БАКЛАНОВ Пётр
Яковлевич
Академик РАН, профессор, доктор географических наук, научный руководитель, главный научный сотрудник Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио, 7 Владивосток, Россия, 690041
BAKLANOV Peter
Yakovlevich
Academician of the RAS, professor, doctor of geography, scientific director, chief researcher Pacific Institute of Geography FEB RAS, 7, Radio Street, Vladivostok, Russia, 690041
УДК 332.1 + 91
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА НА НОВОМ ЭТАПЕ
В статье сформулированы авторские представления об общих положениях Концепции социально-экономического и территориального развития Владивостока и его агломерации в долгосрочной перспективе с учётом складывающихся экономических и геополитических условий. Рассматриваются и оцениваются основные факторы развития города и агломерации, их конкурентные преимущества, обозначаются целевые ориентиры и основные приоритеты, а также формулируются основные функции Владивостока.
Концепция развития, факторы развития, конкурентные преимущества, контактные функции, Владивосток, Дальний
Восток России, АТР ■ ■ ■
THE MAIN STATEMENTS OF THE CONCEPT OF SOCIAL, ECONOMIC AND TERRITORIAL DEVELOPMENT OF VLADIVOSTOK AT A NEW STAGE
Taking into account the developing economic and geopolitical conditions, the author's views about the general statements of the concept of social, economic and territorial development of Vladivostok and its agglomeration for the long-term period are formulated. The main factors of development of the city and agglomeration, their competitive advantages and drawbacks are considered and estimated; target orienting points and basic priorities for new conditions are designated. The basic functions of Vladivostok are also formulated.
Concept of development, development factors, competitive advantages, contact functions, Vladivostok, Russian Far East, Asian-Pacific Region
© Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т., 2017
-J i rr!:r mm*
A MEftlCA ,
f). I г p.--* л [Ь T
jT-.y'; t^ii?-
"ji^i.-w'.tf.J L3Wy-.il
рвгионапмстика
МОШКОВ Анатолий Владимирович
Доктор географических наук, заведующий лабораторией, главный научный сотрудник Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио, 7
Владивосток, Россия, 690041
MOSHKOV
Anatoly
Vladimirovich
Doctor of geography, head of laboratory, chief researcher Pacific Institute of Geography FEB RAS, 7, Radio Street, Vladivostok, Russia, 690041
Введение
Проблемы социально-экономического и пространственного развития Владивостока - в числе особо актуальных и для властей, и для местного населения уже в течение нескольких десятилетий. Изначально эти проблемы актуализировались в связи с политико-экономическими преобразованиями в стране в 1990-е - начале 2000-х гг. и изменениями в связи с этим статуса города. В последующем внимание к проблемам развития Владивостока и прилегающих территорий усилилось в связи с наметившимся трендом на «разворот» России на Восток и «особой» ролью Владивостока в достижении этих целей. На всех этапах политико-экономических изменений в стране и настроений в обществе город активно реагировал разработкой очередной концепции, стратегии или программы своего развития. При разработке всех этих документов учитывались факторы развития Владивостока, определяющим из которых, несомненно, является его уникальное экономико-географическое положение (ЭГП) в контактной зоне России с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно этот фактор (ЭГП) обусловливает тенденцию в развитии Владивостока -с учётом интересов федерального центра, Дальнего Востока в лице Минвостокразвития, Приморского края, собственных интересов города и населения - на его всё больший «разворот» на Восток. Исходя из этого в данной работе и формулируются основные положения и принципы Концепции развития Владивостока (далее - Концепция), цель и приоритеты, определяются основные функции города на долгосрочную перспективу.
Основные положения Концепции
Разработкой концепции (то есть общих идей и направлений) социально-экономического развития Владивостока и прилегающих к нему территорий в новых политико-экономических условиях вплотную начали заниматься уже в начале 1990-х гг.1 В последующем эти концепции в целом «увязывались» со стратегиями развития Приморского края2, с концепцией и программой развития всего Дальневосточного регио-
1 Перспективы развития города Владивостока (материалы к концепции развития г. Владивостока до 2010 г.). Ч 1. Народнохозяйственная специализация города. Население и трудовые ресурсы, система жизнеобеспечения. Владивосток, 1990. 197 с. Большой Владивосток. Концепция экономического развития Южного Приморья. Владивосток, 1991. 40 с.
2 Закон Приморского края № 324-К3 20 октября 2008 г. «О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» (в редакции закона Приморского края № 256-КЗ от 3 октября 2013 г.).
