Научная статья на тему 'Основные подходы к рассмотрению понятия партиципации в организациях'

Основные подходы к рассмотрению понятия партиципации в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПАРТИЦИПАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ORGANIZATIONAL PARTICIPATION / ORGANIZATIONAL COMMITMENT / SELF-EFFI CACY / POWER SHARING / ORGANIZATIONAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романько Изабелла Николаевна

В статье рассматриваются различные подходы к определению и изучению понятия партиципации в организации. В России процесс организационной партиципации остается практически не изученным. Существуют очень мало работ, посвященных этой теме. Тем не менее, с точки зрения зарубежных авторов, именно партиципация влияет на самоэффективность сотрудника, его удовлетворенность работой и ощущение жизненного благополучия, и, как следствие, на рост производительности в организации. В этой работе сделана попытка проанализировать различные имеющиеся теоретические и экспериментальные подходы к изучению партиципации в организации как в России, так и в других странах, чтобы выработать единое понимание этого процесса, важное для дальнейших практических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e main approaches to considering the concept of participation in organizations

Th is article discusses various approaches to defi ning and studying the concept of participation in the organization. In Russia the process of organizational participation has not been studied enough. Th ere are very few papers on this topic. Nevertheless, from the point of view of foreign authors, participation infl uences on self-effi cacy of employees, their job satisfaction and a feeling of well-being, and as a consequence, on the increasing of production. In this paper we tried to analyze diff erent existing theoretical and experimental approaches to the study of organizational participation in Russia and in other foreign countries to try to achieve a common understanding of this process for further practical research

Текст научной работы на тему «Основные подходы к рассмотрению понятия партиципации в организациях»

УДК 159.9.018.3 + 159.9.078 И. Н. Романько

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПАРТИЦИПАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

В последнее время все большее внимание уделяется изучению понятия партиципа-ции, что, несомненно, выводит его в ранг фундаментальных понятий в области организационных исследований. В настоящее время как в России, так и за рубежом существует большое количество различных подходов к пониманию и способам изучения партици-пации. Однако согласованного понимания концепции организационной партиципации до сих пор нет. Термин «партиципация» используется в различных научных областях, в том числе в философии, антропологии, экономике, политике, социологии, психологии и т. д., и в каждом направлении существует большое количество определений данного понятия. Здесь значение могут иметь широта и разнообразие контекстов и ситуаций, в которых был применен этот термин и его производные. О. Н. Яницкий в работе, выполненной в рамках социологических исследований, писал, что «под партиципацией в строгом смысле слова следует понимать вовлечение людей в деятельность существующих организаций, как формальных, так и неформальных» [15, с. 154].

Цель данной работы — анализ и обобщение различных определений организационной партиципации в рамках психологической науки, а также различных имеющихся теоретических и экспериментальных подходов к изучению партиципации в организации, принятых как в России, так и в других странах, для того чтобы выработать единое понимание этого процесса для дальнейших практических исследований.

Предмет изучения — организационная партиципация сотрудников в российских компаниях.

Объект — руководители и специалисты различного уровня подготовки, работающие в различных российских организациях.

Процесс партиципации в организациях представляет собой комплексную проблему для изучения, он включает в себя идеологическую, политическую, научную и практическую составляющие. Хотя партиципация сотрудников внутри организаций является одной из наиболее давних областей исследования в рамках изучения организационного поведения, она все же остается неким загадочным конструктом. По сей день большие споры вызывает само определение термина. Кроме того, в последние годы процесс партиципации стал еще более сложно определяемым из-за отсутствия достаточно точно установленной взаимосвязи с такими новыми конструктами и понятиями из организационной практики, как «расширение полномочий», «командная работа», «сплоченность», «делегирование» и т. д. В дополнение к этому, как считают Д. Дж. Глю, Р. В. Гриффин и др. [4, с. 395-421], постоянные споры в литературе, посвященной изучению организационных процессов [2, с. 8-22], подвергли сомнению саму суть смысла понятия партиципации.

В организационной психологии существует большое количество определений понятия «партиципации». Некоторые авторы настаивают, что она является групповым процессом, включающим рабочие группы, в которые входят сотрудники и их руководитель. Другие делают акцент на том, что партиципация представляет собой процесс делегирования, в котором отдельному сотруднику дают большую свободу самостоятельно принимать решения относительно себя и условий работы. Представители этого направле-

© И. Н. Романько, 2011

ния описывают партиципацию как стиль управления руководителей среднего статусного уровня, нечто среднее между выраженным автократизмом и ярко выраженным стилем делегирующего руководства [9, с. 137-146].

