Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРЕЗВЕННОЙ РАБОТЕ В ТРАДИЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРЕЗВЕННОЙ РАБОТЕ В ТРАДИЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЙ ПОДХОД / ТРЕЗВОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ ТРЕЗВОСТИ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DIALOGUE PSYCHOLOGY / ORTHODOX WORLDVIEW / FAMILY APPROACH / SOBRIETY / FAMILY SOBRIETY CLUBS / DEPENDENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магай А.И., Бабурин А.Н., Копейко Г.И., Рязанова Т.Б.

В статье приводится практический опыт организации трезвенной работы в молодежной среде. Осмысливается практика использование диалогического подхода на примере финского опыта «открытого диалога» и методологии духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магай А.И., Бабурин А.Н., Копейко Г.И., Рязанова Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO SOBER WORK WITHIN THE DIALOGUE PSYCHOLOGY TRADITION AMONG YOUNG PEOPLE

The article provides practical experience of organizing sober work among young people. Practice of using the dialogue approach is understood using the Finnish experience of “open dialogue” and the methodology of spiritually-oriented dialogue by T.A. Florenskaya.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРЕЗВЕННОЙ РАБОТЕ В ТРАДИЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 6, 2020: 687-698

Основные подходы к трезвенной работе в традиции диалогической психологии в молодежной среде

А.И. Магай1, А.Н. Бабурин2, Г.И. Копейко3, Т.Б. Рязанова4

1 2- 3Научный центр психического здоровья 115230, г. Москва, Каширское ш., д. 34 Mental Health Research Center Kashirskoe highway, 34, Moscow 115230 Russia e-mail: pol-ncpz@ncpz.ru

4Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: t-riazanova@yandex.ru

Ключевые слова: диалогическая психология, православное мировоззрение, семейный подход, трезвость, семейные клубы трезвости, зависимое поведение. Key words: dialogue psychology, Orthodox worldview, family approach, sobriety, family sobriety clubs, dependent behavior.

Резюме: В статье приводится практический опыт организации трезвенной работы в молодежной среде. Осмысливается практика использование диалогического подхода на примере финского опыта «открытого диалога» и методологии духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской. Abstract: The article provides practical experience of organizing sober work among young people. Practice of using the dialogue approach is understood using the Finnish experience of "open dialogue" and the methodology of spiritually-oriented dialogue by T.A. Florenskaya.

[Magay A.I.1, Baburin A.N.2, Kopeiko G.I.3, Riazanova T.B.4 Basic approaches to sober work within the dialogue psychology tradition among young people]

Насущной задачей современного общества является поиск адекватных подходов к трезвенной работе среди людей, имеющих проблемы зависимого поведения. Особую ответственность на исследователей накладывает тот факт, что аддиктивные расстройства широко распространены среди молодежи, являющейся наиболее социально активной частью населения России. Налицо и другая особенность данной группы - низкая степень «иммунитета» к пагубному поведению, связанная с недостаточностью опыта, личностной незрелостью, несформированностью ценностных и смысловых структур,

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

способных противостоять серьезному вызову современности. Отдельно необходимо выделить проблему злоупотребления психоактивными веществами у молодых людей с религиозным мировоззрением. Перед научной общественностью стоит актуальная задача выработки возможных подходов, которые могут быть использованы для оказания помощи и профилактики зависимых расстройств.

Семейные клубы трезвости как подход к трезвенной работе

В рамках данного исследования анализируется опыт работы семейной профилактической программы для людей с зависимым поведением, которая реализуется на приходах Русской Православной Церкви в городе Москве с 2011 года. Методологической основой программы является международный опыт семейной профилактики зависимого поведения по методу Владимира Худолина на базе семейных клубов трезвости. В России программа осуществляется Межрегиональным общественным движением в поддержку семейных клубов трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина. Ресурсным центром московского отделения движения является Координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства при храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Практический опыт работы получен на основании деятельности 15 семейных клубов трезвости (общин трезвости) с 2016 по 2018 годы. Общее количество участников программы за этот период времени составило свыше 500 человек, среди которых не менее 150 составили люди молодого возраста с православным мировоззрением (Бабурин, 2016: 104).

