Реформы здравоохранения
Реформы здравоохранения
© Шляфер С. И., 2019 УДК 614.2
Шляфер С. И.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, г. Москва
Основными причинами старения населения страны являются снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост уровня смертности лиц трудоспособного возраста. Продолжающееся старение населения приводит к увеличению числа пожилых людей, нуждающихся в социально-медицинской помощи. Повышается роль учреждений социального обслуживания.
Цель работы — оценить деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России за 2007—2017 гг.
Проанализирована работа центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стране. За 2007—2017 гг. в условиях старения населения определено снижение большинства показателей работы подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, за исключением социально-реабилитационных отделений.
Изучены нормативные документы, регламентирующие деятельность центров социального обслуживания и их структурных подразделений. Проанализированы сведения о работе отделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дневного пребывания, временного проживания, социально-реабилитационных, социального обслуживания на дому, специализированных социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания) в России по данным Росстата за 11 лет. Использованы аналитический и статистический методы.
Исследование показало, что в Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре всего населения с 20,8 до 25%. В то же время определено уменьшение показателей работы отделений временного проживания, дневного пребывания, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, отделений срочного социального обслуживания, снижение численности социальных работников центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Ключевые слова: центр социального обслуживания; гражданин пожилого возраста; инвалид.
Для цитирования: Шляфер С. И. Основные показатели работы центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(6):1053—1057. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-6-1053-1057
Для корреспонденции: Шляфер София Исааковна, д-р мед. наук, главный научный сотрудник отделения организации планирования и управления научными исследованиями ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, е-mail: [email protected]
Shliafer S. I.
THE MAIN INDICES OF FUNCTIONING OF THE CENTERS OF SOCIAL SUPPORT OF CITIZEN OF ELDERLY AGE AND DISABLED PERSONS IN RUSSIA
The Federal State Budget Institution "The Central Research Institute for Health Organization and Informatics" of
Minzdrav of Russia, 127254, Moscow, Russia
The main causes of aging of the population are decreasing of birth rate, increasing of life expectancy, increasing of mortality rate of population of able-bodied age. The continuing aging of population results in increasing of number of elderly people requiring social and medical care. The role of social service institutions is increasing. The purpose of study is to assess activities of the division's centers of social services to elderly age and disabled citizen in the Russia for 2007—2017. The article presents analysis of the indices of functioning of the centers of social support of elderly population and disabled persons in the Russian Federation. In 2007—2017 in the conditions of aging of population most of the indices of divisions of the centers of social support of elderly population and disabled persons decreased except social rehabilitation divisions and divisions of social service at home.
The methods. The normative documents regulating activity of the centers of social services and their structural divisions are investigated.
The indices of functioning of divisions centers of the social support of elderly population and disabled persons such as day care, temporary residence, social and rehabilitation services, social services at home, specialized social and medical services at home, urgent social services in Russia, were analyzed according to the Federal State Statistics Service (Rosstat) for period of 11 years. The analytical and statistical methods were used.
Conclusion. In the Russian Federation, the last decade has been characterized by significant increase in the total proportion number of persons over working age (from 20,8 to 25,0%). At the same time, decreasing of indices of functioning of divisions of temporary residences, day care, specialized divisions of social and medical services at home, urgent social services divisions, reduction in the number of social workers centers of social services to elderly age and disabled citizens was established.
Keywords: center of social support; elderly age; disabled person.
For citation: Shliafer S. I. The main indices of functioning of the centers of social support of citizen of elderly age and disabled persons in Russia. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(6):1053—1057 (In Russ.). DOI. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-6-1053-1057
Health Care Reforms
For correspondence: Shliafer S. I., doctor of medical sciences, the chief researcher of the Department of organization of planning and management of scientific researches of Federal State Budget Institution "The Central Research Institute for Health Organization and Informatics". e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 08.09.2019 Accepted 08.10.2019
Целью исследования явилась оценка деятельности структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО) граждан пожилого возраста и инвалидов в России за 2007—2017 гг.