■ ЕЛИ \
-J i rr!:r mm*
A MEftlCA ,
f). I г p.--* л [Ь T
jT-.y'; t^ii?-
"ji^i.-w'.tf.J L3Wy-.il
егцанапмстнка
РОМАНОВ Матвей Тихонович
Доктор географических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио, 7
Владивосток, Россия, 690041
ROMANOV
Matvey
Tikhonovich
Doctor of geography, chief researcher Pacific Institute of Geography FEB RAS, 7, Radio Street, Vladivostok, Russia, 690041
на1. В 2002 г. в рамках плановой корректировки генерального плана г. Владивостока Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН совместно с ОАО «Приморгражданпроект» были подготовлены основные положения нового варианта «Концепции социально-экономического развития г. Владивостока и агломерации»2.
Но уже во второй половине первого десятилетия XXI в. происходят существенные изменения как во внешних условиях, так и в самом потенциале развития Владивостока. Эти изменения связаны с подготовкой и проведением во Владивостоке Саммита АТЭС-2012 и привлечением новых инструментов регионального развития: формированием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), приданием Владивостоку и его окружению статуса свободного порта, подведением к нему газопровода с Сахалина и др.
Всё это потребовало изменений и дополнений концепции развития г. Владивосток и его формирующейся агломерации. Ниже излагаются основные её положения.
Долгосрочной целью развития Владивостока ставится превращение его в крупнейший международный интеграционный центр России в АТР, реализующий контактные, в том числе внешнеэкономические и транспортно-транзит-ные, промышленные, научно-образовательные и культурно-туристические функции и обеспечивающий высокое качество жизни населения города и его формирующейся агломерации.
Выполняя стратегические контактные функции, Владивосток и его агломерация призваны обеспечивать геополитическую, экономическую, демографическую, научно-техническую, продовольственную, экологическую безопасность России на её восточных рубежах.
Геополитическая безопасность России на Дальнем Востоке в обостряющихся геополитических условиях в современном мире предполагает сохранение достаточных мощностей оборонного комплекса, в том числе в пределах Владивостокской агломерации, поддержание на высоком уровне потенциала Тихоокеанского флота, воздушно-космических сил для обеспечения геостратегического присутствия России в АТР.
Обеспечение экономической безопасности заключается в создании здесь, на восточных рубежах, крупной и
1 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 2094-р от 28 декабря 2009 г.).
2 Основные положения этой совместной работы изложены в [7].
--4
■ ЕЛИ \
конкурентоспособной экономической системы с учётом имеющихся собственных ресурсных, кадровых, транзитных возможностей, контактного экономико-географического положения с крупнейшими и динамично развивающимися странами мира.
Научно-техническая безопасность определяется во многом тем, что во Владивостокской агломерации сконцентрировано до 50% научно-технического потенциала Дальнего Востока. Этот потенциал должен быть сохранён и приумножен. На его основе возможны развитие различных наукоёмких производств на базе собственных научно-технических и конструкторских разработок отраслевых и академических НИИ, ВУЗов, предприятий оборонно-промышленного комплекса Владивостока и Большого Камня, реализация и освоение импортных технологий на инжиниринговых компаниях города и агломерации, научно-техническое обеспечение освоения ресурсов, в том числе Мирового океана.
Обеспечение продовольственной безопасности Владивостока, Владивостокской агломерации и Приморского края в целом делает необходимым развитие здесь (во Владивостоке, Артёме, Большом Камне, Славянке, Вольно-Надеждинском и др.) современных предприятий пищевой промышленности, в том числе предприятий рыбной промышленности, способных обеспечить не менее 70% потребностей населения в продовольственных товарах.
Экологическая безопасность заключается в обеспечении рационального использования, воспроизводства и сохранения уникального природно-ресурсного потенциала территорий Владивостокской агломерации и прилегающих акваторий залива Петра Великого.
В основу Концепции развития Владивостока и Владивостокской агломерации положены следующие целевые установки:
• переход Владивостока в стадию активного агломерационного развития;
• выполнение Владивостоком и агломерацией в целом стратегических контактных функций, в том числе во взаимодействии «суши с океаном», во взаимодействии России и Дальнего Востока со странами АТР;
• превращение Владивостока в крупный центр международного (прежде всего внешнеэкономического) сотрудничества России на тихоокеанском побережье;
• ориентация на переход города и всей его агломерации на новый качественный уровень, имея в виду экономическое, социальное и экологическое качество развития города и окружающих территорий и акваторий;
• обеспечение широкого участия города в международной жизни АТР (в экономической сфере, научно-образовательной деятельности, высокотехнологичных наукоёмких производствах, международном въездном туризме);
• формирование в долгосрочной перспективе двухзвенного Владивостока, состоящего из южного звена (город в современных его границах), преобразуемого в деловой центр (с развитыми портово-транспортными, управленческими, торгово-посредническими, банковско-кре-дитными функциями, иностранными представительствам и т.п.), и северного звена (в границах юга Надеждинского района и Артёма), формируемого как промышленно-селитебная зона высоких технологий (с технопарками и крупным транспортным узлом - железнодорожным, авиационным, автодорожным и морским);
• территориальное развитие города прежде всего за счёт включения в его состав Артё-мовского муниципального округа и левобережной части Надеждинского района и интенсивного освоения имеющихся в их пределах свободных территорий для промышленного, транспортного, селитебного, офисного строительства, поэтапной трансформации прилегающих садовых районов в районы жилой застройки;
• формирование социальной и производственной инфраструктуры с учётом ориентированности города на активные внешние связи на уровне, сопоставимом со сложившимися на настоящий момент реальными полюсами роста в странах АТР или со столичными городами России - Москвой и Санкт-Петербургом;
• доведение масштабов экономической деятельности, развития сферы услуг и других секторов до уровня, сопоставимого с полюсами роста отдельных стран АТР;
• параллельное развитие двух форм жилищного строительства: высотного и многоэтажного в старом городе (то есть в современных границах Владивостока) и в центральной части нового города (на юге Надеждинского района и Артёма) и малоэтажного - в периферийной его части;
• учёт стратегических интересов России на восточных рубежах (выполнение оборонных, транзитных, научно-технических и других функций), а также собственных интересов Дальнего Востока, Приморского края и Владивостока.
