Научная статья на тему 'Основные положения концепции инновационной индустриализации России'

Основные положения концепции инновационной индустриализации России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивантер Виктор Викторович, Комков Николай Иванович

В статье представлены основные положения концепции инновационной модернизации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic provisions of Russia's innovation industrialization concept

The article deals with the basic provisions of Russia's innovation modernization concept.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции инновационной индустриализации России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Данная статья перепечатывается с согласия авторов по тексту, опубликованному в журнале «Проблемы прогнозирования», 2012, №5.

Ивантер В.В., Комков Н.И.

Основные положения концепции инновационной индустриализации России *

В статье представлены основные положения концепции инновационной модернизации России.

Виктор Викторович ИВАНТЕР

доктор экономических наук, профессор, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук vvivanter@ecfor.ru

Николай Иванович КОМКОВ

доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией организационно-экономических проблем управления научно-техническим развитием ИНП РАН

Основные результаты разработки предыдущих программ научно-технологической модернизации. Проведенные в период с 2002 по 2008 г. и с 2009 по 2011 г. в рамках программ фундаментальных исследований Президиума РАН прогнозные исследования в области инновационной

модернизации экономики России позволили с учетом социально-экономических факторов установить области создания и распространения перспективных технологий, важнейшие направления поисковых и фундаментальных исследований.

* Данная концепция рассматривается как методическая основа разработки Программы Президиума РАН «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России». Координатор Программы — акад. В.В. Ивантер, головная организация-разработчик — Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Организационно-методическое сопровождение Программы выполняет группа под руководством проф. Н.И. Комкова.

Выявлены общемировые тенденции технологического развития, включая тенденции развития следующих секторов экономики: добыча ресурсов и их переработка, производство энергии, обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, производство конечной продукции, создание инновационной и промышленной инфраструктуры [1, 2].

При выполнении Программы в 2011 г. получены оценки динамики уровня инновационного развития России в период с 1998 по 2008 г., которые подтвердили наличие слабоположительной тенденции роста этого уровня, достигшего к 2008 г. всего 42% к уровню стандартов стран ЕС 2000 г. Если предположить, что в последующие годы темпы роста уровня развития, достигнутые Россией в 1998 — 2008 гг., сохранятся, то длительность перехода к стандартам стран ЕС 2000 г. может составить еще 20 — 25 лет. Следует заметить, что многие стандарты, характеризующие инновационную среду в США и Японии, превосходят стандарты стран ЕС, а сами страны ЕС значительно увеличили свои стандарты к концу первого десятилетия XXI в. по сравнению с уровнем 2000-х годов.

Полученные оценки динамики приближения российской экономики к стандартам инновационной свидетельствуют о медленном, постепенном переходе. Для анализа причин медленного перехода и поиска факторов, способствующих ускорению перехода, была разработана «дорожная карта» инновационного развития экономики. Суть «дорожной карты» состоит в выделении самостоятельных, отдельно существующих, но рассматриваемых взаимосвязанно факторов развития, обозначенных «рубежных точек» продвижения по каждому направлению и в установлении логических и функциональных связей между последними.

К числу таких условий на первом этапе относятся: восстановление сбалансированного потенциала основных звеньев инновационного цикла (наука — технологические разработки — промышленное освоение); принятие действенных мер по привлечению в науку молодых исследователей; увеличение доли инновационноактивных предприятий до 30%; создание сети инжиниринговых центров по системному освоению нововведений; повышение уровня обоснованности научно-технологических прогнозов, ускоряющее возможность их использования в процессах подготовки и принятия политических и экономических решений; рост затрат на науку, включая увеличение доли бизнеса в расходах на инновации и т. д.

В рамках Программы предложена иерархическая система оценки потенциала конкурентоспособности, учитывающая оценку конкурентоспособности страны, комплексов, отраслей, технологий и продуктов. Показано, что, хотя рейтинг конкурентоспособности России, оцененный по модели М. Портера экспертами Всемирного экономического форума в 2007 г., соответствовал 58-му месту России среди 131-й страны, в действительности он был занижен примерно на 10 п. В 2010 — 2011 г. рейтинг России был еще более понижен, и Россия в соответствии с ним стала занимать 63-е место. При анализе потенциала конкурентоспособности отраслей России за 2006

— 2008 гг. установлено, что наиболее конкурентоспособными являются экспортноориентированные добывающие отрасли, а также отрасли (связь, транспорт), которые базируются на сравнительно передовых технологиях, производящих конечную продукцию и создающих инфраструктуру. Отрасли, входящие в состав комплекса обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, производство машин

и оборудование располагаются на нижних строчках рейтинга. В развитых странах, таких как США и страны ЕС, основная доля ВДС приходится именно на перерабатывающие и обрабатывающие отрасли [1].

