Научная статья на тему 'Основные подходы к статистическому анализу объема государственных закупок города Москвы'

Основные подходы к статистическому анализу объема государственных закупок города Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЪЕМ ЗАКУПОК / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева С.А.

В работе исследуются особенности закупочной системы г. Москвы в условиях трансформации систему государственного заказа. Показано на основании изучения тенденций вариации объема закупочной деятельности 2012-2016 года, что применение централизованного подхода практически не влияет на конечный результат закупки из-за рыночной системы хозяйствования в отличие от других областей экономической деятельности высокий. В результате внедрения инновация в области статистического анализа закупочной деятельности в г. Москва, а также институционализации процесса мониторинга количество подрядчиков увеличилось в 3 раза, было отменено неправомерных закупок на 3 миллиарда рублей, а также достигнута экономия на различных стадиях закупочного процесса на 150 миллиарда рублей. Показано, что отличием г. Москвы от других регионов в аспекте закупочной деятельности является применение более простого доступа к закупкам, в том числе посредством информационных систем ЕАИСТ, Портал поставщиков, Биржа торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к статистическому анализу объема государственных закупок города Москвы»

Основные подходы к статистическому анализу объема государственных закупок города Москвы

сч

09 £

Б

а

2 ©

Сергеева Светлана Александровна,

Преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, ugmzmag@gmail.com

В работе исследуются особенности закупочной системы г. Москвы в условиях трансформации систему государственного заказа. Показано на основании изучения тенденций вариации объема закупочной деятельности 2012-2016 года, что применение централизованного подхода практически не влияет на конечный результат закупки из-за рыночной системы хозяйствования в отличие от других областей экономической деятельности высокий. В результате внедрения инновация в области статистического анализа закупочной деятельности в г. Москва, а также ин-ституционализации процесса мониторинга количество подрядчиков увеличилось в 3 раза, было отменено неправомерных закупок на 3 миллиарда рублей, а также достигнута экономия на различных стадиях закупочного процесса на 150 миллиарда рублей. Показано, что отличием г. Москвы от других регионов в аспекте закупочной деятельности является применение более простого доступа к закупкам, в том числе посредством информационных систем ЕАИСТ, Портал поставщиков, Биржа торгов. Ключевые слова: закупки, статистический анализ, объем закупок, столичный мегаполис, экономия бюджетных средств, электронный аукцион.

Статья выполнена в рамках проекта № 17-02-50115 РФФИ

Столичный регион России является одним из наиболее новаторских и задающих вектор дальнейшего развития системы закупок для обеспечения государственных нужд. Столичные закупки - это объект пристального внимания законодателей, управленцев, общественности.

В настоящее время, в закупочной системе России в целом присутствуют элементы трансформации, затрагивающей область закупочных цен. Ценообразование подвержено влиянию целого комплекса факторов, среди которых значимое место занимает уровень профессионализма государственного заказчика[1]. Рассмотрим структуру контрактных цен в области государственных закупок России(табл.1)

С 2012 года до 2016 год отмечается небольшое уменьшение общего количества закупок, размещенных на федеральном уровне, т.к. часть закупок перевели на муниципальные и региональные закупочные уровни. Эти изменения показывают, что в области закупок появился некий тренд, вызванный тем, что высокий цетрализационный подход практически не влияет на конечный результат закупки из-за рыночной системы хозяйствования, который работает практически во всех областях нынешнего общества. Данный факт не обошёл сферу государственных закупок. Переход части закупок на муниципальный и региональный уровни показывают ориентир на максимальное удовлетворение нужд территориальных и административных объектов.

Увеличение цены закупки среди заказчиков, которые не относятся к федеральному уровню, показывает не только количественные изменение среди проводимых государственных закупок, но и значительное увеличение ответственности отдельных государственных образований в области реализации процессов в закупочной системе государства.

Для столицы эти тенденции характерны из-за того, что:

■ Москва, являясь лидером ряда показателей экономического и социального развития, движется к реализации поставленных с использованием максимально оптимальных методик, механизмов и алгоритмов проведения закупок;

■ Москва, являясь столицей государства, должна быть флагманом и показывать примеры остальным государственным образованием в области необходимого уровня прозрачности и открытости проведения закупок;

■ в столице проведение государственных закупок соотнесено с применением последних управленческих, информационных разработок и т.д.