Методика исследования
Проанализированы нормативные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, регламентирующие деятельность ЦСО и их отделений. По данным Росстата за 2007—2017 гг. проведено изучение сведений по работе отделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов: дневного пребывания , временного проживания, социально-реабилитационных, социального обслуживания на дому, специализированных социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания. Использованы аналитический и статистический методы.
Выбор периода изучения объясняется тем, что с 2007 г. можно оценить показатели деятельности основных структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в стране по данным Росстата.
Каждый четвертый житель Российской Федерации относится к возрастной группе старше трудоспособного возраста. За последние 12 лет (2007— 2018) отмечено увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста на 25,7% (с 29 732 тыс. до 37 362 тыс.), их доли в структуре всего населения на 4,6% (с 20,8 до 25,4%). По сравнению с 1990—2006 гг. численность населения пенсионного возраста увеличилась на 6,5% (с 27 622 тыс. до 29 408 тыс.), а их доля в структуре всего населения — на 1,8% (с 18,7 до 20,5%) [1, 2].
В условиях возрастающих темпов старения населения одной из важнейших задач социальной политики является эффективная организация социального обслуживания граждан [3—5].
Ведущими учреждениями по оказанию социально-медицинской помощи населению являются ЦСО. Структура центров может изменяться в зависимости от численности и специфики обслуживаемого контингента, уровня его потребностей в услугах, наличия других медицинских и социальных учреждений на территории обслуживания [1].
Работа ЦСО регламентирована приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Центр — учреждение, которое осуществляет организационную, практическую и координационную деятель-
ность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам1, 2, 3.
Задачами центра являются:
— выявление совместно с государственными и муниципальными органами здравоохранения, образования, миграционной службы и другими общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании;
— дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
— оказание им социальных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера;
— трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;
— определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;
— привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении 2 [6].
В состав центра могут входить отделения дневного пребывания, временного проживания, социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационное отделение, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому2.
Изучение показателей работы центров социального обслуживания и их подразделений проводилось по данным Росстата за 2007—2017 гг. [7—9].
Полустационарная форма социального обслуживания представлена в ЦСО отделениями дневного пребывания, временного проживания и социально-реабилитационными отделениями [10, 11].
1 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 535-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498—2005». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200043280 (дата обращения 28.02.2018).
2 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 558-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880—2007». Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200060783 (дата обращения 15.03.2018).
Реформы здравоохранения
В отделении дневного пребывания оказывают социально-бытовые, культурные услуги гражданам, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставляют им медицинскую помощь, организацию питания и отдыха, привлекают к посильной трудовой деятельности и поддержанию активного образа жизни. Отделение временного проживания обеспечивает предоставление гражданам на срок до 6 мес благоустроенного жилья и оказывает им социальные услуги (социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-право-вые)2, 3.
На начало 2017 г. функционировало 1882 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделениях центров обслужено 217,1 тыс. человек: 90,6% в отделениях дневного пребывания и 9,4% — в отделениях временного проживания.
За 2007—2017 гг. отмечено уменьшение числа ЦСО на 15,3%, числа отделений временного проживания — на 43,3%, отделений дневного пребывания — на 28,2%, числа мест в отделениях временного проживания — на 42,2%, дневного пребывания — на 35,55%. Средняя мощность отделений временного проживания практически не изменилась (22—23 места), отделений дневного пребывания — уменьшилась с 27 до 24 мест [6—9].
За 11 лет определено сокращение числа отделений временного проживания, дневного пребывания и мест в них, что привело к снижению численности обслуженных лиц в отделениях дневного пребывания в 3,33 раза, временного проживания — в 2,74 раза (см. таблицу).
На фоне уменьшения показателей работы отделений временного проживания и дневного пребывания увеличилась деятельность социально-реабилитационных отделений [10, 11]. Социально-реабилитационное отделение предназначено для проведения социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий с лицами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими, поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса (см. сноски2' 3).