Некоторые ограничивают значение термина «партиципация» до формальных утверждений, таких, например, как «организация работников». Другие определения охватывают «неофициальное участие», то есть ежедневные отношения между руководителями и подчиненными, в которых последним позволяют делать существенный вклад в рабочие решения. Представители еще одного направления, изучающие этот процесс, сосредоточились исключительно на партиципации вообще, а не на партиципации в процессе принятия решения. Еще одно направление описывает данное явление в терминах собственности работников и компенсационных программ, таких как разделение прибыли и программ акционерной собственности [8, с. 166-171]. Отсюда следует вывод о том, что термин «партиципация» приобретает различные значения в зависимости от контекста, в котором оно используется.

Ф. Хеллер, Дж. Штраус и др. приводят концепции, в соответствии с которыми пар-тиципация является синонимом организационной демократии и разделения влияния в организации [7, с. 14-87]. Наконец, есть те, кто определяет партиципацию как процесс, и те, кто характеризует ее как результат.

В таком случае возникает вопрос — какое организационное явление, измерение, или событие, должно называться партиципацией? Иногда ее представляют как часть системного управления качеством (“Total Quality Managment”). В то время как очень много авторов, ученых пытаются сформулировать и определить термин «партиципация», все же существует большое количество в корне различающихся определений. Среди наиболее часто используемых встречаются «разделение влияния» [9, с. 137-146] и «степень включенности сотрудников в процесс принятия решения» [10, с. 727-753]. Однако существует и ряд других определений.

Например, М. Вандервельд утверждает, что «партиципация должна быть определена как указания на то... кто, что, где и какие аспекты включенности существуют» [13, с. 6577]. Дж. Ньюман дает следующее определение партиципативному решению: «.структуры и процессы организации личной автономии в контексте групповой ответственности, связанные с влиянием на всю систему в целом» [12, с. 181-212].

Несмотря на концептуальные расхождения в изучении понятия партиципации, Д. Дж. Глю, Р. В. Гриффин и др. считают, что тщательное прочтение позволяет выявить нечто общее [4, с. 395-421]. Изучив различные подходы к анализу этого явления, они предлагают следующее определение организационной партиципации: «.сознательное и намеренное усилие отдельных лиц на более высоком статусном уровне в организации для обеспечения видимого сверх положения или расширения возможностей для отдельных лиц или групп на более низком статусном уровне в организации, чтобы иметь больший вес в одной или нескольких областях деятельности организации». Их предположение обосновывается тем, что, во-первых, термин «партиципация» наиболее часто относится к поведению, которое проявляется при обладании сверх положением или при расширении полномочий. Обычное и ожидаемое проявление сотрудничества, выраженное в рамках конкретного задания или работы, как правило, не квалифицируется как участие. Во-вторых, партиципация требует сознательного взаимодействия, по крайней мере, между двумя людьми. Отношения и поведение независимых участников, как правило, не называются этим термином. В-третьих, это взаимодействие должно быть видимо обоим участникам. Поведение, демонстрируемое сотрудником, обладающим сверх положением

(нацеленное на что-либо, но не демонстрируемое перед другими сотрудниками, например, проявление «организационного гражданства»), как правило, не обсуждается в рамках партиципации. В-четвертых, как писал Т. Митчелл, участвующие субъекты, как правило, занимают различные позиции в иерархической структуре организации, то есть находятся на различных уровнях по вертикали, в отличие от взаимоотношений на горизонтальном уровне [11, с. 670-679]. Дж. Ньюман считал, что из-за этих вертикальных отношений, партиципацию часто описывают как нечто навязанное или предложенное, а не добровольное [12, с. 181-212].

Помимо этих четырех общих моментов, еще одним важным элементом, который необходимо включить в определение партиципации, является право на высказывание своего мнения. В данном контексте это право мнения относится к некоему механизму, с помощью которого возрастает воздействие со стороны сотрудника на какой-то элемент в организации. Таким образом, значение может варьироваться от буквального «высказывания своего мнения» при принятии решений до обозначения более широких возможностей для непосредственного воздействия в определенной степени на эффективность деятельности всей организации. Основное предположение состоит в том, что без возможности высказывать собственное мнение партиципация невозможна. Дж. Коттон и др. [2, с. 8-22] в своих исследованиях сосредоточили внимание конкретно на участии в принятии решений и пришли к следующим двум основным выводам. Они утверждали, что, во-первых, партиципация может принять ряд различных форм (например, краткосрочные или долгосрочные, формальные или неформальные, прямые или косвенные). Во-вторых, они считали, что влияние участия на удовлетворенность сотрудников и уровень производительности варьируется в зависимости от формы участия. Их выводы неоднократно критиковались, но в конечном итоге они смогли доказать, что эти результаты, полученные ими в ходе исследования, достоверны и неоднократно подтверждаются на практике.

