Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / региональный человеческий капитал / индекса развития человеческого капитала / образовательный капитал / капитал здоровья / «знаниевый» капитал / креативный капитал / region / regional human capital / human capital development index / educational capital / health capital / " knowledge " capital / creative capital

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — О.В. Медведева

В настоящее время состояние человеческого капитала все в большей степени предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Человеческий капитал является системным социально-экономическим явлением, которому присуща определенная структура как совокупность составных элементов и отношений между ними, среди которых можно выделить капиталы образования, профессионального обучения, здоровья, информации, мобильности, воспитания и др. В статье рассматриваются вопросы качественной и адекватной условиям региональных социально-экономических систем оценки уровня развития регионального человеческого капитала. Дается краткая характеристика четырех основных методов, используемых при оценке регионального человеческого капитала – представительный, индексный, затратный и доходный. Предлагается при разработке комплекса индикаторов оценки человеческого капитала региона использовать систему сбалансированных показателей (ССП), отражающую ориентацию на достижение целевых установок регионального развития в контексте обеспечения воспроизводства человеческого капитала территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF REGIONAL HUMAN C

At present, the state of human capital increasingly determines the pace of economic development and scientific and technological progress. Human capital is a systemic socio-economic phenomenon, which is characterized by a certain structure as a set of constituent elements and relations between them, among which one can distinguish the capitals of education, vocational training, health, information, mobility, education, etc. The article deals with the issues of qualitative and adequate assessment of the level of development of regional human capital to the conditions of regional socio-economic systems. A brief description of the four main methods used in the assessment of regional human capital – representative, index, cost and income-is given. When developing a set of indicators for assessing the human capital of the region, it is proposed to use a system of balanced indicators (SBS) that reflects the orientation towards achieving the goals of regional development in the context of ensuring the reproduction of the human capital of the territory.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11141

О.В. Медведева - аспирант Кубанского государственного технологического университета, olg35275160@yan dex.ru,

O.V. Medvedeva - Postgraduate student of Kuban State Technological University.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА BASIC APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF REGIONAL HUMAN CAPITAL

Аннотация. В настоящее время состояние человеческого капитала все в большей степени предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Человеческий капитал является системным социально-экономическим явлением, которому присуща определенная структура как совокупность составных элементов и отношений между ними, среди которых можно выделить капиталы образования, профессионального обучения, здоровья, информации, мобильности, воспитания и др. В статье рассматриваются вопросы качественной и адекватной условиям региональных социально-экономических систем оценки уровня развития регионального человеческого капитала. Дается краткая характеристика четырех основных методов, используемых при оценке регионального человеческого капитала - представительный, индексный, затратный и доходный. Предлагается при разработке комплекса индикаторов оценки человеческого капитала региона использовать систему сбалансированных показателей (ССП), отражающую ориентацию на достижение целевых установок регионального развития в контексте обеспечения воспроизводства человеческого капитала территории.

Abstract. At present, the state ofhuman capital increasingly determines the pace of economic development and scientific and technological progress. Human capital is a systemic socio-economic phenomenon, which is characterized by a certain structure as a set of constituent elements and relations between them, among which one can distinguish the capitals of education, vocational training, health, information, mobility, education, etc. The article deals with the issues of qualitative and adequate assessment of the level of development ofregional human capital to the conditions ofregional socio-economic systems. A brief description ofthe four main methods used in the assessment ofregional human capital - representative, index, cost and income-is given. When developing a set of indicators for assessing the human capital of the region, it is proposed to use a system ofbalanced indicators (SBS) that reflects the orientation towards achieving the goals of regional development in the context of ensuring the reproduction of the human capital of the territory.

Ключевые слова: регион, региональный человеческий капитал, индекса развития человеческого капитала, образовательный капитал, капитал здоровья, «знаниевый» капитал, креативный капитал.

Keywords : region, regional human capital, human capital development index, educational capital, health capital," knowledge " capital, creative capital.

