ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
М.Г. МОИСЕЕВА,
аспирант кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: moiseeva_m@yandex.ru
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Т.Э. Мангер
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к проблеме девиантного поведения детей-сирот; раскрывается сущность понятий «норма», «социальная норма» «отклонения от нормы»; анализируются основные теории девиантного поведения; выделяются основные факторы, влияющие на профилактику девиантного поведения детей-сирот.
Ключевые слова: социокультурная анимационная деятельность, психолого-педагогические основания, профилактика, девиантное поведение, дети-сироты.
THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF ORPHAN CHILDREN WITH DEVIATED BEHAVIOR
M.G. MOISEEVA,
post-graduate student development of social-cultural activity Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Annotation. The article considers the main approaches to the problem of unsocial behavior of orphan children. The author reveals such conceptions as «norm/standard», «social norm/standard», «deviated norm», analyses the main theories of deviated conduct and selects the factors influencing the preventive treatment of orphans.
Keywords: social-cultural animation activity, psychological and pedagogical basics, preventive treatment, deviated behavior, orphan children.
В современном обществе наблюдается рост социально незащищенных граждан, где значительное место занимают дети-сироты с девиантным поведением, которые дезадаптированы, испытывают глубокие душевные потрясения, проявляют различные формы негативного поведения. Именно данные категории общества оказались в экономическом, педагогическом и воспитательном вакууме, что требует принятия конкретных мер социально-педагогической поддержки.
В настоящее время данная проблематика вызывает высокий интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Объяснить причины возникновения девиации, условия и факторы, детерминирующие этот социальный феномен, стало насущной задачей современной науки. Исследование девиантного поведения детей-сирот подразумевает поиск решения многих проблем, среди которых приоритетным вы-
ступает выявление сущности понятий «норма», «социальная норма» «отклонения от нормы».
Понятие «норма» в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало [8]. Однако, не все такие нормы мы можем называть социальными. Для определения социальной нормы необходимо выделить данную группу норм из всей нормативной совокупности, сформулировать ее специфические, отличные от других норм, особенности.
Если речь идет об изучении социальных взаимодействий индивидов, то, вероятно, социальными нормами будут те, которые выполняют функции регулирования этих взаимодействий, а шире — отношений человека и общества. При этом специфика социальных норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов.
Социальные нормы — это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп, с помощью которых общество и социальные общности (классы, общины, социальные организации) предъявляют свои требования, удовлетворяющие социальное поведение [8]. Общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют, контролируют, регулируют, оценивают поведение. Социальные нормы выражаются в представлениях людей о должном, допустимом, возможном, желательном, одобряемом, приемлемом или, напротив, — о нежелательном, неприемлемом, недопустимом. Посредством социальных норм требования и установки общества, социальных групп переводятся в эталоны, модели, стандарты должного поведения представителей этих групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его нормальное воспроизводство, защиту от внешних и внутренних разрушительных воздействий.
Один из важнейших признаков социальной нормы — ее императивность (повелительность), которая выражается в том, что социальное поведение, не соответствующее ей, обязательно вызывает негативную социальную оценку и считается девиацией [9]. Во многих концепциях отдельные социальные феномены исследуются как подсистемы конкретной общественной системы, в зависимости объекта изучения от социального целого и во взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами) [4]. Предметом изучения подобных теорий выступают либо социальные явления и институты, находящиеся в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг), или же сквозные феномены, присущие различным сферам.
Концепция девиантного поведения относится к сквозным теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.
В теории девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реаль-
ным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения [5].
Еще одно направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры [2].
При другом подходе источник девиации — наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [3].
Тем не менее, несмотря на различные толкования девиантного поведения, каждый из подходов имеет право на существование, так как интерпретирует многообразные пласты реальных общественных отношений. При этом все подходы к проблеме объединяет стремление найти единый источник (причинность) для различных форм девиаций.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. Зависимость существует и от форм проявления девиации, связанных с экономическими, социальными, демографическими, культурологическими и другими факторами. Например, изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация» (неустойчивость, промежуточность, переходность), ведут к распространению различного рода социальных патологий [10].
В современной социальной психологии пришли к выводу, что девиантное и нормативное поведение — две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение представляет собой результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека [3].
Девиации, в основном, направлены на преодоление фрустрации (препятствия, вставшего на
пути достижения цели) и проявляются через социально-значимые действия. В девиантном поведении предполагается не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрация физической и психической энергии, необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но необязательно оно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения (направленность энергетического потенциала) зависит от того, как человек отвечает на возникающие трудности (созидательными или разрушительными действиями) и каким образом в обществе стимулируются социально-инновационные, созидательные действия личности [3].
