Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный процесс / управление инновационным процессом / innovation process / innovation process management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.Н. Кувшинова, М.А. Рагозина

Управление инновационными проектами за последнее время завоевало признание как наилучший метод планирования и управления реализацией проектов и все чаще становится стандартным способом управления предприятием. В современных экономических условиях грамотное управление инновационными проектами является одним из главных аспектов, необходимых для успешной реализации нового продукта на мировом рынке. Материалы статьи содержат анализ подходов и инструментов управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS

Innovation project management has recently gained recognition as the best method for planning and managing the implementation of projects and is increasingly becoming the standard way of managing an enterprise. In modern economic conditions the competent management of innovation projects is one of the main aspects necessary for successful realization of our new product on the world market. Materials of the article contain the analysis of approaches and tools for innovation process management.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

УДК 338.24

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

К. Н. Кувшинова Научный руководитель - М. А. Рагозина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: aaksena@mail.ru

Управление инновационными проектами за последнее время завоевало признание как наилучший метод планирования и управления реализацией проектов и все чаще становится стандартным способом управления предприятием. В современных экономических условиях грамотное управление инновационными проектами является одним из главных аспектов, необходимых для успешной реализации нового продукта на мировом рынке. Материалы статьи содержат анализ подходов и инструментов управления инновационными процессами.

Ключевые слова: инновационный процесс, управление инновационным процессом. THE MAIN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS

K. N. Kuvshinova Scientific supervisor - M. A. Ragozina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: aaksena@mail.ru

Innovation project management has recently gained recognition as the best method for planning and managing the implementation of projects and is increasingly becoming the standard way of managing an enterprise. In modern economic conditions the competent management of innovation projects is one of the main aspects necessary for successful realization of our new product on the world market. Materials of the article contain the analysis of approaches and tools for innovation process management.

Key words: innovation process, innovation process management.

Доклад, который содержит результаты сопоставительного анализа инновационных систем 131 страны и их рейтинг по уровню инновационного развития «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index) был обнародован 02 сентября 2020 года. Согласно данным доклада, рейтинг стран уже в течение нескольких лет возглавляет Швейцария. Так же, в первую десятку вошли Швеция, США, Великобритания, Нидерланды, Дания, Финляндия, Сингапур, Германия и Республика Корея. На протяжении последних лет Россия занимала позиции в середине рейтинга. В период 2013-2016 годы нашей стране удалось существенно улучшить свои позиции и переместиться с 62-го на 43-е место рейтинга, однако затем последовала стабилизация в районе 45-46-го места. В 2020 году Россия заняла 47-е место. С учетом расширения охвата стран в рейтинге можно заключить, что положение нашей страны фактически не изменилось и отражает средний уровень конкурентоспособности российской инновационной системы на фоне глобальной

конкуренции национальных экономик. По оценкам составителей рейтинга, результативность инноваций в России оказалась ниже ожидаемого уровня при текущих значениях ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации [1].

Итоговый рейтинг рассчитывается как среднее двух индексов - ресурсы инноваций (институты, инфраструктура, человеческий капитал и наука) и результаты инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты инновационной деятельности).

Главный вывод, который можно сделать на основе рейтинга: для продвижения и достижения лидерских позиций в сфере инноваций недостаточно наращивать объем ресурсов, в первую очередь финансовых. Лидерство определяется эффективностью использования этих ресурсов. Инновационная активность является главной стратегией достижения успеха для предприятий. Но конкретные конфигурации рыночных условий, уровня конкуренции, подходы к управлению и их качество, приводит к тому, что лишь небольшое число предприятий делает ставку на развитие инноваций.

Низкая инновационная активность российских промышленных предприятий приводит к снижению конкурентоспособности отечественной экономики. Переход предприятия к инновационному стратегическому управлению на современном этапе развития экономики даст возможность повысить производительность труда, снизить трудовые и материальные затраты, усовершенствовать организацию производства и повысить ее эффективность.

Управление проектами - это приложение знаний. Опыта, методов и средств к работам проекта, для удовлетворения требованиям, предъявляемых к проекту и ожиданий участников проекта. Для того, чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, затратами, сроками, качеством и другими характеристиками проекта.

Управление проектами подчиняется логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.

В настоящее время проектная деятельность регулируется как международными стандартами управления проектами, например ISO 10006:2019 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов», ISO 21500:2014 «Руководство по проектному менеджменту», так и национальными стандартами ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требование к управлению проектами», ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов».

Особенностью инновационного процесса является его уникальность и автономность от других видов коммерческой и научно исследовательской деятельности компании. В связи с этим можно отметить неоднозначность целей инновационных процессов. С одной стороны предприятие стремится монетизировать существующую на рынке потребность, а с другой стороны предприятию необходимо получить новое технологическое решение или новый продукт, которые останутся в виде нематериальных активов предприятия [2].

Существуют следующие общенаучные подходы к управлению инновационными проектами промышленных предприятий: маркетинговый подход, процессный подход, структурный подход, ситуационный подход [3].

