Научная статья на тему 'Основные подходы к проблеме межличностного взаимодействия в аспекте супружеских оношений'

Основные подходы к проблеме межличностного взаимодействия в аспекте супружеских оношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1572
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОДХОДЫ / ТЕОРИИ / INTERPERSONAL RELATIONS / MARITAL RELATIONS / CLASSIFICATION / APPROACHES / THEORIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пантелеева Валерия Владимировна, Павлова Валерия Игоревна

Результаты исследований в отечественной и зарубежной психологии удовлетворенности супружеских отношений доказали, что на данный феномен оказывает влияние множество факторов. Исследуя проблемы супружеских отношений и степени удовлетворенности ими, невозможно обойти вопрос общего межличностного взаимодействия субъектов. Имеющаяся система отношения индивида к себе и миру является его индивидуальной характеристикой личности и, в последствии задает вектор всех его социальных взаимоотношений, в том числе и супружеских. Комплексное исследование феномена межличностного взаимодействия позволит выявить возможную его корреляцию с уровнем удовлетворенности общей коммуникацией субъектов в рамках личных и супружеских отношений. Целью работы является анализ основных классификаций и подходов при их изучении в аспекте взаимодействия в диаде. В статье рассмотрена динамика исследования межличностных отношений, выявлена их проблематика в рамках социальной психологии, проанализированы классификации и подходы отечественных и зарубежных исследователей, выявлена корреляция социальной деятельности и психологических аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пантелеева Валерия Владимировна, Павлова Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF INTERPERSONAL INTERACTION IN THE ASPECT OF THE MARITAL RELATIONS

The results of research in domestic and foreign psychology of satisfaction of marital relations have proved that this phenomenon is influenced by many factors. Studying the problems of marital relations and the degree of satisfaction with them, it is impossible to get around the issue of the general interpersonal interaction of the subjects. The existing system of the relationship of the individual to himself and the world is his individual characteristic of the personality and, in consequence, sets the vector of all his social relationships, including marital. A comprehensive study of the phenomenon of interpersonal interaction will reveal its possible correlation with the level of satisfaction with the general communication of subjects in the framework of personal and marital relations. The aim of the work is to analyze the main classifications and approaches in studying it in the aspect of interaction in the dyad. The article considers the dynamics of the study of interpersonal relations, reveals their problems in the framework of social psychology, analyzes the classification and approaches of domestic and foreign researchers, reveals the correlation of social activities and psychological aspects.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к проблеме межличностного взаимодействия в аспекте супружеских оношений»

психологически Пантелеева Валерия Владимировна, Павлова Валерия Игоревна

науки ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ...

UDC 159.9

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ СУПРУЖЕСКИХ ОНОШЕНИЙ

© 2019

Пантелеева Валерия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Павлова Валерия Игоревна, магистрант направления подготовки «Психологическое консультирование», кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: v-pant@mail.ru)

Аннотация. Результаты исследований в отечественной и зарубежной психологии удовлетворенности супружеских отношений доказали, что на данный феномен оказывает влияние множество факторов. Исследуя проблемы супружеских отношений и степени удовлетворенности ими, невозможно обойти вопрос общего межличностного взаимодействия субъектов. Имеющаяся система отношения индивида к себе и миру является его индивидуальной характеристикой личности и, в последствии задает вектор всех его социальных взаимоотношений, в том числе и супружеских. Комплексное исследование феномена межличностного взаимодействия позволит выявить возможную его корреляцию с уровнем удовлетворенности общей коммуникацией субъектов в рамках личных и супружеских отношений. Целью работы является анализ основных классификаций и подходов при их изучении в аспекте взаимодействия в диаде. В статье рассмотрена динамика исследования межличностных отношений, выявлена их проблематика в рамках социальной психологии, проанализированы классификации и подходы отечественных и зарубежных исследователей, выявлена корреляция социальной деятельности и психологических аспектов.

Ключевые слова: межличностные отношения, супружеские отношений, классификация, подходы, теории.

THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF INTERPERSONAL INTERACTION IN THE ASPECT OF THE MARITAL RELATIONS

© 2019

Panteleeva Valeria Vladimirovna, candidate of Psychological sciences, associate professor, department of "Preschool pedagogy, applied psychology" Pavlova Valeria Igorevna, student of the "Psychological counselling" (Master)

Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: v-pant@mail.ru)

Abstract. The results of research in domestic and foreign psychology of satisfaction of marital relations have proved that this phenomenon is influenced by many factors. Studying the problems of marital relations and the degree of satisfaction with them, it is impossible to get around the issue of the general interpersonal interaction of the subjects. The existing system of the relationship of the individual to himself and the world is his individual characteristic of the personality and, in consequence, sets the vector of all his social relationships, including marital. A comprehensive study of the phenomenon of interpersonal interaction will reveal its possible correlation with the level of satisfaction with the general communication of subjects in the framework of personal and marital relations. The aim of the work is to analyze the main classifications and approaches in studying it in the aspect of interaction in the dyad. The article considers the dynamics of the study of interpersonal relations, reveals their problems in the framework of social psychology, analyzes the classification and approaches of domestic and foreign researchers, reveals the correlation of social activities and psychological aspects.

Keywords: interpersonal relations, marital relations, classification, approaches, theories.

Жизнь каждого индивида лежит в плоскости общественных отношений. К основным таким отношениям можно отнести: семейные отношения; трудовые; дружеские; экономические и многие другие виды отношений. Непосредственно межличностные отношения располагаются как бы внутри всего этого многообразия общественных отношений. Каждый индивид включен в различные виды межличностных отношений. С их помощью он реализуется, развивается, достигает своих целей и решает поставленные задачи. Исходя из психологических аспектов межличностных отношений, можно сделать вывод о наличие проблемы столкновения в объективной реальности общественных отношений индивида его определенных целей и осознанной воли.

Проблемы в межличностных отношениях, а так же удовлетворенность ими, занимают одно из ведущих мест в социальной психологии. На протяжении последних лет данные проблематики являются одними из ключевых в различных психологических исследованиях. Из отечественных исследователей можно выделить работы В.Н. Мясищева, он выделял, что система общественных отношений, в которой оказывается включенный любой индивид, начиная со своего рождения и до самой смерти, создает его субъективные представления и отношение ко всем аспектам действительности и окружающего мира. Данная система отношений индивида к себе и окружающему его миру по сути является индивидуальной характеристикой личности, более отличительной, чем, к примеру, комплекс других ее аспектов, таких, как характер индивида, его темперамент и его способности. Вопросы отношений вслед за В.Н. Мясищевым Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 1(3)

рассматривал и развивал Б.Г. Ананьев. Он продемонстрировал, что развитые человеческие психологические отношения являются целостной системой сознательных избирательных связей личности с различными гранями объективной действительности, которые вытекают из истории развития человека и внутренне определяют его переживания и действия. Отношения связывают человека со смыслом вещей и их существом, а не с их внешними сторонами вещей. Отношения личности составляют иерархическую систему, которая задает направляющий вектор, определяя социальное функционирование личности [1].

Таким образом, можно сказать, что процесс развития межличностных отношений является динамическим механизмом корреляции их условия развития и механизмов регулирования. Любые межличностные отношения динамичны, они сначала зарождается, далее закрепляются, потом, достигнув определенно зрелости, могут ослабевать. Несомненно, что межличностные отношения очень взаимосвязаны с общественными отношениями и их различными видами. Как отмечает в своих исследованиях на эту тему Г.М. Андреева, - наличие межличностных отношений внутри разнообразных форм общественных отношений является реализацией этих отношений в деятельности конкретных индивидов, в контексте их личностного взаимодействия и общения.

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межличностных, а межличностные отношения — это объективно пере-

Panteleeva Valeria Vladimirovna, Pavlova Valeria Igorevna THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM ...

psychological science

живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей [2].

Целью данной статьи является анализ проблематики межличностных отношений, классификаций и подходов к их изучению для дальнейшего исследования удовлетворенности межличностного взаимодействия субъектов в аспекте супружеских отношений.

