в коллективе вуза. Необходимо существенно повышать уровень участия преподавателей, студентов и аспирантов в научных исследованиях, а научных работников и аспирантов -в учебном процессе. В связи с этим третьей агрегированной группой частных критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств были определены показатели наращения кадрового потенциала вуза.

Таким образом, на основе анализа представленных частных целей и задач участия вуза в стратегическом партнерстве были выделены три агрегированные группы частных критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие продуктового портфеля;

- наращение инфраструктурного потенциала;

- наращение кадрового потенциала.

Разработанная система критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием инженерных вузов представлена на рис. 1.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА, В РАЗРЕЗЕ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ОЦЕНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИННОВАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР

УЧЕТ

ВЕКТОРОВ

ИНТЕРЕСОВ

УЧАСТНИКОВ

АДАПТИРУЕМОСТЬ УЧЕТ

К ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЦЕССНОГО

СТРАТЕГИЧЕСКОГ ПОДХОДА

О ПАРТНЕРСТВА

(СП)

ВОЗМОЖНОСТЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СУЩЕСТВУЮЩИХ

НАРАБОТОК

ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ (ПАРТНЕРСТВА В ЦЕЛОМ, ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ)

АГРЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИЕВ

НАРАЩЕНИЕ

ИНФРАСТРУКТУРНОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОТЕНЦИАЛА

НАРАЩЕНИЕ

КАДРОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ОЦЕНКИ (показатели и индикаторы)

ОБЩИЕ - ОТРАЖАЮТ ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (КОСВЕННО ОТРАЖАЮТ ВЛИНИЕ УЧАСТИЯ ВУЗА В СП)

ЧАСТНЫЕ - ОТРАЖАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ВУЗОМ БЛАГОДАРЯ УЧАСТИЮ В СП (НАПРЯМУЮ ОТРАЖАЮТ ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ ВУЗА В СП)

Рис. 1. - Система критериев экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств

Для каждой выделенной агрегированной группы критериев экспертной оценки (общих и частных) были определены показатели оценки в разрезе образовательной, научной и инновационной деятельности.

Для раскрытия и понимания сути процессов формирования и развития стратегических партнерств необходимо сформировать и уточнить понятийный аппарат, включающий основополагающие понятия и категории, необходимые для разработки концептуальных основ методологии оценки. Базовым понятием, используемым при разработке методологии оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств, является понятие стратегического партнерства.

Определяя понятие стратегического партнерства, необходимо учитывать, что данное понятие должно соответствовать:

- требованиям идентичности, которые означают, что определение должно точно соответствовать внутреннему содержанию понятия и его внешним проявлениям;

- требованиям системности, предполагающим, что все аспекты понятия рассматриваются во взаимосвязи друг с другом;

- требованиям аналитичности, учитывающим необходимость использования данного понятия как базы для анализа и разработки методологии и инструментария оценки стратегического партнерства, а также разработки эффективных стратегий развития стратегического партнерства.

Учет этих требований предполагает, что:

- во-первых, необходимо установить, является ли стратегическое партнерство структурой, требующей официального указания и закрепления целей, задач, прав и обязанностей участников, правил и процедур создания партнерства, а также формального оформления отношений участников в процессе функционирования стратегического партнерства;

- во-вторых, важно идентифицировать ключевую цель и базовые принципы, на которых должно строиться и развиваться стратегическое партнерство;

- в-третьих, необходимо, рассматривая стратегическое партнерство как систему, определить основной критерий его функционирования.

Таким образом, понятие стратегического партнерства должно отражать один или несколько ключевых признаков стратегического партнерства, нести в себе определение цели создания стратегического партнерства, отражать принципы организации деятельности стратегического партнерства.

С учетом выше изложенного, в рамках настоящего исследования под стратегическим партнерством понимается юридическая закрепленная форма взаимодействия двух или более хозяйствующих субъектов, направленная на формирование устойчивых в долгосрочной перспективе конкурентных преимуществ на профильных рынках на основе интеграции ресурсов, компетенций и технологий.

Базовыми принципами создания и функционирования стратегического партнерства являются: открытость; эффективность; результативность;

превентивность; синергизм.

Повышение конкурентоспособности вуза будет проявляться в результатах его деятельности, а именно, в повышении качества и диверсификации его продуктового портфеля, а также в наращении его ресурсного и компетентностного потенциалов.

