УДК 336.225 Рамазанова Барият Курбановна
преподаватель кафедры налогов и налогообложения
Дагестанского государственного института народного хозяйства
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Ramazanova Bariyat Kurbanovna
Lecturer of the Taxes and Taxation Subdepartment, Dagestan State Institute of National Economy
MAIN APPROACHES TO DEFINITION OF TAX MANAGEMENT
Аннотация:
В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к трактовке понятия «налоговое администрирование». Приводятся взгляды многочисленных отечественных исследователей данной области, обосновывается авторская позиция по ключевым моментам. Сделан акцент на влияние состояния налогового администрирования на уровень конкурентоспособности национальной налоговой системы. В ходе проведенного исследования сформулированы направления, в рамках которых реализуется данный процесс.
Ключевые слова:
налоговое администрирование, налоговая система, налоговый контроль, налоговый механизм, налоговое регулирование, налоговый процесс, налоговые органы.
Summary:
The article deals with the approaches to interpretation of the tax management conception. The author considers views of the national researchers on the subject and substantiates an own position on the key points. It is emphasized that the tax administration influences the competitiveness of the national tax system. The undertaken research formulates directions under which the taxation is implemented.
Keywords:
tax management, tax system, tax control, tax mechanism, tax administration, taxation, tax authorities.
Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. До рассмотрения процесса налогового администрирования в российской налоговой системе следует, прежде всего, проанализировать сущность этого понятия. Это тем более важно, что оно как таковое не обозначено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Кроме того, в экономической литературе при обсуждении проблем путей дальнейшего совершенствования налогового администрирования в стране, участники дискуссии вкладывают в это понятие разное экономическое содержание. Между тем, раскрытие содержания данного понятия имеет не только чисто теоретическое, но и сугубо практическое значение. От того, как мы понимаем этот термин, в значительной мере зависят качество анализа налоговых отношений и процесса налогообложения, а также эффективность мер, предлагаемых по совершенствованию налогового администрирования.
Для того чтобы сформулировать определение налогового администрирования, нам необходимо рассмотреть все многообразие подходов к определению данного понятия.
Так, в результате изучения лишь небольшого количества работ по данной тематике было обнаружено более 30 определений, некоторые из них приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Трактовки понятия «налоговое администрирование»
Авторы Определение
1 2
И.А. Майбуров Налоговое администрирование - это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми органами и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов [11
В.Г. Пансков Налоговое администрирование можно определить как управленческую деятельность государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и прав и обязанностей участников налоговых отношений [21
А.З. Дадашев, А.В. Лобанов Налоговое администрирование - это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, которая включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [31
Продолжение таблицы 1
1 2
М.Т. Оспанов Налоговое администрирование включает комплекс мер по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности, контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, соблюдением законодательства [51
М.В. Мишустин Понятие налоговое администрирование в широком смысле охватывает множество направлений деятельности и регулирования налоговой системы государства [61
Л.И Гончаренко Налоговое администрирование выступает частью управления налоговыми отношениями, организационно представленными налоговой системой [71
Проведенный анализ «понятийного аппарата» позволил нам сформировать три вектора, в которых реализуется налоговое администрирование.
Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.
Во вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
В-третьих, это информационная среда реализации функций управления. Информационное взаимодействие (информационные отношения) налоговых органов и органов управления в иных сферах, осуществляемое в этой среде при реализации функций налогового администрирования; является предметом отдельного научного исследования.
В результате анализа и сопоставления различных подходов к определению «налоговое администрирование» можно сделать следующие выводы:
- понятие налоговое администрирование в широком смысле - это деятельность государственных органов власти, имеющая определяющее воздействие на процессы управления в области налогов;
- в более узком смысле налоговое администрирование - это повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Итак, учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение. Налоговое администрирование - совокупность организационно-экономических отношений в сфере налогообложения, основанных на нормативно-правовом регулировании в системе установления, введения, взимания налогов и сборов, налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, ответственности в области налогов и сборов, защиты прав налогоплательщиков.
Объектом налогового администрирования являются налоговые отношения, возникающие между государством и другими участниками производственного процесса.
Состояние налогового администрирования как качество деятельности фискальных налоговых органов по контролю наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем нагрузки на организации и физические лица является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.
Целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы данного регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.
Важно заметить, что целевые установки налогового администрирования включают:
- исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности;
- выполнение налоговой политики и тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;
- укрепление налоговой дисциплины;
- упорядочение налоговых отношений.
Особенность налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней. Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы в мобильной форме, в виде гибкого механизма, способного оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система направлена на
повышение эффективности совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, конкретную технологию соответствующих отношений и стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговое администрирование - наиболее социально-выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге усугубляют социальную напряженность в обществе. Поэтому сегодня существует острая необходимость дать однозначное определение термину «налоговое администрирование» в основном законе, регулирующем налоговые отношения - в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что налоговое администрирование является важнейшим элементом налогового процесса, отражает интересы, как налогоплательщиков, так и государства. Понятие «налогового администрирования» в настоящее время находится в стадии развития, реформирования и дальнейшего совершенствования системы налогового администрирования, повышения эффективности работы налогового органа являются необходимыми и достаточными условиями процесса обеспечения экономического развития России.
Ссылки:
1. Майбуров И.А Налоги и налогообложение: учеб. для студентов вузов / под ред. 5-е изд., перер. и доп. М., 2012. С. 88.
2. Пансков П.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.,
2012. С. 241-242.
3. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002. С. 4-5.
4. Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. № 10. С. 22.
5. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб., 1997. С. 289.
6. Мишустин М.В. Информационно-технические основы государственного налогового администрирования. М., 2005. С. 19.
7. Гончаренко Л.И. Методология налогообложения и налогового администрирования Коммерческих банков России. М., 2011. С. 192.