Ф. Хеллер, Дж. Штраус и др. приводят следующее определение: «партиципация — это процесс, который позволяет подчиненным оказывать какое-либо влияние на их работу и условия, в которых они работают» [7, с. 14-87]. Проведя обобщающий анализ существующих исследований по данной теме, эти авторы говорят о гуманистическом аспекте, аспекте разделения власти и аспекте организационной эффективности, с которыми связана партиципация сотрудников в организации. В рамках гуманистического аспекта понимается, что участие благоприятствует личностному росту и удовлетворенности работой, и, как следствие, повышению ощущения человеческого достоинства. Проявление гуманистической составляющей партиципации способствует удовлетворению нематериальных потребностей сотрудников, в том числе потребностей в творчестве, достижении чего-то нового и получении социального одобрения. Это способствует формированию чувства компетентности, удовлетворения от самостоятельно выполненной работы и самореализации, дает возможность человеку удовлетворить все свои потребности. Для сотрудников обладание правом на высказывание своего мнения относительно того, как должна выполняться их работа, может быть столь же важным, как и размер платы за эту работу. Разделение власти способствует расширению прав, возможностей, то есть свободе каждого сотрудника в управлении своей работой.

Позже в литературе обсуждение этой свободы и разделение власти сосредоточивается на вопросе производительности, а не на вопросах правосудия и улучшения рабочего места. Аргументы высказывались, скорее, в пользу эффективности работы организации, а не развития правосудия. Это произошло в большей степени по причине того, что опыт фактической партиципации сотрудников в различных ситуациях показал, что, в то

время как у партиципации есть много преимуществ, этот процесс вряд ли преобразует общество или «превратит рабочее место в рай», а также, вследствие того, что долгий экономический спад в Европе потребовал большего внимания к производительности, чем к социальной справедливости.

Дж. Вагнер также попытался изучить вопрос влияния партиципации на производительность [16, с. 312-330]. Анализируя более десятка различных обзорных статей по теме партиципации, Дж. Вагнер изначально ставил цель извлечь основное, более общее заключение. Выводы, к которым он пришел, показывают, что партиципация действительно может иметь статистически значимое влияние на производительность и удовлетворенность работой, но в среднем это влияние слишком незначительно для того, чтобы отрицательно повлиять на ее практическую значимость.

Существует еще одно гипотетическое предположение, что партиципация влияет на организационную эффективность. К. Миллер, П. Монг и др. предложили следующий ряд доказательств этого [12, с. 727-753]. Они считали, что это происходит вследствие того, что сотрудники часто обладают информацией, которой нет у менеджеров; совместное принятие решений повышает желание работать. Улучшается коммуникация и сотрудничество внутри подразделений. Служащие могут координировать работу друг друга и управлять ею, тем самым экономя свое и руководителя время. Сотрудники, которые участвуют в принятии решений относительно различных организационных процессов, самостоятельно могут контролировать свою работу. Пропадает чувство соперничества между работниками, многие вопросы решаются коллегиально и т. д. Партиципация описывает, как люди взаимодействуют друг с другом внутри организации. Более широко этот процесс охватывает диапазон способов поведения и вариативность выбора, а не стандартизированные типы взаимодействия между людьми. Прежде всего, для осуществления партиципации должен быть доступ к информации и процессу принятия решения, это может привести к включенности и возможности консультирования, результатом чего могут стать различные уровни и способы партиципации. Кроме того, партиципация может привести к соглашению, консенсусу или равенству между людьми или группами. Она также обеспечивает какой-либо уровень самодетерминации и автономии.

Проще говоря, с точки зрения организации партиципация может изменить восприятие сотрудниками своей работы, способ выполнения этой работы, их собственное и коллективное отношение к своему работодателю.