В рамках понятия «региональный человеческий капитал» синтезируется целый комплекс количественных и качественных характеристик, которые определяют способность носителей данного капитала к обеспечению своего полноценного существования в рамкахрегионального сообщества. Важнейшее значение в этой связи приобретает осуществление качественной и адекватной сложившимся условиям функционирования региональных социально-экономических систем оценки уровня развития регионального человеческого капитала.

При этом можно выделить четыре основных метода, используемых при оценке регионального человеческого капитала - представительный, индексный, затратный и доходный [1]. Давая им краткую характеристику, можно отметить, что представительный метод основан на использовании комплекса параметров, ориентированных на оценку развития на территории региона различных составных элементов, в совокупности формирующих человеческий капитал, и отражающихуровень образования и здоровья населения, развития трудовой, культурной и научной сферы и т.п. Однако следует отметить, что оценка в подобном случае производится на основании достаточно разрозненного комплекса параметров, не позволяющих получить полноценную картину интегрального уровня развития человеческого капитала на уровне региона.

Также следует указать на крайне разнородный набор параметров, которые используются в целях подобной оценки. Е.В. Горшенина и А.В. Кобелева при проведении оценки уровня развития регионального человеческого капитала предлагают использовать такие параметры как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, коэффициент естественного прироста населения, количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на 10 тыс. жителей, доля жителей, имеющихвысшее и среднее профессиональное образование, выпуск квалифицированных рабочих и служащих в расчете на 10 тыс. жителей региона [2]. Н.В. Яко-венко и И.В. Сафонова представляют более широкий набор параметров, задействуемых в процессе данной оценки, подразделяя их при этом на группы, характеризующие процессы формирования, развития и реализации человеческого капитала, имеющие место на уровне регионов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система параметров, используемых при оценке человеческого капитала региона [3]

В свою очередь, индексный метод, как правило, используемый в целях межрегионального сопоставления, ориентирован на расчет единого комплексного индикатора, одним из наиболее известных в ряду которых является Индекс человеческого развития (ИЧР), величина которого определяется как на национальном, так и на региональном уровнях

Итоговую величину данного индекса формируют значения трех субиндексов - ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни. Говоря об уровне Индекса человеческого развития в регионах РФ, следует отметить наличие очень сильной дифференциации между субъектами Федерации, занимающими лидирующие позиции, и основной массой российскихрегионов. Кроме этого, получаемые результаты свидетельствуют о несбалансированности развития регионов в контексте развития отдельных составныхэлементов, в совокупности формирующих общее представление об уровне развития человеческого капитала. В частности, для большинства из регионов характерен высокий образовательный уровень, тогда как значения двух других субиндексов находятся на более низком уровне [4].

В качестве еще одного примера реализации подобного подхода на региональном уровне можно представить структуру индекса развития человеческого капитала, разработанного специалистами Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (рисунок 2).

Индекс развития человеческого капитала

Численность населения

- Демография

- Миграция

Качество человеческого капитала

- Образованность граждан и уровень профессиональной квалификации

- Здоровье и долголетие

- Культура и ценности

- Деловая и инновационная активность

Качество жизни

- Безопасность жизни

- Жилье и коммунальные услуги

- Благосостояние граждан

- Транспорт и связь

- Рынок труда и качество рабочих мест

- Социальная инфраструктура

Рисунок 2 - Структура индекса развития человеческого капитала, используемого Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике [5]

Если говорить о наличии проблемных моментов, присущих индексному подходу, необходимо указать на то, что использование различных методических оснований при унификации и интеграции значений используемых параметров может обусловить получение достаточно противоречивых итоговых результатов.

Затратный и доходный методы используются в процессе стоимостной оценки регионального человеческого капитала. Однако, если в рамках затратного метода оценка проводится, отталкиваясь от определения совокупной величины вложенныхв развитие человеческого капитала инвестиций, то доходный подход ориентирован на сопоставление выгод и издержек, связанных с формированием и последующим задействованием человеческого капитала.