Рассматривать проблематику межличностных отношений необходимо только через комплексный подход, так как на их общую удовлетворенность влияет большое количество факторов. Очень подробные исследования на эту тему проводил отечественный психолог Е.П. Ильин. В фундамент межличностных отношений он закладывает такие понятия как: чувства, эмоции и аффекты. Он выделяет и описывает виды отношений, которые коррелируют с испытываемыми эмоциональными переживаниями индивида, особенно он отмечает такие виды переживаний, как: дружба; любовь; зависть; вражда; эгоизм, ревность, альтруизм и др. Е.П. Ильин дает следующую классификацию видов межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные, возникают, как правило, на должностной основе и регулируются законами, уставами, приказами и постановлениями. Если ко всему этому присоединяются личностные взаимоотношения, то такие отношения переходят в разряд неофициальных.

2) деловые и личные, возникают на основе совместной работы людей. Деловыми могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении должностных обязанностей между сотрудниками организации или производственного коллектива. Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются вне их совместной деятельности. Личные отношения носят субъективный характер, так как в их основе базируются чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу.

3) рациональные и эмоциональные, здесь базовый критерий отличия - расчет и разум или эмоциональное восприятие, при котором, как правило, отсутствует объективная информация.

4) субординационные и паритетные. Одни из них являются неравноправными (отношения между руководителем и подчиненными), другие - равноправными (люди не находятся в подчинении друг у друга и выступают независимыми личностями) [5, с.194-195].

Помимо различных классификаций межличностных отношений, которые дают отечественные исследователи, существует достаточное количество общих подходов к описанию их взаимодействия, предложенные зарубежными научными деятелями. Так, согласно Р. Бейлзу, Можно выделить следующие подходы к описанию межличностных отношений:

1. Теория обмена социолога Джорджа Хоманса. Согласно его теории в основе взаимодействия людей базируется их личный опыт, предполагающий возможные вознаграждения и затраты. Хоманс считает, что каждый индивид пытается найти баланс между вознаграждениями и затратами, что должно дать ему возможность сделать взаимодействие стабильным. Повторяемость поведенческих паттернов зависит от количества вознаграждений, чем их больше, тем устойчивее и повторяемее поведенческие паттерны. Причем корреляция зависимости вознаграждения от каких-либо условий, приводит к тому, что индивид стремиться их воссоздать. Если индивид в своих потребностях приближен к насыщению, то он не предполагает приложение усилий для их удовлетворения. Теория обмена описывает такие непростые взаимодействия, как: переговорные процессы; отношения власти; лидерство и др. Но все-таки межличностное отношение не могут рассматриваться исключительно в рамках зависимости «стимул-реакция» и как примитивный обмен вознаграждениями. В истории человечества,

а соответственно и опыта межличностного общения известны и подтверждены случаи, когда высокие вознаграждения наоборот приводят к снижению активности индивидов.

2. Психоаналитический подход Зигмунда Фрейда. Согласно подходу Фрейда, Межличностное взаимодействие фундаментально основано на детских представлениях и опыте, полученном в этот период жизни. Исходя из этой теории все индивиды, в процессе взаимодействия, лишь используют и тиражируют свой детский опыт. Комфортность групп для индивида и подчинение лидерам этих групп объясняется сопоставлением их со важными и ключевыми личностями, которых в детстве, как правило, олицетворяют родители или другие значимые взрослые, а не личностными качествами этих лидеров. Согласно теории Фрейда, происходит как бы возврат к ранним стадиям развития индивида, а отсутствие ожиданий способствует укреплению позиций и власти у групповых лидеров.

3. Теория управления впечатлениями или теория социальной драматургии Ирвина Гофмана. Согласно подходу Гофмана, ситуации социального взаимодействия имеют схожесть в драматическими спектаклями, а индивиды, стараются создавать и поддерживать приятные впечатления о себе. Преследуя цель - создание о себе максимально положительного впечатления, индивид часто сам подготавливает и создает соответствующие ситуации. Исходя из этого социальные ситуативные паттерны, как небольшие драматические спектакли. Несмотря на конкретную цель, которую мысленно индивид ставит перед собой, несмотря на мотив, обуславливающий эту цель, у него есть интерес в том, чтобы регулировать поведение других, в особенности, их ответную реакцию. Данная регуляция осуществляется, главным образом, путем его воздействия на понимание текущей ситуации другими; он действует таким образом, чтобы произвести на людей необходимое ему впечатление, под влиянием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам [3].