Таким образом, девиантное поведение имеет, с одной стороны, созидательную направленность, с другой, — разрушительную. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости при перераспределении источников пополнения жизненной энергии.
Так, агрессивный вид девиации как в прямой, так и в косвенной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижения цели без учета интересов окружающих людей, несправедливого решения проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой стороны. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Косвенная форма агрессии — показатель недостаточного для преодоления фрустрации энергетического потенциала [3].
Девиантное поведение деструктивной направленности представляет собой совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (группе, страте, этносе) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества, разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом [3].
Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) выступают в роли социально-значимых отклонений от общепризнанных норм поведения, определяющих наиболее прогрессивный в энергетическом и адаптационном плане вектор эволюции общества [3].
Анализ показал, что проблема генезиса девиантного поведения представляет большой интерес для целого ряда наук, так или иначе исследующих социальное поведение человека.
За последние десятилетия психологическая наука значительно продвинулась в понимании причин девиантного поведения и, особенно, проблем детей-сирот (А.И. Миллер, Л.М. Голубева, М.А. Алемаскин и др.) [3, 6, 8].
Анализ научно-исследовательской литературы показывает, что предпосылки девиантного поведения детей-сирот восходят к ранним этапам развития личности. В науке используется понятие «преддевиантный синдром», т.е. своеобразный комплекс определенных симптомов (определенный склад психофизиологических особенностей, дезадаптация, одиночество, отрицательное отношение к учебе, агрессивное поведение, ранние асоциальные проявления), которые, как правило, приводят индивида в группы, обнаруживающие аналогичные признаки [7].
Наиболее общую «принципиальную схему» генезиса отклоняющегося поведения детей-сирот предложил А.И. Миллер, который считает, что первоисточником антиобщественного поведения выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность детей-сирот к конкретным условиям социально полезной деятельности, т.е. их дезадаптацию. Дезадаптация влечет отчуждение от социально позитивных связей и отношений и, как следствие, — десоциализацию личности. Десо-циализация неразрывно связана с деморализацией личности, что первоначально и становится причиной трудновоспитуемости несовершеннолетних сирот [6].
Большинство современных исследований асоциального поведения детей-сирот подтверждает сложную, многофакторную структуру его генезиса (М.А. Алемаскин, И.А. Невский, В.С. Собкин, В.А. Татенко). При этом асоциальное поведение представляет собой полидетерминированное явле-
ние, складывающееся из совокупности факторов (индивидуально-психофизиологический, психолого-педагогический, социально-психологический, социальный факторы), влияющих на личность детей-сирот на этапе ее активного формирования [7, 10].
В качестве важнейшей детерминанты девиант-ного поведения детей-сирот мы отмечаем именно психолого-педагогический фактор, отражающийся в педагогической запущенности ребенка, когда школьное воспитание не компенсирует существующую дисфункцию сироты, а наоборот, усугубляя ее, формирует стабильную основу для проявлений асоциального характера. Заметим, что другие факторы, являющиеся, на наш взгляд, дополнительными, пересекаются и порой тесно вплетены в главный, что подтверждает факт его неоспоримой значимости.
Под педагогической запущенностью понимаются устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей-сирот, обусловленные негативными влияниями среды и ошибками в воспитании [1]. Однако, нередко понятие «педагогическая запущенность» используется как синоним близких ему по смыслу понятий «трудновоспитуемость», «социальная дезадапти-рованность», «отклоняющееся» или даже «преступное поведение». Мы полагаем, что такой подход неизбежно приводит к утрате понимания специфики обозначаемых этими понятиями явлений, поскольку каждое из них имеет свою особую направленность. На наш взгляд, именно понятие «педагогическая запущенность» лежит в основе девиантного поведения детей-сирот.
Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходит определенные стадии, каждая из которых имеет доминирующие причины и признаки. При этом на каждой стадии необходимо осуществление преемственных между собой важнейших профилактических мероприятий в условиях детских учреждений интернатного типа, детских домов и т.д.
Так, первая стадия формирования педагогической запущенности, в основном, соответствует дошкольному возрасту и рассматривается как совокупность предпосылок к дальнейшей запущенности. Важную роль в формировании педагогической запущенности играют воспитательные ошибки в работе сотрудников детских учреждений, приводящие к неблагоприятному поло-
жению ребенка в системе межличностных отношений в детском коллективе [1].