В Программе 2009 — 2011 гг. рассмотрено влияние потенциала научно-технологического развития стран на условия возникновения и преодоления мирового финансового кризиса. Установлено, что страны с высоким технологическим уровнем в меньшей степени ощутили влияние кризиса, а также активно использовали этот потенциал для преодоления последствий кризиса. Например, в таких развитых странах, как США и Германия, их компании в период кризиса 2009 — 2010 гг. увеличили затраты на НИОКР и технологии, а компании России и Украины, наоборот, сократили такие затраты. Противоположные действия в условиях кризиса компаний в технологически развитых и отстающих странах только подтверждают роль научнотехнологического потенциала в условиях рыночных отношений.

В Программе также обоснована неизбежность отказа от доминирования ресурсно-экспортной стратегии развития экономики РФ, поскольку такая стратегия не прогрессивна, а ее существование базируется на «хороших» запасах, исчерпание которых ожидается в 2015 — 2020 гг. Отмечается, что РФ с 1993 г. уже экспортировала более 2 млрд. т нефти и почти 3,5 трлн. куб. м природного газа на общую сумму более 10 трлн. долл.

Переходу к инновационной стратегии и отказу от ресурсно-экспортной политики препятствует целый ряд причин:

- существует высокий внешний спрос на ресурсы;

- внутренний спрос на ресурсы, обеспечивающий поддержку «длинных технологических цепочек», ограничен в связи с

распадом потенциала перерабатывающих и обрабатывающих отраслей;

- по многим направлениям отсутствуют эффективные отечественные технологии переработки ресурсов;

- высоки налоги и риски для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей;

- отечественная инновационная сфера практически неконкурентоспособна и мало участвует в модернизации экономики, а развивающиеся отечественные предприятия ставят главный акцент при модернизации на импорт технологий.

Эти причины обусловлены параметрами внешней среды и устойчиво поддерживаются интересами в экспорте ресурсов многими экономическими субъектами.

Экспорт ресурсов должен быть увязан с развитием отечественных перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, а целесообразное отношение экспорта к внутреннему потреблению может быть таким: для ресурсодобычи 1:3, переработки 1:2, обработки 1:1. Следовательно, 3 единицы из 4-х добываемых ресурсов должны оставаться в отечественной экономике, 2 единицы из 3-х переработанных ресурсов должны потребляться внутри страны, а для обрабатывающих отраслей — половина созданной продукции должна экспортироваться.

Показано, что сохранение непрогрессивной ресурсно-экспортной стратегии в России — в отличие от Норвегии, где доля экспорта углеводородов еще более значительна, — а также масштабный экспорт ресурсов порождают экономические противоречия и социальные конфликты, среди которых:

- чрезмерный разрыв в доходах сверхбогатых и бедных (30 — 50 раз);

- короткие перерабатывающие (без завершающих технологических переделов) и обрабатывающие цепочки технологий (без инновационной составляющей в начальных технологиях);

- рост коррупции;

- снижение качества при одновременном росте стоимости продукции и услуг (ЖКХ, продовольствие, транспорт, лекарства) [1, 2].

Условия перехода от существующей локальной к масштабной модернизации экономики. В Программе 2009 — 2011 гг. отмечается, что директивными методами и изменением законодательства эти причины и противоречия устранить нельзя. Необходимы радикальные системные меры: новые технологии, низкие налоги для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, средства и механизмы стимулирования спроса и создания новых технологий.