По мнению специалистов, к числу основных недостатков, с которыми сопряжено использование затратного подхода к оценке человеческого капитала на региональном уровне, можно отнести проблемный характер достаточно четкого разграничения между затратами на текущее воспроизводство рабочей силы и инвестициями в формирование и развитие именно человеческого капитала; отсутствие учета не только величины денежных средств, вкладываемых в развитие человеческого капитала, но и качества деятельности объектов вложения этих средств по их полезному восприятию в контексте развития соответствующих характеристик и способностей; отсутствие оценки тех элементов человеческого капитала, которые непосредственно не связаны с инвестиционными вложениями.

В свою очередь, важнейшими недостатками, присущими процессу применения доходного подхода, являются трудность, а зачастую и невозможность полного учета большого числа выгод нефинансового характера, порождаемых обладанием человеческим капиталом и его использованием; высокая степень неопределенности условий будущего, обуславливающихполучение отдачи от человеческого капитала; наличие определенныхтруд-ностей при отграничении доходов, порождаемых использованием человеческого капитала и других факторов производства.

По нашему мнению, ключевым принципом, который должен быть поставлен во главу угла при формировании набора параметров, используемых при оценке уровня развития человеческого капитала на региональном уровне, является одновременное обеспечение их системности и комплексности, находящее свое проявление в обеспечении взаимосвязанности и взаимообусловленности этих параметров, а также исполнении ими существенной роли в воспроизводственном процессе регионального уровня, позволяющей осуществить капитализацию человеческого потенциала на основе обеспечения реализации им доходной функции.

Анализируя многочисленные варианты набора параметров человеческого капитала, используемых при его оценке, следует указать, что, по большому счету, у большинства авторов они ориентированы на формировании комбинаций характеристик индивида, производных от реализации двух процессов - развития его способности к познанию и поддержания уровня физического здоровья.

Касаясь первой из указанных составляющих, отметим, что классическое понимание сущности образовательного капитала как ключевой составляющей человеческого капитала, заложенное Т.У. Шульцем и Г.С. Бек-кером, прежде всего, выделявших наличие тесной корреляции между уровнями образования и оплаты труда конкретного работника, в недостаточной степени характеризует особенности процесса формирования и использования знаний современным индивидом.

В данном контексте, например, Р.И. Капелюшников выделяет способности человека к обучению, овладению знаниями и навыками, а также трансформации информации в полезные знания в качестве источников формирования т.н. капитала обучаемости [6]. Эта составляющая человеческого капитала приобретает крайне большое значение, поскольку эффективность любой деятельности все в большей степени зависит от способности человека превращать информацию в собственные знания. Однако, по нашему мнению, важнейшее значение имеет не только процесс формирования знаний, но и процесс эффективного управления ими, позволяющей добиться их капитализации. В данном контексте, по мнению ряда исследователей, система образования выступает как механизм отбора, который позволяет четко идентифицировать и отделить наиболее способныхучеников от имеющих худшие показатели [7].

Общее и специальное образование ориентированы на повышение уровня и запаса знаний индивида и улучшение их качественных характеристик, тем самым способствуя формированию и развитию человеческого капитала. В свою очередь, система высшего образования решает задачу формированию специалистов высокой квалификации, успешная деятельность в наибольшей степени способствует повышению темпов экономического роста.

С точки зрения теории человеческого капитала, большую роль играет и производственная подготовка, которая охватывает как непосредственное обучение сотрудника в компании, так и накопление им необходимого опыта в процессе трудовой деятельности. Специальная подготовка предоставляет работникам именно знания и навыки, которые нужны той организации, в рамках которой они осуществляют свою деятельность. В свою очередь, общая подготовка предусматривает приобретение работником универсальных неспециализированных навыков общего характера.

Вышеназванные процедуры закладывают основу для формирования не просто образовательного, а так называемого «знаниевого» капитала, который можно определить в качестве совокупности накопленных и сформированных индивидом знаний различного профиля и наличия у него способности на основе умелого управления ими создавать добавленную стоимость и, как следствие, обеспечивать поступление дополнительного дохода.