Основываясь на приведённой информации можно сделать вывод, что столица находится в осознанно создаваемом фарватере, который предопределяет не только тренды но и дальнейшие направления организационных проектов и мероприятий, относящихся к области государственных закупок. Одним из основные инновационных нововведений, которое было апробировано в Москве, является запуск электронного ресурса закупок - ЕАИСТ(единой автоматизированной информационной системы торгов). Для данной системы характерен ряд основополагающих индикаторов:

■ каждый день размещается более 1 500 лотов и заключается более 700 договоров;

■ более 90% зарегистрированных подрядчиков заключают контракты;

■ каждый год заключаются договора более чем на 20 000 000 000 руб.[2].

Рассмотрим более подробно данные за 2015 год, которые взяты с открытых материалов ЕАИСТ и наглядно показывают возможности статистического анализа объема закупок черезряд статистических данных:

■ общее количество договоров превысило 270 000;

■ общая стоимость заключённых контрактов превысила 9 млрд. рублей;

■ размещено более 45 000 000 оферт;

■ на 13% снизилась средняя цена лота[3].

Ниже размещены данные, которые показывают высокий уровень востребованности Портала поставщиков, в том числе и у объектов малого бизнеса:

Таблица 1

Структура контрактных цен в области государственных закупок России (в %)

Уровень Год

2012 2015 2016

Мун ииопальные 16,5 17,4 20,6

Субъект 42,5 44,6 46,1

Федеральный 41,0 38,0 37,0

Всего 100 100 100

Таблица 2

Рост востребованности информационной закупочной системы в столице

Данные Год Рост

2013 2015

Подрядчики М ало 14) бизнеса 8 25 3,13

Всего подрядчиков 13 38,5 2,96

Таблица 3

Разделение закупок на основании выбранного способа определения поставщика за 2015 год

Способ Процентный вес Количество

Запросi,i предложении и котировок 4 2,1

Электронные аукционы 85,8 44,7

Конкурсы 10,2 5,3

Всего 100 52,1

Указанная информация показывает положительную динамику развития с точки зрения увеличения количества участников закупочной деятельности. За указанные промежуток общее количество подрядчиков увеличилось практически в три раза, а субъектов малого бизнеса в 3,13, что в свою очередь показывает простоту и доступность Портала поставщиков для всех участников закупочной дея-тельности[3].

Также в столичном регионе проводится постоянный мониторинг основных нарушений при проведении закупок. За период 2015 года были определены такие нарушения:

■ некорректный предмет закупки (20 заказчиков с общей стоимостью закупок в 900 000 рублей);

■ дробление предмета закупки (56 заказчиков с общей стоимостью закупок в 2,59 млрд. рублей);

■ покупка средств передвижения и транспортное сопровождение (21 заказчик с общей стоимостью закупок в 700 000 рублей);

■ предметы увеличенной комфортности (102 заказчика на общую сумму 43 000 000 рублей)[3].

Благодаря пресечения проведения некорректных закупок было съэконом-лено более 3 млрд. рублей. Данную сумму можно сопоставить со всеми закупками ряда государственных образований города Москвы. Мониторинг закупочной

деятельности является не единственным инструментом для экономии в закупочной системы столицы. Также можно обратить внимание на относительную экономию московской системы закупок 2015 года, которая превысила 150 млрд. рублей. Для лучшего понимания социального значения этой суммы, необходимо понимать, что на эти деньги можно построить 200 современных детских садов и 130 общеобразовательных учреждений, которых до сих пор не хватает в ряде регионов.

Подробнее изучив аспекты экономии бюджетных средств благодаря закупочной системе города Москвы (которая составила 31%) можно разделить экономию на разных этапах закупок:

■ этап формирования закупочного плана и обоснования необходимости проведения закупки составил 6%;

■ этап проведения торгов составил 11%;

■ этап проверки максимальной стоимости закупки составил 14%.