Анализ доступной в открытом доступе информации в сети Интернет показывает, что в 2016 году в России количество верующих составляло 69% от общего количества населения, а около 80% населения России причисляло себя к православным христианам. Социологические исследования свидетельствуют о том, что алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 80,8% подростков и молодежи. Только лишь за одно десятилетие с 1993 по 2003 гг. возраст приобщения к алкоголю

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

снизился с 16 до 13 лет. В 2012 году до 40% мужского трудоспособного населения в России регулярно злоупотребляли спиртным, а алкоголизмом страдали 2 миллиона человек. По данным Росстата, на конец 2015 года в России состояли на учете около 288000 человек, страдающих наркоманией. Главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России и президент Московского научно-практического центра наркологии Е.А. Брюн отмечает, что с 2008 года количество больных алкоголизмом в Москве снизилось до 44 тыс. человек. В то же время отмечается увеличение количества зависимых от новых видов синтетических наркотиков и игр. Многие семьи, среди которых большинство имеют зависимых молодого возраста, нуждаются в специализированной помощи, обращались в лечебно-профилактические медицинские учреждения или прибегали к помощи реабилитационных программ.

Злоупотребление психоактивными веществами и действиями способствует криминальному образу жизни, лишает возможности трудиться, создать или сохранить имеющуюся семью, растить детей. В основе проблем зависимого поведения лежат семейные причины. Отечественный психиатр-нарколог В.Д. Москаленко утверждает, что «зависимость - семейная болезнь». Семейные корни в основе социальных недугов современного общества видит американский ученый А. Карлсон. Чувства сопереживания и сочувствия возникают в ситуации, когда приходится сталкиваться с судьбами страдающих людей и видеть тяжелые последствия разрушения семей в результате болезней зависимостей. Особенную обеспокоенность вызывают зависимые расстройства в семьях людей, имеющих религиозное мировоззрение.

В связи с этим интерес представляют различные методы и подходы, использующие духовно-ориентированный подход с церковным попечением о семьях страждущих. В духовно-ориентированных программах, основанных на православном мировоззрении, семья понимается как малая Церковь, а сохранение семейных отношений является важной частью реабилитационного процесса, также большое значение уделяется трезвенной работе в молодежной среде.

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма указывается, что «алкоголизм - тяжкое душевное заболевание, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой». Для того, чтобы помочь страждущему осознать пагубность жизни во грехе и помочь найти спасительный путь, Церковь предлагает создавать общества и общины трезвости. Трезвенные группы могут действовать как на приходах Русской Православной Церкви, так и на базе светских организаций. Участники таких сообществ могут окормляться православными священниками. В подобных сообществах велико значение личного примера, а среди участников группы создается настоящая «территория трезвости». Уместными в этой связи являются слова святителя Иоанна Златоуста: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству».

Терапевтическое сообщество как модель социального обучения

В методологическом плане община трезвости может рассматриваться как частный пример терапевтического сообщества, организованного среди людей с религиозным мировоззрением. Согласно определению Карвасарского, «терапевтические сообщества - модель социального обучения позитивному (здоровому) образу жизни». В терапевтическом сообществе, как нельзя лучше может быть реализован биопсихосоциодуховный подход. Реабилитационные и профилактические технологии в сообществе основаны на теории социального научения и помогают совершиться поведенческим и мировоззренческим преобразованиям среди его участников.

Верующие молодые люди могут организовывать как самостоятельные терапевтические группы, но также и становиться участниками уже успешно действующих групп. В жизни такого сообщества может принимать участие профессиональный психолог или врач-психиатр. Руководитель, или координатор группы помогает в установлении связей

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

сообщества с церковным приходом и специализированными организациями, обеспечивающими успешность

профилактической и просветительской работы сообщества. Координатор выполняет функции контроллера, напоминая участникам сообщества о необходимости соблюдать внутренние правила группы и обращаться за внешней помощью в случае необходимости. Во взаимодействии с различными специалистами: врачами, психологами, социотерапевтами, священнослужителями, реализуется основные принципы подхода - мультидисциплинарность и командность.

Ядро сообщества образуют молодые люди, имеющие собственный опыт злоупотребления психоактивными веществами, столкнувшиеся с проблемой деструктивного поведения, а также те, кто сталкивается с подобными проявлениями у друзей или близких. Объединяющим началом для разных целевых групп сообщества является желание поиска совместных путей для преодоления пагубных пристрастий и решения проблем зависимого поведения.