В качестве второй важнейшей составной части человеческого капитала выступает капитал здоровья, который представляет собой совокупность врожденных и накопленныхв течении жизни человека на основе соответствующих инвестиций качеств и характеристик, обеспечивающих формирование и улучшение состояния его здоровья как важнейшего фактора работоспособности [8]. Отметим, что если врожденные характеристики формируют базовый капитал здоровья, то накопленные - приобретенный.

Среди важнейшихособенностей, характеризующих капитал здоровья, можно отнести следующие [9]:

- невозможность приобретения и одновременная возможность утраты здоровья в течение очень короткого времени;

- наличие определенных пределов, ограничивающихуровень здоровья вследствие наличия комплекса объективных причин;

- сохранение здоровьем капиталообразующих свойств не только в процессе трудовой деятельности, но и вне ее рамок.

Осуществление инвестиций в воспроизводство как знаниевого капитала, так и капитала здоровья необходимо как для его носителей, так и для общества в целом. Подтверждением этого является факт более высокого уровня рентабельность инвестиций в развитие образовательного уровня и укрепление здоровья населения, по сравнению с инвестиционными вложениями, которые обеспечивают воспроизводство капитала в его традиционных формах. При этом крайне важно указать на то, что в качестве инвестиций в развитие человеческого капитала могут рассматриваться исключительно общественно полезные и экономически целесообразные капиталовложения.

По нашему мнению, в условиях формирования основ инновационной экономики в ряду факторов, определяющих степень успешности данного процесса, в значительной степени ключевое значение обретает еще один структурный элемент человеческого капитала, которым является креативный капитал.

Классическим определением креативного капитала можно назвать трактовку Р. Кушинга, в рамках которого под ним понимается совокупность имеющихся и реализуемых в практической деятельности способностей человека к развитию его творческой инициативы, которая формирует наличие возможностей для выработки инновационных по своему сущностному содержанию решений. Наряду с генерированием этихрешений, ключевое значение в процессе реализации креативного потенциала, обретает воплощение их в ценностной форме, в связи с чем творчество от достаточно пассивной позиции переходит к полноценному партнерству со многими сферами социально-экономической жизни [10].

Таким образом, в рамках понятия «человеческий капитал» синтезируется целый комплекс качественных характеристик, которые определяют способность индивида к получению дохода на основе их реализации. Учитывая современные условия развития социально-экономических систем регионального уровня, соответствующие этапу их постиндустриальной трансформации, именно параметры, характеризующие состояние знаниевого капитала, капитала здоровья и креативного капитала, должны учитываться в процессе оценки уровня развития человеческого капитала на региональном уровне.

Разработку комплекса индикаторов, используемых при оценке человеческого капитала региона, представляется целесообразным осуществлять в рамках формирования системы сбалансированных показателей (ССП), отражающей ориентацию на достижение целевыхустановок регионального развития в контексте обеспечения воспроизводства человеческого капитала территории.

Наименование данной системы производно от ее сущностного содержания, ориентированного на достижение целевого равновесия между стратегическими и краткосрочными целевыми ориентирами, достигнутыми и планируемыми результатами, внешними и внутренними факторами, оказывающими влияние на процесс достижения целевых ориентиров.

Число используемых в рамках осуществления оценки уровня человеческого капитала параметров может достигать нескольких десятков, что весьма существенно усложняет формирование сбалансированной в полном смысле этого слова системы. Необходимо отметить, что в рамках методологии формирования ССП важнейшую роль обретают не столько используемые параметры, сколько учет их взаимообусловленности и сбалансированного характера. Кроме того, данный методологический подход формирует качественно новую основу для использования современных информационных технологий и управленческих подходов [11].

Данная методология обретает достаточно широкое применение на уровне регионального менеджмента, что является проявлением ее универсальности и во многом обусловлено наличием возможности для трансформации как отдельных используемых в процессе оценки показателей, так и их групп.