Основные факторы развития и конкурентные преимущества
К факторам, определяющим развитие Владивостока и агломерации в целом и их конкурентные преимущества, относятся уникальное геополитическое и экономико-географическое положение и накопленный социально-экономический и научно-технический потенциал. Благодаря своему положению на берегах Японского моря с многочисленными незамерзающими бухтами Владивосток стал крупнейшим городом-портом России на Тихом океане. К портам Владивостока подходит крупнейшая железнодорожная магистраль - Транссибирская, благодаря чему здесь реализуются разнообразные контактные транспортно-транзитные функции в связях России и АТР, стран АТР и Европы. Город имеет сухопутные выходы (железнодорожные и автодорожные) в соседние страны - Китай и КНДР. Находясь на большом удалении от центральных районов России, на её юго-восточной окраине, Владивосток при этом соседствует с крупнейшими (КНР и Япония) и крупными (КНДР и Республика Корея) экономиками мира.
Геополитическое положение Владивостока определяется тем, что город и его агломерация расположены в геополитически весьма важном Азиатско-Тихоокеанском регионе мира, на стыке границ КНР, России и КНДР - трёх стран с различными контрастными политическими системами. Через Владивосток Россия реализует свои геополитические интересы в АТР, а сам Владивосток находится в зоне пересечения геополитических интересов ряда зарубежных стран, в том числе крупнейших.
К числу имеющихся конкурентных преимуществ Владивостока, несомненно, относятся сравнительно развитые транспортно-логистические структуры (морские, железнодорожные, трубопроводные, авиационные и пр.), многоотраслевая структура экономики, высокий научно-технический и образовательный потенциал и т.д.
Осуществление интересов России на Дальнем Востоке и в АТР: основные функции Владивостокской агломерации
Изначально Владивосток создавался для выполнения общенациональных функций, что отражено даже в его названии. Сегодня одна из важнейших национальных функций Владивостока и его агломерации, как отмечается в ряде публикаций1 и официальных документов, - это
1 Поскольку перечень соответствующих работ достаточно велик, мы ограничились включением в библиографический список лишь некоторых из них (см.: [1-6; 8; 9]).
превращение его в реальный полномасштабный центр международного сотрудничества. Такая общенациональная функция Владивостока тесно коррелирует и с дальневосточными, и с краевыми интересами.
Однако в целом общенациональные функции города, как нам представляется, значительно масштабнее и ответственнее - это контактные функции в развивающихся взаимодействиях России (и ряда стран Европы) со странами АТР. В современных условиях глобализации, роста конкуренции и обострения геополитических отношений эти функции многократно усиливаются, возрастают и усложняются.
Уникальное ЭГП и закрытые бухты с круглогодичной навигацией обусловили в предыдущий период выполнение Владивостоком функций форпоста России на тихоокеанском побережье, функций города-порта, центра внешнеэкономического сотрудничества, места дислокации Тихоокеанского флота и локализации ряда крупных морехозяйственных структур.
Выполнявшиеся Владивостоком в предыдущий период стратегические функции обобщённо можно свести к следующим:
- оборонные функции, связанные с дислокацией здесь отдельных структурных единиц Тихоокеанского флота, а также морских частей погранвойск, таможенных и других служб, обеспечивающих военную и экономическую безопасность России на востоке;
- портово-транспортные функции, обусловившие создание и функционирование здесь военно-морского, морского торгового, морского рыбного и пассажирского портов;
- морехозяйственные функции, обусловившие создание здесь рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих, судоремонтных, приборостроительных предприятий и вспомогательных производств;
- внешнеторговые и транспортно-транзитные функции, состоящие в том числе в таможенном и транспортном обслуживании;
- научно-образовательные функции, состоящие в проведении исследований и подготовке специалистов высшей квалификации для всех специфических сфер хозяйства, прежде всего -морских.