Потенциал вуза рассматривается в настоящем исследовании как совокупность создаваемых или уже мобилизованных ресурсных, кадровых и технологических возможностей вуза как субъекта стратегического партнерства, эффективное использование и синергизм которых обеспечивают конкурентоспособность вуза и позволяют достигать требуемого уровня интегрального сбалансированного развития вуза.

В свою очередь под уровнем интегрального сбалансированного развития вуза будем понимать комплексную характеристику изменения совокупности показателей деятельности вуза, достигаемых при сбалансированном развитии продуктового портфеля и наращении кадрового и инфраструктурного потенциалов за счет гармоничной интеграции вуза в стратегическое партнерство.

Конечной целью любой оценки является получение сведений о состоянии объекта оценки, которые будут являться информационной основой принятия управленческих решений. Проводимая оценка должна позволять руководству вуза принимать решения по дальнейшему совершенствованию и развитию деятельности вуза, в том числе в рамках стратегического партнерства. Для определения вектора дальнейшего развития вуза целесообразно рассматривать положение вуза в системе координат «потенциал вуза - уровень интегрального сбалансированного развития», т.к. наращение кадрового, технологического и ресурсного потенциала вуза является ключевым показателем конкурентоспособности вуза, а уровень интегрального сбалансированного развития, как было определено ранее, выступает тактическим критерием функционирования стратегического партнерства.

Этапами проведения оценки потенциала вуза, являются:

- формирование совокупности показателей для проведения оценки и определение шкалы оценки;

- формирование групп внутренних экспертов и разработка опросных листов для проведения оценки;

- проведение опроса внутренних экспертов и обработка полученных данных - определение значений первичных оценок уровня развития технологий, применяемых в вузе, по отдельным составляющим потенциала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расчет обобщенного значения оценки потенциала вуза.

На первом этапе для оценки потенциала вуза разрабатываются экспертные карты и шкала оценки, которые позволяют определить:

- уровень развития управленческих, организационных и социальных технологий, применяемых в вузе - ПОТУ;

- уровень развития ресурсного потенциала вуза - ПОРП;

- уровень развития кадрового потенциала вуза - ПОКП.

Экспертные карты должны содержать перечень критериев оценки, а также вербальное описание для каждого критерия, соответствующее 100%-ому уровню выполнения критерия.

Оценка по всем составляющим потенциала вуза проводится с привлечением внутренних экспертов из числа работников вуза, которые осуществляют заполнение экспертных карт.

Обобщенное значение оценки потенциала вуза (ПВ) определяется как среднее геометрическое значение оценок по отдельным составляющим потенциала вуза:

Второй составляющей оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств является оценка уровня интегрального сбалансированного развития вуза, который был принят в качестве тактического критерия функционирования стратегического партнерства.

Оценка уровня интегрального сбалансированного развития вуза осуществляется по выделенным направлениям деятельности вуза -образовательной, научной и инновационной. Для оценки результативности указанных процессов ранее были разработаны критерии, а также показатели и индикаторы оценки, позволяющие оценить общие и частные результаты деятельности вуза, которые, соответственно, косвенно и напрямую отражают результаты участия вуза в стратегическом партнерстве. Сформированная

совокупность индикаторов и показателей по выделенным критериям позволяет получить первичные оценки (рис. 2):

- уровня развития образовательной деятельности - ПООД;

- уровня развития научной деятельности - ПОНД;

- уровня развития инновационной деятельности - ПОИД.

Все показатели и индикаторы, используемые для оценки уровня интегрального сбалансированного развития вуза, носят количественный характер.

Для получения обобщенного значения уровня интегрального сбалансированного развития вуза первичные оценки уровней развития по отдельным направлениям деятельности нормализуются в интервале от 0 до 1.

Значение уровня интегрального сбалансированного развития вуза (УИСР) определяется как среднее геометрическое значение полученных первичных оценок результативности образовательной, научной и инновационной деятельности:

Рис. 2. Оценка уровня интегрального сбалансированного развития вуза

Третьей составляющей оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств является оценка удовлетворенности внешних

сторон, заинтересованности в деятельности вуза как участника стратегического партнерства.