Соответственно, профилактические действия на первой стадии предполагают:
♦ доброжелательное отношение к ребенку любого возраста (начиная с самого раннего), уважение его как личности, умение установить с ним положительный контакт, создание атмосферы мира и добра;
♦ понимание возрастных и принятие индивидуальных свойств личности ребенка;
♦ реализация последовательного воспитания для формирования адекватной позиции ребенка в отношении социальных норм и правил;
♦ развитие способностей ребенка, включение его в разнообразные виды досуговой деятельности, раскрывающие его как творческую личность [10].
Вторая стадия формирования педагогической запущенности — следствие низкой или недостаточной готовности ребенка к школьному обучению, что отражается в формировании негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Важнейшую роль в этом процессе играет детский негативизм, который возникает как ответная реакция ребенка на негативное отношение к нему со стороны ближайшего микросоциального окружения и проявляется в сопротивлении ребенка воспитательным воздействиям, в отказе выполнять предъявляемые требования [1].
Профилактическими мерами второй стадии педагогической запущенности можно назвать:
♦ осознание взрослыми, что главным звеном профилактики девиантного поведения являются воспитатели, а в школе — учителя;
♦ создание ситуации переживания успеха в учебной деятельности, развитие и стимулирование позитивных сторон ребенка;
♦ построение воспитательного процесса на основе учета обучаемости детей, их возможностей, особенностей и способностей;
♦ формирование у ребенка волевого самовоспитания, отражающегося в возможности ограничения нежелательного поведения и действий, саморегулировании поведения, обуздании прихотей и капризов;
♦ сдерживание негативных проявлений значимых взрослых (особенно оскорбительных и грубых) в отношении личности и деятельности ребенка [10].
Третья стадия формирования педагогической запущенности характеризуется усугублением негатив-
ного отношения подростка к нормам и правилам совместной деятельности в детских коллективах. На этой стадии начинают активно проявляться асоциальные тенденции и непосредственно отклоняющееся поведение, которое еще не носит тотального характера и возникает, как правило, в ситуациях, так или иначе, эмоционально дестабилизирующих подростка. Поступки подростков, связанные с нарушением правил поведения, на этой стадии имеют спорадический, ситуативный характер [1].
В связи с этим, профилактические действия значимых взрослых должны проявляться в:
♦ содействии ребенку в становлении социально позитивных идеалов, целей жизни, ценностных ориентаций;
♦ повышении уровня правовой грамотности, при котором ребенок должен видеть и понимать, почему «выгодно» быть правопослушным;
♦ создании условий для развития интересов и потребностей, на основе которых устраняются нездоровые привычки и исправляются деформированные элементы правового сознания;
♦ формировании стойкого коллектива и углублении взаимосвязи этого процесса с процессом самовоспитания личности [10].
Четвертая стадия формирования педагогической запущенности характеризуется тем, что деви-антные тенденции закрепляются, поскольку проступки, совершаемые подростками, поддерживают их негативную Я-концепцию. Важную роль в закреплении асоциальных тенденций у педагогически запущенных детей играет неформальная группа их общения, которая состоит обычно из таких же педагогически запущенных подростков: проступки, порицаемые обществом (которые воспринимаются подростком как отвергающие его) поощряются его неформальным окружением и даже гарантируют ему повышение его статуса в группе. Важнейшая характеристика этой стадии педагогической запущенности заключается в искаженных нравственных и правовых представлениях, нередко в нравственном и правовом нигилизме [1].
В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение асоциального поведения на данной стадии, необходимо принятие следующих условий значимыми взрослыми:
♦ сохранение беспристрастности и объективности в разрешении любых конфликтов, применение
дифференцированного подхода к воспитанию с учетом склонностей, потребностей и интересов ребенка;
♦ гибкое сочетание коллективных и индивидуальных форм культурно-досуговой работы;
♦ использование в работе технологий социокультурной анимации, в ходе который осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, учителя и ученика, учителя и группы учеников, а также учащихся внутри группы;
♦ включение в разнообразные виды общественно-полезной деятельности, содействие в трудовой деятельности, соответствующей их возможностям, интересам и потребностям;
♦ оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи в любой сложной ситуации [10].
Таким образом, в современных социально-педагогических реалиях наблюдается активное предотвращение отчуждения личности от культуры общества, от сложной структуры общественных отношений, где процесс социализации личности выступает приоритетом, что позволяет актуализировать и духовно развивать личности детей-сирот.
Литература
1. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев, 1986.
2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
4. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. М., 1980.
5. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 2.
6. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних // Генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
8. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1997.
9. Сутужко В.В. Социальная оценка: социально-философский анализ. М., 2005.
10. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. Красноярск, 1997.