Таким образом, уже к концу ХХ в. определилась чётко выраженная многофункциональная роль Владивостока. В перспективе с развитием агломерационных процессов многофункциональность будет возрастать (табл. 1).
Складывающиеся функции г. Владивосток были оценены с точки зрения проблем и предпосылок их развития в перспективе. Учитывались рыночные условия, динамика спроса на разных региональных уровнях, значение для города, края и России в целом, экономическая и социальная эффективность. В результате соответствующих оценок была составлена таблица 2.
Таким образом, Владивосток и в будущем будет развиваться как крупный многофункциональный центр.
Основные приоритеты в развитии хозяйства города и агломерации
Специфика Владивостока, его уникальное экономико-географическое и геополитическое положение обусловливают развитие и поддержание здесь на высоком уровне прежде всего морехозяйственных, транспортно-логистических и внешнеэкономических функций. Без обеспечения на должном уровне таких функций и развития соответствующих им структур не-
Таблица 1
Многофункциональность города Владивостока и агломерации
Уровни выполня- Содержание функций
емых функций в настоящее время в перспективе
1. Международные С 1992 г. - некоторые дипломатические, транзитно-транспортные, научно-образовательные, культурно-туристические функции Усиление указанных функций, а также развитие международных экономических функций: размещение экспортных производств, международных объектов рыночной инфраструктуры (банков, торговых и выставочных центров и т.п.); проведение международных форумов; и др.
2. Общероссийские Оборонные, транзитно-транспортные, научно-исследовательские и культурно-туристические функции Рост значения и объёмов указанных функций; опорная база освоения ресурсов Тихого океана
3. Дальневосточные Транзитно-транспортные функции по обеспечению связей между отдельными районами Дальнего Востока; научно-образовательные, культурно-туристические и оздоровительные функции Сохранение и усиление всех этих функций, особенно в связи с развитием Северного морского пути
4. Краевые Центр Приморского края и связанные с этим управленческие функции; экономические, научно-образовательные, Сохранение и усиление всех этих функций, особенно в связи с улучшением транспортной доступности в южных районах края
социально-культурные, туристические и оздоровительные функции
5. Муниципальные Экономические функции (связанные с обеспечением надёжной экономической базы города); социальные функции (связанные с созданием для населения нормальных условий жизнедеятельности) Сохранение всех этих функций и их существенное усиление, развитие в пределах агломерации
возможно эффективно использовать имеющиеся у Владивостока конкурентные преимущества перед многими другими городами России и АТР.
С учётом вышеизложенного и в соответствии с прогнозными оценками приоритетными для города и агломерации в долгосрочной перспективе являются контактные функции, связанные с обеспечением связей сухопутных и морехозяйственных видов деятельности и, одновременно, с обеспечением взаимодействий регионов России, прежде всего Дальнего Востока и Приморского края, со странами АТР
В этой связи приоритетными секторами хозяйства во Владивостоке и агломерации являются:
1. Морехозяйственные экономические структуры (кластеры), включая:
- судостроение (небольших специализированных судов - во Владивостоке и Славянке, крупных - в Большом Камне);
Ёегионалисткка 001:10.14530^.2017.2 V 2017 ■ Том 4 . № 2 ДЪ^
Таблица 2
Основные функции города Владивостока и агломерации в долгосрочной перспективе и предпосылки их развития
Наименование и вид функций Содержание функций Предпосылки сохранения и развития функций
1. Транспортно-логистиче-ские Перегрузки различных грузов с других видов транспорта на морской и обратно, хранение, переработка и распределение грузов, обслуживание морского флота и др. Очень большие
2. Промышленные (прежде всего на основе наукоёмких технологий) Судостроение и судоремонт, производство подводных роботов, судового и навигационного оборудования, оборудования для марикуль-туры, различных приборов и инструментов, бытовой техники, потребительских товаров (в том числе пищевых, лекарственных) и др. Значительные
3. Научно-исследовательские Фундаментальные и прикладные исследования, прежде всего для освоения ресурсов Мирового океана, Арктики, приморского природопользования, новых технологий, материалов, решения экологических проблем и др. Очень большие
4. Образовательные Развитие среднего и высшего образования для нужд восточных районов РФ, развитие новых образовательных программ и специальностей, новых форм обучения Очень большие
5. Культурные, в том числе туристические Театры, музеи, библиотеки, спортивные и культурные центры, различные уникальные туристические объекты Очень большие
6. Торгово-финансовые Банки, биржи, торговые, информационные, выставочные центры и т.п. Очень большие
7. Оборонные Объекты военного значения, в том числе военно-морского флота Значительные
8. Обеспечение международных контактов, внешнеэкономической и культурно-политической деятельности Диппредставительства. Представительства деловых кругов. Международные форумы, комиссии, встречи и т.п. Очень большие
9. Коммунально-инфраструктурное обслуживание Энергетика, транспорт, жильё, связь, коммунально-бытовое обслуживание Очень большие
- производство оборудования и приборов для марикультуры и морских биотехнологий для изучения и освоения Мирового океана;
- производство подводных роботов и робототехнических комплексов;
- судоремонт (во Владивостоке, Большом Камне и Славянке);
- морской транспорт (строительство крупного глубоководного порта);
- создание предприятий марикультуры;
- развитие рыбной и других отраслей пищевой промышленности, производств потребительских товаров, расширение производств высокоценных экологически чистых продуктов питания, лекарственных и биологически активных веществ из морского сырья на основе наукоёмких технологий, в том числе биотехнологий.