Чтобы получить право на приобретение по импорту новых технологий, необходимо иметь не только в достаточных объемах валюту, но и потенциал для успешного освоения и последующего сопровождения новых технологий. При этом следует учитывать, по крайней мере, два условия. Во-первых, компании-владельцы (патентообладатели) новых технологий не заинтересованы в их продаже странам, где отсутствует необходимый профессиональный кадровый потенциал, поскольку некачественное освоение технологий может отрицательно повлиять на деловую репутацию компании. Во-вторых, компании-владельцы новых технологий образуют ограниченный на вход клуб, пропуском в который являются собственные технологии участников клуба и право обмена этими технологиями. В рамках исследования перспектив модернизации показана нецелесообразность восстановления простаивающих мощностей в прежних масштабах и пропорциях, поскольку:

- разрозненные инновации способны лишь на локальные улучшения, незначительно увеличивающие потенциал старых, физически изношенных производ-

ственных мощностей, и не позволяют радикально повысить эффективность и конкурентоспособность технологических цепочек;

- многие простаивающие производственные мощности, созданные в бывшем СССР, неэффективны, неконкурентоспособны;

- в условиях рынка России нецелесообразно повторять стратегию СССР по последовательному восстановлению устаревших мощностей;

- многие отрасли и подотрасли уже прошли «точку невозврата» к конкурентоспособному уровню, и на их месте необходимо создавать новые компании и отрасли практически с нуля.

В связи с этим в разрабатываемой Программе предложен новый подход к инновационной индустриализации, целью которого является создание подотраслей в виде сети связанных конкурентоспособных технологий по направлениям: станкостроение, авиастроение, судостроение, отрасли тяжелого машиностроения, фармакология, производство экологически чистого продовольствия, переработка промышленных отходов и др. Реализация такого подхода возможна на основе централизации управления строительством в рамках новых современных холдингов и формирования инновационно-технологических кластеров, а не на основе существующих министерств и их структур.

Организационной основой формирования новых подотраслей и отраслей должны стать инновационно-технологические кластеры, а начало освоения новых технологий должно проводиться в рамках особых экономических зон. С учетом отсталости технологического уровня отечественных инновационных структур от мирового уровня целесообразен первоначальный масштабный импорт технологий, лицензий и патентов

с последующим обслуживанием этих производств отечественным инновационным потенциалом.

Совмещение индустриального и постиндустриального развития. Необходимость инновационной индустриализации обусловлена тем, что переход к постиндустриальной экономике невозможен при таком низком уровне развития промышленного производства, который имеет место в России. Беспрецедентное падение (почти в 2 раза к уровню 1990 г.) объемов промышленного производства к середине 1990-х годов в России было приостановлено в начале XXI в., но темпы их восстановления, особенно в обрабатывающих отраслях, отставали от темпов роста экономики в целом, а в последние годы в связи с мировым финансовым кризисом замедлились. Падение производства коснулось не только высокотехнологичных отраслей (ракетнокосмической, электронной, авиа- и судостроительной, фармацевтической, приборостроительной и др.), но и среднетехнологичных производств (станкостроение, тяжелое транспортное и сельскохозяйственное машиностроение и др.). Это привело в настоящее время к ситуации, когда переход к постиндустриальному обществу с распавшейся индустриальной базой либо практически невозможен, либо приведет только к построению «прогрессивного сырьевого придатка» мировой экономики.

Однако переход к постиндустриальному обществу, основанному на экономике знаний, современных информационных технологиях и компьютерах, нельзя откладывать. Эти две проблемы нужно решать совместно. Необходимо повышать до конкурентоспособного уровень средне- и низкотехнологичных отраслей на инновационной основе с использованием возможностей и потенциала высокотехнологичных отраслей. Только при условиях такого совмеще-

ния переход от почти распавшегося, но инновационно восстанавливаемого потенциала промышленности к постиндустриальному обществу может стать не декларированной мечтой, а реальностью.

При решении проблемы совмещения, т.е. восстановления утраченного промышленного потенциала на условиях постиндустриального развития, необходимо учесть негативный опыт автоматизации производства в бывшем СССР, когда автоматизация и выпуск неавтоматизированных станков, машин, технологических линий и другого оборудования производились последовательно: вначале выпускались неавтоматизированные изделия, а затем отдельно осуществлялась их автоматизация. Последняя так и не стала в СССР обязательной составной частью современных производств, оставив в наследие рыночной России значительный потенциал управляемых в «ручном режиме» предприятий и целых отраслей.

Необходимо иметь в виду и другой исторический опыт, когда массовое восстановление утраченного в период второй мировой войны промышленного потенциала СССР на прежней технологической базе привело к укреплению непрогрессивных технологий II и III технологических укладов. Отвлечение человеческих и материальных ресурсов на непрогрессивные технологии во многом было обусловлено желанием дать работу многим уволенным в запас воинам, но устаревшие, хотя и восстановленные производства (шахты, предприятия, транспортные средства и др.) стали в дальнейшем негативно влиять на ресурсо- и энергоемкость отечественной экономики, малозаметно, но последовательно «утяжелять» индустриальную базу. Предприятия в отсутствие конкуренции вынуждены были брать (а не покупать) планово распреде-

ляемые им в рамках установленных фондов машины, оборудование и материальные ресурсы. Поэтому современное восстановление потенциала индустриализации российской промышленности должно проводиться на инновационной основе с ориентацией на поддержку только конкурентоспособных технологий в перерабатывающих и обрабатывающих отраслях.