В контексте предмета проводимого анализа в качестве подобных групп должны выступать параметры, отражающие уровень развития знаниевого капитала, капитала здоровья и креативного капитала в рамках конкретного региона. Причем, ориентируясь на представленный на рисунке 1 подход, представляется целесообразным, чтобы эти показатели в равной степени отражали этапы формирования, развития и реализации трех выше-отмеченных форм человеческого капитала. В этой связи предлагается следующая ориентировочная совокупность параметров оценки уровня регионального человеческого капитала (таблица 3).

Таблица 3 - Матрица параметров оценки уровня человеческого капитала региона

Комплексная группа элементов Формирование капитала Развитие капитала Реализация капитала

Знаниевый капитал Средний балл ЕГЭ Количество студентов на 10000 жит. Число посещений библиотек на 10000 жит. Уровень проникновения сети Интернет Число научныхработни-ков на 10000 жителей Средний индекс цитиру -емости научных журналов региона

Капитал здоровья Уровень младенческой смертности Доля затрат на здравоохранение в бюджете региона Общая заболеваемость населения Уровень производственного травматизма Средняя продолжительность жизни Общий коэ ф фициент смертности

Креативный капитал Доля выручки предприятий креативного сектора в ее общем объеме Число кластеров творческого и инновационного профиля Уровень инновационной активности предприятий Количество выставок на 10000 жителей Количество выданных патентов на 10000 жит. Количество посещений мероприятий событийного профиля

Отметим, что вышеприведенный список может быть расширен либо модифицирован в зависимости от особенностей развития конкретного региона или целей проведения процедуры межрегионального сопоставления уровня человеческого капитала. В частности, одним из методологических подходов к осуществлению этой процедуры является соотнесение каждого из анализируемых индикаторов развития человеческого капитала конкретного региона со средним значением этого индикатора в рамках рассматриваемой выборки (например, среди регионов, входящих в состав федерального округа) и вычисление значения среднего частного, которое и позволяет дать оценку уровня развития человеческого капитала региона относительно иных территориальных образований, являющихся объектами проводимого сопоставительного анализа. В данном контексте отметим, что именно проведение подобного анализа позволяет получить достаточно объективную оценку развития человеческого капитала конкретного региона, учитывающую не только особенности, присущие этому региону, но и общие тенденции, характерные для всей совокупности территорий, находящихся в достаточно тесном взаимодействии между собой и непосредственно воздействующие, в том числе, на процессы перето ка человеческого капитала между ними.

Источники

1. Гафарова Е.А., Кантор О.Г. Методы оценки регионального человеческого капитала: обзор подходов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2018, № 7. - С. 56.

2. Горшенина Е.В., Кобелева А.А. Человеческий капитал региона: методические и практические аспекты оценки // Экономические исследования. - 2019, № 1. - С. 5.

3. Яковенко Н.В., Сафонова И.В. Компонентная оценка человеческого капитала на уровне региона // Экология урбанизированных территорий. - 2020, № 4. - С. 123.

4. Качество жизни в новой реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expertnw.com/naglyadno/kachestvo-zhizni-v-novoy-realnosti.

5. Якунина Р.П. Человеческий капитал как стратегический инструмент социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2019, № 11. - С. 21.

6. Капелюшников Р.И. Наш человеческий капитал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=48&Itemid=0.

7. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 701.

8. Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада. Экономика, политика, культура. - 2005, № 3. - С. 97.

9. Артюхов И.П., Горбач Н.А., Лисняк М.А. Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы // Экономика. -2008, № 1. - С. 11.

10. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика-ХХ1, 2011. - С. 114.

11. Зарова Е.В., Проживин Р.А. Сбалансированная система показателей развития региона: статистическое обоснование и эко-нометрическое моделирование // Вопросы статистики. - 2008, № 8. - С. 61.

References

1. Gafarova E. A., Kantor O. G. Methods of assessing regional human capital: review of approaches / / Bulletin of the Samara State University of Economics. - 2018, No. 7. - p. 56.