При этом в качестве основных внешних сторон, заинтересованных в деятельности вуза, были выделены:

- органы государственного управления деятельностью вузов в лице Министерства образования и науки РФ, а также органы регионального (местного) управления и исполнительной власти;

- образовательные учреждения, являющиеся членами стратегического партнерства;

- предприятия, научные и иные организации, являющиеся членами стратегического партнерства.

Для оценки уровня удовлетворенности внешних заинтересованных сторон разрабатываются анкеты, содержащие открытые вопросы к участникам анкетирования. По результатам анкетирования определяется обобщенная оценка удовлетворенности внешних сторон, заинтересованных в деятельности вуза как участника стратегического партнерства (УЗС).

Таким образом, в рамках проведения первичной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств формируются следующие обобщенные оценки:

- оценка потенциала вуза - ПВ;

- оценка вуза как участника стратегического партнерства - УИСР;

- оценка удовлетворенности внешних заинтересованных сторон -УЗС.

Полученные первичные оценки позволяют сформировать комплексные и интегральную оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств, которые будут служить информационной основой для формулирования рекомендаций и принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию деятельности вуза и его развитию. На

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рис.3 приведена модель системы оценки вуза как участника стратегического партнерства.

Комплексная оценка вуза как участника стратегического партнерства включает следующие этапы:

1) сопоставление результатов первичной оценки вуза в следующих проекциях:

- «уровень развития управленческих технологий, применяемых в вузе» - «уровень интегрального сбалансированного развития вуза» (ПОТУ- УИСР);

- «уровень развития ресурсного потенциала вуза» - «уровень интегрального сбалансированного развития вуза» (ПОРП -УИСР);

- «уровень развития кадрового потенциала вуза» - «уровень интегрального сбалансированного развития вуза» (ПОКП -УИСР);

2) определение и интерпретацию комплексных оценок вуза;

3) разработку рекомендаций по выбору перспективных направлений развития вуза.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ I КОМПЛЕКСНАЯ I ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА I ОЦЕНКА I ОЦЕНКА (ПО)

Рис. 3. Система оценки вуза как участника стратегического партнерства

Интегральная оценка вуза как участника стратегического партнерства включает следующие этапы:

1) сопоставление результатов первичной оценки вуза в проекциях:

- «потенциал вуза - уровень интегрального сбалансированного развития вуза» (ПВ - УИСР);

- «потенциал кластера - уровень интегрального сбалансированного развития вуза» (ПК - УИСР);

2) определение и интерпретацию интегральной оценки вуза;

3) разработку рекомендаций по выбору перспективных направлений развития вуза в составе стратегического партнерства.

Результаты оценки вуза как участника стратегического партнерства могут быть использованы для принятия обоснованных управленческих решений как на уровне руководства вузом, так и на уровне федеральных и местных органов управления образованием.

Руководству вуза результаты оценки дадут возможность:

- более точно диагностировать проблемы развития, источники их возникновения и направления управленческих воздействий;

- определять чувствительность результатов деятельности вуза к применению тех или иных управленческих технологий;

- на основе использования объективной информации определять векторы развития стратегических партнерств в целом и задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами, в частности;

- осуществлять инвестирование финансовых ресурсов в проекты, дающие наибольшие экономические, имиджевые, социальные и иные эффекты;

- более четко и обоснованно формулировать задачи текущего и перспективного развития во взаимосвязи с возможностями кадрового обеспечения процессов развития;

- сформировать и реализовать сбалансированную политику в области маркетинга, кадров, развития научно-образовательной и инновационной деятельности и финансов;

- построить детализированную систему управленческого учета и программно-целевого бюджетирования, увязав контуры стратегического и финансового менеджмента вуза.

Результаты оценки вуза как участника стратегического партнерства будут востребованы органами управления образованием при решении таких вопросов, как:

- обоснованный выбор объектов государственной поддержки вузов, показавших высокие результаты наращения и эффективного использования потенциала при реализации предыдущих проектов;

- принятие решений о реструктуризации образовательных учреждений путем присоединения;

- формирования и поддержки отраслевых и региональных кластерных проектов с участием вузов;

- мониторинга эффективности мер государственной поддержки вузов в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бызов Л. Методология расчета рейтинговых оценок российских вузов инженерно-технического профиля http://www.proza.ru/2011/09/18/163

2. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах (проект) Ы1р://топ. gov.ru/ dok/akt/7762/

3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л.Титовой. - М.: Макс Пресс, 2008. - 668с.