Многие из вышеизложенных аргументов подтверждаются на практике. Партиципация обеспечивает то, что специалисты по трудовым производственным отношениям называют «возможность высказывать свое мнение», которая является ключом к взаимовлиянию (обмену влиянием). С гуманистической точки зрения, «возможность высказывать свое мнение» способствует усилению чувства человеческого достоинства. С организационной, она уменьшает уровень фрустрации, способствует повышению мотивации и идентификации, снижает потребность работников демонстрировать свою власть борьбой с руководством и снижением производительности. Обладание «возможностью высказывать свое мнение» может способствовать снижению уровня текучести кадров и количества прогулов.

На основе проведенного обобщающего анализа существующих исследований по данной теме, можно предположить, что, несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, существует ряд общих моментов, присущих большинству подходов. Во-первых, для партиципации, прежде всего, необходимо участие руководителя. Во-вторых, процесс партиципации является осознанным, и участие в нем добровольно. То есть партиципация может осуществляться только при условии осознанного и доброволь-

ного расширения руководителем полномочий своих подчиненных. В-третьих, в результате партиципации увеличиваются демократические права сотрудников. В-четвертых, процесс организационной партиципации представляет собой возможность влиять на различные организационные процессы наравне со всеми сотрудниками в компании. В-пятых, партиципация влияет на отношение сотрудников к выполняемой деятельности, к своей организации, к восприятию собственного благополучия и на эффективность работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационная партиципация включает в себя мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты, вследствие чего она влияет на организационное поведение сотрудника и на эффективность работы всей организации в целом.

Литература

1. Cooper C. E. Dissertation. Communicating Your Participation at Work: An Exploration of Participation Types, Communication Behaviors, Organizational Commitment, and Satisfaction, Doctor of Philosophy. The University of Texas at Austin, 2002.

2. Employee participation: Diverse forms and different outcomes / J.L. Cotton, D. A. Vollrath, K. L. Frog-gatt, M. L. Lengnick-Hall, K. R. Jennings // Academy of Management Review. 1988. Vol. 13 (1). Р. 8-22.

3. Dachler H. P. & Wilpert B. Conceptual dimensions and boundaries of participation in organizations: A critical evaluation // Administrative Science Quarterly. 1978. Vol. 23. P. 1-34.

4. Glew D. J., O’Leary-Kelly A. M., Griffin R. W., Van Fleet D. D. Participation in organizations: a preview of the issues and proposed framework for future analysis. Special Issue: Yearly Review of Management // Journal of Management. 1995. P. 395-421.

5. Evans B. K., Fischer D. G. A hierarchical model of participatory decision-making, job autonomy, and perceived control // Human Relations. 1992. Vol. 45 (11). P. 1169-1189.

6. Graham W., Verma A. Predictors and moderators of employee responses to employee participation programs // Human Relations. 1991. Vol. 44 (6). P. 551-568.

7. Heller F., Pusic E., Strauss G., Wilpert B. Organizational participation: Myth and Reality. Oxford, 2004. P. 14-87.

8. Lawler E. E. III., Hackman. J. R. Impact of employee participation in the development of pay incentive plans // Journal of Applied Psychology. 1969. Vol. 61 (2). P. 166-171.

9. Leana C. R., Locke E. A., Schweiger D. M. Fact and fiction in analyzing research on participative decision making: A critique of Cotton, Vollrath, Froggatt, Lengnick-Hall, and Jennings // Academy of Management Review. 1990. Vol. 15 (1). P. 137-146.

10. Miller K. I., Monge P. R. Participation, satisfaction, and productivity: A meta-analytic review // Academy of Management Journal. 1986. Vol. 29. P. 727-753.

11. Mitchell T. Motivation and participation: An integration // Academy of Management Journal. 1973. Vol. 16. P. 670-679.

12. Neumann J. E. Why people don’t participate in organizational change // eds R. Woodman, W. Pasmore. Research in organizational change and development. 1989. Vol. 3. P. 181-212.

13. Vandervelde M. The semantics of participation // Administration in Social Work. 1979. № 3 (1). Р. 65-77.

14. Wagner J. A. III. Participation’s effects on performance and satisfaction: A reconsideration of research evidence // Academy of Management Review. 1994. № 19 (2). Р. 312-330.

15. Ковалев В. В. Экономический словарь: экономические термины и экономический сленг. М., 2009. С. 284.

16. Яницкий О. Н. Развитие экологических движений на западе и востоке Европы // Социологические исследования. 1992. № 1. С. 32-39.

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2010 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.