Динамика инновационной модернизации экономики России во многом будет зависеть не только от наличия инновационного потенциала, но и от качества технологического пространства, в котором реализуются инновационные решения. Технологическое пространство является частным случаем организационно-экономического пространства, где функционируют хозяйствующие субъекты, экономические агенты, предприниматели, бизнесмены.

По уровню качества организационноэкономического пространства и его благоприятствования бизнесу Россия, по данным Мирового экономического форума, в 2010 — 2011 гг. занимала 120-е место. Низкое качество обусловлено неэффективностью принятых федеральных и региональных законов, нередко противоречащих друг другу. Совокупность правил и процедур, разрешающих и контролирующих бизнес, сопровождается высоким уровнем коррупции, неблагоприятной криминальной обстановкой и др. Перечисленные обстоятельства дополняются низким уровнем исполнения принятых законов, медлительностью рассмотрения и необъективностью принятых судебных решений, попытками рейдерского захвата чужой собственности и др. Повышению качества организационно-экономического пространства в определенной мере содействовали распоряжения Президиума РФ и Постановления

Правительства РФ по сокращению числа налоговых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, упрощению процедуры регистрации предприятий и организаций, занимающихся бизнесом и др. Однако эти меры лишь частично улучшили бизнес-климат, но не смогли коренным образом улучшить среду для ведения честного бизнеса.

Необходимо отметить, что и сам российский бизнес пока не обладает свойствами, характерными для бизнеса развитых стран, и не отличается высокой надежностью исполнения договорных обязательств; строгим выполнением установленных стандартов, норм, нормативов; соблюдением установленных тарифов; прозрачностью финансовых потоков; налоговой дисциплиной и др. Попытки слукавить, представить недостоверную информацию, получить выгоду за счет потребителя нередко принимают широкие масштабы, что приводит к поставкам некачественных товаров, лекарственных препаратов и продовольствия по завышенным ценам. Универсальными способами борьбы с этим злом считаются конкуренция, эффективные стандарты и действенные контролирующие органы. Однако и эти меры не срабатывают в условиях высокой коррупции, непрофессионального выполнения своих функций контролирующими органами, принятия необоснованных судебных решений и др.

Повысить качество условий для ведения бизнеса изменением только одной характеристики организационно-экономического пространства невозможно. Для этого нужны системные меры, предполагающие постепенное, поэтапное совершенствование условий для ведения бизнеса на основе гармонизации взаимосвязанных характеристик организационно-экономического пространства.

Конкурентоспособность — важнейшее условие инновационной модернизации. Как

повысить конкурентоспособность российской экономики? Ответ на этот сложный вопрос теоретически известен: необходимы новые технологии, эффективные механизмы их освоения, базирующиеся на инновациях, а также активная поддержка спроса на продукцию этих технологий.

Однако практическая реализация этих обязательных условий далеко не проста — «опора только на собственные силы» может стоить России очень дорого — растянуться на многие годы и закончиться выходом на уровень «вчерашнего дня», когда многие развитые страны уже будут находиться на новых рубежах. Поэтому России нужно ускоренно осуществить: 1) импорт передовых технологий в стратегически важные для отечественной экономики отрасли (машиностроение, станкостроение, электронику, нефтепереработку фармацевтическую промышленность, приборостроение и др.);

2) разработать механизмы быстрого и полного освоения потенциала этих технологий;

3) ввести в состав инвестиционных проектов обязательную инновационную составляющую, поддерживающую их развитие.

Важно не только импортировать новые технологии (это научились делать еще в период бывшего СССР), но и комплексно осваивать их потенциал. Для этого, помимо настойчивости и последовательных действий властных структур и бизнеса, необходимы высококвалифицированные кадры. Их нехватка в настоящее время может быть компенсирована за счет создания совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями центров подготовки и обучения новым технологиям. Наличие квалифицированных кадров является одним из главных условий привлечения инвестиций. Также необходимо создать при участии государственных корпораций

исследовательские центры, обеспечивающие поддержку и сопровождение осваиваемых технологий в рамках их жизненного цикла. Эти центры при условии эффективной организации способны заменить расформированную в 1990-х годах отраслевую науку и существовавшую ранее заводскую науку.