2. Автомобилестроение: производство легковых и специальных автомобилей на основе сборки из импортных комплектующих и частичной локализации производства последних в пределах агломерации.
3. Производство строительных материалов и конструкций, блоков для домостроения и т.п., широкое развитие жилищного строительства.
4. Научно-образовательный кластер на основе учреждений ДВО РАН, ВУЗов и малых научно-производственных предприятий; мультифункциональный технопарк с мелкосерийными производствами новых наукоёмких материалов и приборов для освоения Мирового океана.
5. Туризм, в том числе формирование одного из опорных центров морского круизного туризма.
7. Развитие международной деятельности и соответствующих структур по обеспечению такой деятельности.
8. Обеспечение надёжными и эффективными инфраструктурными системами и сетями (энергетическими, транспортными, экологическими).
Для обеспечения развития приоритетных отраслей необходимо формирование высокоэффективного обслуживающего комплекса - энергетики, строительной индустрии, коммунально-бытового обслуживания, торговли, медицинского обслуживания, пищевой промышленности, экологической инфраструктуры, коммуникационной инфраструктуры и т.п. Определённое место в городе должны занимать и оборонные функции (управление военно-морским флотом, погранвойсками, военные причалы, судоремонт и т.д.).
В сложившихся условиях необходимо концентрировать усилия и финансовые средства на «прорывных» направлениях. Таким «прорывным» направлением на российском Дальнем Востоке может стать создание во Владивостоке технополиса - города научных, технических и технологических разработок, выводимых в реальный сектор экономики. Это позволит обеспечить здесь передовые рубежи национальной экономики и технологии, выполнять функции «плацдарма» по реализации интересов России в АТР. Из дальневосточных городов России прежде всего во Владивостоке как центре академической, отраслевой и вузовской науки возможно создание подобия японских, американских и китайских технополисов. Но для этого необходимо превращение «центра науки» в «центр науки, передовых технологий и современного производства». Превращение Владивостока в город-технополис необходимо для повышения стратегической конкурентоспособности его промышленности, кардинального повышения её эффективности и уровня жизни населения.
При этом целесообразна переориентация на выпуск высокотехнологичной продукции и услуг всего хозяйственного комплекса Владивостокской агломерации. То есть не только промышленных предприятий, непосредственно связанных с производством соответствующей наукоёмкой продукции, но хозяйственного комплекса в целом, включая и производство услуг. Высокотехнологичная промышленная продукция может и должна производиться не только для продажи на внешнем рынке, но и для наполнения внутреннего рынка. С этого начинали своё ускоренное развитие и Япония, и Республика Корея, и Китай. В противном случае будет
и дальше увеличиваться разрыв в уровне экономического развития дальневосточной России и сопредельных стран.
Наукоёмкими должны стать морехозяйственный комплекс, сфера услуг, строительство и транспорт, связь и туризм. Это касается и машиностроения - именно эта сфера обеспечивает истинное лидерство. Учитывая специфику Владивостока и агломерации и его географическое положение, из машиностроительных производств первоочередное развитие здесь могут получить судостроение и судоремонт, навигационное приборостроение, производство специальных и бытовых электрических и электронных приборов, медицинского оборудования, а также систем обработки информации, автоматизированных систем управления производством.
Таким образом, с учётом международного опыта создания городов-технополисов и имеющихся во Владивостоке предпосылок целесообразно развивать во Владивостоке следующие новые наукоёмкие «восходящие» отрасли:
• биотехнологии;
• производство «тонкой» керамики;
• производство подводных аппаратов, робототехники, станков с программным управлением, автоматических системы управления и соответствующего программного обеспечения;
• фармакология на основе биологически активных веществ из ресурсов суши и моря;
• производствоа новых видов экологически чистой продовольственной продукции на основе современных (разработанных здесь или заимствованных) технологий.