На начало 2017 г. в России работало 818 социально-реабилитационных отделений (кабинетов) на 12 521 место, где было обслужено 506 417 человек.
3 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2007 № 532-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. ГОСТ Р 52495—2005». Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200043127 (дата обращения 15.02.2018); Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.01.2003 № 30-ГК «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901896744 (дата обращения 28.01.2018).
За 11 лет отмечен рост числа отделений (кабинетов) на 51,2%, числа мест на 27,4%, обслуженных граждан в 1,9 раза (см. таблицу).
Одной из основных форм социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов является оказание социальных услуг на дому, направленных на продление их пребывания в привычной социальной среде для поддержания социального, психологического и физического статуса, а также на защиту их прав и законных интересов4 [6]. Данная форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам5.
Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания, предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях (см. сноски2, 3).
В стране на 1 января 2017 г. функционировало 8609 отделений социального обслуживания на дому, где было обслужено почти 1,14 млн человек пожилого возраста и инвалидов.
Большинство (95,3%) граждан, получивших помощь в отделениях социального обслуживания на дому, были старше трудоспособного возраста.
За 2007—2017 гг. число отделений социального обслуживания на дому уменьшилось на 27,9%, численность обслуженных в них граждан увеличилось на 3,4% (см. таблицу). Доля обслуженных лиц пожилого возраста от общего числа зарегистрированных для надомного обслуживания увеличилась с 90,6 до 99,9%.
Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, обслуженных в отделениях социального обслуживания на дому, был стабильно высоким (95,3— 95,7%).
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которые состоят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, значительно снизилась — в 128,1 раза (с 114 743 до 896), что связано с реализацией мероприятий по росту эффективности и улучшению качества услуг в сфере социального обслуживания населения6.
Численность социальных работников отделений социального обслуживания на дому уменьшилась на
4 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 562-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. ГОСТ Р 52884—2007». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200061326 (дата обращения 27.02.2018).
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации за 2025 год». Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/173 (дата обращения 01.08.2017).
Health Care Reforms
Показатели работы структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за 2007—2017 гг.
(на начало года, по данным Минтруда России) [6—9]
Показатель Год
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число центров 2 223 2 266 2 264 2 219 2 185 2 196 2 200 1 985 1 988 1 895 1 882
В них отделений:
дневного пребывания 1 099 1 099 1 066 1 026 929 833 807 735 816 773 789
временного проживания 603 576 572 523 528 510 477 415 394 350 342
Число мест в отделениях:
дневного пребывания 29 844 28 300 26 806 25 529 23 212 22 009 21 830 19 761 20 907 18 218 19 233
временного проживания 13 405 12 564 13 089 10 922 10 968 10 745 10 171 8 942 8 769 8 101 7 742
Численность обслуженных лиц в отде-
лениях:
дневного пребывания 655 634 681 615 615 138 651 788 572 662 467 169 400 170 290 156 289 868 219 957 196 627
временного проживания 56 090 43 798 49 228 47 197 34 835 33 295 31 835 29 433 28 180 23 345 20 483
Число социально-реабилитационных
отделений (кабинетов) 541 570 550 551 556 687 825 864 869 840 818
Число мест 9 827 10 262 9 355 8 270 9 994 10 539 14 005 13 996 13 233 11 843 12 521
Численность обслуженных лиц в отде-
лениях (кабинетах) 264 567 320 941 352 296 506 675 558 149 800 232 936 582 875 379 924 532 689 202 506 417
Число отделений социального обслу-
живания на дому 11 938 11 988 11 949 11 456 11 395 11 311 11 230 10 324 9 784 8 780 8 609