При этом должны учитываться возможности приобретения по импорту технологий и производств с учетом перспектив воссоздания потенциала конкурентоспособной индустриальной базы России.

Конечно, создать конкурентоспособную промышленность во всех отраслях Россия, как и многие другие развитые страны, не сможет. В число первоочередных воссоздаваемых отраслей должны входить [1, 3] инвестиционное машиностроение, включая тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое; отрасли конструкционных материалов; фармацевтическая промышленность; электроника, приборостроение; коммуникационноинформационные системы и др. Однако после прогнозных исследований и расчетов этот перечень может быть скорректирован, поскольку даже многие крупные развитые страны не имеют полного перечня собственных конкурентоспособных производств, а использование отсталых технологий разоряет экономику страны.

Формирование технологического пространства нового качества. Производство и реализация конкурентоспособной продукции невозможны в условиях неконкурентной среды. Важные условия, обеспечивающие развитие рыночной экономики, заложены в механизмах производства конкурентоспособной продукции и свободной ее реализации на рынке. Если первое условие в отечественной экономике не реализуется вследствие многолетнего накопления отставания отечественных технологий от

мирового уровня, то неконкурентная среда на федеральном и региональном уровнях поддерживается коррумпированными чиновниками, криминалом, бездействием правоохранительных органов и несовершенной законодательной базой. «Скачок» со 120-го места на 20-е в рейтинге стран по привлекательности условий для бизнеса затруднителен [2], поскольку это связано с необходимостью полной и одновременной замены целых звеньев в системе государственного устройства.

Целесообразно накопить и обобщить опыт реорганизации организационно-экономического пространства в локальных условиях формирования новых производств и технологий. Одновременно следует подчеркнуть, что выход на рынок и «стартовое» освоение новых технологий должно быть под строгим контролем федеральных и региональных служб, не утративших своего предназначения и профессиональных качеств.

Существенным недостатком отечественного технологического пространства является исключительно растянутый цикл формирования и принятия решений. Так, время на получение разрешения на строительство зданий и промышленных объектов в России составляет в среднем 12 мес., что в 6 раз больше, чем в Казахстане, и в 10 раз больше, чем в США. Общая длительность цикла принятия решений по проблемам технологического развития на федеральном уровне составляет, по оценкам экспертов, более 6 мес., в то время как в США оно не превышает месяца. Характерно, что после принятия решения на федеральном уровне время до начала его выполнения растягивается более чем на полгода, что характерно как для гражданских, так и оборонных программ, а также для финансирования исследовательских проектов федеральными фондами РГНФ, РФФИ и др.

На данном этапе развития следует активно поддерживать разработку прогнозов, стратегий и программ, профессионально и качественно формировать их с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта. При подготовке программ развития следует учитывать связи поставленных целей, стоимостных и временных показателей достижения конкурентоспособного уровня новых технологий и создаваемых продуктов. Качество, стоимость и объемы в программах должны рассматриваться совместно, согласованно.

Намечаемая индустриализация России может не состояться, если одновременно не принять меры по созданию адекватных масштабам поставленной задачи финансовых механизмов обеспечения инвестиций. В перспективе предполагается создание крупных объемов стоимости, сосредоточенной в материальных и нематериальных активах и распределенных по предприятиям частной, смешанной и государственной форм собственности. Эти активы должны послужить инструментом для организации перетока капитала в формирующиеся новые отрасли и подотрасли. Эффективно действующими механизмами инвестиционной поддержки создаваемые активы должны направляться на модернизацию, а не изыматься под различными предлогами в бюджеты и фонды. Эти средства должны превращаться из сбережений в накопления, а затем в инвестиции, поддерживающие следующий, новый цикл воспроизводства.

Эффективное управление технологическим развитием. Следует признать, что качество управления и своевременность принятия решений на государственном и корпоративных уровнях в настоящее время существенно отстают от современных требований, предъявляемых динамичной, а часто и непрогнозируемо изменяющейся рыночной обстановкой. Механизм форми-

рования прогнозов, стратегий, программ и проектов должен быть адекватен требованиям сегодняшнего дня. Принятый в законодательном плане порядок формирования госзаказа, особенно при выборе инновационных решений и новых технологий, устарел и требует срочного пересмотра. Формированию «длинных» инвестиций препятствуют не только значительные в перспективе риски невозврата инвестиций, но и неполный учет в методических рекомендациях по оценке экономического эффекта инвестиционных проектов инновационной составляющей, определяющей потенциал конкурентоспособности технологий.