В число приоритетных проектов, которые направлены на развитие хозяйства города (прежде всего в новой его части) и должны в дальнейшем сформировать оптимальную инфраструктуру «Большого Владивостока» (старой и новой его территории), должны быть включены:
• строительство участков железных и автодорог, которые напрямую свяжут новую площадку Владивостока с Транссибирской и Транскорейской магистралями и обусловят в дальнейшем формирование новой (и, возможно, основной) хозяйственной оси города;
• строительство современных объектов энергетики (электрической и тепловой) в расчёте на потребности «Большого Владивостока»;
• жилищное, офисное и промышленное строительство;
• строительство отвечающих самым современным требованиям объектов экологической инфраструктуры.
Элементами хозяйственного комплекса новой части города должны быть и производства, выносимые из «деловой» («старой») его части по экологическим требованиям.
Целевые ориентиры развития Владивостока и его агломерации
Территория. Территориальная структура города в целом должна быть существенно трансформирована на основе нового функционального микрозонирования, предполагающего выделение следующих зон:
• деловой центр;
• прибрежная зона (с чередованием хозяйственных и рекреационно-парковых секторов);
• промышленные зоны;
• торгово-инфраструктурные зоны;
• селитебные зоны;
• рекреационно-парковые зоны;
• резервные зоны.
Эффективность промышленно-селитебного освоения новых территорий во многом будет зависеть от наличия надёжных и эффективных транспортных магистралей как трасс освоения новых площадок и развития транспортной сети в целом. Основным направлением развития транспортных сетей в пределах Владивостокской агломерации является прокладка дублирующих магистральных путей выхода из центра города и автодорог широтного направления через всю северную часть города с запада на восток. Вторым важным направлением в развитии транспортных сетей является создание железнодорожного и автодорожного кольца вокруг п-ова Муравьева-Амурского вдоль Амурского и Уссурийского заливов и бухты Золотой Рог. Это послужит базисом для соединения Владивостока и прилегающих территорий в единое экономическое, социально-демографическое и планировочное пространство, условием дальнейшего пространственного развития городской агломерации.
Население1. Перспективная численность населения Владивостока и всей Владивостокской агломерации во многом будет зависеть от меры участия (законодательного, финансового, организационно-управленческого) государства и краевых управленческих структур в развитии города. Разработано несколько вариантов демографического развития Владивостока и агломерации, учитывающих различные в сложившихся условиях меры участия государства:
1) пессимистический, инерционный вариант - участие государства отсутствует;
2) средний вариант - участие государства незначительное, в основном развитие обеспечивается за счёт поддержки городскими и краевыми властями, с организованным привлечением частного капитала;
3) оптимистический вариант - участие федеральных, краевых и муниципальных органов управления в развитии города рассматривается как существенное. Оптимистический вариант предполагает привлечение дополнительного финансирования в развитие Владивостока и Владивостокской агломерации со стороны государства, а также организованное привлечение отечественного и иностранного капиталов.
На 2020 г. прогнозная численность населения Владивостокской агломерации составит: по пессимистическому варианту - 1 157,6 тыс. человек; среднему - 1 232,8 тыс. человек; оптимистическому - 1 408,3 тыс. человек. Прогнозная численность населения Владивостока в нынешних границах соответственно 654,3 тыс. человек, 728,7 тыс. человек и 804,7 тыс. человек.
Прогнозные оценки прироста и распределения численности занятых в различных отраслях экономики показывают, что ведущей отраслью экономики во Владивостокской агломерации останется промышленность. Предполагается, что в промышленности будет занято до 30% численности работающего населения. Высокая доля таких отраслей, как транспорт и связь, торговля, сбыт и заготовки, ЖКХ и бытовое обслуживание и других, объясняется необходимостью значительного инфраструктурного и рекреационного обустройства территории Владивостокской агломерации для повышения уровня её экономической и социальной привлекательности, а также активного привлечения отечественных и иностранных инвесторов для развития экономики населённых пунктов.
Производство. По проведённым прогнозным оценкам, наиболее вероятный средний прирост производства по промышленным узлам Владивостокской агломерации ожидается в пределах 5% в год, с возможными колебаниями по отраслям и центрам от 2 до 10%. Это согла-
1 Раздел подготовлен к.г.н. З.И. Сидоркиной.
суется с ожидающимися в обозримой перспективе темпами развития экономики Приморского края и России в целом.
Финансовые ресурсы. В качестве основных рассматриваются «традиционные» источники финансирования: бюджеты различных уровней, внебюджетные средства, банковский, акционерный, частный капитал и пр. При этом важным условием успешного привлечения финансовых средств, в том числе и зарубежных, является, несомненно, благоприятный инвестиционный климат. Важнейшими условиями его улучшения являются формирование надёжного и эффективного энергетического, транспортного и инфраструктурного обеспечения, высокого качества социальной и экологической среды и т.п.