Основными формами работы сообщества являются регулярные встречи, не реже одного раза в неделю, во время которых обсуждается актуальное состояние членов группы, подводятся итоги прошедшей недели, сообщается о достижениях и проблемах, возникших в повседневной жизни, в семейных отношениях, профессиональной сфере. Также возможно обсуждение трудностей, с которыми сталкиваются участники группы в церковной жизни, однако без богословского анализа и оценочных суждений со стороны пришедших на встречу. Сложные вопросы и недоумения адресуются священнику храма или духовно-опытному сотруднику прихода, который имеет благословение настоятеля на проведение подобных разъяснений. Правом модерировать беседу наделен ведущий встречи, имеющий подготовку и опыт подобной работы. Его задача - организовывать общение в группе, способствовать налаживанию взаимодействия и обмена мнениями участников встреч. В случае необходимости он может прекратить обсуждение вопроса, вызвавшего недоумение, или порекомендовать обратиться за подробной консультацией к

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

специалистам вне сообщества.

Другим условием эффективной работы является участие в работе сообщества всех членов семьи. Так, на встречах группы могут присутствовать родители молодых людей. Имеется положительный опыт участия в группе детей дошкольного или младшего школьного возраста. В специально созданных условиях дети могут заниматься ручным трудом (рисуют, играют в настольные игры), не принимая активного участия в беседе взрослых. В то же время участие всех членов семейной системы создает необходимые условия для реализации механизмов изменения семьи на принципах системного семейного подхода. Во взаимном общении друг с другом происходит раскрытие сложных для понимания близкими особенностей устроения внутренней жизни человека, имеющего проблемы с зависимым поведением. В группе его потребности становятся более понятными для окружающих, близкие могут как бы со стороны взглянуть на эмоциональные переживания человека, прочувствовать мотивы, которые побуждают страждущего прибегать к удовлетворению страстного поведения. Для зависимого человека обсуждение проблем его близких и родственников помогает сделать их более понятными.

Помимо встреч терапевтического сообщества, которые организованы как собрание семейного клуба трезвости, могут проводиться другие духовно-ориентированные формы работы. Прежде всего, это совместные походы и поездки по храмам, монастырям, культурно-историческим местам, имеющим духовное значение. Хорошо себя зарекомендовали такие формы работы, когда члены сообщества участвуют в организации и проведении творческих праздников, спортивных мероприятий. Много положительных эмоций вызывает празднование церковных памятных дней, особенно когда члены сообщества участвуют в них совместно с приходской общиной.

В психосоциальном аспекте совместная деятельность проявляется в преодолении стигмы наркологического заболевания - устоявшегося в обществе мнения о невозможности успешного взаимодействия с людьми, имеющими пагубную зависимость. Сформировавшееся

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

представление о безответственном поведении, непременном нарушении сложившихся правил общения затрудняют вхождение молодых людей в полноценную жизнь церковной общины. Вовлечение в полноценную церковную жизнь, когда молодой человек может попробовать свои возможности в различных формах социальной жизни в доверительных и принимающих отношениях с членами Церкви, помогают страдающему и членам его семьи в совместной деятельности преодолевать трудности и приобретать необходимые навыки социальной поддержки. В таком коллективе не вызывает сомнения тот факт, что любой человек может совершить ошибку, но также и каждый оступившийся может преодолеть недуг, исправив совершенные ранее ошибки.

Диалогическая психология как инструмент личностного преобразования

Эффективный инструмент, позволяющий осуществить изменение оказывающих влияние на поведение ценностей и смыслов, был найден в диалогической психологии. В работе отечественных семейных профилактических групп используется духовно-ориентированный диалог, нашедший теоретическое обоснование и практическое применение в работе доктора психологических наук Т.А. Флоренской (2001).

В психологии можно встретить различные способы понимания «диалога», под которым понимается форма речевого взаимодействия, совместный мыслительный процесс или совместная деятельность собеседников по преодолению противоречий между ними. Диалог может также пониматься как общение или экзистенциальное событие, Встреча, когда диалог мыслится как явление духовного - а не информационного, интеллектуального, деятельностного или этико-правового -порядка.