Технологическое пространство как составная часть организационно-экономического должно обладать рядом обязательных свойств, благоприятствующих ведению бизнеса. К ним относятся нижеследующие.

1. Ориентация хозяйствующих субъектов, реализующих комплексные технологии [1], в направлении перемещения продуктов в рамках полного технологического цикла: добыча ресурсов — переработка и обработка в виде машин, систем и объектов

— их потребление и утилизация утративших свои потребительские свойства продуктов.

2. Цепочки устойчиво сложившихся технологий, называемых технологическими переделами, удлиняют процессы передачи (поставки) промежуточных продуктов, которые выполняются с определенными задержками, вызванными вмешательством субъектов технологического пространства, выполняющих разнообразные функции контроля, учета перемещения продуктов между технологическими переделами.

3. Высокая сложность современных технологических процессов, особенно в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях, требует высокой степени син-

хронизации поставок материалов, сырья и комплектующих изделий с процессами их преобразования в рассматриваемой комплексной технологии, востребованность которой инициируется потребителями рынка и смежных технологий.

4. Синхронизация процессов деятельности и обслуживания комплексных технологий достигается путем выработки совместных правил и документов, имеющих различное назначение. Эти процессы включают прогноз, стратегию, программу, план, проект, договор. Многие документы должны проходить длительные согласования между субъектами технологического пространства, отвечающими за его регулирование.

5. Наличие у хозяйствующих субъектов собственных интересов, определяемых их учредителями, а также возможность неоднозначного отображения этих интересов в функциях и практической деятельности руководителей и менеджеров предприятий, организаций и компаний приводят к разнообразным противоречиям и конфликтам, разрешение которых требует участия многих субъектов, регулирующих технологическое пространство.

Наиболее ярким примером низкого качества пространства для российского бизнеса является сохранение с начала 1990-х годов ресурсно-экспортной стратегии и падение объемов отечественного промышленного производства. Это порождает короткие цепочки как в перерабатывающих, так и в обрабатывающих отраслях. Конечно, на ограниченный состав сопряженных технологических переделов, эффективно удерживаемых в пределах страны отечественной экономикой, влияет невысокий потенциал их конкурентоспособности. Так, отсутствие потенциально эффективных технологий переработки нефти, промышленных способов отделения пропана, бутана и этана в поставках

природного газа внутри страны и на экспорт, неразвитость технологий переработки древесины и других значительно снижают добавленную стоимость экспортируемого Россией сырья, поскольку рентабельность конечных переделов в нефте- и газохимии и деревообрабатывающей промышленности в ведущих странах в несколько раз превышает рентабельность начальных переделов, продукция которых экспортируется Россией.

Большинство закономерностей, принятых в общественных науках, рыночной экономике и демократическом обществе, отражают результаты деятельности сложившихся механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Эти механизмы представляют собой правила отношений между субъектами, основанные на договоренностях, взаимных уступках и компромиссах. Многие механизмы отражают принятые в экономической теории правила рационального выбора, принципа оптимальности по Парето и др.

В российской рыночной экономике, сформировавшейся менее 20 лет назад, передача капитала в частные руки преследовала политические цели, развал основ социалистического государства и проходила в условиях хаоса, отсутствия выработанных большинством населения страны справедливых правил распределения государственной собственности, созданной усилиями многих поколений. Неле-гитимность распределения государственной собственности в 1990-е годы до сих пор является препятствием для взаимной договоренности между различными слоями общества и социальными группами, что существенно сдерживает гармонизацию отношений в экономике и обществе.

В условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов в стране при формировании кредитной политики следует учитывать не только стратегическую важность

воссоздаваемых отраслей, но и качество управления их возрождением. Традиционные методы руководства развитием и программы, разработанные простым «суммированием» предложений без стратегического замысла и ориентации конечных результатов на конкурентоспособный на мировых рынках уровень, не должны финансироваться и поддерживаться. Важнее на начальных этапах отказаться от инвестиционных предложений, лишенных инновационного потенциала, чем терпеть убытки от производства морально устаревших, ненужных современной экономике продуктов и технологий.