4. Символический интеракционизм Джорджа Мида и Герберта Блумера. Интерпретация интерактивной стороны коммуникации, которая определяет поведение индивидов и отношение друг к другу степенью придаваемого ими значения. По мнению одного из авторов данного подхода Джорджа Мида - поступки индивид в разрезе социального поведения основаны на обмене информацией. Отсюда Мид выделяет два типа действий: незначительные жесты - автоматический рефлекс, например, моргание; значимые жесты, которые являются осмысленными и наполнены намерениями индивида. Согласно данной теории личность формируется в процессе взаимодействия с другими личностями за счет установления контроля за действиями личности и представлениями о ней, которые формируются у социального окружения этой личности. Для качественного общения индивиду необходимо придерживаться допустимых правил взаимоотношения и социальных норм общества, в котором он общается. Они же, в свою очередь, принимаются на основании общих представлений и необходимы для регулирования поведения.

На сегодняшний день существует большое количество исследований на тему межличностных отношений, как отечественных, так и зарубежных [6-13], но несмотря на обширный исследовательский круг, данный вопрос является очень актуальным. Многие подходы являются основными, многие спорными, но с уверенностью можно сказать, что феномен межличностных отношений содержит три основных контекста исследований:

1. Когнитивный (познавательный) компонент. Когда другой индивид выступает. Как объект познания, восприятия и понимания. Одним из наиболее ярких представителей среди исследователей данного направления является отечественный психолог А.А. Бодалев.

2. Аффективный (эмоциональный) компонент. Когда

44

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

психологически науки

другой индивид выступает, как предмет симпатии. Научные исследования данного направления сконцентрированы на изучении детерминации аффективных отношений между двумя индивидами на различных этапах развития данных отношений.

3. Практический компонент. Когда другой индивид выступает, как предмет воздействия. Данное направление максимально приближено к практике взаимодействия индивидов и развивается в основном в плоскости психотерапии.

Анализируя предложенные подходы исследований и классификации межличностных отношений, можно сделать заключение о том, что в объективной реальности общественных отношений имеют место моменты, происходящие из осознанной воли и определенных целей индивида. Именно в этой точке сходятся и сталкиваются социальный и психологический феномены. В конечном счете, содержанием становится определенная социальная деятельность, но контекст данной деятельности, её суть и возможные способы реализации будут коррелировать с психологическими аспектами, которые, в свою очередь, остаются в большей степени скрытыми и, которые необходимо выявлять и изучать. Выявление и изучение этих скрытых аспектов ляжет в основу дальнейшего исследования межличностного взаимодействия в аспекте супружеских отношений и определения возможной корреляции с уровнем удовлетворенности ими. В дальнейшем исследовании планируется проведение анкетирования 20 супружеских пар на предмет определения их уровня эмоциональных отношений в диаде, особенности распределение супружеских ролей, уровня удовлетворенности браком и степени приверженности гендерным стереотипам. На основании анкетирования планируется поиск корреляций полученных данных с общей степенью удовлетворенности супружескими отношениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания психологии. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2001. 290 с.

3. Гофман И.Г. Представление себя другим в повседневной жизни /Пер. с англ., и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.

4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТКПетрополис, 1998. 272 с.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

6. Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

7. МацковскийМ.С. Социология семьи. М.: Наука. 1989. С. 45-48

8. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.

9. Яструб О.А. Групповые формы внеаудиторной воспитательной работы по формированию культуры межличностного взаимодействия студентов // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

10. Бергис Т.А., Азизова Л.Р. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения личности раннего юношеского возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 46-49.

11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во института практической психологии. 1996. 153 с.

12. Данилова А.В. Повседневная мобильность в системе воспроизводства социальных отношений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 325-327.

13. Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. Вопросы психологии, 1981. № 6. С. 67-72.

Пантелеева Валерия Владимировна, Павлова Валерия Игоревна ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ...

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 1(3)

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.