Численность зарегистрированных
граждан для надомного обслуживания 1 215 624 1 188 270 1 182 453 1 146 640 1 120 801 1 101 881 1 102 549 1 099 755 1 158 398 1 142 153 1 138 934
Численность обслуживаемых лиц 1 100 881 1 107 651 1 108 200 1 100 828 1 088 921 1 086 821 1 090 105 1 088 347 1 151 243 1 138 994 1 138 038
Численность социальных работников 178 579 181 726 184 147 176 363 172 526 171 185 169 475 159 432 154 118 141 517 135 983
Нагрузка на одного социального ра-
ботника, человек 6,8 6,5 6,4 6,5 6,5 6,4 6,5 6,9 7,5 8,1 8,4
Число специализированных отделений
социально-медицинского обслужива-
ния на дому 1 952 1 903 1 874 1 740 1 619 1 542 1 436 1 276 844 632 588
Численность зарегистрированных
граждан для надомного обслуживания 118 331 118 154 111 662 100 276 93 631 88 015 83 122 73 272 58 791 39 958 38 878
Численность обслуживаемых 101 796 106 799 102 827 94 258 89 773 85 385 80 960 71 334 57 709 39 558 38 640
Численность социальных работников 19 146 18 924 19 169 17 989 16 784 16 147 14 855 13 321 8 931 6 645 6 220
Нагрузка на одного социального ра-
ботника, человек 6,2 6,2 5,8 5,6 5,6 5,5 5,6 5,5 6,6 6,0 6,3
Число отделений срочного социально-
го обслуживания 2 101 2 099 2 055 2 037 1 943 1 991 1 975 1 823 1 841 1 863 1 766
Численность обслуженных лиц, тыс. 11 435 12 052 11 461 12 261 12 638 12 643 11 929 11 635 11 040 9 438 7 668
Число оказанных услуг, тыс. 19 492 21 382 22 097 22 372 24 056 24 711 25 681 23 703 22 184 18 259 14 163
23,85%, что может быть обусловлено низким уровнем заработной платы и ростом нагрузки на одного социального работника с 6,8 до 8,4 человека (см. таблицу).
Специализированное отделение социально-медицинского обслужив ания на дому гр аждан пожило -го возраста и инвалидов предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями (см. сноски 2'3).
Как видно из таблицы, в Российской Федерации за 2007—2017 гг. определено снижение числа специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в 3,3 раза, численности зарегистрированных граждан для надомного обслуживания в 3 раза, численности обслуживаемых граждан в 2,6 раза. Отмечается значительное (в 69,5 раза, с 16 535 до 238) уменьшение числа лиц, которые состо-
6 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 № 282 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013—2018 годы)». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499095922 (дата обращения
12.02.2018).
ят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, что является результатом выполнения мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения6.
За изученный период при снижении основных показателей работы специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому определено уменьшение численности социальных работников в 3,1 раза, нагрузка на одного социального работника колебалась от 5,5 до 6,6 человека (см. таблицу).
Отделение срочного социального обслуживания обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, которые нуждаются в социальной помощи, направленной на поддержание жизнедеятельности (см. сноску 3).
К срочным социальным услугам относятся: обеспечение бесплатным горячим питанием (наборами продуктов), одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, в юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, иные срочные социальные услуги7 [6].
Реформы здравоохранения
За 11 лет изучения число отделений срочного социального обслуживания сократилось на 15,9%, численность обслуженных лиц — на 32,9%, число оказанных услуг — на 27,3% (см. таблицу).
Заключение
В Российской Федерации в условиях старения населения за 2007—2017 гг. отмечено:
— снижение основных показателей работы структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, за исключением социально-реабилитационного отделения (кабинета), что может быть связано с проведением оптимизации структуры организаций социального обслуживания населения в некоторых субъектах страны;
— значительное уменьшение численности социальных работников ЦСО в связи с низкой заработной платой и высокой нагрузкой;
— стабильно высокая потребность пожилых людей в социальных услугах, которые оказываются в ЦСО.