Государственный вклад в развитие города и агломерации может осуществляться в следующих формах:
• прямое инвестирование из федерального бюджета ограниченного круга объектов, имеющих общерегиональное значение, но невысокую коммерческую окупаемость;
• государственно-частное партнёрство с разделением финансирования;
• косвенное финансирование некоторых объектов и направлений хозяйственной деятельности с предоставлением возможности беспошлинного импорта оборудования, облегчённых правил экспортных операций и распоряжения валютной выручкой, ускоренной амортизации, беспроцентных или льготных займов, расширение сферы применения налогового кредита (например, в ТОСЭР «Надеждинская» или в рамках Свободного порта Владивосток);
• административная или экономическая протекция созданию специальных банков, фондов, консорциумов, компаний, передвижению людей, товаров и капитала через границы региона, рекламе инвестиционных проектов;
• расширение сферы хозяйственно-правовой компетенции территориальных органов при исполнении ряда норм законодательства, в частности законов «О недрах», «О залоге», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О налоговой системе» и др.
Важнейшими условиями привлечения иностранного капитала в развитие города и агломерации (в том числе Большого Камня, Славянки и Зарубино) являются:
• предоставление залоговых гарантий иностранному капиталу через природно-ресурс-ные права (возможно, в пределах Приморского края), права на недвижимое имущество и другие формы;
• формирование на территории благоприятных инфраструктурных и организационно-правовых условий, отвечающих потребностям бизнеса и являющихся приоритетами в деятельности местных властей;
• соблюдение точно определённого набора правил и льгот для инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
Механизмы реализации Концепции
С целью реализации основных положений Концепции на её основе должны быть разработаны и приняты долгосрочная комплексная программа развития и Генеральный план г. Владивосток и прилегающих территорий, потенциально входящих в «Большой Владивосток».
Механизм реализации Концепции предполагает, что в рамках общей системы управления создаётся сеть координаторов (руководителей подпрограмм) и ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям. Ответственные исполнители назначаются администрацией города и обеспечивают соблюдение сроков, качества и эффективности реализации мероприятий. Таким образом, может формироваться матричная организационная структура управления,
включающая вертикальные (линейные) и горизонтальные связи, которые обеспечивают управление и создают основу высокой синхронизации исполнения намеченных мер. Такой подход должен сочетаться с перераспределением прав и ответственности (децентрализацией) в рамках организационной структуры системы управления территорией.
При реализации Концепции необходимо учитывать дифференцированные интересы населения, власти и бизнеса при разработке, принятии и реализации бизнес-проектов или планов развития. Механизм реализации также должен включать в себя:
• определение взаимосвязанных организационно-методических процедур в процессе осуществления управленческих мероприятий с целью выполнения отдельных пунктов Концепции;
• выделение проблемно-функциональных блоков управления, выработку связей и отношений между ними;
• установление и регулирование отношений между элементами структуры управления, между властью и бизнесом путём правового, административного, экономического и социального взаимодействия.
При этом должна быть обеспечена систематическая координация сбалансированных по ресурсам и развёрнутых во времени экономических, социальных, технических, производственных, организационных и других мероприятий, осуществляемых властью, предприятиями и организациями различных форм собственности и обеспечивающих достижение целей развития:
• обеспечение взаимоувязанного направленного развития и достижения основных целей;
• обеспечение тесного взаимодействия производственных, социальных и экологических аспектов хозяйственной деятельности;
• распределение прав и ответственности за реализацию, обеспечение оперативного информационного обслуживания деятельности;
• научное сопровождение.
В систему управления целесообразно встроить подсистему корректировки в виде группы специалистов, в задачу которых входит отслеживание эффективности реализации Концепции и выработка на этой основе предложений по изменению траектории развития.
Для обеспечения мониторинга реализации Концепции и разработанной на её основе программы развития необходимо внедрить информационно-аналитическую систему эталонных оценок, основанную на подобранных индикаторах для отдельных составляющих Концепции.
В систему эталонных индикаторов развития должны быть включены блоки индикаторов, отражающие экономическое развитие, состояние окружающей среды, развития домашних хозяйств, использование земли, развитие городской инфраструктуры, социально-демографическое состояние и др.
Важнейшим инструментом реализации Концепции должна стать эффективная информационная система города и агломерации, базирующаяся на геоинформационных (GIS) технологиях. Информационная система должна отслеживать основные параметры экономического, социального, экологического состояния города и агломерации за определьнные периоды времени и сравнивать текущие параметры с целевыми и эталонными индикаторами.
Таким образом, основные положения Концепции должны быть развернуты в «Программе социально-экономического развития города Владивостока и его агломерации» и новом Генеральном плане города. Их утверждение и реализация, как представляется, позволят выйти Владивостоку на качественно новый уровень развития.