Необходим последовательный поиск гармоничного состояния характеристик технологического пространства, благоприятствующего бизнесу. Устойчивые в динамике соотношения отдельных параметров этого пространства для России заранее неизвестны. Их значения определяются не столько заимствованием аналогичных соотношений в развитых странах, сколько регулярно выполняемыми прогнозами, моделированием, аналитическими расчетами и экспертизами.

Освоение новых технологий. В настоящее время среди многих острых проблем, тормозящих инновационное развитие, наибольшее значение имеет проблема освоения инновационных решений российской экономикой. Для этого необходимо, чтобы:

- предприятия имели не только стратегию своего развития (что без освоения инновационных технологий и решений не имеет смысла), но и ежегодно утверждаемый план (программу) конкретных мер по реализации принятых стратегий;

- проводилась регулярная оценка влияния освоенных инновационных технологий и решений на экономику предприятия, включая анализ изменения объемов выпускаемой продукции, ее качества, себестоимости и цены;

- периодически проводилась оценка стоимости материальных и нематериальных активов предприятия, на изменение которой должны совокупно влиять как реализованные инновационные решения, так и внешние условия, отражающие динамику рыночной конъюнктуры.

Не только отсутствие конкурентоспособных отечественных технологий содействует коротким технологическим цепочкам в переработке. Многочисленные согласования на получение разрешения для бизнес-деятельности существенно увеличивают риски на завершающих стадиях переработки ресурсов, что содействует отказу компаний от их развития и экспорту необработанных ресурсов. Не случайно переход российских компаний к производству моторных топлив, отвечающих стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5, затягивается на много лет, а принятые проекты реконструкции НПЗ значительно превысили согласованные сроки и сметы.

Структура Программы Президиума РАН «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России». К основным структурным разделам новой программы прогнозных исследований относятся следующие:

1. Условия социально-экономического развития России на средне- и долгосрочную перспективу.

2. Концептуальные, стратегические решения, обеспечивающие индустриализацию на инновационной основе.

3. Основные контуры механизма государственного регулирования инновационной индустриализации.

4. Концепция и модель инновационноактивного предприятия.

5. Перспективы формирования организационно-экономического пространства, благоприятствующего инновационной индустриализации.

6. Состояние и перспективы развития инновационного потенциала России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Перспективные структурно-технологические изменения в ресурсодобывающих, перерабатывающих и обрабатывающих отраслях.

8. Возможности создания перспективных подотраслей и производств на базе импорта технологий.

9. Анализ состояния и перспективы развития малых и средних предприятий, включая малые инновационные предприятия.

10. Зарубежный опыт индустриального и постиндустриального развития.

11. Условия и организационные формы подготовки квалифицированных кадров для обслуживания новых технологий.

12. Перспективные направления развития фундаментальных и поисковых исследований (по областям).

13. Перспективные направления прикладных исследований и разработки новых технологий.

14. Закономерности технологического развития экономики, включая структурные изменения в экономике России в рамках V технологического уклада, а также перспективные технологии VI технологического уклада.

Инновационной индустриализации России благоприятствуют, в частности, следующие факторы и условия:

1. Необходимо в рамках «перезагрузки» отношений между США и Россией добиться отмены поправки Джексона-Веника на поставку в Россию передовых технологий.

2. В рамках международных соглашений следует добиваться от США отказа от монополии на передовые технологии, позволяющей США контролировать технологическое лидерство.

3. Промышленно развитые страны для смягчения нарастающих противоречий и конфликтов с развивающимися должны

не навязывать «демократические ценности», а поставлять передовые технологии на льготных условиях.

4. Источниками финансирования инновационной индустриализации могут служить создаваемые новые активы, внебюджетные средства, индустриальный золотой заем, средства и активы СССР, размещенные в других странах и др.

5. Если Россия стала «органической частью мировой экономики» [2], то она вправе предложить странам-импортерам рассчитываться за поставляемые ею ресурсы не только денежными средствами, но и поставками новых технологий.

В условиях мирового кризиса заказы на такие поставки могут существенно поддержать их экономику.

Литература

1. Прогнозирование перспектив технологической модернизации экономики России. М.: МАКС Пресс, 2010.

2. Путин В. Нам нужна новая экономика. «Ведомости» (30.01.2012), № 15 (3029).

3. Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты). Информационные отчеты за 2002 — 2008 годы. М.: МАКС Пресс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.