Важным компонентом диалогического подхода является опора на собственные ресурсы личности, благодаря чему удается преодолеть патернализм, оказывающий негативное влияние на формирование ценности независимого трезвого поведения у молодых зависимых людей. В диалоге участники стараются не прибегать к манипулятивным формам общения,

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

что прямо соответствует содержанию второго принципа психотерапии, сформулированному Т.А. Флоренской: «Духовно ориентированный психотерапевт не может пользоваться методами воздействия, управления, манипулирования, не говоря уже о гипнозе и тому подобных методах. Если мы стремимся к духовному контакту с человеком, то не должны на него воздействовать и пытаться управлять им даже в благих целях. Иначе мы можем повредить его духовному становлению» (Флоренская, 2001: 68). Такая установка ведущего семейного клуба трезвости оказывает благотворное влияние психологическую атмосферу в группе, на свободу в выражении собственных позиций, мнений и соображений молодых людей по обсуждаемым вопросам. Положительные свойства диалогического подхода оказываются максимально востребованы в трезвенной работе именно с молодежью, часто встречающейся в повседневной жизни с попытками управления и напористого назидания как со стороны старших поколений, так и части медицинских работников.

Кажущееся поощрение вседозволенности, как будто заключенное в этом принципе, уравновешивается двумя важнейшими идеями диалогического подхода. Это, во-первых, «парадокс воздействия», сформулированный Т.А. Флоренской: чем больше мы пытаемся «воздействовать», тем хуже получается результат. Главное в том, что идеи или решения, к которым человек, особенно молодой, не пришел сам, не выбрал, не продумал, не прочувствовал, не выстрадал самостоятельно, скорее всего, не будут воплощены в жизнь. Об этом свидетельствует обширный опыт наблюдений в наркологической практике и, в целом, в практике терапевтической, да и в обычной жизни. Важнейшая цель - это помочь человеку самому прийти к решению. И с этим тесно связано «во-вторых»: первый и исходный принцип психотерапевтического диалога, главное условие возможности перехода общения на духовный уровень - «признание в собеседнике духовного «Я» (Флоренская, 2001: 66), духовного достоинства человека как образа Божия, признание его уникальной духовной индивидуальности. «Его можно не

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

воспринимать, не чувствовать ни в себе, ни в другом, -добавляет автор, - но верить, что оно есть. Даже на уровне знания, на уровне веры принятие духовного уже многое меняет в процессе психотерапии и общения. По мере развития нашей способности к диалогу эта вера переходит в уверенность и перерастает, наконец, в опытное знание того, что духовное «Я» существует. Появляется способность его воспринимать, узнавать, различать». Этот принцип особенно актуален в работе с химически зависимыми, поскольку то состояние, в которое они могут приходить, может автоматически «включать» некоторый распространенный стереотип приниженного их восприятия как утрачивающих не только духовный образ, но и просто человеческий облик. Есть значительное число случаев, когда зависимый человек признавался, что принятие им решения сохранения трезвости и укрепление в этом решении было прежде всего связано с тем, что он почувствовал признание и уважение его духовной свободы и достоинства со стороны собеседников в группе.

Идеи диалога широко востребованы в мире и показали свою эффективность в психиатрической практике ряда стран, например, используются идеи отечественного философа М.М. Бахтина. В трудах этого мыслителя, ставших одной из основ исследовательской и практической деятельности Т.А. Флоренской, диалог понимается не только лишь как одна из композиционных форм речи, где «каждая реплика сама по себе монологична (предельно маленький монолог), а каждый монолог является репликой большого диалога». В диалоге проявляется «доверие к чужому слову, благоговейное приятие (авторитетное слово), ученичество, поиски и вынуждение глубинного смысла, согласие, его бесконечные градации и оттенки, наслаивания смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния, сочетание многих голосов, дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого и т. п.» (Бахтин, 1979: 301). В отличие от монолога, диалог динамичен, способен открывать новый смысл, иной взгляд на проблему. Под диалогом принято понимать процесс, который позволяет генерировать смысл.

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

Креативные свойства диалога нашли успешное применение в реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями. В научной литературе можно встретить подробное описание программы «Открытый диалог», реализуемой в странах Европы и остального мира с 80-х годов XX века и использующей концепцию М.М. Бахтина. В Финляндии «открытый диалог» реализуется в государственных учреждениях системы здравоохранения и включает в себя последовательный семейно-социальный подход к помощи людям с расстройствами психики, в основе которого лежат регулярные встречи с участием пациента и членов его семьи со специалистами мультидисциплинарной команды (врачи, клинические психологи, социотерапевты). Медикаментозная психиатрическая помощь является непременным дополнением к комплексной терапии, но не выступает в качестве основного вида вмешательства (Seikkula, Alakare, 2012: 118).