Статистический анализ объема столичных закупок, которые осуществлялись способом определения поставщика(под-рядчика, исполнителя) - электронный аукцион позволил назвать этот способ лидирующим. В таблице 3 приведены данные по отдельным лотам закупочной деятельности 2015 года:

Подводя итоги проведённого статистического анализа объема государствен-

ных закупок, становится понятно, что в столице за счёт использование новейших технологий (ЕАИСТ, Портал поставщиков, Биржа торгов и др.) и постоянного развития уровня конкурентности (что хорошо видно в данных по увеличивающемуся количеству подрядчиков, принимающих участие в закупочной деятельности) появились более позитивные условия для проведения государственной закупочной деятельности по сравнению с остальными регионами России. Именно из-за этого Москва в последние годы занимает лидирующее положение в российской рейтинге прозрачности государственной закупочной деятельности.

Литература

1. Гладилина И.П. Методологическое сопровождение развития профессионализма заказчиков как проблема кадрового обеспечения сферы закупок / И.П. Гладилина // Право и образование. - 2016. -№ 9. - С.40-48.

2. Департамент города Москвы по конкурентной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tender.mos.ru (дата обращения: 17.03.2017).

3. Карманов М.В. Российская статистика в условиях международных санкций / М.В. Карманов // Вопросы статистики. - 2015. - №1. - С.77-80.

4. Сухаренко А.Н. Проблемы противодействия коррупции в системе государственных закупок // Мониторинг правоприменения. 2013. №3. С.50-54

5. Бальсевич А.А., Подколзина Е.А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал ВШЭ. 2014. №4. С.563-585

6. Пиньковецкая Ю.С. Малое предпринимательство и государственные закупки регионов России // Известия Тул-ГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №1-1. С.205-214

7. Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками // Символ науки. 2015. №7-1. С.95-99

Main approaches to the statistical analysis of volume of public procurement of Moscow Sergeeva S.A

Moscow Metropolitan Governance

University In the paper, its issued Moscow' public procurement system under conditions of government procurement transformation. It was shown that on the base of the trends of variation of volume procurement 2012-2016 year in contrast to other

О

3

В

s

ff 8

areas of economic activity that the approach of centralized implementation does not impact of the procurement' final result. Because of the innovation implementation in the field of Moscow' procurement statistical analysis, as well as the institutionalization of the process of monitoring the number of contractors has increased by 3 times, it was abolished unlawful procurement of 3 billion rubles, as well as retrenchment achieved in various stages of the procurement process for 150 billion rubles. It is shown that the difference in Moscow from other regions in the aspect of procurement is the impurity current easier access to procurement, including through Unified automated trading system of

Moscow city, Portal of Supplier, the Exchange trading.

Keywords: procurement, statistical analysis, procurement volume, metropolitan metropolis, saving budget funds, electronic auction.

References

1. Gladilina I. P. Methodological maintenance of development of professionalism of customers as problem of staffing of the sphere of purchases / Nominative of Gladilin//Right and education. -2016. - No. 9. - Page 40-48.

2. Moscow Department for Competition

Policy [An electronic resource]. -Access mode: www.tender.mos.ru (date of the address: 3/17/2017).

3. Karmanov M.V. The Russian statistics

in the conditions of the international sanctions / M.V. Karmanov// statistics Questions. - 2015. - No.

1. - Page 77-80.

4. Sukharenko AN. Anti-corruption problems in the system of government procurement//law enforcement Monitoring. 2013. No. 3. Page 50-54

5. Balsevich AA, Podkolzina E.A The

reasons and consequences of the low competition in government procurement in Russia//the Economic magazine of HSE. 2014. No. 4. Page 563-585

6. Pinkovetskaya Yu.S. Small business

and government procurement of regions of Russia//Izvestiya TULGU. Economic and jurisprudence. 2014. No. 1-1. Page 205-214

7. Medvedev N.G. To a question of the

theory and practice of the state control of state procurements//a science Symbol. 2015. No. 7-1. Page 95-99

сч

OS £

6

2 ©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.