Список литературы
1. Абрамов А.Л. Возможные сценарии развития Владивостока в долгосрочной перспективе // Стратегическое планирование на межрегиональном, региональном и городском уровнях: каким будет Дальний Восток после кризиса. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2010. С. 117-143.
2. Авдеев Ю.А. Анализ существующих идей стратегического планирования развития Владивостока // Приоритеты Приморья: Интеграция и конкурентоспособность. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. С.103-110.
3. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т. Территориальные структуры хозяйства и экономические районы в долгосрочном развитии российского Дальнего Востока. Вестник ДВО РАН. 2011. № 2. С.18-28.
4. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Стратегия развития Приморского региона: от прошлого к будущему // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2013. № 4. С. 7-23.
5. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России. Владивосток: Дальнаука, 2009. 172 с.
6. Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона / науч. ред. А.Б. Волынчук; под общ. ред. Я.А. Фроловой. Владивосток: Дальнаука; Изд-во ВГУЭС, 2010. 626 с.
7. Концепция социально-экономического развития г. Владивостока и агломерации: основные положения. Материалы к проекту «Корректировка генерального плана г. Владивостока» / Под ред. В.И. Озно-бихина, В.И. Преловского. Владивосток, 2002. 60 с.
8. Терский М.В. Интеграционные процессы в Тихоокеанском регионе: проблемы и перспективы экономического сотрудничества России со странами АТР // Разработка и реализация стратегий в новой ситуации: экономика, методология, модернизация. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2010. С. 76-84.
9. Тихоокеанская Россия: страницы прошлого, настоящего, будущего / отв. ред. П.Я. Бакланов. Владивосток: Дальнаука. 2012. 406 с.
References
1. Abramov A.L. Possible Scenarios of Development of Vladivostok in a Long-Term Perspective. In: Strategic Planning at the Interregional, Regional and City Levels: How Does the Far East Will Look Like after Crisis? Vladivostok, 2010. Pp. 117-143. (In Russian)
2. Avdeev Yu.A. The Analysis of Existing Ideas of Strategic Planning of Development of Vladivostok. In: The Priorities of Primorskii Krai: Integration and Competitiveness. Vladivostok, 2007. Pp. 103-110. (In Russian)
3. Baklanov P.Ya., Moshkov A.V., Romanov M.T. Territorial Structures of Economy and Economic Regions in the Long-Term Development of the Russian Far East. Vestnik Dalnevostochnogo otdelenia Rossiiskoy academii nauk [Vestnik of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences]. 2011. No. 2. Pp. 18-28. (In Russian)
4. Baklanov P.Ya, Romanov M.T. Development Strategy of Primorsky Region: From the Past to the Future. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Kul'turologiya. Sotsiologiya. Sotsial'naya rabota [Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series: Philosophy. Culturology. Sociology. Social Work]. 2013. No. 4. Pp. 7-23. (In Russian)
5. Baklanov P.Ya., Romanov M.T. The Economic-Geographical and Geopolitical Positions of Pacific Russia. Vladivostok, 2009. 172 p. (In Russian)
6. Geopolitical Potential of Trans-Boundary Cooperation ofthe Countries of Asian-Pacific Region. Vladivostok, 2010. 626 p. (In Russian)
л
А М F, В I С Л 'а . d *
^ rV--ri.' Л-.: , г'..?
■ -1 ■ -i .r J- J-
ШЧ
7. The Concept of Social and Economic Development of Vladivostok and Agglomeration: Basic Provisions. The Proceedings to the Project «Updating of the General Plan of Vladivostok». Ed. by V.I. Oznobikhin, V.I. Prelovsky. Vladivostok, 2002. 60 p. (In Russian)
8. Tersky M.V. Integration Processes in the Pacific Region: The Problems and Perspectives of Economic Cooperation of Russia with the Countries of APR. In: The Development and Realization of the Strategy in a New Situation: Economy, Methodology, Modernization. Vladivostok, 2010. Pp. 76-84. (In Russian)
9. Pacific Russia: The Pages of the Past, the Present, the Future. Ed. by P.Ya. Baklanov. Vladivostok, 2012. 406 p. (In Russian)
■ ■ ■
Для цитирования:
БаклановП.Я., Мошков А.В., РомановМ.Т. Основные положения Концепции социально-экономического и территориального развития Владивостока на новом этапе // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 2. С. 11-25. DOI: 10.14530/ге&2017.2
For citing:
Baklanov P.Ya., Moshkov A.V., Romanov M.T. The Main Statements of the Concept of Social, Economic and Territorial Development of Vladivostok at a New Stage. Regionalistica [Regionalistics].
2017. Vol. 4. No. 2. Pp. 11-25. (In Russian) DOI: 10.14530/reg.2017.2 ■ ■ ■