С увеличением в структуре населения России числа пожилых людей требуется совершенствование оказания комплексной социально-медицинской помощи с более активным участием социального сектора и привлечением негосударственных организаций.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрова Н. Г., Филенко А. Б., Эпельман Б. В. Медико-социальная помощь пожилым людям. Медицинская сестра. 2014;(5):7— 10.
2. Распределение населения по возрастным группам. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/ demo14.xls (дата обращения 28.06.2018).
3. Башкирева А. С., Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И., Богданов Е. А., Чернова Г. И., Чернякина Т. С. Законодательное закрепление вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор литературы). Успехи геронтологии. 2014;27(2):297—301.
4. Башкирева А. С., Шестак В. П., Свинцов А. А., Чернова Г. И., Чернякин Т. С., Качан Е. Ю. К вопросу о совершенствовании законодательства в области социального обслуживания лиц пожилого возраста в России. Клиническая геронтология. 2015;(5— 6):26—30.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». Режим доступа: http:// jase.garant.ru//70807012/ (дата обращения 27.02.2018); Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 156558/ (дата обращения 04.06.2018).
5. Гражданкина Л. Ю., Горбунова В. В. Проблемы социально-экономической поддержки граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности. Фундаментальные исследования. 2018;(6):89—93.
6. Шляфер С. И. Анализ показателей деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2013;(10):29— 37.
7. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2011.
8. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2015.
9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2017.
10. Васильчиков В. М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения. Успехи геронтологии. 2004;13:7—20.
11. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 7-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2010.
Поступила 08.09.2019 Принята в печать 08.10.2019
REFERENCE
1. Petrova N. G., Filenko A. B., Epelman B. V. Medical and social assistance to the elderly. Meditsinskaya Sestra. 2014;(5):7—10 (in Russian).
2. The distribution of population by age groups [Raspredelenie nasele-nija po vozrastnym gruppam]. Available at: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/demo/demo14.xls (accessed 28.06.2018) (in Russian).
3. Bashkireva A. S., Shestakov V. P., Svintsov A. A., Raduto V. I., Bog-danov E. A., Chernova G. I., Chernyakina T. S. Legislative consolidation of issues of social services for senior citizens in the Russian Federation (literature review). Uspekhi Gerontologii. 2014;27(2):297— 301 (in Russian).
4. Bashkireva A. S., Shestak V. P., Svintsov A. A., Chernova G. I., Chernyakin T. S, Kachan E. Yu. On the issue of improving legislation in the field of social services for the elderly in Russia. Klinicheskaya Gerontologiya. 2015;(5—6):26—30 (in Russian).
5. Grazhdankina L. Yu., Gorbunova V. V. Problems of socio-economic support for senior citizens living in rural areas. Fundamentalnye Issledovaniya. 2018;(6):89—93 (in Russian).
6. Shlyafer S. I. The analysis of indicators of activity of establishments of social service for elderly age in the Russian Federation. Menedzher Zdravoohranenija. 2013;(10):29—37 (in Russian).
7. Social status and standard of living of the population of Russia. 2011. Statistical handbook. 2011 [Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Rossii. 2011. Statisticheskij sbornik]. Moscow: Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat); 2011 (in Russian).
8. Social status and standard of living of the population of Russia. 2015. Statistical handbook [Social'noepolozhenie i uroven'zhizni naselenija Rossii. 2015. Statisticheskij sbornik]. Moscow: Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat); 2015 (in Russian).
9. Social status and standard of living of the population of Russia. 2017. Statistical handbook [Social'noepolozhenie i uroven'zhizni naselenija Rossii. 2017. Statisticheskij sbornik]. Moscow: Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat); 2017 (in Russian).
10. Vasilchikov V. M. Successes and problems of gerontological service of system of social protection of the population. Uspehi Gerontologii. 2004;13:7—20 (in Russian).
11. Kholostova E. I. Social Work: Study Guide. [Social'naja rabota: Uchebnoeposobie]. 7th ed. Moscow: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i Ko»; 2010 (in Russian).