Маркетинговый подход к управлению инновационными проектами основан на применении маркетинговых инструментов на каждой стадии жизненного цикла проекта. Инновации очень часто носят прорывной характер, поэтому необходимо гибко реагировать на изменения внешней среды предприятия, своевременно корректировать систему планирования, бюджет и сроки выполнения проекта. Задачами управления инновационными проектами при реализации маркетингового подхода являются: проведение исследований влияния внешней и внутренней среды предприятия на каждом этапе реализации проекта, повышение качества технологии, отвечающей уровню спроса на технологию на рынке, формирование комплекса маркетинговых инструментов, оценка эффективности проводимых изменений.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 2

Применение маркетингового подхода позволяет отвечать требованиям, которые задает стремительно развивающийся рынок новых технологий. К тому же, при реализации данного подхода существует множество вариантов применения маркетинговых инструментов, что является большим преимуществом.

Системный подход подразумевает рассмотрение инновационного проекта и процессов производства, как системы с позиции системного анализа, и структурирования выбранной методологии управления проектами. Объект деятельности - наукоемкое предприятие рассматривается как система. В рамках реализации инновационного проекта определяется структура, состав, и организация элементов и частей системы, выделяются взаимодействия между ними, анализируются закономерности и тенденции развития системы. Системный подход является одним из основополагающих для управления инновационными проектами, которые зачастую являются технологически сложными и многомерными. Системный подход объединяет в себе применение инструментов из различных областей, например, маркетинговые, финансовые, информационно-технологические, которые могут быть применены к решению конкретных управленческих задач.

Применение данного подхода позволяет применять методы моделирования, анализа и прогнозирования, детально автоматизировать процессы управления проектами. Однако использование системного подхода управления инновационными проектами подразумевает наличие достоверной и полной информации об объекте, о факторах внешней и внутренней среды, о тенденциях развития отрасли. Системный подход подразумевает построение строгих математических моделей, использование инструментов программирования, в связи с этим, данный подход не считается возможным использовать для решения некоторых задач в условиях высокого уровня неопределенности, когда разработки носят исследовательский, непредсказуемый характер и реакцию внешней среды нельзя спрогнозировать. При этом системный подход обеспечивает комплексное решение задач в области инновационного развития на основе установления взаимосвязей между подразделениями предприятия.

Процессный подход к управлению инновационными проектами рассматривает деятельность предприятия, как набор процессов, направленных на достижение целей предприятия, при этом процесс становится основным элементом хозяйственной деятельности. На процессном подходе основаны стандарты ISO, основной идеей является то, что желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельность и связанные с ней ресурсы управляются как процесс.

Задачами управления инновационными проектами при реализации процессного подхода является создание «ландшафтной карты» процессов, разработка стандартов (регламентов) процессов инновационного проекта, определение показателей для контроля и оценке эффективности проекта.

Структурный подход основывается на определении приоритетов среди факторов, методов, принципов для достижения оптимального распределения ресурсов и эффективного управления инновационными проектами. Главными инструментами структурного подхода управления являются анализ инновационного потенциала, анализ экономических показателей, оценка организационно-экономического, промышленного, технологического уровня развития производства.

Применение данного подхода позволяет определить взаимосвязь между различными показателями хозяйственной деятельности предприятия, а также оценить сильные и слабые стороны внешней и внутренней среды, ее влияния на производство и главным образом обеспечить формирование эффективной организационно-экономической структуры создания инноваций.

Ситуационный подход к управлению инновационными проектами предполагает, что эффективность применяемых инструментов и методов управления инновационными проектами зависит от условий, в которых находится предприятие. Главным аспектом

ситуационного подхода является совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на предприятие в конкретно заданное время. Это значит, что при изменении ситуации меняются методы управления.

Реализация ситуационного подхода требует творческого применения различных научных инструментов, методов и приемов адекватных ситуации. Важная роль отводится научной интуиции, которая может быть использована работниками, имеющими обширный опыт, глубокие профессиональные знания, высокий творческий потенциал.

Для управления инновационными проектами нужны некие рычаги. Влиять на цели, пути достижения заданных результатов проекта, качество, сроки и стоимость выполнения работ можно выбирая используемые технологии, состав, задавая характеристики и назначение ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами.

Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными рычагами. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести контракты, которые дают возможность привлечь необходимые ресурсы и в нужные сроки. К тому же для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом [4].

Инновационное развитие предприятия обусловлено взаимодействием большого множества факторов, с одной стороны, с другой - инновационная деятельность предприятия уникальной и опирается на индивидуальную корпоративную культуру и набор ресурсов. Таким образом, самой главной задачей управления инновационными проектами является создание такого комплексного процесса, который сможет обеспечить выполнение заданных целей и поставленных задач конкретного предприятия, будет соответствовать набору его ресурсов и, за счет выявления факторов успеха произойдет его устойчивое развитие [5].

Библиографические ссылки

1. Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo/int/global_innovation_index/ru/2020/index/html (дата обращения 29.03.2021.),

2. Каширин А.И. Открытые инновации. Мировая практика и опыт корпорации «Ростех» / А.И. Каширин// Инновации. - 2013. - №12.-с.10-17.

3. Кленин О. С., Долгова В. Н. / Управление инновационными проектами в сфере малого и среднего бизнеса// [Электронный ресурс]и^: http://econf.rae.ru/artcle/7763 (дата обращения 2.04.2021).

4. Астахова Н. И. Теория управления / Н. И. Астахова - М.: Юрайт, 2019.-375с.

5. Управление инновационным проектами и программами : учебное пособие / В. В. Быковский, У.С. Мищенко, Е.В. Быковская и др. - Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2011.-104с.

©Кувшинова К. Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.