Согласно многочисленным исследованиям реализация диалогического подхода в работе с психическими больными на опыте финского «открытого диалога» позволила уменьшить хронизацию психической патологии в случае первого психотического эпизода, уменьшилось количество рецидивов заболевания в случае хронического течения, была создана система эффективной кризисной помощи в удобных для пациента условиях - в своих собственных домах, расширилась сеть социальной поддержки с вовлечением команды специалистов, обеспечивающих координацию помощи от первого обращения до момента разрешения кризиса. Внедрение практики диалогической работы позволило минимизировать использование антипсихотических средств за счет более раннего вмешательства и улучшения качества комплексной психиатрической помощи (Lakeman, 2014: 33).

В опыте российских семейных клубов трезвости развивающий и психокоррекционный ресурсы диалога дополняются духовно-ориентированным ресурсом. По мнению Т.А. Флоренской, духовно-ориентированный диалог помимо горизонтального измерения (общаются двое) имеет еще и вертикальное измерение, которое предполагает направленность

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

участников к третьему лицу. Под связующим третьим в традиции духовно-ориентированного диалога понимается образ Божий в каждом человеке, или «духовное Я». Таким образом, гуманистическая модель, согласно которой человеку свойственно стремление к диалогическому общению с другим человеком, видоизменяется, обретая иной смысл, - целостный и наполненный диалог является результатом взаимодействия конкретных участников диалога, находящихся в единстве ценностно-смыслового духовно-насыщенного содержания (Колпакова, 2017: 101).

Разработка Т.А. Флоренской обладает универсальностью в том смысле, что для человека религиозного третье лицо, о котором шла речь выше, - это Бог, Который одухотворяет общение в истинном смысле слова, и, таким образом, каждый состоявшийся диалог по сути является триалогом. Об этом говорят евангельские слова «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18: 20), причем Господь не только присутствует, но и действует. Поскольку диалог в терапевтической практике ориентирован на исцеление, изменение жизни зависимого, то уместно подчеркнуть следующие слова: «Самому человеку невозможно себя изменить, он меняется только потому, что в нем есть духовное «Я» (Флоренская, 2001: 52). Эта идея согласуется с христианским мировоззрением и соответствует евангельским словам «человекам это невозможно» (Мф. 19: 26), хотя, конечно, исцеление требует и человеческого произволения, и усилия.

Если же человек, участвующий в профилактической группе, не является осознанно религиозно-верующим, то для него духовный мир представлен такими вечными универсальными ценностями, как Истина, Добро и Красота, и они являются ориентирами для личностного развития. В этом случае духовно-ориентированный диалог также помогает преобразованию системы ценностных ориентаций личности, а вслед за этим и образа жизни молодого человека.

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, Т.Б. Рязанова

A.I. Magay, A.N. Baburin, G.I. Kopeiko, T.B. Riazanova

ЛИТЕРАТУРА

Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Магай А.И., Казьмина Е.А. 2016. Семейные клубы трезвости как подход в реабилитации лиц, зависимых от употребления алкоголя и их созависимых родственников. - Вопросы наркологии. 11-12: 101-104

Бахтин М.М. 1979. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. C. 281-307. - В кн.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство. 423 c.

Колпакова М.Ю. 2017. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры. - Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 44: 87-107.

Флоренская Т.А. 2001. Диалоги о воспитании и здоровье. Духовно ориентированная психотерапия. - Духовно-нравственное воспитание. 3 (Тематический выпуск). 96 с.

Lakeman R. 2014. The Finnish open dialogue approach to crisis intervention in psychosis: A review. Psychotherapy in Australia. 20 (3): 28-35.

Seikkula J. & Alakare B. 2012. Open dialogues with patients with psychosis and their families. - In: Romme M. & Escher S. (eds.). Psychosis as a personal crisis: An experience-based approach. (pp. 116-128). New York, NY US: Routledge/Taylor & Francis Group.

Получена /Received: 16.11.2020 Принята /Accepted: 25.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.