2. Gorshenina E. V., Kobeleva A. A. Human capital of the region: methodological and practical aspects of evaluation // Economic research. - 2019, No. 1. - p. 5.

3. Yakovenko N. V., Safonova I. V. Component assessment of human capital at the regional level // Ecology of urbanized territories. - 2020, No. 4. - p. 123.

4. Quality of life in the new reality [Electronic resource]. Access mode: https://expertnw.com/naglyadno/kachestvo-zhizni-v-novoy-realnosti.

5. Yakunina R. P. Human capital as a strategic tool for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation / / Bulletin of the Samara State University of Economics. - 2019, No. 11. - p. 21.

6. Kapelyushnikov R. I. Our human capital [Electronic resource]. Access mode: http://www.inspp.ru/index.php7op-tion=com_content&task=view&id=48&Itemid=0.

7. Stiglitz J. Yu. Economics of the public sector. - M.: INFRA-M, 1997. - p. 701.

8. Verenikin A. O. Human capital: conceptual foundations and features of manifestation. Canada. Economy, politics, culture. -2005, No. 3. - p. 97.

9. Artyukhov I. P., Gorbach N. A., Lisnyak M. A. Human capital and health: problem statement // Economy. - 2008, No. 1. - p. 11.

10. Landry Ch. Creative city. - M.: Classic-XXI, 2011. - p. 114.

11. Zarova E. V., Zhizhin R. A. Balanced system of indicators of regional development: statistical justification and econometric modeling / / Voprosy statistiki. - 2008, No. 8. - p. 61.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11142

М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственныйуниверси-тет»,

М.М. Мусаев - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics an dEcon omic Security of In dustries an dEnterprises, Institute of Economics an dFinan ce, "Ch echen State University";

Р.Л. Кисиева - аспирант 2 курса кафедры экономики, направленность программы «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственныйуниверситет имени К.Л. Хетагу-рова»,

R.L. Kisieva - 2nd year postgraduate studen t of the Departmen t of Economics, focus of the program "Economic Theory", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov ".

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ THE ROLE OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA IN THE ADMINISTRATION OF NATIONAL PROJECTS

Аннотация. В настоящее время национальные проекты выступают в качестве одного из важнейших инструментов социально -экономического развития России. Эти планы, стратегии и задачи ориентированы сразу по 13 направлениям, которые возможно объединить в три основные группы.

Исполнителями национальных проектов являются органы регионального управления и местного самоуправления. Очевидно, что именно от того, насколько слаженными будут взаимоотношения федеральных региональных и муниципальных властей и будет зависеть эффективность выполнения поставленных задач.

Федеральная налоговая служба РФ обладает необходимыми правами и обязательствами для контроля и привлечения к ответственности всех юридических и физических лиц. УФНС России принимает дополнительные меры контроля за расходованием средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Налоговыми органами региона проводится контрольно -аналитическая работа в отношении субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в реализации нацпроектов.

Abstract. At present, national projects are one of the most important instruments for the socio-economic development of Russia. These plans, strategies and tasks are focused on 13 directions at once, which can be combined into three main groups.

The executors of national projects are regional government and local self-government bodies. It is obvious that it is on how well-coordinated the relationship between federal, regional and municipal authorities will depend on the effectiveness of fulfilling the assigned tasks.

The Federal Tax Service of the Russian Federation has the necessary rights and obligations to control and prosecute all legal entities and individuals. The Federal Tax Service of Russia is taking additional measures to control the spending offunds allocated for the implementation ofnational projects. The tax authorities ofthe region carry out control and analytical work in relation to business entities involved in the implementation of national projects..

Ключевые слова: федеральная налоговая служба, контроль, национальные проекты, реализация нацпроектов.

Keywords: federal tax service, control, national projects, implementation of national projects.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные проекты сегодня выступают как один из важнейших инструментов социально-экономического развития России. Возможно, их можно считать амбициозными, поскольку эти планы, стратегии и задачи ориентированы сразу по 13 направлениям, которые в свою очередь разделены на три основные группы (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.